Оценка пользователей
7.8520
Оценить:
-

Впечатления от Энергосети

время: 30 января 2011 место: Nathalie

Ну, вот мы отыграли в новые (для нас) игры: «Ticket to Ride. Европа» и «Энергосеть». По первой я пока не готов дать заключения т.к. была сыграна всего одна партия (которую я еще и безбожно продул), а вот по «Энергосети» хочу поделиться впечатлениями.

 

Итак, я и Миша сыграли первую ознакомительную партию на двоих еще в минувшую среду. Уже тогда стало понятно что «Энергосеть» - игра, которая требует от участников полного погружения; игра, в которой нет бросков кубиков, случайных событий и необязательных действий. Все в ней зависит только от участников. В той первой нашей партии была допущена (только по невнимательности) критическая ошибка и поэтому игра так и не была завершена. Но зато ко второй партии (на пять человек) все нюансы правил были усвоены и игра прошла как маслу.

 

Вот хоть убейте, но у меня возникает стойкое желание сравнить «Энергосеть» с «Монополией». Точнее не сравнить, а противопоставить одно другому. Может быть это желание возникло из-за того что «Энергосеть» первая экономическая игра опробованная мной за многие годы. По-настоящему экономическая. «Колонизаторы» (карточные), «Столпы Земли», «100 000 лет до нашей эры» не считаются - да, там мы оперируем ресурсами, вроде как занимаемся хозяйством (экономика – наука о ведении хозяйства), вроде и деньги есть, но вот не ассоциируются у меня эти игрушки с экономикой. Возможно, я не прав, возможно, все дело в бумажных деньгах присутствующих в «Энергосети» (и даже скорее всего), но именно в этот раз вспомнились мне старичок «Менеджер» и дядюшка «Рынок».

 

I. Бумажные деньги.

Во всех еврогеймах, в которые мы играли до этого (не скажу что их было много) деньги, часто представленные золотыми монетками, несут вспомогательную роль. Деньги, как правило, добываются в еврогемах каким-то совершенно элементарным действием - выставил миплов, выложил карту, или потратил очки действия - вот и получил некоторую прибыль. И опять вспомним "Монополию" - там деньги переходят из рук в руки: ты их то тратишь, то получаешь, но они легко достаются и так же легко уходят. В «Энергосети» же чтобы получить заветные "разноцветные бумажки" игрокам предстоит пораскинуть мозгами, совершить кучу действий (возможно даже обратится к калькулятору), в общем предпринять определенные усилия. Да возможность получить 10 евро (электро) есть и за так, но как показала практика бездельничать и ждать халявный червонец - плохая идея.

 

А еще деньги здесь прекрасно заменяют победные очки.

Лично мне нравятся игры на победные очки. И мне нравятся игры, в которых эти самые ПО отмечаются по ходу игры, а не производится их подсчет только лишь под конец. Причем меня не очень волнует знаю ли я точное количество этих самых ПО у соперника. Скажем, мне не очень нравится система в Stone Age, где зарабатываешь победные очки и при этом сам не знаешь сколько их у тебя. А вот систему подсчета в "Билете на поезд" можно назвать идеальной - и точно не известно сколько ПО у соперника (но можно предполагать), но уж сколько то заработал сам всегда легко понять.

Но в "Энергосети" полностью отказались от такого понятия как ПО. Если ты успешен, то и денег заработаешь много, которые еще и помогут тебе дальше (в отличие от "мертвого груза" ПО). Слышал мнение, что в "Энергосети" немного странно то, что выигрывает не тот кто скопил больше всего денег к концу игры, а тот кто сумел заработать больше именно в последний ход. Лично я против такой системы ничего не имею. Во-первых, последний ход может наступить внезапно (если только ты сам его не устроил) и это не дает расслабиться. Во-вторых, готовиться надо просто к этому последнему ходу загодя, вот и все.

И еще, по итогам отыгранной партии. Я довольно неплохо играл и даже продолжительное время зарабатывал больше всех, но: а) заработать - это лишь начало, нужно еще суметь распорядится прибылью; б) под конец партии я подустал и решил расслабиться (и даже немного забить на игру) и в результате у меня 4 место из 5. И мне это понравилось. Между прочим, всю игру плетущийся в конце участник (в результате всего одной ошибки и жесткой блокады со стороны других игроков) не сдавался и таки сумел отвоевать себе бронзу. "Энергосеть" не позволяет расслабиться ни на секунду.

 

II. Электростанции (карточки собственности) и аукцион.

Основа основ "Монополии" карточки собственности. Однажды приобретенная такая карточка давала игроку возможность когда-нибудь в будущем получать с нее прибыль. Но какая карточка вам достанется - часто это решал случай (фишка и кубик). Этот же случай решал когда вы, наконец, получите прибыль. «Энергосеть» предлагает совершенно иной подход. Купить понравившуюся электростанцию (так же представленную карточкой) вы можете совершенно осознанно. И вы также осознано с помощью этих карточек получаете прибыль - обеспечили электростанцию необходимым количеством ресурсов - деньги считай у вас уже в кармане. По какой-то причине не смогли/не захотели этого делать - нет и прибыли. Все в ваших руках.

Еще в «Менеджере», помнится мне, был реализован аукцион. Но был он реализован сухо и не интересно. Здесь же аукцион мне здорово понравился. Есть место и для расчета, и блефа, и риска. Это притом, что механизм аукционов я вообще недолюбливаю в играх.

