-AdRiver-
dar_ling написал 14 минут назад к игре Абрака...что?: # Оказалось, что у игры есть прародитель в лице Domemo (игра аж 1975 год...
Eugene_Russo написал 26 минут назад к мысли на тему Посоветуйте новичку: # Талисман, как и еще несколько игр (Сквозь века, Марс, Серп) добротно с...
Eugene_Russo написал 28 минут назад к мысли на тему Посоветуйте новичку: # Спасибо, если когда-нибудь соберусь в клубы и на игротеки, ваше пожела...
AlexShepelev написал полчаса назад к игре Сезоны: # не надо хоумрулов есть карты зелье огня, амулет огня, чаша, пророчица ...
Regxty написал полчаса назад к игре Проклятые артефакты: # Ну, это как клоны «Монополии» с сотней клеток, дополнительным кругом и...
"Мой маленький серп". Предзаказ
На сайте CG открыт предзаказ на семейную игру по мотивам «Серпа». 
С миру по нитке [14.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
На экранах [14.08.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [13.08.2018]
В этом выпуске: «крик души» Instagram-обзорщика, обзоры игр Akrotiri, «Century. ...
Новые мини-дополнения для Colt Express!
6 новых мини-дополнений. Игроки должны объединиться против бандита, которым упра...

oranged

Из 2014-го в 2015-й: SaF Gang Design

14 февраля 2015

Информация

добавить
персоны Павел Берлин
компании SaF Gang Design
Дата: 14 февраля 2015
Оценка пользователей
9.3116
-

(Прим. автора — Сегодня у нас в гостях Павел Бéрлин, и мы побеседуем об итогах 2014 года и планах на 2015-й компании SaF Gang Design. До этого мы опубликовали интервью с Сергеем Голубкиным («Геменот»), Михаилом Акуловым (Hobby World), Александром Ермаковым («Студия 101»), Дмитрием Кибкало («Мосигра») и Тамарой Персиковой (Indigo Games). К сожалению, побеседовать со всеми, с кем хотелось, нам не удалось. В результате эта статья поставит в серии точку.)

 

 

— Каким для вас выдался 2014 год? Можете ответить в виде краткой хронологии событий в жизни вашей компании? Заодно, пожалуйста, расскажите, как она появилась на свет и почему получила такое название.

 

— 2014 год у нас был... Разным. С одной стороны, конечно, это был год, когда мы собственно по-настоящему начали нашу деятельность, год, когда выпустили первую игру. Так что год был радостным и полным надежд. С другой стороны, год был сложным. С самого начала не всё пошло гладко, некоторые проблемы приходилось решать на ходу, качать новые скиллы, иногда довольно сильно рисковать. К счастью, у нас было много доброжелательных помощников. Финал года слегка не задался, но я думаю, что 2015-й будет лучше.

 

SaF Gang появилась на свет... Да собственно в результате того, что я всё-таки решил перевести для своих игроков шаблоны Apocalypse World, а Александр Ермаков (Studio 101) предложил мне сделать это официально. Изначально планировалось, что это будет одним из проектов «Студии» (и многие до сих пор так считают, насколько мне известно). По мере работы над переводом возникли другие идеи, и когда я уже твёрдо решил не ограничиваться «Постапокалипсисом», было принято решение создать SaF Gang Design. Секрет названия прост: SaF означает Snarls-at-Fleas (потому что я невероятно скромен), ну и наша Gang [«банда»], без которой это всё вряд ли бы получилось (состав можно посмотреть на нашем сайте в разделе «О нас»: http://www.safgang.ru/daGang.php).

 

— Можете привести несколько главных достижений компании в уходящем году? Появился ли какой-нибудь предмет гордости?

 

— Главными достижениями 2014 года я считаю две вышедшие игры — «Постапокалипсис» и «Воспоминания о будущем» (я не забыл о «Колонии», но не буду считать её законченным проектом, пока не увижу бумажную версию). Главным предметом гордости для меня остаётся «Постапокалипсис». Мы совершили немало ошибок. Если бы мы выпускали его сейчас, то, наверное, получилось бы гораздо лучше во всех смыслах. Тем не менее мы выпустили на русском языке игру, которая, на мой взгляд, стала настоящей вехой в истории ролевых игр, дав начало огромному количеству проектов, сделанных на этом движке, некоторые из которых уходят всё дальше от оригинала, тем не менее сохраняя все его лучшие качества.  И хотя сейчас я сам веду игру по другой системе, я до сих пор считаю, что за всю мою 18-летнюю практику вождения я никогда не водил лучших игр, чем те, где использовал «Постапокалипсис».

