Оценка пользователей
9.4078
Оценить:
-
-AdRiver-

Легкой ностальгии пост

время: 25 апреля 2016

У нынешнего поколения сформировалось мнение, что при СССР индустрии настольных игр либо не было, либо это были настолько примитивные игры, что упоминания они не заслуживают. Ну повздыхают в приступе ностальгии «старички», глядя на фото игр из журналов «Мурзилка», или там пару видов «Морского боя» вспомнят, который по сути никак морские баталии не напоминали. Или еще какие игры детства иногда вспомнятся, в которые уже ни сами, ни дети их играть не будут.

 

Надо признаться, я сам, натыкаясь на фото «Воздушного боя», «Морского боя» (у меня их было несколько видов, позже объясню почему), «Риска»  (советская версия про космос) или других игр детства испытывал «укол» воспоминаний, но дальше визуального созерцания интереса в общем-то не было. Вроде как сейчас игр много, которые притягивают меня больше, чем «посланцы из прошлого». 

 

Обычно хватало нескольких партий в игру с друзьями, пару десятков в соло-режиме, чтобы игра отправлялась либо на полку, либо странным образом начинала утрачивать компоненты, что было для нее прямым путем на выброс.  Замечу, одну и ту же игру мне могли подарить несколько раз родственники и знакомые: выбор-то в магазинах был очень ограничен, а дарить-то что-то надо было по каким-нибудь датам.

 

Но тут случайно наткнулся на одну фоточку в интернете, которая напомнила об одном долгом «романе» с чрезвычайно интересной и полезной для меня настолкой.  Давным-давно это было…

 

Увлекшись военной историей, прочитав «Книгу будущих командиров», я стал чувствовать потребность в военных играх  или близким по теме.

 

 

Надо заметить для «юных читателей», это была дефицитнейшая книга, и только знакомство родителей с завскладом универмага позволило мне стать счастливейшим обладателем этой впоследствии зачитанной до дыр книжки.  Ну а про военные игры, мало-мальски отображающие то, что  я прочитал и говорить нечего.Выбора никакого.

 

 «Воздушный бой» разонравился, так как процесс боев однообразный. «Морские бои» тоже перестали быть привлекательными, так как стал задумываться над  правилами, и мне стало непонятно, почему партии в них больше похожи на шахматы, а не на морские бои, как их описывают.

 

Очень много игр было с механикой «кинь-двинь», как сейчас бы окрестили, но их я сразу откидывал. Кроме одной! О ней, собственно и пойдет речь. Для меня это была удивительная игра. Мало того, я и сейчас, вспомнив про нее, понимаю какую огромную работу сделал автор. В принципе, такая игра могла бы и сейчас издаваться, причем, при нынешнем маркетинге, под «разными соусами».

 

Это была непросто игра с механикой «кинь-двинь», это была игра…. с «высоким порогом вхождения». Да, именно так – «кинь-двинь» с «высоким уровнем вхождения» в игру.

 

Советские авторы и советские дети – они вот такие, особенные. Совмещают несовместимое, а потом еще и играют в это.

 

У меня произошел период  в жизни длиной в пару лет когда я «заболел» морем. Я мечтал о карьере в ВМФ СССР, стал готовить себя к поступлению в «мореходку». Родители скупали для меня всю литературу по данной тематике, которую я «глотал» за пару дней.

 

И вот, однажды, у меня оказалась эта игра – «Уходим завтра в море». Сколько мне было лет, точно не помню. Полагаю, лет 12-13. Понимаю, что большинству читающих строки станет смешно над дальнейшим рассказом, но из песни слов не выкинешь.  Игры у меня этой уже нет, поэтому накачал фотографий и пытаюсь восстановить в памяти события детства.

 

 

 

Открыв коробку, я понял, что с этой игрой буду возиться долго. В ней было много компонентов, хоть и из картона. Флаги, памятки, буклет, два поля, кружочки на которых поначалу обещали стандартные броски кубика для передвижения по полю, т.е по морю.

 

 Кто-то может подумать, глядя на фото,  что в правом верхнем углу коробки лежит CD-диск в бумажном конверте, но т.к. это год был 1990 или 1991, то это просто «вертушка», заменяющая кубики.

 

 

Правила игры были бы очень просты, даже примитивны, если бы не небольшие нюансы в тексте. Игрок должен вытягивать карточки и называть то, что изображено. Или "участники подают команды, необходимые для выходы из порта".

 

 

А на этих карточках чего только нет. И типы кораблей и флагов (штандартов), погоны морских офицеров, типы кораблей, маневры при боевых действиях, освещение кораблей в ночное время, разные виды «морских» узлов и т.д.

 

 

Чтобы иметь представление о том, что изображено нужно почитать брошюру «Спутник юнги». Это не правила игры, но без прочтения столь ценной информации не играется вообще никак.

