-AdRiver-
Kostaboy написал 2 минуты назад к статье Lords of Hellas: вторые впечатления — условия победы: # Потому-что это не Кемет :)
Sadfeuer написал 17 минут назад к новости «Бестиарий Сигиллума. Коллекционное издание»: # Зачем в игры играете? И сидите на сайте про детские игрушки? Детство н...
ver написал 19 минут назад к игре Древний ужас: # Сугубо личное мнение не претендующее на объективность: 1) Древний ужас...
pskmzr написал 20 минут назад к новости «Бестиарий Сигиллума. Коллекционное издание»: # рекомендую Бестиарий любителям вдумчивых дуэлей. отличная игра за отли...
MiltoLab написал 20 минут назад к игре Escape Plan: # https://www.kickstarter.com/projects/eaglegryphon/escape-plan-by-vital...
«Бестиарий Сигиллума. Коллекционное издание»
На CrowdRepublic стартовал сбор средств на коллекционное издание «Бестиария Сиги...
Портал в мир приключений [19.07.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
Голосуем кошельком [18.07.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...

IvTuzovsky

Ктулху и мир

Обзор локализации «Миры Ктулху» / Cthulhu Realms, 09 февраля 2017

Информация

добавить
игры Миры Ктулху
Дата: 09 февраля 2017
Оценка пользователей
7.9539
-

Многословное лавкрафтовское вступление, в котором предлагается множество вопросов и не даётся ни одного ответа

 

Любите ли вы безумие и тяжёлый слог так же, как любит его современная массовая культура? Поправка! Готовы ли вы постебаться над штампами современной массовой культуры, связанной с именем Премерзейшего Говарда? Потому что «Миры Ктулху» не предлагают вам вживаться в роли расследующих мрачные культистские дела двоюродных внуков таинственных дедов, полицейских инспекторов или учёных-исследователей древних культутов, Антарктиды и прочих героев Лавкрафта. Нет, «Миры Ктулху» предлагают (вероятно, не специально, но возможно, что и не случайно) вам прочувствовать абсурдность ночных мверзей с мерзкого плато Лэнг, которые преследовали маленького Говарда в кошмарах. А скорее всего, как я уже писал, просто стебутся над любовью современного мира пощекотать себе нервы.


Да здравствуют мракобесие и джаз или, точнее, ктулхолюбие и декбилдинг!

 

  

 

Коробка «Миров Ктулху» в сравнении с ближайшим родственником и конкурентом. 

На фотографии довольно странно вышел органайзер. На практике он выглядит ровно. 


Колодостроительная игра «Миры Ктулху» относится к той же серии, что и «Star Realms». А значит, наследует движку «Ascension». В отличие от уже даже и не новомодных веяний типа «A Few Acres of Snow» или «Nightfall» здесь имеет место практически чистый декбилдинг — никаких тебе боёв, никакой стратегической карты: торговый ряд и колоды игроков. Как и прямой прародитель, «Миры Ктулху» отказались и от дедушкиного наследства в виде борьбы за ПО путём покупки карт или уничтожения особых карт от торгового ряда. Только ПвП, только хардкор!

 

Я ожидал, что «Миры Ктулху» будут реализованы «Мирами хобби», которые уже локализовали «Звёздные империи» и даже выпустили пачку допов. Поэтому, когда GaGa Games предложили игру на обзор, испытал чувства Рип ван Винкля — в смысле, будто проспал 20 лет и тут вернулся в родную деревушку.


Коробка добралась до меня ясным и холодным субботним январским утром в дедморозовских размеров кульке (по секрету, там было ещё кое-что). Поскольку с механикой я был уже хорошо знаком и по «Звёздным империям», и по цифровой версии, то для написания обзора не хватало пары вещей: оставалось проверить качество компонентов и то, как они себя ведут не на экране планшета, а на реальном столе.

 

Некрономикон, в котором приводится перечень всех магических компонентов отвратительных ритуалов призыва Великих Древних

 

Формат коробки «Миры Ктулху» отличается от распространённого в последнее время меж не только одним, а как минимум двумя издательствами 15*10,5*3,5 («Звёздные империи», «Экслибриум»). Она чуть больше по площади.

