Master of the Arts В старом МТ, преимущественно в Вампирах, была такая малополезная штука как магия уровня 6+, всякие штуки различной степени мощности и упоротости, которыми игроки и рядовые неписи не могли владеть по умолчанию, и годились они в основном как весьма ограниченный инструмент Рассказчика. В Магах 4-й редакции сферам 6+ и архимагам по сути уделили всего пару врезок, мол это такая поломная штука, что на свой риск творите что хотите. А в тройке этих гипермагов просто вычеркнули по сути сценарно. Но как оказалось под занавес 2-й редакции выходила книжка про этих имба-товарищей, и мне стало интересно ее полистать. Сам Фил как автор вроде "Мастеров" не писал, но она однозначно достойна мной выдуманной премии его имени высшей пробы, как на словах мозговзрывающая концепция, с которой на практике не особо понятно, что делать. По сути это руководство для архиманчкина, которое дает вообще неприменимые концепции в плане мощности, накладывает как бы ограничения, которые при минимальной фантазии обходятся щелчком пальцев. Скажем, 7 уровень Материи дает вам так способность "Тектонический сдвиг", которое позволяет... эээ... в общем подвигать сразу целый континент. Стоит ли говорить что там дальше, например Жизнь позволяет персонажу сплести свою суть с сущностью мира, и его теперь по сути может стопнуть только такой же архимаг, так как ни убить, ни остановить его какими-то вменяемыми способами попросту нельзя, он даже из молекул обратно соберется. В лоре прописано, что архимаги по сути весьма ограничены высоким Парадоксом (их буквально отторгает сама реальность) и сложными ритуалами, т .е. игромеханически там надо кидать 20+ кубов, но судя по этой книжке на самом деле нет, кмбинации всего пары сфер снимут всякие ограничения, ведь высокий Прайм скажем позволяет перераспределять и игнорировать Парадокс, а Энтропия даст возможность кубы вообще не кидать, архимаг полностью контролирует вероятности вокруг себя и как он сказал, так и будет. Ограничение парадигмой, да не смешите, она же уже не особо влияет на таких высоких уровнях, что всемогущему существу людские суеверия. Говорите, Аватар-шторм архимагов от чего-то там отрезал? Да архимаг с высоким Духом может этот шторм по сути остановить и полететь дальше... Короче говоря, мы получаем способности, которые делают владеющих ими буквально всемогущими и обходящими любые запреты. Которые будут засим скучны просто до зевоты. В общем получается "что хочу, и то ворочу", и что для Рассказчика, что для игроков эта книжка довольно бесполезна. Эдакий очередной курьез своего времени, очередная эпическая концепция, на практике не особо применимая. Если ведущий захочет описать как персонаж ударом кулака раскалывает Луну или берет под контроль людей целой страны, он и на словах вполне управится, безо всяких точек и уровней. А играть за персонажа, который может буквально все и ничего ему за это не будет - а смысл?.. Поэтому в дальнейшем от попыток описать эффекты Сфер 6+ отказались совсем, отдав подобное целиком на усмотрение Рассказчика. Видимо никто так и не придумал, что же с ними делать и как.
