Жёлтый Б гласит - Разместите на игровом поле автомобиль и нарколабораторию. Разместите по 1 солдату из вашего штаба рядом с каждой своей нарколабораторией (не только на этой территории), включая только что размещённую. Если у вас 2 нарколаборатории на одной территории, разместите там 2 солдат. Если солдат в штабе недостаточно, вы можете выбрать нарколаборатории, рядом с которыми разместите солдат.
Так вот, что значит - "Если солдат в штабе недостаточно, вы можете выбрать нарколаборатории, рядом с которыми разместите солдат"??
Не совсем понял из правил, разместить солдат можно на любой не занятой территории или все же только на той с которой граничешь? Или вообще только на своей?
6 партий, 5 человек из которых 3 играли все 6 партий, а двое менялись от игры к игре. Составы команд были все возможные. Все 6 раз победила команда с синим планшетом. За этот планшет сыграл каждый игрок. Как-то так. Даже не знаю что добавить. На БГГ эта же проблема озвучивается. Да, много слов о том, что надо от планшета к планшету менять тактику. Но статистика говорит сама за себя.
PS.. Справедливости ради скажу, что 1 раз мы проиграли допустив 2 ошибки, просто уставшие были уже к 4 раунду, а другой раз ну прям на тоненького - можно сказать волй случая не взяли победу. Решили ещё попробовать несколько раз. Но однозначно можно сказать уже сейчас, что синий планшет сильнейший. Если выиграть не получится против него то печаль конечно.
Я не постулирую, что это невозможно (обыграть) синий планшет. Даже уверен, что это возможно. Но как вы тоже верно заметили - проблема а с балансом есть. Если для обыгрывания команды с синим планшетом нужно, чтобы и мне и подфартило и я играл абсолютно идеально, при этом синему планшету так заморачиваться не нужно и он при одинаковых усилиях выигрывает, то или его хоумрулить надо или убирать.
самое интересное, что внутри поселился челлендж - обыграть команду с синим планшетом )) посмотрим когда это м произойдёт
Мы общались на эту тему в ВК, у меня обратная ситуация - команда с синим планшетом всегда проигрывает.
Синий планшет может зачистить за раунд три региона (и только один из них занять), но солдаты противника восполняются без проблем (особенно если есть соответствующее улучшение, да и пустой зачищенный регион может занять другая команда в фазе подготовки следующего раунда).
В это же время на других планшетах существуют приказы с цепочками, которые за тот же раунд могут позволить занять по 5-7 областей, что сильно лучше, чем просто банальная зачистка (для которой ещё и нужно тратить действия в фазу подготовки, чтобы купить машины).
По своему опыту могу сказать, что выигрывает команда, которая не делает упор на победу в одной области, а старается разместить как можно больше приказов, чтобы расползтись по всей карте.
По этому я не считаю, что в игре есть какой-то лютый дисбаланс в сторону синего планшета. Для каждого планшета есть своя выигрышная тактика, особенно когда это всё работает в связке со вторым планшетом.
На BGG есть тред, что зелёный планшет слабый (и то автора не особо поддерживают), но что синий какая-то имба - такого я не нашёл.
По поводу дополнения с режимом на 2/3 игрока - абсолютно неправильный режим. Даже перевели дуэльный режим, как "одиночная игра" (в лучшем случае местами "одиночный игрок").
По сути, вам предлагается ходить то же количество действий, но за один планшет (для этого в фазе подготовки размещаем по 2 диска, вместо 1).
И это само по себе неплохо, но где ограничение областей на карте? В комплекте есть жетоны регионов, но служат они для более сильного старта. По сути, вы также будете играть как бы за две семьи, но одним планшетом. Какой в этом смысл - большой вопрос, потому что субъективно сложность партии остаётся аналогичной (плюс ещё заморочки с куполом).
Планшет с куполом и использование солдат неиграющих планшетов это только запутывает игрока.
Рекомендую игнорировать этот доп и в дуэльном варианте либо играть за две семьи, либо точно также играть одним планшетом, но раскладывать на два диска больше при подготовке. Плюс можно также выложить дополнительно 3 диска на планшет во вторые колонки разделов А и Б (чтобы замедлить его прокачку).
