-AdRiver-
Brahman написал полчаса назад к новости «Мой маленький серп». Предзаказ: # Не упоминай Серп всу...то есть на Тесере добрым словом)
Brahman написал полчаса назад к новости «Мой маленький серп». Предзаказ: # Это замечательно ;)
Rodgall написал полчаса назад к новости «Мой маленький серп». Предзаказ: # К - Клиентоориентированность. Часть II: Учитель и ученик.
Herbert_West написал полчаса назад к мысли на тему Посоветуйте новичку: # Small World: Маленький мир. Игра яркая, красочная, правила осваиваются...
Ifikl написал полчаса назад к новости «Мой маленький серп». Предзаказ: # Это не вас там в теме вк опять обхамил их админ под известным ником?
Голосуем кошельком [15.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Мой маленький серп». Предзаказ
На сайте CG открыт предзаказ на семейную игру по мотивам «Серпа». 
С миру по нитке [14.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
На экранах [14.08.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [13.08.2018]
В этом выпуске: «крик души» Instagram-обзорщика, обзоры игр Akrotiri, «Century. ...

Tikoshka

Почему мне не нравится «Плоский мир»

28 апреля 2013

Информация

добавить
игры Плоский мир: Анк-Морпорк
Дата: 28 апреля 2013
Источник: Tikoshka
Оценка пользователей
7.1850
-

Писала я недавно комментарий о «Плоском мире» в блоге Остапа, и получился он такой большой, что я решила его выложить здесь.

 

Дисклеймер:

Все напечанные ниже буквы не призваны никому доказать, что игра плохая (у игры столько поклонников, что плохой она быть не может). Это просто попытка описать исключительно мои субъективные эмоции, которые не обязаны совпадать с эмоциями других людей. Дело в том, что когда я читала обзоры перед покупкой игры, то не встретила ни одного аргументированного отрицательного отзыва (может, они просто не такие популярные и поэтому не попались мне на глаза). Хочу немного восполнить этот пробел, чтобы люди которые только думают о покупке, учитывали некоторые особенности игры, которые некоторым людям могут не нравиться, и могли делать свой выбор более осознанно.

 

 

Кратко о сути игры для тех, кто с ней вообще не знаком. Перед началом игры каждый игрок получает взакрытую одну из 7 ролей. Каждая роль имеет свои условия достижения победы, причём все они должны быть достигнуты на момент начала хода, т.е. за свой ход выполнить условия и провозгласить победу нельзя. Надо дождаться следующего хода, а к его началу ситуация на столе может полностью измениться. Поэтому очень важно хранить свою роль в тайне и по возможности пытаться ввести других игроков в заблуждение насчет того, за кого вы играете. В ходе самой игры игроки разыгрывают карты с руки. На картах содержатся разнообразные свойства: получить деньги из банка, построить здание (если хватает денег на постройку), поставить своего слугу на поле, убить чужого слугу и т.д. Некоторые карты позволяют разыграть ещё одну карту, т.е. можно формировать цепочки из карт, выполняя за раз довольно много действий.

 

А теперь мои претензии :) Сразу оговорюсь, что я очень люблю конфликтные игры: «Исла Дорада» и «Побег из Атлантиды» — мои самые любимые настолки на текущий момент. Но «Исла Дорада» и «Атлантида» и своим оформлением, и игровым процессом сразу настраивают на озорной приключенческий лад, а «Плоский мир» своим стильным и сдержанным оформлением и «экономическими» целями при первом знакомстве обманывает неискушённого игрока и кажется более менее продуманной стратегией, а на деле оказывается довольно хаотичной игрой без возможностей долгосрочного продуманного планирования.

