Ну, вот мы отыграли в новые (для нас) игры: «Ticket to Ride. Европа» и «Энергосеть». По первой я пока не готов дать заключения т.к. была сыграна всего одна партия (которую я еще и безбожно продул), а вот по «Энергосети» хочу поделиться впечатлениями.
Итак, я и Миша сыграли первую ознакомительную партию на двоих еще в минувшую среду. Уже тогда стало понятно что «Энергосеть» - игра, которая требует от участников полного погружения; игра, в которой нет бросков кубиков, случайных событий и необязательных действий. Все в ней зависит только от участников. В той первой нашей партии была допущена (только по невнимательности) критическая ошибка и поэтому игра так и не была завершена. Но зато ко второй партии (на пять человек) все нюансы правил были усвоены и игра прошла как маслу.
Вот хоть убейте, но у меня возникает стойкое желание сравнить «Энергосеть» с «Монополией». Точнее не сравнить, а противопоставить одно другому. Может быть это желание возникло из-за того что «Энергосеть» первая экономическая игра опробованная мной за многие годы. По-настоящему экономическая. «Колонизаторы» (карточные), «Столпы Земли», «100 000 лет до нашей эры» не считаются - да, там мы оперируем ресурсами, вроде как занимаемся хозяйством (экономика – наука о ведении хозяйства), вроде и деньги есть, но вот не ассоциируются у меня эти игрушки с экономикой. Возможно, я не прав, возможно, все дело в бумажных деньгах присутствующих в «Энергосети» (и даже скорее всего), но именно в этот раз вспомнились мне старичок «Менеджер» и дядюшка «Рынок».
I. Бумажные деньги.
Во всех еврогеймах, в которые мы играли до этого (не скажу что их было много) деньги, часто представленные золотыми монетками, несут вспомогательную роль. Деньги, как правило, добываются в еврогемах каким-то совершенно элементарным действием - выставил миплов, выложил карту, или потратил очки действия - вот и получил некоторую прибыль. И опять вспомним "Монополию" - там деньги переходят из рук в руки: ты их то тратишь, то получаешь, но они легко достаются и так же легко уходят. В «Энергосети» же чтобы получить заветные "разноцветные бумажки" игрокам предстоит пораскинуть мозгами, совершить кучу действий (возможно даже обратится к калькулятору), в общем предпринять определенные усилия. Да возможность получить 10 евро (электро) есть и за так, но как показала практика бездельничать и ждать халявный червонец - плохая идея.
А еще деньги здесь прекрасно заменяют победные очки.
Лично мне нравятся игры на победные очки. И мне нравятся игры, в которых эти самые ПО отмечаются по ходу игры, а не производится их подсчет только лишь под конец. Причем меня не очень волнует знаю ли я точное количество этих самых ПО у соперника. Скажем, мне не очень нравится система в Stone Age, где зарабатываешь победные очки и при этом сам не знаешь сколько их у тебя. А вот систему подсчета в "Билете на поезд" можно назвать идеальной - и точно не известно сколько ПО у соперника (но можно предполагать), но уж сколько то заработал сам всегда легко понять.
Но в "Энергосети" полностью отказались от такого понятия как ПО. Если ты успешен, то и денег заработаешь много, которые еще и помогут тебе дальше (в отличие от "мертвого груза" ПО). Слышал мнение, что в "Энергосети" немного странно то, что выигрывает не тот кто скопил больше всего денег к концу игры, а тот кто сумел заработать больше именно в последний ход. Лично я против такой системы ничего не имею. Во-первых, последний ход может наступить внезапно (если только ты сам его не устроил) и это не дает расслабиться. Во-вторых, готовиться надо просто к этому последнему ходу загодя, вот и все.
И еще, по итогам отыгранной партии. Я довольно неплохо играл и даже продолжительное время зарабатывал больше всех, но: а) заработать - это лишь начало, нужно еще суметь распорядится прибылью; б) под конец партии я подустал и решил расслабиться (и даже немного забить на игру) и в результате у меня 4 место из 5. И мне это понравилось. Между прочим, всю игру плетущийся в конце участник (в результате всего одной ошибки и жесткой блокады со стороны других игроков) не сдавался и таки сумел отвоевать себе бронзу. "Энергосеть" не позволяет расслабиться ни на секунду.
II. Электростанции (карточки собственности) и аукцион.
Основа основ "Монополии" карточки собственности. Однажды приобретенная такая карточка давала игроку возможность когда-нибудь в будущем получать с нее прибыль. Но какая карточка вам достанется - часто это решал случай (фишка и кубик). Этот же случай решал когда вы, наконец, получите прибыль. «Энергосеть» предлагает совершенно иной подход. Купить понравившуюся электростанцию (так же представленную карточкой) вы можете совершенно осознанно. И вы также осознано с помощью этих карточек получаете прибыль - обеспечили электростанцию необходимым количеством ресурсов - деньги считай у вас уже в кармане. По какой-то причине не смогли/не захотели этого делать - нет и прибыли. Все в ваших руках.