В любом случае игроку будет не хватать приказов, т.к. будет только один набор.
Резюмирую - доп на 2 игрока это доп, который вместо упрощения игры, предлагает какие-то лишние заморочки и по сути вы играете те же действия, только одним планшетом, на той же карте. В допе к Ксии есть возможность играть вдвоём (база только на троих) и это заключается в одной строчке - "вместо второго справа игрока используйте игрока напротив" (или вроде того, что как бы и так понятно, для этого не нужно покупать этот доп), тут ситуация аналогичная - "используйте 4 диска на этапе подготовки вместо 2", куча ненужных заморочек с куполом и немного другая раскладка солдат - всё.
Сыграли в La Famiglia три раза в одной и той же хардкорной компании. Основная существенная претензия к игре - розыгрыш приказов по инициативе, или по очередности хода, если она равна. Эта механика многократно повышает ценность приказов-единичек и жетона первого игрока. При удачном стечении обстоятельств ты своим ранним приказом выносишь ранний приказ первого противника, твой союзник ранний приказ второго противника и т.д. до самого последнего приказа. Эффект такой, что как будто по карте прокатились катком, т.е. при приблизительном паритете контроля в начале раунда может быть двукратный перевес одной из команд в конце. Причем часть единичек может контрится защитой или массами (бомбы или перемещение), часть носят вспомогательный характер (убить нескольких врагов-соседей), но есть и гарантированно уничтожающие любую область (например, у желтой семьи, убивающей войска деньгами). Доходит до того, что если тебе достался первый игрок в начале партии, то надо любыми силами удерживать его до самого конца, это не гарантирует победу, но вносит весомый вклад. В общем виде система инициативы еще со времен Эклипса очень парила, особенно пока не вышло дополнение, исправляющее ракеты.
Буду делиться впечатлениями, и немного пересказывать правила. Если кинуть взгляд на карту, то становится сразу понятно, что игра эта с механикой area control, а еще здесь присутствуют игровые элементы с выставлением рабочих (размещение ваших солдат, ака боевые юниты, на поле), блеф (как в виде расставления скрытых приказов, так и сама боевка) и прокачка вашего планшета. Игра точно не ощущается евро духотой (хоть я и люблю евро, но знаю, что среди нас таких немного), по крайней мере я точно этого не почувствовал, а вот, что точно в ней ощущается, как приятно скрипят извилины) . Играется она строго вчетвером - командами 2 на 2. В самом начале мы тянем карты персонажей, которые позволяют нам сделать разную стартовую раскладку и добавить еще больше асимметрии в игру, которая изначально выражается в том, что у каждой семьи разные планшеты и приказы, которые они могут отдавать своим "войскам".
Две фазы в игре - "планирование", то, с чего начинается весь процесс, когда вы работаете над эффективностью своих действий через прокачку планшета, получаете прибыль для оплаты приказов и того же развития планшета, плюс управляете своей "семьей" расставляя на поле нарко лаборатории, выводя солдат и вербуя оных себе в семью, а так же добавляя на поле средства передвижения в виде катера, который позволяет быстро перебросить войско на острове и автомобиль, который усиливает боевую мощь ваших soldati при нападении или организации подрывов соседних областей. Первое впечатление, было, конечно, вы охренели что ли столько разных иконок рисовать? Как это всё запомнить? После первого же раунда, эти вопросы проходят сами собой, но из-за пестрых цветов и большого разнообразия предлагаемых вам действий, ждите, что игроки новички или те, кто пробовал пока только семейки или семейки +, захотят, чтобы вы свернули эту игру и засунули себе поглубже на полку. Поэтому призываю вас готовить таких людей заранее, медленно погружая их в мир комплексных игр.
Вторая фаза, это "стычки" - вскрываем жетоны приказов и начинаем их выполнять в зависимости от инициативы указанной на них. Они бывают двух видов - зеленые, которые позволят закрепиться в той или иной области и красные, это нападение. Сначала выполняются все зеленые, определяя первенство также по инициативе, а следом красные. По итогу выполненных действий мы смотрим, кто владеет районом и выставляем жетон семьи в отведенную для этого область. Дальше проверяем выполнилось ли у нас условие победы - ваша семья владеет 5 регионами, коих всего 12 поделенных на 3 района, чтобы ими владеть вы должны контролировать минимум 2 таких района, либо ваша команда владеет 6 регионами. Если по итогу 4 раунда победитель не выявлен, тогда победа присваивается команде контролирующей суммарно большее число регионов.