Gods and Monsters Местный так сказать бестиарий. Делится на четыре части, первая и самая объемная посвящена рядовым обитателям МТ, как то обычным людям, магам и другим супернатуралам навроде вомпэров да боборотней. Вторая про всякие конструкты Технократии, восставшую мертвечину да фамильяров, третья про всяких животинушек, как обычных, так и не очень, четвертая про всяких потусторонних сущностей, где наконец из названия на обложке есть не только вторые, но и первые. Ну и в конце простенькие советы для "собери себе сам". Я свою жизню бестиариев повидал много, и чтобы подобная штука меня хоть как-то зацепила, она либо должна быть интересно написана (например, в виде заметок экспедиции), либо иметь хорошие иллюстрации, тут ни первого, ни второго, со вторым вообще традиционно для четверки туго, короче я просто книжку бегло пролистал и отложил. Sorcerer Небольшое по местным меркам (чуть более 100 страниц) дополнение про местных недо-магов, которые Сферами пользоваться не умеют, а так колдуют всякое по мелочевке. Внезапно большая часть книги - это не очередное переливание из пустого в порожнее, а описание всяких заклинаний и способностей, в том числе и о чудо игромеханически. Тут конечно все довольно простенько и незамысловато в основном (телепатия, пирокинез, лечение и т. д.), но нормальных примеров заклятий тут больше, чем во всех остальных книжках по Магам (мною виденных) вместе взятых. И за сим пожалуй все. Для четверки есть еще несколько не особо значительных допов, например еще чего-то там про агентов Технократии, но лично с меня хватит, воды нахлебался, толкового было немного. По сути монструозной коры и собственной фантазии для игры более чем достаточно, ну может еще в выше помянутый Sorcerer можно заглянуть для примеров хоть каких простых заклятий. Пора наконец переходить от теории к практике (в следующем месяце если не накидают в реале как обычно ведро единиц планируем наконец отыграть первую полноценную сессию), борьба за реальность ждет. P. S. Так это мой 666 пост на Тесере, упомяну и что-нибудь "адское", ну вот просто так. Была по Магу (по его ответвлению, если быть точным) такая книжка Infernalism: Path of Screams про соответственно сатанистов эпохи Возрождения. Я уже плохо помню, о чем она там, лет 20 назад читал, но вот посмотрел там некоторые картинки и прочитал пару отрывков, ну и понял, что вот такие вещи - они только в 90-х - начале 00 и могли писаться, когда в РПГ цензура и самацензура была исчезающе мала, ибо раньше автора (все того же незабвенного Фила Брукато) с потрохами съели бы обеспокоенные граждане из числа "сатаник паник", позже бы тоже съели, но уже другие. Видимо поэтому годы спустя он же написал весьма унылую "Книгу падших", о которой пару постов ниже я говорил, видать всякому явлению свое время. Ну и дисклеймеры к книжкам МТ тех лет мне отдельно доставляют. Конкретно в этой написан что-то вроде: "Не поклоняйтесь сатане. Не убивайте никого. И себя тоже не убивайте. Спите крепко".
Candela Obscura Как говорится не Миро Тьмы единым, решил я глянуть чего там у меня еще есть на схожую тематику. И вот оказалось что я как раз прикупил данную книжку со скидкой в 75% на последней распродаже (такая щедрость на ДрайвТру редкость, там обычно -30 максимум, поэтому когда я вижу столь щедрое предложение на минимально интересующую меня вещь, берем, а потом разберемся). Отвечали за нее ребята из Critical Role, отношение у меня до сей поры было нейтральное, знал, что они есть, видел пару их роликов краем их глаза и все. Теперь же... Дело вот в чем. Книжка неплохо оформлена, и на этом пожалуй ее плюсы исчерпываются. Основная проблема в том, что Кандела Обскура вообще не выглядит как полноценная игра, а скорее напоминает заброшенный на середине прототип. Система здесь простенькая (три характеристики, девять навыков, все проверки на д6) и немного странная, но основная проблема, что часть игрока в ней есть, а части мастера - нет. Буквально. У ведущего по сути 0 возможностей как-то влиять на происходящее, грубо говоря система в схватке вообще не предусматривает бросков за врагов (!), т е броски делает только игрок и по ним как-то надо определять, сколько он сам огреб и сколько накастылял недругам. Оправдывается это тем, что мол игра нарративная, повествование превыше механик, бла-бла-бла. Знаете ли, доводилось мне игрывать и даже водить нарративные игры почти без механик, например хоумрульную вариацию 5 колец, но даже тамя были минимальны инструменты в виде пяти стоек в бою например. И это не нарратив, это халтура. Тут еще скажем игра как бы в том числе про магию, но никакой нормальной магической системы нет, но на фоне предыдущей проблемы это мелочи. Вторая проблема была озвучена мной в предыдущем так сказать посте. Хоррорам старой закалки нынче тяжко, причем почти везде, налево пойдешь - там все обижаются, направо - лобызающиеся девочки скрепам угрожают, еще куда, там вообще могут не понять, о чем ты. А новые порой какие-то довольно беззубые. Данная игра позиционируют себя как хоррор, но настолько перегнула палку с "как бы кого не обидеть", что тут и боятся нечего. Сеттинг у нас выдуманный, как бы начало 20 века, но все такое карамельно-поняшное, даже несмотря на наличие аналога первой мировой, да тут даже помереть толком нельзя и свихнуться, серьезные ранения снижают один навык, но бонусом повышают другой (с переломанным позвоночником вы не только хуже деретесь, но внезапно начинаете лучше общаться... знаете, ломали мне как-то позвоночник, оно так не работает, ну вот вообще...) а то вдруг это травмирует кого из игроков. Сам сеттинг к слову не особо интересный и подан весьма схематично, оформлено правда все достаточно стильно, но на этом все. Изучать данную книгу - это как пытаться общаться с симпатичной девушкой, которая вроде бы пытается завести с вами интересную беседу, но на деле говорить с ней вот вообще не о чем. Короче, пошел я лучше дальше Мага изучать (благо там немного осталось), а на эту поделку свое время можете вовсе не тратить. Разве что картинки посмотреть.