 

Внутри — разделённый на две части органайзер, куда можно уложить карты (логично разделить на несколько стопок), маркеры игроков и… и… и… что, опять что-то не так? Чёртов въедливый Тузовский! Но увы, планшеты игроков ровно внутрь органайзера не улягутся. Не хватит около 5 мм пространства. Если кто-то читает это «письмо в бутылке», то, пожалуйста, пожалуйста, сделайте их в следующий раз либо шире на полсантиметра, либо уже =)


Вырубка карт неплоха, но по торцам некоторых из них заметны заусенцы. Плотность — весьма средняя. Разницы тонов в рубашках замечено не было.

 


Маркеры откровенно маловаты, для моих «тонких пальцев» скрипача  (увы, скорее, сарделек по второму музыкальному образованию — саксофону) было неудобно с ними управляться. Я опасался того, что текстура планшетов и размер и лёгкость маркеров приведут к тому, что маркеры будут легко скользить по поверхности планшета от случайных сквозняков. Ура, но этого не произошло! Чувствую даже некоторое разочарование от обманутых ожиданий. Но тут пришла беда откуда не ждали! На столе отлично скользят и вертятся сами планшеты. Они ненамного толще карт, поэтому передвинуть мелкий маркер на них одной рукой не получится в принципе. Извольте действовать столовыми приборами как цивилизованные люди.

 

  

 

Пресловутая укладка планшета в коробку. Понятно, что его надо класть как на салазки, но хочется-то ровненько — либо внутрь, либо чтобы он улёгся как правила по всему пространству. Считайте это капризами «принцессы на горошине».

 

Теперь что касается влияния состава компонентов на геймплей. Сами планшеты… в принципе, с геймплейной точки зрения они — пятое колесо для телеги, поскольку благородный отец всего семейства «Чего-то там Реалмс» прекрасно обходился одними картами (в том числе и картами ПО). С другой стороны, на планшетах не только 50 делений трековой дорожки от уютной долины разума к мерзейшему плато безумия, но и подсказки по  используемой в игре иконографике.

 

Таким образом, компоненты не выглядят бюджетно, хотя мелкие недочёты безусловно имеются.

 

Цвет из иных миров, или Осознание всей ничтожности человека перед многообразием таинственной вселенной

 

Хотя я ценю острое бандерложье слово, но увы, с острым бандерложьим рисунком отношения у меня сложнее. Поэтому нарочито-карикатурный стиль (местами американский комикс, местами вполне себе наивное искусство) арта «Миров Ктулху» меня не впечатлил. Хотя изобилие пасхальных яиц страусиного размера, конечно радует.


Дизайн соответствующий. Тут уж что вы больше любите — кому Гойю подавай, а кому и лубок милее Хокусая.

 

    

 

Что касается впечатлений от геймплея, то в сравнении с предшественниками действительно глубоких отличий не ощущается, но есть несколько важных мелочей.

 

Во-первых, стартовый состав руки. В «Стар Реалмс» она была представлена восемью картами на покупку и двумя на урон оппоненту. В «Ктулху Реалмс» у вас 2 карты на урон (Громилы), 6 — на покупку (Последователи с голливудской улыбкой) и 2 — универсальных с дополнительным эффектом удаления (Адепты). С одной стороны, это делает вашу руку более вариабельной; с другой стороны, саму проблему бесполезности нанесения копеечного урона в начале игры не решает, а вот игрок, которому пришли карты на покупку, бывает, получает важное стартовое преимущество. Но всё равно приятно.

 

 

Во-вторых, коробка «Миров Ктулхи» сразу рассчитана на 2–4 игрока. Это однозначный плюс! Замечу ещё и то, что хотя базовый сценарий игры втроём-вчетвером один, но зато он использует оригинальную раскладку общей колоды… всю прелесть которой я ещё не успел оценить, поскольку отыграл только 3 партии на двух игроков.

 

В-третьих, эффект unity / фракции, который корнями восходят к «Ascension», но пышным цветом расцвёл уже в «Star Realms», здесь усложнился. Теперь это эффекты с требованиями и они делятся на несколько категорий:

  1. Требование карты некоторого цвета в игре.

  2. Требование карты некоторого типа в игре (а типов три: персонаж, локация и артефакт).

  3. Требование события в течение хода (вы удаляли или сбрасывали карту).

Таким образом, кажется, развитие идеи фракционных эффектов достигло в «Мирах Ктулху» своего логического завершения. Или я ошибаюсь и можно придумать что-то ещё? (Нет, то что извратиться-то можно, ясно-понятно!)

 


   

Не подходи ко мне, упырь!

 

В-четвёртых, теперь отличаются и сами локации. Если раньше они были обычные и аванпосты, не устранив которые, нельзя наносить ущерб напрямую оппоненту, то в «Мирах Ктулху» есть локации, которые защищают рассудок игрока, а есть те, что защищают другие локации. Получается эдакая матрёшка: одни локации защищают другие локации, которые защищают игрока. Разумно ли это? Звучит заманчиво, но всех прелестей я ещё не успел оценить.

 

Ну-с, нововведения мы описали/оценили, так что, кажется, самое время переходить к подведению итогов.

 

Фрейдистский диагноз, мистер Лавкрафт!

 

Хоть бородатый еврей из Вены и говорил, что иногда сигара — это просто сигара, но мы-то с вами понимаем, что когда это говорит человек с сигарой во рту, то сигара точно не просто сигара. Ой, что-то я запутался… Аааа

 

Отношения между «Мирами Ктулху» и «Звёздными империями» строятся ну натурально по-фрейдистски: это пресловутая боязнь отца (правда, мотив в данном случае, скорее, коммерческий — слишком большая степень похожести — и не купят; слишком много отличий — и снова тираж провалится) и одновременное повторение паттернов его поведения.

 

  

Если в приходе адептов ещё есть какой-то смысл, то в приходе громил смысла нет никакого... Их задача, объективно, разве что колоду портить и создавать видимость разнообразия на старте.

 

С одной стороны, игра устранила сразу несколько реальных или мнимых недостатков предшественницы, в том числе и на уровне самих компонентов:


Во-первых, введение иконографики устранило зависимость геймплея от знания игроками карт по иллюстрациям или редкого умения читать вверх ногами. Крупные значки легко читаются с любой позиции за игровым столом.


Во-вторых, это же на корню убивает проблему языкозависимости (хотя, казалось бы, мы о локализации говорим XD).


В-третьих, введение поля для подсчёта уровня шизофрении сняло сразу две проблемы: чисто-математическую и чисто-человеческую из серии «кручу-верчу-обмануть хочу». Мне доводилось встретить в «Стар Реалмс» партнёров, которые испытывали чувства потерянности и экзистенциальный кризис, когда им надо было нанести себе 13 единиц урона. Мне довелось и играть единожды с человеком, столь беспринципным и нацеленным на победу одновременно, что он не погнушался несколько (я подозреваю, что целых 5!) раз мухлевать с картами ПО — неправильно их получая при лечении или отдавая при уроне. Чем закончилось? Не на этих страницах…


В-четвёртых, коробка предназначена сразу на 2–4 игрока, и это, конечно, маленький шажок для Великих Древних и прибылей выпускающей компании, но огромный шаг для всего играющего человечества.


В-пятых, игра развивает многие идеи предшественницы до конца. Поскольку первые увиденные допы к «Стар Реалмс» показались именно скорее допами, а не развитием, то я с нетерпением жду зарплаты, чтобы опробовать «Колониальные войны». Но я рад, что у Дарвина Касла нашлось место в закромах разума и для второго проекта.

 

  

Кстати, я забыл похвалить правила. Вот на них «ГаГа» последнее время вообще не скупится. Читать комфортно. В переводе адских косяков замечено не было.

 

Не могу я записать ни в достоинства, ни в недостатки выбранный сеттинг и манеру рисования: есть среди моих партнёров и партнёрш по играм на столе как принципиальные противники космоса, так и не менее принципиальные противники монстров с тентаклями, особенно — вместо викторианских усов.

 

Увы, но есть и третья сторона Силы, Люк! К сожалению, геймплейно «Миры Ктулху» остались верны нескольким проблемам оригинала:

  1. «Бить человека по лицу я с детства не могу». Для меня нацеленность игры на PvP — это, скорее, достоинство. Но знаю людей, для кого однозначный недостаток. Non vi sed arte, так сказать...

  2. Во всех играх с торговым рядом возможны «затыки». Что в «Звёздных империях», что во второй же тестовой партии «Ктулху» мне регулярно попадалась ситуация, когда торговый ряд забит дорогущими картами с самого начала. Ииии… покупать Адептов в надежде, что рано или поздно тебе выйдет 2–4 Адепта и максимум Последователей и Адепт, чтобы купить что-то из дорогих карт? Ооооооочень увлекательное занятие, которое, конечно, должно быть решено как-то на уровне правил.

  3. Разные карты в начале партии, по сути, нужны только для того, чтобы испортить кому-то обедню. Потому что обычно стартовая рука из 5 карт на покупку однозначно рулит (и в этом смысле в «Мирах Ктулху», конечно, не такой болью после этого отдаётся второй ход, благодаря картам Адептов).

  4. Хотя в игре есть несколько базовых стратегий, типа зачистить колоду и играть тонкой пачкой бумаги или прокачать добор и разворачивать каждый ход перед собой ротационную машину из карт — главная-то цель-то всё равно одна. И в этом смысле дедушка «Ascension» на целых 50 % был лучше сына и внука.

 

И шо таки прикажите с этим делать... на первом-то ходу? Понятно, что покупать Адептов, покупать Адептов и покупать Адептов, пока не появится возможность разгрести всю эту дорогую чепуху, но на атмосфере начала партии это сказывается.

 

Итак, дамы и господа, за 790 рублей ответ на вопрос «брать или не брать» очевиден. Декбилдинг про Ктулху, с хорошим развитием идей «Star Realms», с возможностью игры полным составом (4 человека) уже с базовой коробкой и пристойным качеством исполнения.

 

P.S. Игра была предоставлена на тестирование и обзор компанией GaGa Games. Страница игры на официальном сайте.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
_GrAnd_ написал год назад: # скрыть ответы

Звёздные Империи стали для меня самой приятной неожиданностью конца прошлого года. Тоже хочется попробовать Колониальные Войны. А вот Ascension в своё время совсем не зашёл, так и продал. На Миры Ктулху всё смотрю-смотрю, да чувствую, что решусь.
Спасибо за хороший слог! В последнее время этого так не хватает. Почитал, как будто бы лет на шесть назад вернулся.

IvTuzovsky написал год назад: #

1) Ascension строго на планшете=) Как и Neuroshima... На столе им у меня неуютно.
2) Оооооу,Колониальные войны в Че жду-жду-жду!
3) Спасибо за комплимент! Будем считать, что я старомоден=)

XZidan написал год назад: # скрыть ответы

Не назвал бы планшеты пятым колесом, ибо убогие карты-счетчики в Star Realms не пинал только ленивый =)

IvTuzovsky написал год назад: # скрыть ответы

Я не соглашусь, что они "убогие". Они делали компоненты гомогенными и позволяли в случае чего перетаскивать все компоненты просто в подходящем мешочке / меньшей коробке и т.д.
То, что не всем нравилось их использовать - это дааааа, 100%.

XZidan написал год назад: #

Я очень рад гомогенности компонентов, выгоде издателя, а также силе земли и юпитера, которую даровали карты влияния в ЗИ, но это не имеет никакого отношения к их прямому назначению)

_GrAnd_ написал год назад: #

Зато благодаря этим бестолковым картам есть повод поставить наконец-таки в телефон какую-нибудь "считалку" типа SPT. :)

Aviat написал год назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор! Поиграл в электронную версию, заказал аналоговую коробку. Зашло лучше Звездных империй.

IvTuzovsky написал год назад: #

На здоровье!
Я оч надеюсь, что "ЗИ: Колониальные войны" уравняют счет=). А то я и космос люблю и по геймплею Миры Ктулху поинтересней смотрятся первых допов к "ЗИ".