 

— Я слышал из разных уст два мнения по поводу Apocalypse World. Одни говорят, что система явно для опытных игроков, и новичкам в ней освоиться будет сложновато. Видимо, причина в том, что тебя забрасывают в песочницу, вручают инструмент, позволяющий двигаться вперёд, и оставляют в одиночестве. Другие утверждают, что, наоборот, AW замечательно подходит для новичков, поскольку учит импровизации (а ведущих в числе прочего — основам сюжетоплетения и другим полезным навыкам, например, слушать игроков и отталкиваться от пророненных ими идей и домыслов в дальнейшем). А правда, видимо, где-то посередине? По каким уже мирам позволяют побродить производные от AW игры? Есть ли какое-нибудь русскоязычное сообщество AW, где можно следить за новостями?

 

— Я на стороне тех, кто считает, что это отличная система для того, чтобы начать играть в ролевые игры. У меня есть опыт «воздействия» этой системы на новичков, и должен сказать, что игроки очень быстро осваиваются. Плюс, «Постапокалипсис» учит очень верному методу игры. Дело в том, что предполагается, что в ролевых играх мы можем делать всё, что подсказывает нам воображение. На деле в очень многих случаях игра сваливается в бесконечные подсчёты, заявления «нет, по правилам ты это сделать не можешь» и т.д. Игры на движке ПА этого недостатка лишены и позволяют не ограничивать воображение новичков, с самого начала «воспитывая» хороших игроков. Я бы всячески рекомендовал «Постапокалипсис» и его производные в качестве способа знакомства с ролевыми играми.

 

Что до миров, по которым можно побродить, используя движок... Вопрос очень сложный. Big List of AW hacks уже достиг 100 строк и продолжает расти. Постапокалипсис (несколько вариантов), самые разные виды фэнтези, много космических хаков, Дикий Запад, Тёмные века, мир исландских саг, мир «Звёздных войн», мир «Игры престолов», мир компьютерной игры Borderlands, несколько супергероических хаков, мир «Аватара» и «Муми-троллей», а также поля сражений Второй мировой войны и киберпанк (в том числе магический киберпанк вселенной Shadowrun). И я уверен, что список далеко не полон. Я слежу за разработками, и некоторые незаконченные проекты пока в этот список не попали. В общем, проще сказать, во что нельзя поиграть по этой системе или по её производным.

 

Единственное известное мне сообщество, где достаточно регулярно выкладываются новости, в том числе наработки наших авторов и обсуждения различных новых идей для системы ПА — это http://imaginaria.ru/blog/aw/.

 



 

— Возникло ли в этом году какое-нибудь препятствие? Как преодолели его?

 

— Препятствий было немало, сложно выделить что-то одно или что-то крупное. Вроде бы всё было мелочью, но вместе они сложились в ситуацию, когда планируемые к выпуску в 2014 году проекты затормозились и оказались не закончены в срок. Преодолевать приходилось по-разному, тут тоже сложно выделить что-то одно. Ко многим финансовым и организационным вопросам пришлось подойти по-новому, с неожиданных для нас самих углов.

 

— Выкрутились. (: Зайдём с другой стороны: сейчас, спустя несколько проектов, у вас могут возникнуть такие же проблемы? Или главным препятствием было отсутствие опыта в издательском деле?

 

— Да, главным препятствием я бы назвал именно отсутствие опыта. Сейчас я вижу допущенные ошибки и полагаю, что в дальнейшем они уже не встанут у нас на пути. Конечно, всегда могут возникнуть новые проблемы, но будем надеяться, что мы сможем их преодолеть.

 

— Сложно ли выпускать русские издания ролевых игр? Всё-таки в них обычно текста больше, чем, например, в настольных играх. Сложно ли добиваться прав на издание игр в России? Почему российские издатели не берутся за такие громкие проекты, как D&D? (Первой ласточкой может стать Pathfinder. Ходили слухи о локализации ролевой игры компании FFG по Star Wars, но проект в итоге закрыт.)