Но вообще, я с очень большой опаской отношусь ко всему, что делают компании профессионально снимающие сессии ролевых игр, потому что экранные ролевые игры очень сильно отличаются от того, что в домашних происходит и, естественно, профессиональный ведущий, у которого зпшка капает за то, что он к играм готовится и качает свои скиллы, может нормально играть в любой системе, даже если у нее будет куча недостатоков.
Так что, какими бы красивыми не были обложки Candela Obscura, я не уверен, что Daggerheart бы стал читать, обласканный всеми, в команду которого влились Перкинс и Кроуфорд из днд5 -- какой уж тут карамельный около-хоррор!
У меня от Канделы высоких ожиданий не было, благо из трех отзывов в магазине один явно восторженно-фанатский, а два других довольно отрицательные (надо бы и там третий накатать...) Но, я периодически тыкаюсь во всякое-разное чисто из любопытства, а вдруг чего интересного внутри все же попадется. Увы, на этот раз вообще не вдруг, очередная пустышка. А так книжка да, красивая... Про Сердце-кинжал сказать нечего, хотя оно на ДрайвТру нынче топ 1, я даже "ознакомительные" версии искать не пытался, у меня на типичное фэнтези в плане РПГ стойкая аллергия, слишком его много в моей жизни когда-то было.
Потиху бегло пролистываю книжки 4-й редакции, изредка заглядывая и в 3-ю. Именно что пролистываю в поисках чего-либо интересного или забавного, так как я уже говорил, полезного и конкретного по магии в них мало, местный лор мне не особо интересен, а арт зачастую на двоечку. How do you do that? Книжка по магии, много воды, мало конкретики, как и обычно. Пример с заряженными праймом кулаками приводил ниже. Book of Secrets Что-то типа компеньона, обычно это то, что в корбук не влезло. Только на 300 страниц. Всякого много, полезного не то чтобы, например гора весьма сомнительных достоинств/недостатков. Наличествует объемный FAQ, который Фил частично использовал для того чтобы видимо просто излить душу. Зато примерно понятно, почему игра такая, какая она есть, если коротенько, то что-то в духе «я художник, я так вижу». За трешку он к слову ругает клятых маркетологов. Lore of Traditions Гайд по традиционалистам. Я когда-то читывал подобный для трешки, и этот при беглом осмотре показался довольно малополезным. Technocracy Reloaded Гайд по технократам. Тож не зашло, технократы перестали быть злодеями, но в замен стали уж какими-то мимимишными и стерильными. Но в Викторинке они все равно злодеи. Такое ощущение, что в попытках никого не обидеть авторы порой ловят конкретную такую биболярочку конкретно того, кто там чем в сеттинге занимается. Book of the Fallen Книжка про нефанди. Просто лакмусовая бумажка того, почему у МТ и хорров возникают энные проблемы, когда они пытаются стать массовым продуктом, который стремится вот вообще никого не обидеть и не ущемить. Скажем так, покупая продукцию определенной направленности, вы не опасаетесь найти там расчлененку и обнаженку, скорее вы их там ищите, иначе купили бы что-то про дракошек с подземельками или поней с единорожками. Короче. Раньше нефанди были вот прям злостным злом, воплощением экзистенциального ужаса, всеобщим антагонистом, для борьбы с которыми могли бы объединится заклятые враги. В четверке их решили сделать просто бомжами-обиженками с упором на бытовуху, чтобы видимо никого не напугать ( в МТ, да). Но бомжами не такими,как были раньше в какой-нибудь 21+ «Цене судьбы», а довольно чистенькими и прилизанными, чтобы никого не обидеть. Результат вышел закономерен, антогонисты из этих товарищей теперь никакущие. Местами проскакивает все та же биполярочка, например были у нас раньше такие товарищи клаашаа, как бы самые тру-нефанди, желающие тотального уничтожения всего сущего, местами отбитые настолько, что сатанисты при их виде крутили пальцев у виска, а культисты Ктулхи начинали звать маму. Теперь они не пойми кто и что, зато есть новая мини-фракция Забвенышей, которая по сути просто какая-то несмешная пародия на тех самых старых клаашаа. Фил пишет, что это самая тяжело давшаяся ему книжка, потому что зло, бла-бла-бла, но между строк будто бы читается, что он писал эту книжку будто из-под палки, сам уже не понимая, про что и для кого ее писать с такими вот установками.
