С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
Я постиг, что Путь Самурая — это смерть.
В ситуации «или/или» без колебаний выбирай смерть.
Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй.
"Записи о сокрытом в листве"
Когда-то давно — всего 4 года тому назад — я купил «Самурая» своему младшему брату в качестве подарка на День рождения. Пролежав с годик у брата, «Самурай» переехал ко мне и стал первой после «Берсерка» настолкой в моей жизни. Спустя 3 года после первого знакомства настало время трезво взглянуть на игру, которая казалась мне верхом элегантности и глубины.
Большая составная карта Японии разделена на гексы (суша и море). Часть гексов — это деревни, города и столица, где игроки перед началом партии размещают цели своих будущих захватов. В ходе игры мы будем выкладывать на поле жетоны, оказывающие влияние на конкретные цели или захватывающие всё подряд. Игра считается одной из лучших в творчестве Книции и входит в его популярную «тайловую трилогию».
Однажды жил очень умный человек, который
больше всего любил замечать отрицательные
стороны своей жизни. Если ты будешь поступать
так же, как он, ты будешь бесполезен.
"Записи о сокрытом в листве"
Первое, что хочется отметить — коробка... Она достойна лучшего применения — в таких удобно, например, хоронить хоббитов. Она гигантская и, в лучших традициях мирового капитализма, большую часть объёма занимает самый дорогой товар на планете — воздух.
Вместо фишек игровых целей нам положили картонные жетоны (увы, качество не блещет!). Кстати, арт на игровых жетонах опечаливает: Будды, Шлемы и Рисовые поля выглядят... Не ахти. «Бабы, водка и хлеб!» — сходу дал им собственные названия один мой товарищ и добавил: «Бабы такие, что надо много водки, водку закусывать приходится только хлебом».
Поле пазловое, однако то ли тогда ещё «Смарт» дружил с производством, то ли эта часть компонентов изготавливалась не у нас, но
оно на удивление прямое;
что приятно, язычки не превратились в лохмотья спустя десятки партий и одну поездку в летний лагерь (практически, краш-тест для любой настолки).
Картон толстый (не в пример «Королевской почте» приблизительно того же времени) и это радует, окрас — в спокойных тонах с некоторой стилизацией под японскую графику Нового времени.
Хотя Золотая Середина — мера всех вещей, в воинских
свершениях нужно стремиться превзойти других.
"Записи о сокрытом в листве"
Правила занимают 4 страницы, из которых 1 страница посвящена описанию компонентов, 2 — собственно правилам, и 1 — финальному подсчёту очков, точнее замысловатому процессу определения победителя.
Переведены без явных проблем, однако как минимум одна неточность в них имеется. Так, в правилах сказано (стр. 1), что когда цель окружена жетонами, её захватывает игрок с сильнейшим представительством жетонов соответствующих типу цели. Никакого отличия между морскими и пешими гексами в правилах не приведено, но на 3 стр. внезапно приводится пример, из которого следует, что окружением считается занятие вокруг цели всех гексов на суше, а морские гексы как бы и не считаются. Между игроками принципиальными, которые не понимают, почему, если спирт разбавить водой, общий объём раствора будет меньше суммы объёмов двух жидкостей, из-за этого пункта на моих глазах возникали споры, а то и ссоры, с последствиями, конечно, меньшими, чем культовый спор о философии.
Отдельно хотелось бы сказать о системе определения победителя.
Вроде бы всё просто: набрал больше всех жетонов 2 и 3 типов — победил.
Если таких нет, то во «втором туре голосования» участвуют только те игроки, кто набрал больше всех жетонов 1 типа. Среди них победитель — тот, у кого больше всех жетонов 2 других типов.
Если и тут ничья — считаем общее количество жетонов.
Честно говоря, эта система мне напомнила выборы в США: благодаря принципу соответствия числа выборщиков представителям штата в Конгрессе и Сенате и не полному соответствию числу выборщиков штата его численности населения может выиграть кандидат, которого поддерживает меньшинство населения.
Кроме одной неясности (лично мне было всё понятно, но, повторюсь, я наблюдал ситуации, когда люди сталкивались лбами из-за противоречия между текстом и картинкой) и некоторой сложности (на любителя) определения победителя, претензий к правила больше и нет. Разве что несколько напрягает подбор шрифтов — в попытке создать «атмосфэру» была принесена в жертву удобочитаемость.
По характеру люди делятся на тех, кто наделён
быстрым разумом, и на тех, кто прежде, чем принять
решение, должен уединиться и всё обдумать.