 

— Я думаю, свои сложности есть и тут, и там (и в ролевых, и в настольных играх). Я довольно давно занимался любительскими переводами ролевых игр (впервые попробовав это в конце 90-х, переведя «Книгу игрока» AD&D для своих игроков). Всем, наверное, известно, как много копий сломано вокруг терминологии (привет дварфам/гномам). Создание хорошей базы терминов для игры я считаю основной задачей при её переводе. Дальнейшее — дело техники.

 

С правами на издание в России проблемы возникали редко. Условия, конечно, у всех разные, переговоры иногда затягиваются, но тем не менее почти во всех случаях исход положительный.

 

Что до громких проектов... Я не могу говорить за всех издателей, выскажу свою точку зрения. Лично я просто не считаю, что эти «громкие» проекты имеют коммерческий потенциал в современной России. Все эти яркие дорогие книги по 300–500 страниц всё-таки рассчитаны на Запад, где у игроков в ролевые игры уже растут дети, внуки, а то и правнуки. Для нас это хобби относительно новое и неизвестное. Когда человеку под видом игры предлагают три толстые книги ценой по 2000–3000 рублей, он уже задумается. Когда он поймёт, что к тому же не сможет сесть и в это поиграть... Лично я бы очень сильно засомневался, стоит ли мне такое покупать. А я играю уже почти 20 лет. Что говорить о новых людях? Выходом могли бы стать стартеры, которые больше похожи на традиционные настольные игры, но их редко можно назвать полноценной игрой (хотя бывают исключения).

 

— Какие исключения, например? А какие игры/системы вы бы предложили в качестве первых шагов в этом хобби? На EnWorld время от времени публикуют рейтинг популярности НРИ, основанный на статистике виртуальных столов. И если верить им, лидируют D&D разных редакций, Pathfinder и Savage Worlds. Думаете, в России сейчас расклад другой?

 

— Примером может послужить игра Lamentations of the Flame Princess (которую мы тоже планируем выпустить): здесь покупатель получает более привычную коробку — правила, разные аксессуары и т.д. Но в отличие от многих других стартеров, вы не забросите эту коробку после пары игр, а сможете использовать всё, что в ней лежит, для того, чтобы ещё много раз погружаться в жуткое фэнтези, созданное для вас Джеймсом Рааги.

 

Что до популярности игр, как мне кажется, в России о ней говорить пока очень сложно. Нас очень мало и, возможно, ролевые игры никогда не достигнут такой массовости как на Западе. Если же это случится, то топ-10 наших игр, я уверен, будет другим. Если в России когда-нибудь появится «ролевой мейнстрим», возможно, им станут именно выпускаемые нами и другими издателями «инди-игры».

 





 

— Ваши планы радуют множеством вкусных проектов (http://tesera.ru/new/417920/). Можете уточнить их сроки и статусы?

 

— Как я уже говорил, планы и сроки по разным причинам сдвинулись. Давайте пройдём по приведенному выше списку.

 

3:16 и How to Host a Dungeon очень близки к завершению, одна из них появится в начале февраля, другая ближе к концу (как минимум в виде pdf, а How to Host a Dungeon исключительно в виде pdf — бумажной версии не будет).

 

Durance мы выпустили в виде pdf, но очень сильно задержались с бумажным изданием. Сейчас мы думаем, как именно лучше издать книгу в изменившихся экономических условиях. В ближайшее время будут новости. Думаю, мы увидим её в феврале.

 

Перевод Mythender уже идёт. Объёмы здесь побольше, так что, думаю, лучше вернуться к этому вопросу ближе к концу февраля, когда после окончания работы над 3:16 и How to Host a Dungeon больше людей смогут заняться Mythender’ом.

 

Apocalypse World: Dark Age пока что затормозился, поскольку оригинал игры ещё не готов. Все материалы, которые предоставил автор, мы уже перевели и выложили в открытый доступ. (Пока ссылка только на Dropbox.) Это далеко не окончательная версия игры, так что играть в неё стоит на свой страх и риск :) Но выглядит уже весьма и весьма неплохо. Правда, Винсент Бейкер недавно показал ещё одну игру, над которой работает (Freebooting Venus), так что теперь сложно сказать, какая для него приоритетна и какая выйдет раньше.

 

Inverse World и Pirate World мы отложили до русского релиза Dungeon World. Обе игры являются дополнениями к DW, и без него играть в них практически невозможно. Плюс, хотелось бы, чтобы терминология всех трёх игр была согласована между собой. Однако DW издаём не мы, так что пока мы ждём коллег.