 

III. Строительство.

В "Монополии" игроки должны строить дома и это позиционируется как развитие их финансовой империи. В "Энергосети" тоже нужно строить «домики» (так отображаются подключенные к сети города) и здесь они действительно являются показателем успешности предприятия. Более того, развивая свою сеть подключенных городов можно зажать конкурента, отрезать ему пути развития. К концу игры карта США/Германии буквально раскрашивается цветными огоньками. Один игрок "отстраивался" компактно, у себя в уголке, но зато весть этот "уголок" принадлежит ему. Другой подключал города один за другим, но двигался только вперед, в результате чего города на карте словно лампочки на гирлянде нанизаны на один "провод". Третий отгрохал империю - прямо в центре страны "сердце", а от него как от спрута щупальца в разные стороны.

 

IV. Случайности.  

Главным элемент случайности в "Монополии" - кубик. Ему подчинено буквально все. Какую собственность купит игрок, получит он прибыль или потеряет деньги, застрянет в тюрьме или выйдет на свободу. В «Энергосети» единственным элементом случайности является появление электростанций на рынке, да и это почти в одинаковой степени влияет на всех игроков сразу и более менее поддается просчетам. (Этот элемент случайности, кстати, тоже можно убрать, если играть на карте Китая с правилом "плановой экономики.) Кто-то скажет - в жизни так не бывает - есть место кризисам, дефолтам, девальвациям, приватизациям и прочее. Согласен. Но тут и есть противопоставление – отнюдь не сухой расчет "Энергосети" против почти безграничной случайности "Монополии". Лично мне понравился больше первый вариант. Если я в игре (подчеркиваю, в игре) вкладываюсь в развитие, то результаты я рассчитываю получить в ближайшем будущем, а не тогда когда это будет угодно кубику.

 

Но вообще-то я зря залез в сравнения с настоящей экономикой. По-настоящему правдивых экономических игр не бывает. Ни для кого не секрет, что "Монополия" не научит как зарабатывать деньги. Не научит этому и "Энергосеть". Например, в той же "Энергосети" прекрасно, в рамках игры, по принципу прямой зависимости спроса и предложения реализован ресурсный рынок. Но только, как показывает практика, в реальной жизни «ножницы» Маршалла не работают.

 

Итак, впечатление. Итог.

Очень честная по отношению к участникам игра. Если вы уделяете ей внимание - честно пытаетесь заработать деньги, обеспечить свои электростанции ресурсами, соединить электропроводами как можно большее количество городов - то игра полностью раскрывается, дает увлекательный опыт и оставляет сильные впечатления. Но если вы хоть на секунду ослабляете железную хватку, начинаете думать, что "зажарится как-нибудь", по глупости/ленности портите несколько предыдущих ходов, то рискуете остаться в самом хвосте, выбраться из которого очень трудно.

 

И еще. Здесь часто звучало слово «расчет». Не подумайте что игра «сухая». Играя в "Энергосеть", испытываешь массу эмоций. Когда сидишь в «блокаде» или плетешься в «хвосте», то любая возможность вырваться вводит игрока в мандраж (трясутся руки, и ты молишься: «лишь бы ничего не сорвалось»). Когда по собственной глупости/невнимательности допускаешь совершенно очевидную ошибку, то готов рвать на себе волосы (в особо запущенных случаях появляется желание смести с доски рукой все «домики»). Ну, а когда ты первым скупаешь все ресурсы, необходимые, однако, и другим игрокам, то мизинец сам собой тянется ко рту.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Jim написал 13 лет назад: #

Насчет Энергосети:
Надо заметить, что автор играл впятером.
Лично у меня, когда играли втроем - было ощущение, что при большем количестве участников будет намного интереснее.

DJem написал 13 лет назад: #

Обзор хороший, зачем только Билету на поезд так оценку занижать и вообще выставлять если вы в нее играли 1 раз и не готовы дать заключения? В Энергосети много случайностей, аргументировать не буду, если вы играли уже много раз, то наверное заметили, не кубик конечно, но всё же. Монополия и правда вспоминается =)

st8ic написал 14 лет назад: # скрыть ответы

Отличный обзор, Артем!

AASever написал 14 лет назад: #

Спасибо

zuzubun написал 14 лет назад: # скрыть ответы

Интересный обзор. Жду, когда мне привезут мою Энергосеть, чтобы сравнить впечатления)

AASever написал 14 лет назад: #

Спасибо.
Игру покупал друг, но я был несколько против этой покупки. Не ожидал я от этой игры чего-то хорошего для себя. Но ей удалось меня удивить.

zuzubun написал 14 лет назад: # скрыть ответы

Хм, кто это тут такой минусующий, позвольте полюбопытствовать? :D

oranged написал 14 лет назад: #

Может кто и случайно щёлкнул.

AASever написал 14 лет назад: #

Минусанул йа. Совершенно случайно

mike_butcher написал 14 лет назад: #

Есть кое что добавить по поводу аукциона. Действительно огромный простор для блефа. Весело просто повышать цена на нужную сопернику карту.
Думаю все оценили когда остались мы с Колей вдвоем и бились за карточку атомной электростанции с номиналом 17.. в итоге подняли цену до 25 и я спасовал.. не оставалось денег на остальные задумки на этом ходу. И тут выходит такая же карточка с номиналом 11. Я отчасти рассчитывал на какую-нить дешевую полезную электростанцию, но это было как докупить до стрита последней картой ;)