 

 

 

 

 Вообще, игра делится на 2 части. В одной игроки  соревнуются на шлюпках за право управлять более «престижными» типами кораблей: подводным ракетоносцем или ракетным крейсером. Отстающие будут довольствоваться каким-то «мистралеподобным» вертолетоносцем (вот позор-то, да?) или ракетным катером. Для этого используется первая карта.

 

 

Игроки отвечают, что изображено на случайно вытягиваемых карточках, и при правильных ответах продвигаются вперед, к цели.

 

 Вторая часть играется на другой карте. И здесь уже капитаны выбранных ранее кораблей готовятся выйти в море.

 

 

Но и здесь, прежде чем вывести свой корабль из порта, я должен узнать некоторые морские премудрости, чтобы игра была «пропитана морской атмосферой», а не была пресным «кинь-двинь».

 

 Какие приказы отдает капитан при поднятии якоря, какие сигналы подают флажками сигнальщики, какие действия выполняются командой при входе или выходе из порта – все это есть в брошюрке. Вышло так, что брошюра "Спутник юнги" является важнейший частью игры, можно сказать, первоочередной «азбукой». Важнее правил.

 

 

Не изучив ее как следует, играть было бы затруднительно. Разумеется,  можно отбросить эти условности и просто бросать кубик, точнее, крутить вертушку,  но это была бы для меня глупость несусветная.  

 

Я очень интересовался морской темой. Эта брошюра стала моей настольной, напольной, накроватной и т.д. книгой. Она перечитана  была много раз. Автор простым языком открывал мне тайны судоходства,  знакомил с системой командования кораблями, учил вязать морские узлы, объяснял как обороняться при авиа- и морских атаках, как самому нанести ответный удар по противнику.

 

Более «атмосферной» игры у меня в детстве не было. Несмотря на то, что друзья не разделяли моего увлечения военно-морской тематикой, и я не смог им доказать, что это интересно, играть мне было интересно в нее и одному. Соревноваться мне не было необходимости. Каждой игрой мной закреплялись полученные ценные знания. До сих пор помню что в море, как и на земле действует правило «правой руки» при встрече кораблей на перпендикулярных курсах. Только вот проблемка – корабль не может остановиться как вкопанный: инерция движения, ветер, течения не позволят сохранить состояние покоя в ожидании, когда пропускаемый корабль пройдет мимо. Для этого тот корабль, который видит «помеху справа», должен совершить «право руля» и разойтись встречным курсом. Собственно, поэтому на левом борту кораблей и судов ночью зажигают красный фонарь, а на правом – зеленый.

 

 

Встретив карточки с такими вопросами в игре, очень легко закрепляется прочитанный материал. Как уклоняются корабли от торпед, авиации, мин, подлодок – все это узнал в этой потрясающей брошюре. Пожалуй, такое сочетание игры и текста имели высочайший КПД по обучению.

 

Соглашусь, что надо быть очень увлеченным тематикой, чтобы игра была интересной.

 

Но небольшое исследование показало, что в СССР увлеченных людей данной тематикой хватало. Обратите внимание на тираж игры.

 

 

100000 экземпляров в 1988 году. А если посмотреть в интернете внимательно, то увидим, что игра выпускалась не один год.

 

1979 год.

 

1987 год. Тоже 100000?

 

1991 год.  Еще 100000?

 

Объемы тиражей впечатляют. Не думаю, что если бы игра была невостребованной, ее бы продолжили печатать.

 

Задумался вот над чем. А ведь сейчас не хватает вот таких простых, обучающих игр для детей. Не нужно выдумывать для них сложную механику, чтобы рассказать детям про что-нибудь. С тем же успехом такая игра может быть про освоение космоса, про динозавров, правила дорожного движения  - да что угодно!

 

«Атмосфера», «погружение» в игру –вот что важнее механических принципов передвижения по карте.

 

 Очень многое  зависит от того, кто сможет изложить детям интересно сложную информацию, привлечь внимание хорошим простым текстом и оформлением.

 

Как видите, я до сих пор благодарен Георгию Аммону за его потрясающую идею, которая подарила мне много часов интереснейшего времяпрепровождения.

 

А вы говорите – «кинь-двинь», примитив… Эх..

 

Не смог найти на просторах интернета эту книжку «Спутник юнги». С удовольствием бы полистал ее еще. Если у кого-то есть – пришлите скан, пожалуйста.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
futb_all написал 4 года назад: # скрыть ответы

> А ведь сейчас не хватает вот таких простых, обучающих игр для детей.

Как не хватает?! Этого "добра" столько, что свалит с ног.

Кстати, название игры - первая строчка знаменитой песни Соловьева-Седого "Прощай, любимый город, уходим завтра в море".