Немного про поставить на полочку. Мир Тьмы в целом и Маг в частности это то, что любить за арты и оформление порой весьма сложно. В третьей редакции книги штамповали тоннами и рисунки преимущественно плохие, Магу повезло чуть больше, там арты для фракций рисовал Кристофер Шай, они не везде в тему (например шаман в какой-то технологии броне), но они хотя бы самобытные и запоминающиеся. Рулбук четвертной редакции вызывает у меня весьма потеворечивые чувства. Мне нравятся там арты фракций, не все, но многие, как в правилах, так и большие на разворотах. Моя фаворитка — христианская девушка-панк с катаной и тату на голове «Да не убоюсь я зла». Мажеское таро из старых редакций тоже интересное. Оформление между частями в виде горяще-тлеющей карты. Остальное же… Есть пара рисунков того же Шая, но на фоне его прежних работ они довольно невыразительны. Есть старые ч/б арты, но они порой сильно выбиваются из нового стиля. Ну и многие новые арты это вообще какие-то наброски или откровенная мазня, у Ониксов всегда были проблемы с художниками, уже не помню почему, но Wraith из-за проблем с артом аж на 4 года задержался. В допах четверки все как правило еще хуже, например Знания Традиций в плане оформления процентов на 90 просто реюз картинок из коры… Я если что человек в энной мере эстетствующей и оформление книжек для меня играет не последнюю роль. И если 101 Иага таки выпустит, я себе кору скорее всего куплю, хотя бы чтобы людей пугать(в какой еще игре правила на 700 страниц…), но когда буду листать ее в приступах эстетства, некоторые страницы буду переворачивать очень быстро.
Комментарии
Master of the Arts
В старом МТ, преимущественно в Вампирах, была такая малополезная штука как магия уровня 6+, всякие штуки различной степени мощности и упоротости, которыми игроки и рядовые неписи не могли владеть по умолчанию, и годились они в основном как весьма ограниченный инструмент Рассказчика.
В Магах 4-й редакции сферам 6+ и архимагам по сути уделили всего пару врезок, мол это такая поломная штука, что на свой риск творите что хотите. А в тройке этих гипермагов просто вычеркнули по сути сценарно. Но как оказалось под занавес 2-й редакции выходила книжка про этих имба-товарищей, и мне стало интересно ее полистать.
Сам Фил как автор вроде "Мастеров" не писал, но она однозначно достойна мной выдуманной премии его имени высшей пробы, как на словах мозговзрывающая концепция, с которой на практике не особо понятно, что делать. По сути это руководство для архиманчкина, которое дает вообще неприменимые концепции в плане мощности, накладывает как бы ограничения, которые при минимальной фантазии обходятся щелчком пальцев. Скажем, 7 уровень Материи дает вам так способность "Тектонический сдвиг", которое позволяет... эээ... в общем подвигать сразу целый континент. Стоит ли говорить что там дальше, например Жизнь позволяет персонажу сплести свою суть с сущностью мира, и его теперь по сути может стопнуть только такой же архимаг, так как ни убить, ни остановить его какими-то вменяемыми способами попросту нельзя, он даже из молекул обратно соберется. В лоре прописано, что архимаги по сути весьма ограничены высоким Парадоксом (их буквально отторгает сама реальность) и сложными ритуалами, т .е. игромеханически там надо кидать 20+ кубов, но судя по этой книжке на самом деле нет, кмбинации всего пары сфер снимут всякие ограничения, ведь высокий Прайм скажем позволяет перераспределять и игнорировать Парадокс, а Энтропия даст возможность кубы вообще не кидать, архимаг полностью контролирует вероятности вокруг себя и как он сказал, так и будет. Ограничение парадигмой, да не смешите, она же уже не особо влияет на таких высоких уровнях, что всемогущему существу людские суеверия. Говорите, Аватар-шторм архимагов от чего-то там отрезал? Да архимаг с высоким Духом может этот шторм по сути остановить и полететь дальше... Короче говоря, мы получаем способности, которые делают владеющих ими буквально всемогущими и обходящими любые запреты. Которые будут засим скучны просто до зевоты.