 

И вкратце об остальных проектах. Urban Shadows: ждём финальной версии с «Кикстартера». Night Witches: изучаем бэкерское издание с «Кикстартера», готовимся к переводу (терминология и т.д.). Stars Without Number: аналогично Night Witches, вероятно, одна из первых игр, которая пойдёт в перевод, как только освободятся переводчики/корректоры. LotFP: здесь пока решены не все организационные вопросы, автор очень занятой человек, постоянно выпускает новые проекты и крутится как может; как только он соберёт для нас пакет исходных материалов, можно будет подробнее говорить о сроках (но вот тут я ожидаю скорых новостей).

 

— Можете поделиться топом продаж среди вашей продукции?

 

— Тут всё вполне закономерно:

  1. «Постапокалипсис»;
  2. «Воспоминания о будущем»;
  3. «Колония».

Не уверен, что прошло достаточно времени, чтобы судить по этому списку о популярности той или иной из игр. Это, скорее, хронология их выпуска.

 

— Хотелось бы воспользоваться случаем и поинтересоваться, какие ролевые игры вы считаете обязательными к ознакомлению и почему. Назовите, пожалуйста, свои любимые игры (и/или правила) и объясните причины.

 

— В данный период своей ролевой жизни я считаю самыми интересными игры на движке *W и Fate Core. В чём-то они неуловимо похожи, но различаются абсолютно разным подходом. *W (к примеру, «Постапокалипсис») мне нравится жёсткой структурой, причём именно там, где она нужна — в построении сюжета игры. Мне нравится этот удобный каркас, на котором мне (и моим игрокам) можно комфортно строить свои истории. Причём этот каркас в каждом из вариантов свой — постапокалипсис в ПА, D&D-образная фэнтези в DW и т.д. имеют свою уникальную структуру, поддерживающуюся на уровне игромеханики.

 

Fate... В ней я, конечно, новичок... Но мне она понравилась тем, что это, пожалуй, лучший инструментарий для того, чтобы играть в то, во что захотите. Если под рукой нет нравящейся вам системы в этом жанре, попробуйте Fate — она, скорее всего, подойдёт :) Именно так я её и использую. Иметь такой универсальный инструментарий под рукой всегда полезно.

 

— Ждёте какие-нибудь новинки, и если да, то какие?

 

— Первое, что приходит в голову, это Stonetop — небольшой, но интересный хак для Dungeon World. Очень хочу поводить по нему свою старую команду, с которой недавно снова стали собираться. Недавно дождался Primetime Adventures. Пожалуй, больше каких-то особенных новинок не ожидаю.

 

— Играете ли в более привычные нашим читателям настольные игры? И если да, то в какие: можете назвать ваши любимые и текущий «плейлист»?

 

— Конечно. Много и часто. (Уходит посмотреть наиболее часто доставаемые игры). «Игра престолов» (та, что стратегия, не карточная и не варгейм), «Ужас Аркхэма» (пока без дополнений, никак не соберусь заказать), три игры из линейки D&D Adventure System (Castle Ravenloft и т.д.). Иногда «Цивилизация» (Mare Nostrum). Раньше много играли в «Эво» и в разных «Манчкинов». Но «Манчкин» что-то радовать перестал. Очень любим в компании играть в Three Dragons’ Ante. И, конечно, Battlestar Galactica. У меня её нет, но иногда (когда есть время) собираемся с другом, у которого есть.

 






 

— Как будете выживать в условиях начавшегося кризиса? Коснётся ли он ваших клиентов и каким образом?

 

— Зависит от масштабов кризиса. Прогнозы разные. Думаю, за 2 бартера и коробку патронов наша банда... В общем, Мировой Вихрь что-то очень туманно выражается на эту тему. Так что я тоже пока воздержусь от комментариев.

 

— Т.е. сворачивать деятельность не собираетесь, предпринимать конкретные шаги по обороне от курса рубля не планируете? Ни повышения цен, ни «Бумстартера» для сбора какой-никакой, но базы для бумажных изданий и т.д.?

 

— Бумстартеры планировались безотносительно кризиса, так что в качестве антикризисной меры я их не воспринимаю. Деятельность сворачивать не собираемся. Если не будет совсем серьёзной катастрофы, цены на уже имеющиеся издания постараемся сохранить прежними. Что будет с новыми, сказать сложнее — тут, естественно, очень многое зависит от типографий и того, как изменят свои цены они. Пока сложно сказать что-то конкретное.

