-AdRiver-
Brahman написал полчаса назад к новости «Мой маленький серп». Предзаказ: # Не упоминай Серп всу...то есть на Тесере добрым словом)
Brahman написал полчаса назад к новости «Мой маленький серп». Предзаказ: # Это замечательно ;)
Rodgall написал полчаса назад к новости «Мой маленький серп». Предзаказ: # К - Клиентоориентированность. Часть II: Учитель и ученик.
Herbert_West написал полчаса назад к мысли на тему Посоветуйте новичку: # Small World: Маленький мир. Игра яркая, красочная, правила осваиваются...
Ifikl написал полчаса назад к новости «Мой маленький серп». Предзаказ: # Это не вас там в теме вк опять обхамил их админ под известным ником?
Голосуем кошельком [15.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Мой маленький серп». Предзаказ
На сайте CG открыт предзаказ на семейную игру по мотивам «Серпа». 
С миру по нитке [14.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
На экранах [14.08.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [13.08.2018]
В этом выпуске: «крик души» Instagram-обзорщика, обзоры игр Akrotiri, «Century. ...

Victor34

Ватерлоо в блочном настольном мире

14 ноября 2015

Информация

добавить
игры Waterloo 200
Napoleon: The Waterloo Campaign, 1815
Дата: 14 ноября 2015
Оценка пользователей
9.4340
-

     Всего несколько месяцев назад мир отмечал 200-летие сражения при Ватерлоо. Последнее крупное сражение Наполеона, окончившееся разгромом французской армии и последующем изгнанием Наполеона на остров св. Елены.

 

 

     Согласно главному ресурсу по настольным играм https://www.boardgamegeek.com/, настольных воплощений битвы к сегодняшнему дню выпущено более 50.

 

     В мае 2015 г. благодаря молодому итальянскому издательству VentoNuovo Games в мире настольных сражений, посвящённых Ватерлоо, стало на один варгейм больше:

 

 

     Waterloo 200 от Emanuele Santandrea принадлежит к довольно редкому типу блочных варгеймов; являясь давним поклонником этого поджанра, я не мог пройти мимо этой игры.

 

     Собственно, в моей коллекции уже есть один блочный варгейм, посвящённый сражению при Ватерлоо — Napoleon: The Waterloo Campaign, 1815 от Columbia Games (4-е издание 2013г.).

 

 

     Наверное, начну со своих впечатлений — мне очень понравилась итальянское видение битвы! А также приятно удивила уникальная игровая механика для блочного варгейма — практически безрандомные бои.

 

     Для максимально полного описания итальянского варгейма, игрового процесса и своих впечатлений я расскажу об игре Waterloo 200 от VentoNuovo Games и сравню с Napoleon: The Waterloo Campaign, 1815 от Columbia Games (блочные игры от Columbia Games широко известны, и по многим играм этого издательства уже были обзоры, в т.ч. и в «Стратагеме»).

 

     Итак, обе игры посвящены сражению при Ватерлоо, обе игры блочные с туманом войны, в обеих играх нет карточек событий и урон распределяется путём поворота блока. Пожалуй, на этом все сходства между играми и заканчиваются.

 

     Как театр начинается с вешалки, так и настольная игра начинается с коробки, и вот первый сюрприз — в коробку Waterloo спокойно можно вложить 2 коробки с Napoleon.

 

 

     Судя по количеству компонентов и пустого места, размер коробки для Waterloo всё-таки избыточен.

 

 

     Здесь следует отметить, что несмотря на то, что оба блочных варгейма посвящены одному сражению, масштаб у игр разный.

 

     Napoleon от Columbia Games отображает события, произошедшие в течение всей кампании 15–22 июня (во время которых произошли сражения при Линьи, Катр-Бра, Вавр и Ватерлоо), а Waterloo 200 от VentoNuovo Games сосредоточено на ключевом событии кампании – сражении при Ватерлоо, произошедшем 18 июня 1815 года.

 

     Вследствие разного масштаба игр, игровые поля полностью отличаются друг от друга.

 

     В Napoleon поле традиционное для игр от Columbia Games — города и населённые пункты соединены дорогами (главные и проселочные) с мостами через реки, по которым движутся армии.

 

    На поле отмечены ключевые города снабжения союзников — Brussels, Ghent, Liège и стартовая линия для расстановки армий (фото взято с BGG).

