-AdRiver-
Sigizmund написал 3 минуты назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # Чтоб ответить наверняка, надо бы все карты пересмотреть, но вообще зву...
Wayfarer написал 12 минут назад к игре Cyclades: # Если бы у меня стоял такой выбор, то смотрел бы в сторону Эллад, из эт...
ldmonster написал 17 минут назад к новости С миру по нитке [17.07.2018]: # Без ехидства, просто интересно, почему у лоботомии рейтинг больше чем ...
Wayfarer написал 24 минуты назад к игре Cyclades: # Не стоит ориентироваться о времени партии по видео. Илья в комментах п...
Desert_witch написал 27 минут назад к новости С миру по нитке [17.07.2018]: # Скорее всего правильно сделали, раз что-то из текста показалось отвращ...
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...
Предзаказ на дополнения к «Кромешной тьме»
Ещё 4 дополнения для поклонников игры «Кромешная тьма». 

vladdrak

Запад есть Запад, Восток есть Восток...

Игры-История-Культура №32, 18 сентября 2012

Информация

добавить
игры Нарды
проекты Игры-История-Культура
Дата: 18 сентября 2012
Оценка пользователей
9.6822
-

Начну историю издалека. С заочной полемики с одним очень известным и популярным писателем, который в интернете часто разражается гневными речами по поводу пиратов и бесплатных библиотек. Дескать, от этого гонорары писателей уменьшаются. Но когда речь идёт о настольных играх, такой закономерности не наблюдается. Впрочем, лучше я приведу пример. Эдмонд Хойл (Edmond Hoyle) — фигура в мире настольных игр достаточно легендарная. И полученное им при жизни прозвище «отец Виста» тоже вполне заслужено. Правда, скорее надо было говорить «дедушка» или даже «прадедушка». Потому как про биографию рождённого в 1672 году Хойла ничего не известно до 1742 года (когда он, зарабатывающий на жизнь преподаванием аристократическим юношам тонкостей игры в вист, выпустил книгу «Краткий трактат по игре в вист»). Несмотря на высокую цену в одну гинею за брошюрку, она распродавалась хорошо. И права на второе издание Хойл выгодно продал издателю Френсису Когану. Но пока Коган готовил второе издание, анонимные пираты наладили выпуск фальшивых книг Хойла. В результате Коган был вынужден не только снизить цены на свои книги, чтобы они могли конкурировать с пиратскими, но и дополнительно доплачивать Хойлу, чтобы тот ставил автографы на всех экземплярах настоящих книг. И повышая их привлекательность для читателя, и облегчая разоблачение фальшивок. Т.е. в этой истории все, кроме издателя, оказались в плюсе: и пираты, и читатели, и автор. А Коган в результате этой истории обанкротился.

 

А Хойл не остановился на висте и начал писать короткие брошюры по различным популярным настольным играм, которые всё чаще издатели объединяли при издании вместе с первой книгой про вист. Пока в 1874 году (уже после смерти автора) не вышел сборник работ Хойла под названием «Полное руководство по играм» (The Compleat Gamester), который стало классикой. В случае возникновения споров о правилах какой-либо игры всегда можно было их уточнить в источнике, авторитет которого признавали все. А в связи с тем, что права на торговую марку Hoyle никому не принадлежат, и поныне модно, чтобы подчеркнуть верность классике, добавлять это слово в названия сборников игр или названия казино.

 

Вот такие «пересмотренные и улучшенные» переиздания книги Хойла выходят и по сей день

 

Отмечу ещё такой любопытный факт, не имеющий никакого отношения к моей истории, что Эдмонд Хойл — единственный человек, умерший до появления покера, но попавший в зал славы покера.

 

А я последний раз его упомяну, как автора «Краткого трактата по нардам», вышедшего в 1743 году. Во многом из-за этой книги сейчас мы знаем два варианта нард — длинный и короткий. А до этой книги... Всех вариантов и не перечесть. Но начнём с самого первого.

 

История о том, что нарды были созданы как ответ на шахматы (точнее — прообраз шахмат, чатурангу), достаточно известна. Проблема с датировкой этой истории. Есть рукопись «Чатранг-Намак» (т.е. «Сказание о шахматах»). Но рукопись 14-го века, пересказывающая погибшую рукопись 10-го века, пересказывавшую историю 7-го века. В общем, в любом случае считается, что действие происходит во второй половине 6-го века и рассказывает о начале культурного общения между индийцами и арабами. Т.к. рукопись арабская, то в соревновании интеллектов они и победили.

 

Кратко расскажу большую часть рукописи для тех, кто не знает эту историю. И подробно процитирую, какие глубинные мысли посещали гейм-дизайнера во время изобретения нард.