 

Остап назвал игру «весёлой» и писал, что часто возникает ситуация, когда игрок очень близок к победе, но надо, чтобы за тот круг, пока к нему не дойдёт следущий ход, выполненные условия победы не рассыпались в прах. Причём оппоненты могут напакостить как намеренно, если подозревают, что именно к этому ты и стремишься, так и случайно. «При этом у тебя бешено колотится сердце, выступает пот, расширяются зрачки, но ты изо всех сил пытаешься не палиться и надеешься, что другие не заметят.» Всё так, и это здорово, когда игра вызывает сильные эмоции. Но какое-то это недоброе и невесёлое состояние :) Больше похоже на нервы перед кабинетом врача или экзаменом. В действительно весёлых играх после такого нервного напряжения наступает разрядка смехом, а тут нет, тут надо понадёжнее спрятать разочарование от разрушенных планов, взять себя в руки и пытаться опять достичь цели. У меня после этой игры какое-то состояние опустошённости и нервного истощения.

 

К тому же, не знаю, как в эту игру играют люди с адекватным к ней отношением, но могу написать, как играю я. Так как на приходящие карты влияния у меня нет, на оппонентов оно небольшое (хорошо и продуктивно блефовать ещё уметь надо), но я могу следить за условиями победы и всем портить жизнь. Поэтому после каждого хода в голове вертится: «Так, на поле 6 жетонов неприятностей — Дракон ещё может подождать, у зелёного игрока 3 квартала с доминированием, жёлтый и синий не конкуренты — у них всего 1 и 2 квартала, слуг у всех столько-то на поле и т.д.». А ещё желательно пересчитывать имущество и деньги, чтобы следить за Хризопразами. В итоге голова пухнет от постоянных расчётов и прикидок, а толку нет. Поэтому и кажется постоянно, что уж если есть желание поработать головой, то есть смысл взять что-то серьёзное и более контролируемое. 

 

Думаю, это моё тотальное невезение, но всякий раз, когда я силой воли усаживаю себя играть в «Плоский мир», мне выпадает Лорд. Играть Лордами — это отдельная мука. Я не представляю, как можно выиграть Лордом. Вероятно, это должно быть тотальное везение с картами, которое позволит всех переплюнуть настолько, чтобы никто не успел помешать. Для тех, кто не играл, напишу, что так как лордов 3, то почти гарантировано хоть один лорд в игре будет, и за условием победы лорда все следят очень пристально. Если прозевать маскирующегося Витинари, Дракона или даже Хризопраза ещё, вероятно, можно, то Лорда ну никак. В одну игру у меня был очень большой фарт на денежные карты, в итоге у меня было столько денег, что все однозначно решили, что я Хризопраз (я играла за Лорда, как всегда :) ). Я даже боялась, что наступит момент, когда передо мной будет лежать 50 монет и все поймут, что я точно не могу быть Хризопразом. Но даже при такой уверенности, те 2 раза, когда у меня на поле «как бы случайно» возникало доминирование в 4 районах, это доминирование убирали со словами «на всякий случай».

 

Про случайность не знаю, стоит ли писать. Её много. Там, где не подгадят соперники, подгадит Фортуна. В прошлой игре у меня вообще не выпадали денежные карты. В итоге не было даже шанса построить здание, чтобы получить какой-то полезный бонус. Самое смешное было, когда в конце игры все вскрыли роли и выглядевшая самой грустной моя сестра оказалась Хризопразом с парой монет и вообще без зданий, т.к. ей тоже тотально не везло на денежные карты, и в хризопразовости её вообще никто даже и заподозрить не мог (Хризопразу для победы надо накопить 50 монет наличкой или вложенных в постройку зданий). Для тех, кому случайности с раздачей карт кажется мало, есть ещё так называемые Случайные события, которые могут одномоментно развалить всю ситуацию на столе, не щадя никого (в том числе и того, кто это событие вызвал). Думаю, именно эта «тотальная власть рандома» и не нравится большей части нашей компании. Нам хочется всё-таки чуть большего контроля. К агрессивным действиям противника все относятся нормально. Скажем, в «Побеге из Атлантиды» тоже случайности больше, чем планирования, но практически все неожиданные изменения ситуации там связаны с ходами игроков, и эта игра идёт у нас на ура!