 

 

     Первое, что бросается в глаза при рассмотрении поля в Waterloo 200 — визуальная красота! Игровое поле красочное и детализированное — рощи, фермы, поля и строения, зачастую подписанные (хотя и на французском, но вполне понятно). И вся эта красота не оказывает ни малейшего влияния на игровой процесс, т.к. все основные ограничения и модификаторы указаны в каждой области отдельно (о них ниже).

 

     Отдельно яркими золотыми звёздами на поле отмечены ключевые области в количестве 7 штук, заняв которые, вы автоматически побеждаете в битве (ставки главнокомандующих армий, замок Угумон, Ла-Э-Сент, Мон-Сен-Жан, Бель-Альянс и другие значимые с исторической точки зрения места).

 

 

     Красота...

 

     В каждой области поля есть подсказки для стартовой расстановки частей и круг зелёного, жёлтого или красного цвета (указывает, сколько блоков могут зайти в данную область, от 1 до 4), в котором нарисован щит с цифрой (защитный модификатор). Эти значения необходимы для проведения боя (о нём ниже).

 

     При первом взгляде кажется, что поле даже перенасыщено, однако уже на второй-третьей активации вы совершенно спокойно ориентируетесь по карте, принимая тактические и стратегические решения.

 

 

     Если сравнивать игровые поля по размеру, то поле в Waterloo несколько больше.

 

 

Движение частей

 

     После стартовой расстановки все части в Napoleon могут быть активированы для движения, основные ограничения на перемещение частей накладывают местность и тип части.

 

     В Waterloo 200 для осуществления движения необходимо активировать штаб корпуса, и через него именно части, принадлежащие данному корпусу (для удобства игроков на каждый блок нанесён уникальный цвет корпуса, совпадающий со штабом корпуса) и находящиеся в радиусе командования, могут начать движение. Однако после каждой активации корпуса лидер теряет 1 шаг, переворачивая блок. Так же, как и в Napoleon, ограничения на перемещение частей накладывают местность (в области могут находится от 1 до 4 блоков) и тип части.

 

Блоки или наша армия

 

     В Napoleon, как и в Waterloo, целью игры является уничтожение фиксированного количества блоков или захват контрольных точек, всё традиционно. Армии представлены блоками, каждый из которых принадлежит одному роду войск – пехота, кавалерия, артиллерия, а также блоки лидеров.

 

     Два Наполеона — слева от Columbia Games, справа от Nuova Sima:

 

 

     Несмотря на то, что блоки в Waterloo меньше своих аналогов в Napoleon, проблем при игре это не вызывает. Да и сами итальянские блоки очень красивы – вместо привычного аскетичного вида итальянские блоки более яркие — цветовая гамма указывает на принадлежность блока к штабу корпуса (лидеру), а также на уровень стойкости частей.

 

 

     Переходим к основной части игрового процесса:

 

Бой

 

     В Napoleon бой несколько отличается от обычных игр Columbia — столкновение (если в каждой армии не менее 3 блоков) происходит на специальном выносном поле, в котором для каждой армии указаны фланги, центр и резерв.

 

     Для разнообразия схваток игроки перед боем выставляют в случайном порядке 3 блока с местностью (лес, холм, строения, река) на выносное поле. Каждый блок даёт уникальные модификаторы в бою.

 

     Целью боя является занятие любой позиции противника с уничтожением (или принуждением к отступлению) в этой области частей противника, что в рамках игровой механики означает начало бегства всей армии оппонента. Данная игровая механика заставляет маневрировать своими силами, придерживать в резерве части для отражения неожиданных ударов, грамотно распределять армии на местности, и, по опыту наших партий, исход всей партии обычно зависит от 2–3 крупных сражений.

 

     В остальном всё традиционно для Columbia — за каждый блок бросается разное количество d6, нанесение урона противнику в зависимости от части — при выпадении «1», «2» или «3», каждый хит урона применяется противником путём переворачивания/ослабления блока вплоть до уничтожения.

 

 

 

     В игровой механике боя в итальянском Waterloo нет кубиков, нет таблиц боя и нет рандома (почти).

 

     Итак, введя войска в область, игроки переворачивают блоки и суммируют силу частей, вступивших в бой, обороняющийся прибавляет модификатор защиты области, атакуюший добавляет к сумме частей значение лидеров и артиллерии (если она поддерживает атаку) с прилегающих областей.