 

Итак, индийский царь, движимый нехорошими чувствами, заслал в Эран (современный Иран) шахматы без правил и богатый караван подарков — 1200 вьюков драгоценностей. С очень вежливым письмом: шлю дань величайшему царю, раз царь такой великий, то и мудрецы у него должны быть столь же мудрые, пусть поймут, как в мою игру играют, а не поймут — верни караван обратно и ещё один такой сверху пришли. Лишь один эранский мудрец понял, как в шахматы играют, это был Вузурх-Михр. И сказал он, что игра отражает индийский стиль ведения войны. Поле — это поле боя. Король — главнокомандующий, ферзь —начальник над колесницами, ладьи — фланги, а ещё пехота, конница и боевые слоны.

 

Бог вручает Ардаширу кольцо власти

 

А в ответ пообещал царю придумать игру, которую индийцы не разгадают и вынуждены будут ещё раз дань прислать. И вот что он придумал.

 

Вузург-Михр сказал: «Из правителей этого тысячелетия самым деятельным и мудрым был Ардашир, и эту игру я назову по имени Ардашира — нардами (нэв-ардашир). Доску для нардов я уподобляю земле. Тридцать камней я уподобляю тридцати суткам месяца: пятнадцать белых я уподобляю лунным ночам, а пятнадцать черных —безлунным. Пару игральных костей я уподобляю вращению звёзд и вращению небосвода. Один на кости уподобляю тому, как един бог. Два уподобляю духовному и материальному. Три уподобляю сферам мышления, речи и действия. Четыре уподобляю четырём сторонам света: востоку, западу, югу и северу. Пять уподобляю пяти светящим объектам: солнцу, луне, звезде, огню и сиянию, идущему с неба. Шесть уподобляю шести дням, в которые было совершено сотворение мира. Вращение и возвращение камней с помощью костей уподобляю тому, как человек в земном мире постоянно движется и передвигается. При возможности они бьют друг друга и вытесняют подобно тому, как люди в земном мире побивают друг друга. И когда с помощью костей все камни вытесняются, это напоминает людей, которые все так или иначе оставляют этот земной мир. Когда же камни ставятся вторично, это напоминает людей, которые при воскресении из мёртвых вновь оживают.»


Не смогли мудрецы индийского царя понять столь глубокую задумку. И вынужден был тот царь ещё раз платить дань. А Вузург-Михр за игру получил очень приличный гонорар.

 

А теперь с Востока перейдём на Запад. И опять я буду цитировать «Книгу игр» Альфонсо Мудрого (13 век), как наиболее авторитетный источник по настольным играм Средневековья. Нардам он посвятил целую главу. С таким предисловием:

 

«Мы уже рассказали об играх в кости так полно, как только могли. Теперь хотим поговорить о нардах. Они требуют бросков костей, а значит удачи, но кроме того нужен и ум, чтобы играть в эту игру... Кости необходимы для этой игры. Как тело не может двигаться без ног, так и для игры нужны кости, чтобы показывать, какие ходы должны делать фишки.»

 

И после восточного описания, как элементы игры связаны с мирозданием, вот такой прагматический подход к составу игры:

 

«У обоих игроков должно быть одинаковое количество фишек. И каждый должен иметь 12 фишек, чтобы заблокировать 6 полей подряд по 2 фишки в каждом поле, и ещё три дополнительные фишки, чтобы ими ходить. Поэтому фишек должно быть 30 штук.»

 

А дальше идут правила конкретных игр. Приведу некоторые из них.

 

 

Игра «12 собак» или «12 братьев»

 

Игроки определяют, кто ходит первым. В начале игры каждый держит свои 12 фишек в руке. И вводит их в игру, если на кубах выпадают подходящие значения. И тот, кто первым выставит свои фишки на 6 полях по 2 фишки на поле, побеждает.

 

Вот все правила этой игры.

 

 

Игра «Дуплет»

 

Игроки размещают 12 фишек по 2 в каждой ячейке в своей части поля. Они должны обойти поле и вывести фишки с противоположного края поля. Кто сделает это первым — тот выигрывает. Если игрок не может использовать свой бросок полностью, то оставшееся должен использовать соперник. И может получиться так, что игрок выиграет благодаря броскам противника.

 

И это и есть правила этой игры.

 

 

Игра «Фаллас»

 

Каждый игрок размещает 13 фишек на 6 поле с одной стороны и 2 фишки на 1 поле с другой. И игроки должны обойти фишками поле и вывести их. И если игрок должен ввести выбитую фишку, а поле, на которое должна встать фишка, уже занято соперником, то он проигрывает игру. И если он бросил кубики, но не может сделать ход полностью, то он тоже проигрывает игру. Вот поэтому игра и называется «Фаллас» (приблизительно переведу, как «внезапная неудача»). Однако, если оба игрока не проиграли по этому правилу и завели фишки в свои зоны вывода, то выигрывает тот, кто быстрее выведет свои фишки с поля.