 

— Можете наметить тренды российского и мирового рынков настольных ролевых игр? Как вы оцениваете текущее состояние российского рынка? Стал ли он более привлекательным?

 

— На мой взгляд, идёт достаточно большой перекос в сторону проектов, позволяющих получить быструю и качественную «дозу» ролевой игры. Скорее всего, это обусловлено общим взрослением сообщества (что у нас, что во всём мире). Увы, дети, работа, не играющие, но близкие люди (бывает и такое!) — уже не всегда получается играть так часто, много и регулярно, как раньше. Соответственно игры, которые позволяют с минимумом подготовки получить максимум удовольствия от игрового процесса, выходят на передний план.

 

Ещё всё больше людей перестают считать игру через Интернет чем-то вспомогательным и выбирают это в качестве основного способа играть. Уже сейчас мы видим множество инструментов, которые это облегчают. Многие из них предлагают возможности, которых лишены традиционные настольные ролевые игры. Отсюда всего пара шагов к игровым системам, которые изначально созданы именно для такой игры. Мне кажется, будущее именно за ними. Эдакий гибрид настольной ролевой игры и чего-то вроде Neverwinter Nights с её небольшими серверами «для друзей». Насколько мне известно, настольные игры (boardgames) тоже прощупывают почву в этом направлении.

 

Российский рынок явно развивается. Текущий кризис может слегка (или не так уж слегка) затормозить это развитие, но если нам не доведётся сыграть в «Постапокалипсис» в реальной жизни, думаю, развитие продолжится. Игры выбираются из ниши, становятся чем-то известным, более понятным и более привлекательным.

 

— Как вы оцениваете влияние «Ролекона»? Можете привести список конвентов и сайтов, которые играют заметную роль в жизни российского сообщества ролевиков? Вообще, существует ли такое сообщество?

 

— «Ролекон» для меня был и остаётся символом, маяком, который показывает, что да — у нас есть сообщество ролевиков, пусть не такое большое, но активное, растущее, развивающееся и интересное. Насчёт сайтов... Мне трудно сказать. Лично у меня в последние 2–3 года наметилась тенденция больше внимания обращать на публикации в соцсетях (главным образом «ВКонтакте» и Google+). Если раньше я был подписан на многие блоги, то теперь слежу за авторами именно через соцсети. Поэтому для меня, скорее, существуют не сайты, а конкретные авторы и сообщества.

 

— Можете рассказать о планах компании на 2015 год? Если можете, поделитесь, пожалуйста, какой-нибудь эксклюзивной новостью.

 

О планах я в общем-то уже рассказал. С такой задержкой в нашем расписании релизов немного неудобно добавлять в него ещё что-то, но... Есть одна игра, с которой началось моё знакомство с инди-играми — Primetime Adventure. Это очень интересная игра, которая позволяет вам «снять» свой собственный сериал в любом жанре, от серьёзной драмы до весёлого мультика. Она построена именно как сериал: здесь есть письма поклонников, распределение внимания зрителей между сериями (игровыми встречами), пилотный эпизод (после которого мы можем что-то переделать в нашем сюжете) и многое другое. Автор вот-вот закончит pdf-версию 3-го издания игры. У нас уже есть договоренность о её локализации, так что Primetime Adventure выйдет на русском.

 

— А есть ли желание (или даже планы и наброски) сделать и выпустить что-то своё?

 

— Есть желание, есть планы, есть наброски))) К сожалению, нет чего-то, что уже можно было бы показать. Есть небольшой проект космической игры, есть проект под кодовым названием «Декаданс», есть «Наш местный апокалипсис» (ТМ), есть интересная, как мне кажется, идея дополнения для «Постапокалипсиса». Всё это находится на разных стадиях разработки, поэтому я пока не включил эти проекты в наше расписание, но я надеюсь в ближайшие пару месяцев о части из них рассказать подробнее.

 

— Спасибо за ответы. Было очень интересно пообщаться. Уверен, не в последний раз. (:

 

— Спасибо за вопросы :) Они были интересные и полезные. Надеюсь, не только для меня, но и для читателей. Постараемся в ближайшее время порадовать новинками и завершить старые, давно ожидаемые проекты. Всем удачных бросков. Играйте чаще. :)

 




Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные