-AdRiver-
Vector написал 19 минут назад к игре Комната 25. Расширенное издание: # Прекрасно играется) Если с охранниками, так тем более. Буду брать доп....
Lee написал 20 минут назад к игре Ганнибал. Рим против Карфагена: # Сори! Колода все равно перемешивается, даже если сыграл очки.
barmalei написал 22 минуты назад к игре Бумажные кварталы: # Хотя вот тут наверно возьму свои слова обратно. Строить забор думаю мо...
Longwinterday написал полчаса назад к игре Индейцы: # Игра приятно удивила. Отличный умный филлер. Немного жадности, немного...
Guron написал час назад к игре Нечто из глубокой бездны: # Вся игра построена на общении. Можно, например, будучи Нечто, анализом...
Портал в мир приключений [18.10.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
Голосуем кошельком [17.10.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [16.10.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» пер...
«Эволюция. Климат» на CrowdRepublic
На площадке народного финансирования CrowdRepublic началась кампания-предзаказ п...
На экранах [16.10.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...

Valenox

Настольные раскопки. Выпуск №7

Три интересные игры, для которых нужен лишь стандартный шашечный набор, 23 января 2012

Оценка пользователей
9.7743
-

 

Когда под рукой только шашки

 

Всякое бывает в жизни. Судьба может занести в богом забытый санаторий или какой-нибудь далёкий гарнизон, где в местном клубе найдётся лишь обшарпанный баян, бюст Ильича, да несколько комплектов шахмат с шашками. Ни тебе блокусов, ни тебе доминионов, ни тебе красивых женщин...

 

Остаётся только играть в классические игры или «изготавливать» что-то новенькое из подручного материала. Ниже я расскажу о трёх незатасканных играх, для которых нужен лишь стандартный шашечный комплект, желательно не с полыми шашками, а с дисками, подвластными штабелированию. И это будут не «башенные» вариации самих шашек, не «уголки», а совершенно разные по своей идее игры. Не исключаю, что кому-то понравится в обычных, а не в экстремальных условиях разбавлять ими свои любимые евроигры и америтрешы.

 

 

Dipole

 

Это современная игра за авторством Марка Стиэра (Mark Steere), создателя двух-трёх десятков абстрактных игр, по большей части неизвестных широкой публике. Правила очень просты и элегантны.

 

На шахматном (шашечном) поле 8х8 клеток выставляются две башни по 12 шашек. Белые шашки на поле e1, а чёрные — на поле d8. (Для физического удобства можно вместо пяти шашек временно использовать пятирублёвую монету, подложенную по стопку остальных шашек — тогда башни будут более устойчивыми).

 

 

Далее игроки по очереди делают ходы. Важно делать ходы экономно. Шашечки ходят по диагонали по чёрным полям. Игрок может взять с верха стопки одну шашечку и пойти ею на одну клеточку. А если он возьмёт две шашечки, то он должен будет переставить их по диагонали на две клеточки вперед. Три — на три, и т.д. Шашечки также могут ходить вперёд по вертикали. Но тоже только по чёрным полям, при этом белые поля учитываются в плане расстояния. Поэтому вертикальные ходы возможны только чётным количеством шашечек.

 

В процессе хода можно «перескакивать» через чужие стопки.

 

 

Если место приземления занято вашими же шашками, то они сливаются вместе. Это т.н. ход «слияния». Он, как и обычный ход, возможен лишь в трёх направлениях вперёд.

 

 

Есть ещё ход «взятия». Если высоты вашей башенки достаточно, чтобы «дотянуться» ею (или частью башни) до стопки противника, то можно «скушать» чужую стопку. В любом из восьми направлений. Единственным ограничением является размер стопки-жертвы. Он не должен превышать размера «хищника» — той стопки, которая встанет на место жертвы.

 

 

Взятие — единственная возможность переместить стопку по горизонтали или назад. Это принципиальный момент, его архиважность становится понятной после осознания цели игры.

 

Цель игры — сделать так, чтобы у соперника не осталось на доске шашек. Шашки, разумеется, могут быть скушены. Но проиграть можно, потеряв все свои шашки иным способом. Когда шашка достигает дальней горизонтали, то у неё лишь два выхода: либо уйти за границы доски в небытие, либо, если противник неловко подставится, то пойти назад со взятием.

 

Теперь вам становится понятным, почему двигаться надо экономно. Пихнуть резко вперёд большую стопку фишек ради поедания двух-трёх мелких рыбешек — не самый осмотрительный ход, т.к. рискуете быстро оказаться за пределами восьмой горизонтали. Ход на четыре клетки вперёд четырьмя шашками в 16 раз менее экономичен, чем ход одной шашкой на кратчайшее расстояние. Тем не менее, такие ходы бывают оправданными.