Еще немного об одной составляющей режима боя хочу рассказать, три карты в игре - одна меняет солдата соперника на вашего, две другие заставляют убрать одного солдата с поля. И перед боем вы выбираете одну карту, как и защищающийся, а дальше атакующий принимает решение взять карту соперника или нет, тоже самое делает тот, на кого напали. И вот не понятно, что соперник тебе там подкинул, ведь в итоге ты можешь оказаться на руках с двумя картами, которые вынесут двух твоих солдат или же наоборот, ты двух солдат соперника заменишь, в общем исходов несколько и тут главное все правильно просчитать. Получается очень азартно и мозголомно
Вроде бы ничего особо нового, чего бы вы не видели в играх до этого - прокачка планшета, ну привет Серп, скрытые приказы, вон Игра Престолов машет, про выставление soldati контролирующих и захватывающих участки на поле, я вообще скромно промолчу. Но, блин, как же все круто реализовано. Вот у вас с напарником подсказки с планшетами соперников и вы можете предполагать, а какие действия он может предпринять. А вот вариативность стратегии взаимодействия с напарником на поле какая-то чудовищно огромная - он скапливает войска, чтобы не пустить оппонентов в глубь территории или наоборот служит приманкой и отвлекает соперников, чтобы я мог прорваться и установить жетон владения регионом или же вы выстроили цепочку катеров, чтобы молниеносно перемещаться по Сицилии и атаковать соперников там, где они не ждали. Приказы, это не одно действие на жетон, аля Игра Престолов - набег, поход, атака и тому подобное, а целый спектр действий - тут может быть и подрыв автомобиля в регионе с врагом и тут же нападение и перемещение войска, провокация с нейтральной армией (таковая представлена на карте) и оборона, и передвижение с последующим еще одним передвижением, а также различные бонусы усиливающие эти эффекты. Когда играешь в нее, то складывается ощущение, что за всем просто не уследить, но главное, чтобы у вас была какая-то стратегия и вы ее придерживались. Мы завершили игру победой нашей команды, когда мой приказ с самой низкой инициативой (на самом деле самой высокой, в общем я ходил последний) позволил мне разделить войска и захватить дополнительно два региона на острове, что был неожиданным маневром для соперников и они уже ничего не могли с этим сделать, вызвало у нас кучу эмоций. До сих пор обсуждаем партию в чате. Как выразился друг из команды конкурентов: "Чувствую, что поплыл, этот ход был как будто в нокдаун отправили. Я вроде все просчитал, а тут как прилетело".
Вот такие первые впечатления от игры. Точно задержится в коллекции и точно будем раскладывать еще.
Отличная командная игра. Игра европейской школы, но с очень жестким, бескомпромиссным конфликтом, при этом безрандомная. Наличествует (любимая) механика жетонов скрытых приказов. Очень хорошая игра на подумать и распланировать как будешь расправляться с врагами, только лично для меня маловато экономики и многовато войны.
Жёлтый Б гласит - Разместите
на игровом поле автомобиль
и нарколабораторию.
Разместите по 1 солдату из вашего штаба рядом
с каждой своей нарколабораторией (не только
на этой территории), включая только что
размещённую. Если у вас 2 нарколаборатории
на одной территории, разместите там 2 солдат.
Если солдат в штабе недостаточно, вы можете
выбрать нарколаборатории, рядом с которыми
разместите солдат.
Так вот, что значит - "Если солдат в штабе недостаточно, вы можете
выбрать нарколаборатории, рядом с которыми
разместите солдат"??
Так, вроде разобрался, это должно для большего понимания звучать вот так:
Если в штабе недостаточно солдат, чтобы разместить их возле всех нарколабораторий, выберите, возле каких из них разместить доступных солдат.
С катерами не понял ничерта. Как их перемещать и как солдат ими возить?
Екатерина можно переместить один раз в момент размещения, потом они просто образуют "мост" между регионами для перемещения отрядов.