В общем получается "что хочу, и то ворочу", и что для Рассказчика, что для игроков эта книжка довольно бесполезна. Эдакий очередной курьез своего времени, очередная эпическая концепция, на практике не особо применимая. Если ведущий захочет описать как персонаж ударом кулака раскалывает Луну или берет под контроль людей целой страны, он и на словах вполне управится, безо всяких точек и уровней. А играть за персонажа, который может буквально все и ничего ему за это не будет - а смысл?..
Поэтому в дальнейшем от попыток описать эффекты Сфер 6+ отказались совсем, отдав подобное целиком на усмотрение Рассказчика. Видимо никто так и не придумал, что же с ними делать и как.
Gods and Monsters
Местный так сказать бестиарий. Делится на четыре части, первая и самая объемная посвящена рядовым обитателям МТ, как то обычным людям, магам и другим супернатуралам навроде вомпэров да боборотней. Вторая про всякие конструкты Технократии, восставшую мертвечину да фамильяров, третья про всяких животинушек, как обычных, так и не очень, четвертая про всяких потусторонних сущностей, где наконец из названия на обложке есть не только вторые, но и первые. Ну и в конце простенькие советы для "собери себе сам".
Я свою жизню бестиариев повидал много, и чтобы подобная штука меня хоть как-то зацепила, она либо должна быть интересно написана (например, в виде заметок экспедиции), либо иметь хорошие иллюстрации, тут ни первого, ни второго, со вторым вообще традиционно для четверки туго, короче я просто книжку бегло пролистал и отложил.
Sorcerer
Небольшое по местным меркам (чуть более 100 страниц) дополнение про местных недо-магов, которые Сферами пользоваться не умеют, а так колдуют всякое по мелочевке. Внезапно большая часть книги - это не очередное переливание из пустого в порожнее, а описание всяких заклинаний и способностей, в том числе и о чудо игромеханически. Тут конечно все довольно простенько и незамысловато в основном (телепатия, пирокинез, лечение и т. д.), но нормальных примеров заклятий тут больше, чем во всех остальных книжках по Магам (мною виденных) вместе взятых.
И за сим пожалуй все. Для четверки есть еще несколько не особо значительных допов, например еще чего-то там про агентов Технократии, но лично с меня хватит, воды нахлебался, толкового было немного. По сути монструозной коры и собственной фантазии для игры более чем достаточно, ну может еще в выше помянутый Sorcerer можно заглянуть для примеров хоть каких простых заклятий. Пора наконец переходить от теории к практике (в следующем месяце если не накидают в реале как обычно ведро единиц планируем наконец отыграть первую полноценную сессию), борьба за реальность ждет.
P. S. Так это мой 666 пост на Тесере, упомяну и что-нибудь "адское", ну вот просто так. Была по Магу (по его ответвлению, если быть точным) такая книжка Infernalism: Path of Screams про соответственно сатанистов эпохи Возрождения. Я уже плохо помню, о чем она там, лет 20 назад читал, но вот посмотрел там некоторые картинки и прочитал пару отрывков, ну и понял, что вот такие вещи - они только в 90-х - начале 00 и могли писаться, когда в РПГ цензура и самацензура была исчезающе мала, ибо раньше автора (все того же незабвенного Фила Брукато) с потрохами съели бы обеспокоенные граждане из числа "сатаник паник", позже бы тоже съели, но уже другие. Видимо поэтому годы спустя он же написал весьма унылую "Книгу падших", о которой пару постов ниже я говорил, видать всякому явлению свое время. Ну и дисклеймеры к книжкам МТ тех лет мне отдельно доставляют. Конкретно в этой написан что-то вроде: "Не поклоняйтесь сатане. Не убивайте никого. И себя тоже не убивайте. Спите крепко".
Candela Obscura
Как говорится не Миро Тьмы единым, решил я глянуть чего там у меня еще есть на схожую тематику. И вот оказалось что я как раз прикупил данную книжку со скидкой в 75% на последней распродаже (такая щедрость на ДрайвТру редкость, там обычно -30 максимум, поэтому когда я вижу столь щедрое предложение на минимально интересующую меня вещь, берем, а потом разберемся). Отвечали за нее ребята из Critical Role, отношение у меня до сей поры было нейтральное, знал, что они есть, видел пару их роликов краем их глаза и все. Теперь же...
Дело вот в чем. Книжка неплохо оформлена, и на этом пожалуй ее плюсы исчерпываются. Основная проблема в том, что Кандела Обскура вообще не выглядит как полноценная игра, а скорее напоминает заброшенный на середине прототип. Система здесь простенькая (три характеристики, девять навыков, все проверки на д6) и немного странная, но основная проблема, что часть игрока в ней есть, а части мастера - нет. Буквально. У ведущего по сути 0 возможностей как-то влиять на происходящее, грубо говоря система в схватке вообще не предусматривает бросков за врагов (!), т е броски делает только игрок и по ним как-то надо определять, сколько он сам огреб и сколько накастылял недругам. Оправдывается это тем, что мол игра нарративная, повествование превыше механик, бла-бла-бла. Знаете ли, доводилось мне игрывать и даже водить нарративные игры почти без механик, например хоумрульную вариацию 5 колец, но даже тамя были минимальны инструменты в виде пяти стоек в бою например. И это не нарратив, это халтура. Тут еще скажем игра как бы в том числе про магию, но никакой нормальной магической системы нет, но на фоне предыдущей проблемы это мелочи.
Вторая проблема была озвучена мной в предыдущем так сказать посте. Хоррорам старой закалки нынче тяжко, причем почти везде, налево пойдешь - там все обижаются, направо - лобызающиеся девочки скрепам угрожают, еще куда, там вообще могут не понять, о чем ты. А новые порой какие-то довольно беззубые. Данная игра позиционируют себя как хоррор, но настолько перегнула палку с "как бы кого не обидеть", что тут и боятся нечего. Сеттинг у нас выдуманный, как бы начало 20 века, но все такое карамельно-поняшное, даже несмотря на наличие аналога первой мировой, да тут даже помереть толком нельзя и свихнуться, серьезные ранения снижают один навык, но бонусом повышают другой (с переломанным позвоночником вы не только хуже деретесь, но внезапно начинаете лучше общаться... знаете, ломали мне как-то позвоночник, оно так не работает, ну вот вообще...) а то вдруг это травмирует кого из игроков. Сам сеттинг к слову не особо интересный и подан весьма схематично, оформлено правда все достаточно стильно, но на этом все. Изучать данную книгу - это как пытаться общаться с симпатичной девушкой, которая вроде бы пытается завести с вами интересную беседу, но на деле говорить с ней вот вообще не о чем.
Короче, пошел я лучше дальше Мага изучать (благо там немного осталось), а на эту поделку свое время можете вовсе не тратить. Разве что картинки посмотреть.
Эх, а такие книжки красивые)
Но вообще, я с очень большой опаской отношусь ко всему, что делают компании профессионально снимающие сессии ролевых игр, потому что экранные ролевые игры очень сильно отличаются от того, что в домашних происходит и, естественно, профессиональный ведущий, у которого зпшка капает за то, что он к играм готовится и качает свои скиллы, может нормально играть в любой системе, даже если у нее будет куча недостатоков.
Так что, какими бы красивыми не были обложки Candela Obscura, я не уверен, что Daggerheart бы стал читать, обласканный всеми, в команду которого влились Перкинс и Кроуфорд из днд5 -- какой уж тут карамельный около-хоррор!
У меня от Канделы высоких ожиданий не было, благо из трех отзывов в магазине один явно восторженно-фанатский, а два других довольно отрицательные (надо бы и там третий накатать...) Но, я периодически тыкаюсь во всякое-разное чисто из любопытства, а вдруг чего интересного внутри все же попадется. Увы, на этот раз вообще не вдруг, очередная пустышка. А так книжка да, красивая...
Про Сердце-кинжал сказать нечего, хотя оно на ДрайвТру нынче топ 1, я даже "ознакомительные" версии искать не пытался, у меня на типичное фэнтези в плане РПГ стойкая аллергия, слишком его много в моей жизни когда-то было.
Потиху бегло пролистываю книжки 4-й редакции, изредка заглядывая и в 3-ю. Именно что пролистываю в поисках чего-либо интересного или забавного, так как я уже говорил, полезного и конкретного по магии в них мало, местный лор мне не особо интересен, а арт зачастую на двоечку.
How do you do that?