"Записи о сокрытом в листве"
Итак, мы сложили карту Японии (1, 3 или 4 острова в зависимости от количества игроков), разложили по кучкам цели, взяли в кулачки жетоны своих бойцов... И не начали играть. Поскольку теперь мы будем раскладывать жетоны целей. И эта — подготовительная! — часть геймплея может существенно повлиять на возможность победить. Многим настольщикам идея проиграть до начала партии не придётся по душе. Многим настольщикам не придётся по душе превращать сетап в часть игры. Многим настольщикам не придётся по душе и длительность сетапа минут в 10 и дольше... Если речь идёт о книциевском евро, конечно.
После прегеймплейного сетапа мы наконец-то начинаем играть. По решению игроков можно либо взять себе 5 случайных жетонов юнитов, либо выбрать их из 20 жетонов твоей фракции (второй вариант советуют опытным игрокам, но мне кажется, что опыт как раз и позволяет превозмогать случайный приход жетонов в руку).
Жетоны бывают нескольких типов:
Шестиугольные Будды (юниты) захватывают прямоугольных Будд (цели).
Шлемы захватывают Шлемы.
Поля захватывают... Ну, вы поняли, да?
Самураи, Ронины (кому пришла в голову идея назвать конного самурая ронином, а пешего — самураем?!) и Корабли захватывают всё. Корабли при этом выставляются на морские гексы и могут преизрядно напакостить в последний момент.
В свой ход можно выставить один жетон + сколько угодно таких же жетонов, но с нарисованным на них иероглифом.
Ну и наконец есть два божественных вмешательства: один раз за игру вы можете либо поменять местами две цели, либо поставить на место уже выставленного юнита специальный жетон, а самого юнита отправить воевать в другое место.
Свои жетоны и захваченные цели рекомендуется скрывать за ширмами.
Из-за картонных жетонов, условного арта юнитов и обилия цифр карта — особенно при игре на 4-х — превращается в разноцветную мозаику, и надо иметь привычку или нетривиально развитую внимательность, чтобы адекватно уследить за всем и вся.
Зачастую месть заключается в том, чтобы
просто ворваться к врагу и быть зарубленным.
Это не постыдно. Если же ты думаешь, что
должен вначале завершить свои дела, а потом
мстить, время для мести никогда не настанет.
"Записи о сокрытом в листве"
«Самурай» — типичная книциевская игра. Из его тайловой трилогии я пока что играл ещё только в «Тигр и Евфрат», и он мне понравился больше. С другой стороны, у меня нет явных нареканий к игровому процессу, кроме тотальной арифметичности. Нет, вру — есть! Основная претензия в том, что перед нами... Очень хитро скрытый аукцион со множеством одновременно выставленных лотов. Никакой битвы за контроль — только «Ваши ставки, господа!». И да — аукцион азартен, но абсолютно не по-самурайски.
В результате полной открытости информации об игровых целях (а их может быть пара десятков) и случайности добора тайлов юнитов в руку с игроками может приключаться болезнь под названием паралич анализа, в простонародье также известная, как тугодумие и задержка хода.
Однако эта игра может послужить и неплохим гейтвеем для убеждённых поклонников классических настольных игр (спасибо арифметичности и открытости информации, минимализму правил). Знакомый жестоко использовал её для тренировки операций сложения и вычитания у собственной ни в чём не повинной дочери (операция прошла не безболезненно, но успешно). Кроме того, известны случаи, когда прожжённые настольщики неоднократно «открывали её для себя заново» или просто вспоминали о ней спустя n-е число лет после расставания.
Высказывать людям свои мнения и исправлять их
ошибки очень важно. В этом проявляется
сострадание... Однако делать это очень трудно...
Прежде чем выразить человеку свое мнение,
подумай о том, в состоянии ли он его принять.
"Записи о сокрытом в листве"
Сегодня мне больше нравятся другие книциевские игры, и людям я бы посоветовал, скорее, «Кельтис», «Просто гениально!» и «Тигр и Евфрат», возможно — «Затерянные города» и «Линию фронта».
Однако в целом игра остаётся добротным творением Доктора: она генетически-конфликтна (конкурентна), в ней ощущается (в кои-то веки) взаимодействие между игроками, она в меру рандомна и в меру поддаётся планированию... Почти идеал? Для Книции — да!
Dixi? Нет! Как же я мог не рассказать о цифровых реализациях. Браузерные книциигры Доктор регулярно уничтожает, спуская свору керберов, лишь по недомыслию правоохранительных органов именуемых почтенным словом «адвокат».
Но, во-первых, в сети есть PC-клиент, который предлагает сыграть 10 партий в trial-версию и затем приобрести его по какой-то там цене. Не впечатлил.
Во-вторых, игра реализована под Android под названием Shogun Hex (не официально и выглядит ужасно) и под iOS (официально и выглядит местами хорошо, а местами чуть лучше, чем версия для «Андроида»). С компьютерными оппонентами играть непросто — они считают лучше. В общем, если вы хотите познакомиться с игрой перед покупкой и сделать окончательный выбор — то д-р Книция дал вам такую возможность.