Благодарю за разъяснение
Не совсем понял из правил, разместить солдат можно на любой не занятой территории или все же только на той с которой граничешь? Или вообще только на своей?
6 партий, 5 человек из которых 3 играли все 6 партий, а двое менялись от игры к игре. Составы команд были все возможные. Все 6 раз победила команда с синим планшетом. За этот планшет сыграл каждый игрок. Как-то так. Даже не знаю что добавить. На БГГ эта же проблема озвучивается. Да, много слов о том, что надо от планшета к планшету менять тактику. Но статистика говорит сама за себя.
PS.. Справедливости ради скажу, что 1 раз мы проиграли допустив 2 ошибки, просто уставшие были уже к 4 раунду, а другой раз ну прям на тоненького - можно сказать волй случая не взяли победу. Решили ещё попробовать несколько раз. Но однозначно можно сказать уже сейчас, что синий планшет сильнейший. Если выиграть не получится против него то печаль конечно.
Проигрывали у нас с синим планшетом. Но возможно проблема с балансом есть.
Я не постулирую, что это невозможно (обыграть) синий планшет. Даже уверен, что это возможно. Но как вы тоже верно заметили - проблема а с балансом есть. Если для обыгрывания команды с синим планшетом нужно, чтобы и мне и подфартило и я играл абсолютно идеально, при этом синему планшету так заморачиваться не нужно и он при одинаковых усилиях выигрывает, то или его хоумрулить надо или убирать.
самое интересное, что внутри поселился челлендж - обыграть команду с синим планшетом )) посмотрим когда это м
произойдёт
7 партия и опять победа команды с синим планшетом... печально
Мы общались на эту тему в ВК, у меня обратная ситуация - команда с синим планшетом всегда проигрывает.
Синий планшет может зачистить за раунд три региона (и только один из них занять), но солдаты противника восполняются без проблем (особенно если есть соответствующее улучшение, да и пустой зачищенный регион может занять другая команда в фазе подготовки следующего раунда).
В это же время на других планшетах существуют приказы с цепочками, которые за тот же раунд могут позволить занять по 5-7 областей, что сильно лучше, чем просто банальная зачистка (для которой ещё и нужно тратить действия в фазу подготовки, чтобы купить машины).
По своему опыту могу сказать, что выигрывает команда, которая не делает упор на победу в одной области, а старается разместить как можно больше приказов, чтобы расползтись по всей карте.
По этому я не считаю, что в игре есть какой-то лютый дисбаланс в сторону синего планшета. Для каждого планшета есть своя выигрышная тактика, особенно когда это всё работает в связке со вторым планшетом.
На BGG есть тред, что зелёный планшет слабый (и то автора не особо поддерживают), но что синий какая-то имба - такого я не нашёл.
По поводу дополнения с режимом на 2/3 игрока - абсолютно неправильный режим. Даже перевели дуэльный режим, как "одиночная игра" (в лучшем случае местами "одиночный игрок").
По сути, вам предлагается ходить то же количество действий, но за один планшет (для этого в фазе подготовки размещаем по 2 диска, вместо 1).
И это само по себе неплохо, но где ограничение областей на карте? В комплекте есть жетоны регионов, но служат они для более сильного старта. По сути, вы также будете играть как бы за две семьи, но одним планшетом. Какой в этом смысл - большой вопрос, потому что субъективно сложность партии остаётся аналогичной (плюс ещё заморочки с куполом).
Планшет с куполом и использование солдат неиграющих планшетов это только запутывает игрока.
Рекомендую игнорировать этот доп и в дуэльном варианте либо играть за две семьи, либо точно также играть одним планшетом, но раскладывать на два диска больше при подготовке. Плюс можно также выложить дополнительно 3 диска на планшет во вторые колонки разделов А и Б (чтобы замедлить его прокачку).
В любом случае игроку будет не хватать приказов, т.к. будет только один набор.
Резюмирую - доп на 2 игрока это доп, который вместо упрощения игры, предлагает какие-то лишние заморочки и по сути вы играете те же действия, только одним планшетом, на той же карте. В допе к Ксии есть возможность играть вдвоём (база только на троих) и это заключается в одной строчке - "вместо второго справа игрока используйте игрока напротив" (или вроде того, что как бы и так понятно, для этого не нужно покупать этот доп), тут ситуация аналогичная - "используйте 4 диска на этапе подготовки вместо 2", куча ненужных заморочек с куполом и немного другая раскладка солдат - всё.
Забавно - в крупнейшей итальянской газете возмутились сеттингом) Мол мафия это ужасно
https://palermo.corriere.it/notizie/cronaca/25_gennaio_22/la-famiglia-il-gioco-da-tavolo-premiato-in-francia-che-simula-la-guerra-di-mafia-scoppia-la-polemica-17dc8dcd-3370-4c88-9215-d1e800703xlk.shtml
И в британской Guardian тоже
https://www.theguardian.com/world/2025/jan/23/outcry-in-italy-over-german-board-game-based-on-sicily-mafia-wars
А что забавного? Для Италии, вероятно, это больная тема. У нас сейчас история про братков, новых русских и т.п. тоже не найдёт понимания.
Сыграли в La Famiglia три раза в одной и той же хардкорной компании. Основная существенная претензия к игре - розыгрыш приказов по инициативе, или по очередности хода, если она равна. Эта механика многократно повышает ценность приказов-единичек и жетона первого игрока. При удачном стечении обстоятельств ты своим ранним приказом выносишь ранний приказ первого противника, твой союзник ранний приказ второго противника и т.д. до самого последнего приказа. Эффект такой, что как будто по карте прокатились катком, т.е. при приблизительном паритете контроля в начале раунда может быть двукратный перевес одной из команд в конце. Причем часть единичек может контрится защитой или массами (бомбы или перемещение), часть носят вспомогательный характер (убить нескольких врагов-соседей), но есть и гарантированно уничтожающие любую область (например, у желтой семьи, убивающей войска деньгами). Доходит до того, что если тебе достался первый игрок в начале партии, то надо любыми силами удерживать его до самого конца, это не гарантирует победу, но вносит весомый вклад. В общем виде система инициативы еще со времен Эклипса очень парила, особенно пока не вышло дополнение, исправляющее ракеты.
Репостну свой же отзыв на игру, а то не дело...
Итак, что у меня есть сказать вам про игру.
Буду делиться впечатлениями, и немного пересказывать правила. Если кинуть взгляд на карту, то становится сразу понятно, что игра эта с механикой area control, а еще здесь присутствуют игровые элементы с выставлением рабочих (размещение ваших солдат, ака боевые юниты, на поле), блеф (как в виде расставления скрытых приказов, так и сама боевка) и прокачка вашего планшета. Игра точно не ощущается евро духотой (хоть я и люблю евро, но знаю, что среди нас таких немного), по крайней мере я точно этого не почувствовал, а вот, что точно в ней ощущается, как приятно скрипят извилины) . Играется она строго вчетвером - командами 2 на 2. В самом начале мы тянем карты персонажей, которые позволяют нам сделать разную стартовую раскладку и добавить еще больше асимметрии в игру, которая изначально выражается в том, что у каждой семьи разные планшеты и приказы, которые они могут отдавать своим "войскам".
Две фазы в игре - "планирование", то, с чего начинается весь процесс, когда вы работаете над эффективностью своих действий через прокачку планшета, получаете прибыль для оплаты приказов и того же развития планшета, плюс управляете своей "семьей" расставляя на поле нарко лаборатории, выводя солдат и вербуя оных себе в семью, а так же добавляя на поле средства передвижения в виде катера, который позволяет быстро перебросить войско на острове и автомобиль, который усиливает боевую мощь ваших soldati при нападении или организации подрывов соседних областей. Первое впечатление, было, конечно, вы охренели что ли столько разных иконок рисовать? Как это всё запомнить? После первого же раунда, эти вопросы проходят сами собой, но из-за пестрых цветов и большого разнообразия предлагаемых вам действий, ждите, что игроки новички или те, кто пробовал пока только семейки или семейки +, захотят, чтобы вы свернули эту игру и засунули себе поглубже на полку. Поэтому призываю вас готовить таких людей заранее, медленно погружая их в мир комплексных игр.