 

     Игрок с большей боевой суммой победил, разница в числах — нанесённые потери. В зависимости от количества нанесённых потерь, урон несёт не только проигравшая, но победившая сторона.

 

     Для примера фотография ниже — французский игрок атакует в одной области 4 блоками (зелёный круг указывает, что в области может находиться до 4 блоков с каждой стороны) 2 английские части.

 

     Суммарная сила французов в области 3+4+5+3=15, активированный лидер в соседней области также добавляет +4 к сумме, игрок принимает решение не атаковать артиллерией, итого 19 очков боевой силы.

 

     Суммарная сила английских блоков — 5+5=10 и +1 даёт модификатор области, итого 11 очков.

 

     Победа на стороне французов с разницей в «+8» хитов урона, это значит, что англичане должны понести 8 хитов урона, а французы только четверть от данного урона: 8/4=2 хита урона.

 

     В зависимости от стойкости и выучки части, хиты урона применяются следующим образом: для ослабления блока с красными точками требуется нанести 3 хита урона, для ослабления блока с белыми точками — 2 хита урона, с чёрными точками — 1 хит урона. Таким образом, по итогам боя 2 английских блока будут уничтожены, применив полученные хиты, тогда как французы не понесут потерь (получено 2 хита урона, но в области только элитные части, которым для нанесения урона необходимо нанести минимум 3 хита).

 

     Вследствие этого, вы не знаете, с кем столкнётесь в бою и какие при этом понесёте потери — количество блоков в области ничего не говорит о качестве и силе блоков. Вопрос верного выбора направления основного удара, грамотного построения обороны на поле, разведка боем — всё это есть в Waterloo 200.

 

 

 

Подводя итог по сравнению игр

 

     Napoleon — это простой блочный варгейм, традиционный для Columbia Games, оптимально подходит как gateway для новичков в мире блочных варгеймов. Не могу сказать, что Napoleon сильно выделяется за счёт темы или игровой механики, т.к. мне значительно больше нравится в сеттинге Наполеоновских войн в линейке этого же издательства Borodino. Однако Napoleon позволяет отыграть всю кампанию и провести несколько крупных сражений за 2–3 часа реального времени, а также прекрасно показывает основы игровой механики для блочных игр и основную проблему, стоящую перед Наполеоном в данной кампании – успеть разбить англичан до подхода прусской армии.

 

     Waterloo 200 — за плечами около дюжины партий, и все они закончились по условиям победы «уничтожение 10 блоков оппонента». Интересно, что мы ни разу не доиграли до появления прусских частей – всё уже к тому времени было решено. Возможно, что влияла расстановка – ведь планирование основного направления атаки начинается ещё на стадии разглядывания карты на первом ходу, и там действительно есть над чем подумать. Вроде бы правый фланг у англичан чуть выдаётся вперёд, и надо брать то, что само идёт в руки – но защитный модификатор той фермы (Шато де Гумо) равен 7, и с наскока её не взять, нужно подтягивать артиллерию и генералов, что не всегда с руки... Честно говоря, не очень понятно, почему не был сделан лимит на количество активаций в ход – какой резон французам ждать пруссаков и пытаться выиграть по очкам? Наоборот, им нужно пытаться всё решить ещё на первом ходу, что неоднократно удавалось. Интересно, что проламывать оборону англичан можно и слева (просто обходя ту злосчастную ферму), и справа, и по центру – но тут главное заранее не показать сопернику, где ты будешь наносить главный удар. Соответственно игроку за англичан надо терпеть что есть сил, всячески затягивая бой, вовремя перебрасывая подкрепления (на что есть лучшая в игре кавалерия) и как можно сильнее стараясь ослабить французов. Каждая из сыгранных партий интересна — несмотря на кажущуюся малость выбора стратегических действий, разнообразие достигается за счёт разных конфигураций выставленных на поле частей, случайным образом выставленных подкреплений и непредсказуемых действий оппонента.