ASB написал 4 года назад: # скрыть ответы

Всегда готов ошибиться и услышать примеры таких игр. Да, источник названия игры очевиден.

futb_all написал 4 года назад: # скрыть ответы

Откройте любой сайт, торгующий товарами для детей. Там пара сотен настолок, среди них овердофига обучающих.

ASB написал 4 года назад: # скрыть ответы

Вы не поняли значит в чем особенность этой игры. Про тонны примитивных поделок, которым завалены магазины, я в курсе

futb_all написал 4 года назад: #

А, в этом плане.

SwordSerg написал 4 года назад: # скрыть ответы

ASB прав, ТАКИХ игр больше нет. Это одна из серии военных игр. У меня еще была игра "Юнармеец", там пока двигаешься по полю азбуку морзе, семафорную азбуку и классификацию военной техники изучаешь путем названия того что изображено на клетке)

igelkott написал 4 года назад: #

Ну да, темы изменились. Кроме того, много обучающих компьютерных игр, они выполняют ту же функцию.

Confessor написал полтора года назад: #

Я под впечатлением от Книги Юнармейца всерьёз подумывал уйти из дома, отправившись в поход. Настолько захватывающе были там расписаны всякие Зарницы и прочие рюкзаки с соснами на пригорке. Родители конечно же не пустили, и пришлось сооружать очередную "палатку" из всяких тряпок у себя в детской. Книга будущих командиров тоже была. Для семилетнего мальчишки огонь-книга. Именно издание 1987г. Кстати, тираж у неё действительно был небольшим. Сейчас нигде не могу найти. Издание 70-ых и нулевых годов легко можно найти, а вот именно то самое, конца 80-ых не найти. Жалко переплёт у неё мягкий, боюсь что в хорошем состоянии эту книгу Вообще нереально встретить.

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: # скрыть ответы

Именно таких нет, есть другие, совершенно другие

ZoRDoK написал 4 года назад: #

Trivia-games и имя им — Легион. Только теперь это про Winks и Игру Престолов. О времена, о нравы! Трава зеленее... надо заварить себе чайник вина и сладко зевнуть на кресле-качалке, похрустывая песком в суставах.

futb_all написал 4 года назад: #

Да ну, есть сотня нормальных и еще пятьсот ненормальных.

Lee написал полтора года назад: #

Шикарная игра была еще "Морские маневры". До сих пор храню.

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: # скрыть ответы

поставил 10 баллов за эмоции и ностальгию

Mazz_O написал 4 года назад: # скрыть ответы

+1.

Моё сугубо личное мнение - в советское время делали отличные игры, и качеством, и правилами. Критерии отбора были другие, сейчас такое сложно повторить.

igelkott написал 4 года назад: # скрыть ответы

С одной стороны, понятно, что должно быть так. С другой - вот не могу вспомнить ничего такого из своего детства. Ходилки из Веселых Картинок, блошки (в такой круглой пластмассовой коробочке, поделенной на секторы), Эрудит, Реверси и лото всякие... Это на конец 80-х. А дальше ясно - Монополии.
А так больше играли на бумаге: гонки, точки, лабиринты и проч.

igelkott написал 4 года назад: # скрыть ответы

Это я к тому, что было бы интересно увидеть список хороших старых отечественных настолок.

Mazz_O написал 4 года назад: # скрыть ответы

А ещё "Внимание - цель!", "Полёт во вселенной","Геополитика", "Меценат", "Полководец".

ASB написал 4 года назад: #

Спасибо! Не мог вспомнить название "Внимание - цель". Игру помню, а вот нагуглить без названия - никак не получалось. Тоже отличная вещь, правда, другого плана.

popovks написал 4 года назад: #

"Танки идут", "Воздушный бой"

w_holeman написал 4 года назад: #

"Похитители бриллиантов", "Альпинисты", "Манёвры"...

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: # скрыть ответы

Ну ты что)))))
Царство Нептуна, Биатлон, Старт-Финиш, Зубы дракона, много было викторин, помню гонки с магнитными ловушками и так далее

Fallout написал 4 года назад: # скрыть ответы

я никак не могу найти инфу про Зубы Дракона. Это моя первая игра в стиле фэнтези.

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: #

Мне кажется, миссия невыполнима((((

igelkott написал 4 года назад: #

Так я не говорю, что ничего не было. Тут вопрос, кто что смог достать:)))
У меня даже была как-то идея посвятить часть игротеки играм нашего прошлого, но у нас в клубе никто не смог, вроде, ничего вспомнить кроме Акционера.

Gileforn написал 4 года назад: #

Здорово конечно. Жаль в детсве не попалась :)

А насчет тиражей, не стоит на них ориентироваться слишком сильно. Издательская политика в СССР была построена именно на таких тиражах. Кстати он весьма скромный для своего времени. Большое количество далеко не самых востребованных книг выпускалось в миллионных тиражах.

nastolkus написал 4 года назад: #

Отличная статья. Спасибо