 

Рассмотрим одно из возможных развитий для белых. Очевидно, что начинать партию надо с хода e1-f2 (e1-d2 — более вызывающее начало); потом f2-g3 или снова e1-f2. Личная практика показала, что бывает неплохо собрать мелкими шажками четыре шашки на поле g3, а потом, если соперник позволит, вторгнуться со взятием этими четырьмя шашками на поле c7, перекрывая сопернику его вторую горизонталь, имея возможность кушать двумя шашками вбок и назад, размениваться в худшем случае, а в лучшем — удерживать позицию, пока основные силы формируют удобные группы на своей половине доски.

 

Я познакомился с игрой на сайте boardspace.net (в другие игры, описываемые в этой статье, тоже можно поиграть на этом сайте).

 

 

Поначалу мне игра не понравилась. Мне она показалась сухой и скучной. Я проиграл две-три партии роботу и на какое-то время забыл о ней. Когда я вернулся к ней, то внезапно прочувствовал игру. Увидел в ней несколько интересных тактических начинок, определил важные стратегические поля. Вскоре робот начал проигрывать. И теперь могу с уверенностью сказать, что эта игра — один из самых удачных абстрактов последнего времени. Я всегда любил игры с хорошей сочетаемостью стратегии и тактических приёмов и недолюбливал абстракты, в которых много вынужденных ходов, где идёт отыгрыш локальных шаблонных ситуаций ради какого-то выигрышного положения компонентов, и т.о. игра идёт фактически до первой ошибки. Dipole не из их числа. Глубокая абстрактная стратегия с тактическими штучками. Но надо прочувствовать, тогда удовольствие неизбежно.

 

Tumbling Down

 

Это тоже относительно современная игра, хотя чуть постарше. Автор игры Michael Shuck неизвестен более ничем. Но иногда бывает, что лучше так.

 

Для игры нужно по 29 шашек белого и чёрного цветов. Можно использовать три неполных шашечных комплекта из сельского клуба, либо (как сделал я) заказать в братской Германии деревянные диски по дешёвке. Шашки расставляются соперниками клинышками центральносимметрично в стопки от 1 до 4-х шашек, как показано на рисунке.

 

 

Самая высокая стопка считается Королём. Цель игры — покрыть шашкой своего цвета Короля противника. Всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Статус Короля может перейти к другой моноцветной стопке, которая в процессе игры вдруг окажется самой высокой. Часто бывает и так, что у игрока сразу несколько Королей, и всех их тогда надо беречь, поскольку сопернику для победы будет достаточно расправиться только с одним из Королей.

 

Как же перемещаются шашки? Очень просто. Игрок берёт целиком одну из стопок, в которой верхняя шашка его цвета, и в одном из направлений (диагонально или ортогонально) начинает раскладывать по одной шашке на каждое поле (неважно, кем и чем эти поля заняты): самая нижняя шашка стопки идёт на ближайшее поле, вторая снизу на второе поле, третья снизу на третье, и т.д, пока либо не иссякнет стопка, либо она не упрётся в край доски. В последнем случае весь остаток стопки просто приземляется на крайней горизонтали или вертикали. И всё!

 

 

В процессе игры стопки перетекают, меняются в росте, шашки разных цветов смешиваются в одной стопке. Напомню, что Королем игрока считается самая высокая стопка, состоящая только из шашек этого игрока.

 

 

Игра мне понравилась сразу. В ней есть что-то военное: подобраться к лагерю неприятеля, обложить его, максимально сократив по возможности его возможные ответные действия. Это достигается упорным снижением количества стопок с верхней шашкой соперника. Защита тоже имеет свои особенности. Король «под шахом» может избежать горькой участи, просто перестав быть королем: р-р-раз — и королевская стопка перетекла в сторону, образовав самую высокую башенку в другом месте.

 

Tumbling Down — отличная игра со множеством вариантов и коварных замыслов. Не столь интуитивно-тактическая, как Dipole, а более «шахматная».

 

Lines of Action

 

Не только моё мнение, но и общее мнение многих гиков-интернационалистов заключается в том, что LoA — это самая-самая великая и изящная игра на клетчатой доске с одним шашечным комплектом в качестве компонентов. Изобрёл игру в далёком уже 1969 году канадец Клод Суси (Claude Soucie), друг патриарха абстрактов Сида Сэксона.

 

Здесь нет «войнушки», хотя есть возможность кушать чужие шашки. Нет стопок шашек, нет движения только по чёрным клеткам. В начале игры игроки расставляют свои шашки по 6 штук по противоположным краям доски, не занимая угловых клеток (см. рис.).