 

     В наших партиях было одно примечательное сражение, когда французские генералы постоянно шли вперёд, и, сметая всё на своем пути, рвались к ставке Веллингтона, англичане отступали, редко огрызаясь контратаками, в какой-то момент французы настолько увлеклись преследованием отступающих англичан, что, потратив последние активации, оказались буквально в шаге или даже полушаге от победы (счёт уничтоженных блоков 9:3, ещё бы одна разбитая часть англичан – и бритты, дрогнув, побегут); и именно в этот переломный (как впоследствии оказалось) момент армия Веллингтона перешла в контрнаступление, занимая области, оставленные далеко оторвавшимися вперёд частями французов, избиение попавшей в ловушку французской армии было недолгим, общий итоговый счёт через 15 минут уже был 10:9 в пользу англичан, и Наполеон, дрогнув, бежал с поля боя с остатками частей...

 

     Вспоминая сыгранные партии, могу резюмировать: к несомненным достоинствам игры стоит отнести уникальную механику, новый подход к отображению боя с использованием блоков, быстрые и яркие партии (1–2 часа), а также высокую реиграбельность. Механика игры на самом деле впечатляет – не каждый день видишь, казалось бы, обычную блочную игру с совершенно другой методикой боя. Именно здесь понимаешь буквально пословицу: «Один в поле не воин», — ибо один блок в атаке здесь вообще ничего не может сделать. Также очень оригинальна идея с ранжированием частей по цвету – элитные части несут гораздо меньшие потери, чем обычные, и решено это очень изящным способом.

 

     Waterloo 200 очень яркий и колоритный варгейм, есть в нём что-то от Италии и итальянцев (как я их представляю): яркие краски, быстрый калейдоскоп событий, много действий и впечатлений.

 

     Ждём следующих игр на схожей или новой механике (кстати, мне кажется, что на этой механике вполне реально создать игру по Первой мировой войне), и спасибо за подаренные яркие игровые переживания!

 

     Браво, Италия и VentuNovo!

 

     P.S. В ходе партий были введены в оригинальную механику следующие «homerules»:

  • После проведения успешного боя армия может провести перегруппировку или продвинуться в соседние пустые/дружественные области.
  • После проведённого боя оставшиеся в области части с силой «1» могут отступить в соседние пустые/дружественные области.
  • Каждый игровой ход состоит из фиксированного числа активаций — 5 (или 6 по решению игроков).
  • Победа достигается при уничтожении 12 блоков (вместо указанных в правилах 10).

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
january31 написал год назад: #
Homerule

В качестве хоумрула я бы предложил ограничивать не число активаций в ходу, а установить лимит активаций тактических лидеров с "сердечком" - не более одного такого лидера на активацию.

macrergate написал 2 года назад: # скрыть ответы

Скажите, только одному мне очень не понравилась картинка на коробке Waterloo200?

Я понимаю, что варгейм начального уровня, но художника-то итальянцы могли бы найти и получше, имхо.
Обычно я на это почти не обращаю внимания, а тут прямо бросилось в глаза.

Ну и по масштабу это совсем разные игры. Waterloo200 мне кажется лучше сравнивать с игрой Уоллеса:
http://boardgamegeek.com/boardgame/36887/waterloo

MakVlad написал 2 года назад: #

По-моему отличная картинка: один Наполеон в поле ржи. Больше для него никого нет, армия - как колоски. Только он и солнце.
Интересно, какая картина настоящая - сам Наполеон один в один нарисован, только правая рука перерисована.

Victor34 написал 2 года назад: #

Сергей, с игрой уоллеса не знаком, но посмотрев фотографии предполагаю с чего сделали такое сравнение (игровое поле поделено на области и схожий масштаб отображения), в игре уоллеса напрочь отсутствует один из главных элементов блочных варгеймов- туман войны.

DmitriyP написал 2 года назад: # скрыть ответы

Честно говоря, карта в Наполеоне понравилась больше. Карта Ватерлоо больше напоминает что-то вымышленное типа Смол Ворлд (или как это по-русски)..

MakVlad написал 2 года назад: #

А мне, наоборот, больше нравится красочная карта итальянцев. Карта от CG больше напоминает карты средневековья. Да и места на ней не очень много - большие армии чуть не до соседних городов могут доставать.

MakVlad написал 2 года назад: # скрыть ответы

Спасибо, с большим интересом прочитал! Я очень рад, что блочные варгеймы развиваются, и не останавливаются на достаточно простой системе от Columbia Games. Бои в итальянском Ватерлоо (забавно звучит :) ) напомнили систему в играх Боуэна Симмонса (Bowen Simmons) Bonaparte at Marengo, Napoleon’s Triumph и The Guns of Gettysburg, только там потери в бою поменьше будут, два-три хита нанести — большой успех.
А систему цветовой дифференциации качества войск видел в Fast Action Battles, только там она даёт модификатор в бою и при проверке морали. И там чёрные — обычные войска, а белые — новобранцы.
И да, очень красивые фишки у итальянцев!