Вторая фаза, это "стычки" - вскрываем жетоны приказов и начинаем их выполнять в зависимости от инициативы указанной на них. Они бывают двух видов - зеленые, которые позволят закрепиться в той или иной области и красные, это нападение. Сначала выполняются все зеленые, определяя первенство также по инициативе, а следом красные. По итогу выполненных действий мы смотрим, кто владеет районом и выставляем жетон семьи в отведенную для этого область. Дальше проверяем выполнилось ли у нас условие победы - ваша семья владеет 5 регионами, коих всего 12 поделенных на 3 района, чтобы ими владеть вы должны контролировать минимум 2 таких района, либо ваша команда владеет 6 регионами. Если по итогу 4 раунда победитель не выявлен, тогда победа присваивается команде контролирующей суммарно большее число регионов.
Еще немного об одной составляющей режима боя хочу рассказать, три карты в игре - одна меняет солдата соперника на вашего, две другие заставляют убрать одного солдата с поля. И перед боем вы выбираете одну карту, как и защищающийся, а дальше атакующий принимает решение взять карту соперника или нет, тоже самое делает тот, на кого напали. И вот не понятно, что соперник тебе там подкинул, ведь в итоге ты можешь оказаться на руках с двумя картами, которые вынесут двух твоих солдат или же наоборот, ты двух солдат соперника заменишь, в общем исходов несколько и тут главное все правильно просчитать. Получается очень азартно и мозголомно
Вроде бы ничего особо нового, чего бы вы не видели в играх до этого - прокачка планшета, ну привет Серп, скрытые приказы, вон Игра Престолов машет, про выставление soldati контролирующих и захватывающих участки на поле, я вообще скромно промолчу. Но, блин, как же все круто реализовано. Вот у вас с напарником подсказки с планшетами соперников и вы можете предполагать, а какие действия он может предпринять. А вот вариативность стратегии взаимодействия с напарником на поле какая-то чудовищно огромная - он скапливает войска, чтобы не пустить оппонентов в глубь территории или наоборот служит приманкой и отвлекает соперников, чтобы я мог прорваться и установить жетон владения регионом или же вы выстроили цепочку катеров, чтобы молниеносно перемещаться по Сицилии и атаковать соперников там, где они не ждали. Приказы, это не одно действие на жетон, аля Игра Престолов - набег, поход, атака и тому подобное, а целый спектр действий - тут может быть и подрыв автомобиля в регионе с врагом и тут же нападение и перемещение войска, провокация с нейтральной армией (таковая представлена на карте) и оборона, и передвижение с последующим еще одним передвижением, а также различные бонусы усиливающие эти эффекты.
Когда играешь в нее, то складывается ощущение, что за всем просто не уследить, но главное, чтобы у вас была какая-то стратегия и вы ее придерживались. Мы завершили игру победой нашей команды, когда мой приказ с самой низкой инициативой (на самом деле самой высокой, в общем я ходил последний) позволил мне разделить войска и захватить дополнительно два региона на острове, что был неожиданным маневром для соперников и они уже ничего не могли с этим сделать, вызвало у нас кучу эмоций. До сих пор обсуждаем партию в чате. Как выразился друг из команды конкурентов: "Чувствую, что поплыл, этот ход был как будто в нокдаун отправили. Я вроде все просчитал, а тут как прилетело".
Вот такие первые впечатления от игры. Точно задержится в коллекции и точно будем раскладывать еще.
Настоятельно не рекомендую играть одному за две семьи, голова будет болеть (проверено на себе) :)
Кроме кипящей головы, есть минусы от игры вдвоем? Подозреваю, что для меня дуэльный режим окажется основным…
Ну вы очень устанете от игры и получите меньше удовольствия от нее ) есть несколько десятков, если не сотен игр, которые гораздо лучше играются вдвоем
Отличная командная игра. Игра европейской школы, но с очень жестким, бескомпромиссным конфликтом, при этом безрандомная. Наличествует (любимая) механика жетонов скрытых приказов. Очень хорошая игра на подумать и распланировать как будешь расправляться с врагами, только лично для меня маловато экономики и многовато войны.
"...Здесь вы используете свои истребители и бомбы, чтобы доминировать в как можно в большем количестве регионов"
Отредактируйте перевод, ну какие еще "истребители" у мафии? Имелись ввиду "бойцы".
Сделано.