 

И это и есть правила этой игры.

 

 

Игра «С пятёрки» (cab e quinal)

 

Один игрок выставляет все свои фишки на 6, а другой — рядом, на 5. Тот, кто начинает с пятёрки, всегда ходит первым. Выбитая фишка возвращается на первоначальную позицию. Цель — завести все фишки в противоположную четверть, а потом первым вывести их с поля.

 

Однако, если игроки хотят играть не 3, а 2 кубиками, то один игрок ставит 14 фишек на 6, а ещё одну на 6 на противоположной стороне, а другой — 14 фишек на 5 и ещё одну на 4.

 

Игра «6, 2 и 1»

 

Очень похожа на предыдущую. (Это я пересказываю, Альфонсо же все правила подробно расписывает.) Один игрок ставит 8 фишек на 6, 4 — на 2 и 3 — на 1. Второй выставляет по 5 фишек на оставшиеся поля. Но здесь очерёдность хода определяется жребием. Цель же игры такая же.

 

 

Игра «Лакет»

 

Один игрок выставляет свои 14 фишек в 1 поле и одну в противоположное по диагонали поле. А другой ставит по 3 фишки в поля со 2 по 5 и 2 — в 6-е. И в ней нельзя бить фишки. И броски, которые не использовал один игрок, должен использовать другой. И надо провести фишки через всё поле для победы. Это заново переоткрытая старинная игра и правила её могут не совпадать с правилами старой игры с тем же названием.

 

От себя добавлю: т.к. фишки вышибать нельзя, то мне кажется, что тот игрок, чьи фишки стоят шире, изначально имеет огромное преимущество.

 

 

А эта игра называется «Император»

 Потому что я её придумал. (Простенько и со вкусом сказано!)

 

Все фишки изначально стоят на первых полях на своей половине поля. Надо обвести их вокруг поля и вывести с поля с последней четверти. Кто первым это сделает, тот и победил.

 

Но я добавил два правила для сильных игроков. Правило ничьи и правило преимущества.

 

Ничья защищает более слабого игрока. Если он должен ввести свою фишку на поле, а в четверти ввода все поля заполнены своими или чужими фишками, то игра заканчивается вничью.

 

А преимущество — это ситуация, когда один игрок выставил 12 или больше своих фишек так, что другому игроку невозможно бежать через этот заслон. В такой ситуации игрок получает большое игровое преимущество. И поэтому он сразу объявляется победителем.

 

А ещё есть игра «полу-Император»

 

В отличие от «Императора» она играется не на 4 четвертях поля, а только на двух. И бросается не 3 кубика, а два. Дополнительные правила не используются.

 

Вот и все правила этой игры.

 

И есть игра под названием «Всеобщие нарды» (todas tablas)

 

Пропускаю длинный абзац, где Альфонсо подробно рассказывает, как расставлять фишки в коротких нардах. С вот такой вот иллюстрацией:

 

Автор, помни: как бы подробно ты ни расписал правила, при издании всегда найдётся тот, кто накосячит!!!


Играют же так. Оба игрока бросают по кубику и первым начинает выбросивший большее. Каждый игрок ведёт свои фишки в ту четверть, где у него стоит 5 фишек на шести. Выбитые же фишки вводятся в ту четверть, где в начале игры у игрока было 2 фишки на единице. И из последней четверти фишки надо снять с поля.

 

И играют в эту игру только двумя кубиками.

 

Так что ещё один миф, связанный с нардами, можно считать опровергнутым. Что длинные нарды — это такая древняя-древняя игра, а короткие в сравнении слишком молодые. Но Эдмонд Хойл только зафиксировал на бумаге правила игры, которая за несколько веков до этого уже была известна всем (если судить по названию). Так что обе игры имеют равные права считаться уважаемыми старожилами в мире настольных игр.

 

Ну а тема нард — воистину неисчерпаемая. Я воспользовался только двумя источниками, и число вариантов игры, оставшихся за бортом этой статьи, даже не представляю.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
SkyRover написал 5 лет назад: #

Статья просто супер! =)
Тема нард действительно "бездонная". У нас тут в нарды играют постоянно и повсеместно =)

Кстати, в самом Иране, нарды ("нярд-тахтэ") запрещены как азартная игра. такой вот парадокс. Но, как вы понимаете, никакой запрет не помешает народу развлекаться так, как он того пожелает (главное, что бы жандармы не застали вас за игрой в нарды, иначе не избежать 10-20-и ударов плетью).

nastolkus написал 5 лет назад: #

Очень интерсно, спасибо