Еще в «Менеджере», помнится мне, был реализован аукцион. Но был он реализован сухо и не интересно. Здесь же аукцион мне здорово понравился. Есть место и для расчета, и блефа, и риска. Это притом, что механизм аукционов я вообще недолюбливаю в играх.
III. Строительство.
В "Монополии" игроки должны строить дома и это позиционируется как развитие их финансовой империи. В "Энергосети" тоже нужно строить «домики» (так отображаются подключенные к сети города) и здесь они действительно являются показателем успешности предприятия. Более того, развивая свою сеть подключенных городов можно зажать конкурента, отрезать ему пути развития. К концу игры карта США/Германии буквально раскрашивается цветными огоньками. Один игрок "отстраивался" компактно, у себя в уголке, но зато весть этот "уголок" принадлежит ему. Другой подключал города один за другим, но двигался только вперед, в результате чего города на карте словно лампочки на гирлянде нанизаны на один "провод". Третий отгрохал империю - прямо в центре страны "сердце", а от него как от спрута щупальца в разные стороны.
IV. Случайности.
Главным элемент случайности в "Монополии" - кубик. Ему подчинено буквально все. Какую собственность купит игрок, получит он прибыль или потеряет деньги, застрянет в тюрьме или выйдет на свободу. В «Энергосети» единственным элементом случайности является появление электростанций на рынке, да и это почти в одинаковой степени влияет на всех игроков сразу и более менее поддается просчетам. (Этот элемент случайности, кстати, тоже можно убрать, если играть на карте Китая с правилом "плановой экономики.) Кто-то скажет - в жизни так не бывает - есть место кризисам, дефолтам, девальвациям, приватизациям и прочее. Согласен. Но тут и есть противопоставление – отнюдь не сухой расчет "Энергосети" против почти безграничной случайности "Монополии". Лично мне понравился больше первый вариант. Если я в игре (подчеркиваю, в игре) вкладываюсь в развитие, то результаты я рассчитываю получить в ближайшем будущем, а не тогда когда это будет угодно кубику.
Но вообще-то я зря залез в сравнения с настоящей экономикой. По-настоящему правдивых экономических игр не бывает. Ни для кого не секрет, что "Монополия" не научит как зарабатывать деньги. Не научит этому и "Энергосеть". Например, в той же "Энергосети" прекрасно, в рамках игры, по принципу прямой зависимости спроса и предложения реализован ресурсный рынок. Но только, как показывает практика, в реальной жизни «ножницы» Маршалла не работают.
Итак, впечатление. Итог.
Очень честная по отношению к участникам игра. Если вы уделяете ей внимание - честно пытаетесь заработать деньги, обеспечить свои электростанции ресурсами, соединить электропроводами как можно большее количество городов - то игра полностью раскрывается, дает увлекательный опыт и оставляет сильные впечатления. Но если вы хоть на секунду ослабляете железную хватку, начинаете думать, что "зажарится как-нибудь", по глупости/ленности портите несколько предыдущих ходов, то рискуете остаться в самом хвосте, выбраться из которого очень трудно.
И еще. Здесь часто звучало слово «расчет». Не подумайте что игра «сухая». Играя в "Энергосеть", испытываешь массу эмоций. Когда сидишь в «блокаде» или плетешься в «хвосте», то любая возможность вырваться вводит игрока в мандраж (трясутся руки, и ты молишься: «лишь бы ничего не сорвалось»). Когда по собственной глупости/невнимательности допускаешь совершенно очевидную ошибку, то готов рвать на себе волосы (в особо запущенных случаях появляется желание смести с доски рукой все «домики»). Ну, а когда ты первым скупаешь все ресурсы, необходимые, однако, и другим игрокам, то мизинец сам собой тянется ко рту.
Насчет Энергосети:
Надо заметить, что автор играл впятером.
Лично у меня, когда играли втроем - было ощущение, что при большем количестве участников будет намного интереснее.
Обзор хороший, зачем только Билету на поезд так оценку занижать и вообще выставлять если вы в нее играли 1 раз и не готовы дать заключения? В Энергосети много случайностей, аргументировать не буду, если вы играли уже много раз, то наверное заметили, не кубик конечно, но всё же. Монополия и правда вспоминается =)
Отличный обзор, Артем!
Спасибо
Интересный обзор. Жду, когда мне привезут мою Энергосеть, чтобы сравнить впечатления)
Спасибо.
Игру покупал друг, но я был несколько против этой покупки. Не ожидал я от этой игры чего-то хорошего для себя. Но ей удалось меня удивить.
Хм, кто это тут такой минусующий, позвольте полюбопытствовать? :D
Может кто и случайно щёлкнул.
Минусанул йа. Совершенно случайно
Есть кое что добавить по поводу аукциона. Действительно огромный простор для блефа. Весело просто повышать цена на нужную сопернику карту.
Думаю все оценили когда остались мы с Колей вдвоем и бились за карточку атомной электростанции с номиналом 17.. в итоге подняли цену до 25 и я спасовал.. не оставалось денег на остальные задумки на этом ходу. И тут выходит такая же карточка с номиналом 11. Я отчасти рассчитывал на какую-нить дешевую полезную электростанцию, но это было как докупить до стрита последней картой ;)