Victor34 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Спасибо.
К сожалению, не играл ни в Napoleon’s Triumph ни в FAB и не могу сравнить с ними.
Максим, подскажи, как тебе Napoleon от Columbia? И лучший блочный варгейм на твой взгляд - Hellenes?

MakVlad написал 2 года назад: #

В Napoleon’s Triumph я тоже не играл. Я читал правила и играл в более простую версию игры (Quatre Bras) на телефоне.
Napoleon от Columbia очень хороша своим масштабом - оперативный уровень то что надо для кампании Ста дней: попытаться разъединить силы противника или не дать им соединиться - это очень интересно! А вот бои в игре разочаровали: затянуты, отнимают время, а впечатление реального тактического сражения всё равно не дают. Да ещё и поле маленькое, что в крупном сражении на нём все блоки не помещаются.
Лучший блочный варгейм? Сложно сказать. Hellenes отличная игра, хоть и не без недостатков. Не могу смириться с тем, что победа в стычке двух отрядов даёт столько же престижа, что и большое сражение 10 на 10 блоков, а также с абсолютно безнаказанными наскоками кавалерии. Выделяю из всех остальных Sekigahara, она очень оригинальная. И хочу сыграть в Triumph & Tragedy, она меня очень заинтересовала.

DmitriyP написал 2 года назад: #

1 Napoleon's Triumph
2 Commands & Colors
а Sekigahara уже заждалась Нового года..

Pirx написал 2 года назад: # скрыть ответы

То есть получается, что у итальянцев сражение идёт принципиально не так, как было на самом деле? Не говорит ли это о том, что интересная система плохо подходит к моделированию данного конкретного сражения? Вариант "Наполеон не додумался правильно атаковать англичан" я бы сразу отмёл, как несостоятельный ::)

Victor34 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Вы можете действовать на свой выбор и не повторять исторические действия один в один, а значит и результат сражения может быть иной.

Ogro написал 2 года назад: #

А в чём прикол повторять один в один предписаный сценарий?

Pirx написал 2 года назад: # скрыть ответы

Это понятно, но система в идеале должна показывать результат похожий на реальность, как мне кажется.
Вот про колумбийское Ватерлоо вы же сами пишете: игрок за французов явно должен бить британцев отдельно от пруссаков. То есть моделируется реальная ситуация достаточно правдоподобно. Но это кампания. А если мы берем конкретное сражение, то вряд ли оно должно оканчиваться настолько отлично от того, что было в 1815. То есть если до пруссаков дело доходит редко, похоже, что французы немного перекачены, нет?

Victor34 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Если играть следуя исторической линии развития событий, то француз увязнет в боях за ключевые позиции, потеряв время и силы. В этом варианте отыгрыша вполне возможно появление пруссаков. Однако вы можете с имеющимися силами разыграть иной план сражения, отличный от исторического.
Pirx а по вашему мнению Наполеон обязательно должен проиграть Ватерлоо чтобы система была историчной и достоверной? И как именно пруссаки проявили себя при Ватерлоо на ваш взгляд?
На счет перекаченности французов, британцы так же выигрывали партии.

Pirx написал 2 года назад: #

Я так понял, что пруссаки вот прямо сильно не успевали появиться, то есть дело заканчивалось значительно раньше "положенного". Также по тексту решил, что у французов статистика значительно лучше английской. Возможно, неправильно понял. Ну, это только к лучшему ::)

MakVlad написал 2 года назад: #

Вы не поверите, но в "итальянском" Ватерлоо тоже игрок за французов явно должен бить британцев отдельно от пруссаков. :))

MakVlad написал 2 года назад: #

В игре (в любом варгейме) сражение может развиваться не так, как оно реально развивалось, иначе не было бы смысла играть.
А в хорошем варгейме правилами моделируется не ход конкретного сражения, а тактика той эпохи. Так что игрок вполне может наступать не там, где наступление было в действительности.
Кстати, почитайте про битву при Ватерлоо, и вы узнаете, сколько ошибок и несуразиц там произошло.