 

 

Далее игроки делают ходы поочерёдно любой из своих шашек. Шашку можно перемещать в любом направлении, но на такое количество полей, сколько всего на этой «линии» шашек обоих цветов. Можно перепрыгивать через шашки своего цвета. Через чужие шашки перепрыгивать нельзя, но можно съесть чужую шашку, если ваш ход приходится ровно на то поле, которое та занимает.

 

 

Цель игры — сгруппировать свои шашки так, чтобы они были связаны между собой, все до единой примыкали друг к другу ортогонально или по диагонали. При этом не важно, сколько у вас осталось шашек. Иногда меньшим количеством шашек это бывает сделать легче. А одна-единственная шашка у игрока — это победа! (Надо признать, что такого в моих партиях ни разу не случалось).

 

 

Если после хода одного из игроков создалось выигрышное положение для обеих сторон,

 

 

то... э-э-э... тут трактовка правил менялась. В первом издании своей знаменитой книги A Gamut of Games (1969) Сид Сэксон описал это положение как ничейное. В дальнейшем возобладала идейная линия противников ничьих, и во втором издании книги Сэксон исправил свою «ошибку»: с тех пор в этой ситуации победителем признается тот, чей ход был последним.

 

Lines of Action — это безусловный шедевр, жемчужина в ожерелье лучших абстрактных игр. Можно попробовать разные стратегические построения и варианты движения к слиянию своих шашек. Одно время я успешно проповедовал идею запирания и изоляции какой-нибудь вражеской шашки или группы шашек. Но нашёлся один итальянский игрок, который пару-тройку раз уделал меня и мою теорию, всякий раз умело разбивая крепость.

 

Можно пробовать играть более ориентированно на центр доски, создавая доминанс и колонии шашек там, но это тоже не гарантия успеха.  Можно попробовать сильно сократить число шашек соперника, чтобы ему тяжелей было соединить цепочкой свои остатки, поскольку численный перевес позволяет легче блокировать ходы оппонента. Но и это бывает чревато. Сопернику тяжелей с выбором ходов, но в то же время и меньше элементов, которые требуется соединить.

 

 

Больше шашек, хороших и разных

 

Здесь приведены три разные по характеру игры «в шашки», которые не менее интересны (деликатно выражаясь), чем сами шашки. Я несколько удивлён, что изобретены они не в СССР, и не во времена дефицита чего угодно, кроме пытливых умов нашей родной голи, которая на выдумки хитра. Есть и другие игры с шашками на шахматно-шашечной доске, про которые вы можете узнать, приложив немного поисковых усилий. Целью этих раскопок было показать, что отличные реиграбельные игры существуют у нас перед носом, в ближайшем киоске с копеечными китайскими наборами дорожных игр, либо в обветшалом пансионате с убогими пластиковыми или чудом сохранившимися деревянными шашками перхушковской фабрики. Особо и копать-то не нужно: стоит только протянуть руку и вспомнить простые правила.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Mario написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за статью! Прочитал где-то год назад, когда не был зарегистрирован на Тесере. До сих пор в закладках лежит.

Ksedih написал 5 лет назад: #

А я до сих пор играю в эти замечательные игры, которые открыл для себя, благодаря Valenox'у. =)

Berglion написал 5 лет назад: #

Огромное вам спасибо! Это была одна из самых интересных для меня статей раскопок!
Без вас я бы не узнал об этих замечательных играх.

Ksedih написал 6 лет назад: # скрыть ответы

А в диполи можно "кушать" стопку противника, точно такой же по размеру своей стопкой, из вашей формулировки получается что да.

Valenox написал 6 лет назад: #

"Единственным ограничением является размер стопки-жертвы. Он не должен превышать размера «хищника» - той стопки, которая встанет на место жертвы."


Т.е. стопка (или часть) бьющего, участвующая во взятии, должна быть либо такой же как жертва, либо больше жертвы.

Mazz_O написал 6 лет назад: # скрыть ответы
Просто супер!

Моё мнение - одна из лучших записей в серии раскопок. Мне кажется, надо продолжить копать в направлении "хорошие игры ближе чем вы думали".

Valenox написал 6 лет назад: #

Идея мне нравится, хотя этот пробный шар несколько отклоняется от первоначальной концепции рубрики )).

Galahed написал 6 лет назад: # скрыть ответы

посмотрите, а вот древняя игра
http://pereformat.ru/2011/11/koenigspiel/#more-1476

Valenox написал 6 лет назад: #

Странно, что тот кандидат наук не приводит названия игры, известной многим. Это Hnefatafl (бывает не только на полях 9х9). На boardspace.net есть вариация из этого семейства под названием Tablut. http://www.boardspace.net/russian/about_tablut.html . Я в нее иногда играю, правда люблю "ловить", а не "убегать".