 

Остап предлагал ввести хоумрул: запретить игрокам указывать на то, что какие-то условия победы вот-вот сработают. Это вообще мой конёк — не имея понятия, как же выиграть самой, хоть могу немного подпортить планы окружающим :), постоянно следя за тем, какие условия победы близки к реализации. В прошлую игру я отказалась участвовать. Наша шестёрка нелюбителей «Плоского мира» разложила «Цитадели». К нашему удивлению, стайка игроков в «Плоский мир» прибежала к нам через 10 минут с большими глазами и новостью, что у них выиграл Лорд, а они его профукали и не заметили :) Возможно, неплохая идея на первых порах убирать Ваймса из колоды персонажей. Всё-таки мне кажется, с этим персонажем какой-то перекос. Ведь по идее все персонажи занимаются тем, что пытаются помешать другим достичь условий победы, и помимо этого всем надо ещё что-то делать для себя, а Ваймсу единственному не надо.

 

Есть игры, в которых игровой процесс настолько интересный и приятный, что победа становится и не особенно важна. Такие игры для меня: «Саботёр», «Исла Дорада», «Диксит», «Побег из Атлантиды». А вот «Плоский мир» для меня совершенно не попадает в эту категорию. В «Плоском мире» у меня полная ассоциация с мухой, увязшей в варенье: пытаешься достать лапки, а они вязнут всё больше и нет никакого движения в сторону свободы, а в конце прилетает воробей Ваймс и довольный лопает сразу всех увязших мух :)

 

Возможно, что игра лучше идёт у тех, кто всё-таки читал книги. Для меня все эти названия на картах не говорят абсолютно НИЧЕГО. Кто такая Сибилла Ваймс? Жена Ваймса? И почему она позволяет строить здание, но только в квартале, где нет неприятностей? Ну и так далее. Я люблю фантастические книги и думаю, для меня часть фана в игре по прочтённой книге была бы в узнаваемости персонажей, как я смотрю на фото компонентов Battlestar Galactica, а там все как родные. Возможно, поэтому в нашей игровой компании игра понравилась 2 людям, которые читали Пратчетта, и ещё одному, которого я забываю спросить, читал он или нет (думаю, что читал). Остальные 6 человек пытаются забиться в угол, когда кто-то из первой группы предлагает сыграть в «Плоский мир».

 

Напоследок напишу, что если в будущем я всё-таки смогу разгадать секрет очарования этой игры, который привлекает стольких её сторонников, то непременно тут напишу.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Curtis_Truffle написал 3 года назад: #

Отличная статья, всегда интересно считать чей-то поток сознания, когда в нём здраво и агрументированно раскрывается точка зрения, отличающаяся от моей собственной. У меня самого Плоский Мир в числе любимых настолок. В настолки играю довольно легкомысленно, сложные расчёты для меня - иной уровень сознания, так что такие, как я, вероятно, целевая аудитория этой игры. Книги Пратчетта искренне не люблю, и то, что мне нравятся настолки в этом сеттинге, для меня всегда было почти божественным откровением))

EvOL написал 4 года назад: # скрыть ответы

Очень и очень хорошая статья. Мне бы она показалась читабельней бы в форме обзора, т.е. чуть более структурированно, но на вкус... В любом случае крепкие 10 баллов. Спасибо.

Komissar написал 4 года назад: # скрыть ответы

-Очень и очень хорошая статья

Во всей статье две дельных мысли: что в игре надо думать, и что играть за лордов так себе.

korzhik написал 4 года назад: #

в ваших двух комментариях, в отличии от этой статьи, дельных мыслей вообще нет

hagard написал 4 года назад: #

а по-моему мысль другая - человеку совершенно не нравится хаотичность игры.