Книжка по магии, много воды, мало конкретики, как и обычно. Пример с заряженными праймом кулаками приводил ниже.
Book of Secrets
Что-то типа компеньона, обычно это то, что в корбук не влезло. Только на 300 страниц. Всякого много, полезного не то чтобы, например гора весьма сомнительных достоинств/недостатков. Наличествует объемный FAQ, который Фил частично использовал для того чтобы видимо просто излить душу. Зато примерно понятно, почему игра такая, какая она есть, если коротенько, то что-то в духе «я художник, я так вижу». За трешку он к слову ругает клятых маркетологов.
Lore of Traditions
Гайд по традиционалистам. Я когда-то читывал подобный для трешки, и этот при беглом осмотре показался довольно малополезным.
Technocracy Reloaded
Гайд по технократам. Тож не зашло, технократы перестали быть злодеями, но в замен стали уж какими-то мимимишными и стерильными. Но в Викторинке они все равно злодеи. Такое ощущение, что в попытках никого не обидеть авторы порой ловят конкретную такую биболярочку конкретно того, кто там чем в сеттинге занимается.
Book of the Fallen
Книжка про нефанди. Просто лакмусовая бумажка того, почему у МТ и хорров возникают энные проблемы, когда они пытаются стать массовым продуктом, который стремится вот вообще никого не обидеть и не ущемить. Скажем так, покупая продукцию определенной направленности, вы не опасаетесь найти там расчлененку и обнаженку, скорее вы их там ищите, иначе купили бы что-то про дракошек с подземельками или поней с единорожками. Короче. Раньше нефанди были вот прям злостным злом, воплощением экзистенциального ужаса, всеобщим антагонистом, для борьбы с которыми могли бы объединится заклятые враги. В четверке их решили сделать просто бомжами-обиженками с упором на бытовуху, чтобы видимо никого не напугать ( в МТ, да). Но бомжами не такими,как были раньше в какой-нибудь 21+ «Цене судьбы», а довольно чистенькими и прилизанными, чтобы никого не обидеть. Результат вышел закономерен, антогонисты из этих товарищей теперь никакущие. Местами проскакивает все та же биполярочка, например были у нас раньше такие товарищи клаашаа, как бы самые тру-нефанди, желающие тотального уничтожения всего сущего, местами отбитые настолько, что сатанисты при их виде крутили пальцев у виска, а культисты Ктулхи начинали звать маму. Теперь они не пойми кто и что, зато есть новая мини-фракция Забвенышей, которая по сути просто какая-то несмешная пародия на тех самых старых клаашаа. Фил пишет, что это самая тяжело давшаяся ему книжка, потому что зло, бла-бла-бла, но между строк будто бы читается, что он писал эту книжку будто из-под палки, сам уже не понимая, про что и для кого ее писать с такими вот установками.
Немного про поставить на полочку. Мир Тьмы в целом и Маг в частности это то, что любить за арты и оформление порой весьма сложно. В третьей редакции книги штамповали тоннами и рисунки преимущественно плохие, Магу повезло чуть больше, там арты для фракций рисовал Кристофер Шай, они не везде в тему (например шаман в какой-то технологии броне), но они хотя бы самобытные и запоминающиеся. Рулбук четвертной редакции вызывает у меня весьма потеворечивые чувства. Мне нравятся там арты фракций, не все, но многие, как в правилах, так и большие на разворотах. Моя фаворитка — христианская девушка-панк с катаной и тату на голове «Да не убоюсь я зла». Мажеское таро из старых редакций тоже интересное. Оформление между частями в виде горяще-тлеющей карты. Остальное же… Есть пара рисунков того же Шая, но на фоне его прежних работ они довольно невыразительны. Есть старые ч/б арты, но они порой сильно выбиваются из нового стиля. Ну и многие новые арты это вообще какие-то наброски или откровенная мазня, у Ониксов всегда были проблемы с художниками, уже не помню почему, но Wraith из-за проблем с артом аж на 4 года задержался. В допах четверки все как правило еще хуже, например Знания Традиций в плане оформления процентов на 90 просто реюз картинок из коры…
Я если что человек в энной мере эстетствующей и оформление книжек для меня играет не последнюю роль. И если 101 Иага таки выпустит, я себе кору скорее всего куплю, хотя бы чтобы людей пугать(в какой еще игре правила на 700 страниц…), но когда буду листать ее в приступах эстетства, некоторые страницы буду переворачивать очень быстро.