Это действительно дело вкуса, и это стоит выделить, но мне лично кажется что слишком большой статья получилась для этого уточнения (нам, к слову, хаотичность плоского мира нравится).

И еще хочу не согласиться с ролью Командора Ваймса... то что ему ничего не нужно делать - заблуждение. Его игра сводится к пролистыванию колоды, больше сыграть в ход.. больше поскидывать (чтобы больше добрать), больше брать карт в принципе.Кроме карт на Взятие есть еще и районы, позволяющие это ускорить. не знаю как у вас протекает игра у нас Командор Ваймс выигрывает редко, особенно если ничего не делает для своей победы.

Спасибо за статью! В действительность отрицательные отзывы - это то что определяет покупку (а никак не положительные). Я прочитав вашу все равно бы купил, а кого то это бы остановило ;)

Ilych написал 4 года назад: #

а нам нравится.
там столько всего и всё равно мало!
Рандом... да и фиг с ним, чай не варгеймеры ;)
но по прошествии 20+ партий есть и стратегии и тактики за того или иного лорда. и проигрыши тогда когда всё на мази! при этом играем пока только составом только 2 игрока

Komissar написал 4 года назад: #

-Скажем, в «Побеге из Атлантиды» тоже случайности больше, чем планирования, но практически все неожиданные изменения ситуации там связаны с ходами игроков, и эта игра идёт у нас на ура!

В ПМ (Плоском мире) все неожиданные изменения ситуации тоже связаны с ходами игроков. Такие дела.

prostobob написал 4 года назад: # скрыть ответы

Вот прикалывают меня люди, которые не сумев достичь чего-либо, пишут едкие комментарии про это самое "что-либо".
Буквально на днях играли в плоский мир, дважды попадался хризопраз. Деньги приходили крайне редко, но при этом я дважды выиграл. "Не везти на денежные карты" в этой игре не может по определению потому что их в колоде достаточно много, особенно в коричневой рамке. Хотя бы на одно самое дешевое здание деньги будут всегда, если не будут падлить, но это уже другой вопрос. Да и стартовый капитал никто не отменял.
Как правильно уже замечали рандом и хаос очень органично вплетены в игру, собственно они и являются фишкой игры. Хаос в игре собственно и имеется для того чтобы не выделять явного лидера до самого конца игры, чтобы "везучий" человек с крутыми картами играл на равных с человеком с явно пониженной характеристикой "удачи". В игре нет явно крутых карт или откровенно плохих. Даже Рулевики, про которых я сначала подумал что это недопечатка карты, вполне себе играются, причем во многих случаях даже помогают, несмотря на то что карта - балласт. Это и называется баланс.
Держать в памяти какие есть роли особо и не нужно, по действиям игрока определяются большинство из них. Единственный минус игры как я считаю - слишком мало ролей. Я понимаю что игра максимум на 4, но могли бы сделать хотя бы лордов с разными целями, пускай похожими, но разными.

Tikoshka написала 4 года назад: #

А меня не перестают удивлять люди, которые свое субъективное мнение считают важнее прочих. Вам нравится игра? Отлично! Можно только порадоваться. Мне нет. Почему - я долго и старательно описывала не для того, чтобы с кем-то спорить (это глупо, мне нравится одно - другим другое), а для того, чтобы люди, которые только раздумывают над приобретением этой игры, знали, что может не понравиться, и оценили, насколько для них это критично или, наоборот, "Хорошие сапоги - надо брать". Возможно, мне не нравится тот самый хаос, который есть фишка игры. Он обязан всем нравиться, потому что нравится вам? Когда я собиралась покупать эту игру, то сплошь и рядом были одни хвалебные отзывы, а к этой статье несколько человек написало, что у них схожие со мной впечатления. Такое ощущение, что люди боятся писать свое мнение, если оно не совпадает с мнением большинства, т.к. набегут критики, которых это "прикалывает".