Пока работы немного, продолжаю рассказывать о сыгранных партиях).
Barony
Одна из новинок этого года попала в мою коллекцию не случайно, в 2014 очень часто играли в Splendor и она стала для меня одной из лучших настолок в прошлом году. А в Баронах и автор тот же и поле составляется из тайлов, да и по описанию и правилам чувствовал, что игра придется мне по душе. Получив коробку, практически сразу сыграли первую партию максимальным составом – на четверых.
Правила написаны на 4-х листах и в принципе все понятно после пары прочтений. Понятно-то понятно, да вот какую тактику выбрать, после первой партии, я пока не понял.
Теперь по правилам. Изначально на человека выдается по 9 тайлов (тайл состоит из 3-х территорий – как в Талуве). Поле собирается в произвольном порядке и сразу перед партией все игроки выставляют по 3 рыцаря и 3 города. Очередность расстановки достаточно хитрая, 1-3 игроки выставляют по 1 городу и 1 рыцарю (рыцарь должен стоять на одном тайле с городом), последний игрок ставит сразу своих 3-х рыцарей и 3 города, далее в обратном порядке все выставляют по 2 рыцаря и 2 города. Как осуществляется расстановка на 2-х игроков в правилах не написано, но как-то неправильно на мой взгляд, чтобы второй игрок сразу выставлял все свои необходимые фигурки…
После того как все произведут начальную расстановку, начинается собственно партия. Выигрывает тот, кто первый получит титул Герцога (60-70-80 очков на шкале подсчета очков). В свой ход игрок может выполнить одно из 6-и действий:
1) Вербовка. Игрок выбирает один город и ставит в этот город до 2-х своих рыцарей из запаса, если город стоит рядом с водным гексом, то до 3-х.
2) Перемещение. Игрок может двинуть двоих свои рыцарей на один гекс, одного на два гекса двигать нельзя. По движению есть ограничения: нельзя передвигаться на водные гексы, также нельзя заходить на территорию, на которой стоит город или крепость другого игрока или 2 фигурки одного цвета (2 рыцаря, рыцарь + деревня). Если же фигурка стоит на гексе с горами, на нее тоже нельзя заходить (в горах все строения защищены от вторжения). Пока на гексе стоит по одной фигурке любого игрока, ничего не происходит, но как только игрок перемещает вторую фигурку своего цвета, происходит конфликт. Все оказавшиеся юниты (рыцари или деревни) других игроков погибают и возвращаются обратно в резерв. Если уничтожается деревня, то победивший игрок, берет любой жетон территории у игрока уничтоженной деревни.
3) Строительство. Действующий игрок выбирает от 1-7 своих рыцарей на игровом поле и может на том гексе, где стоит рыцарь, построить крепость или деревню. Как только это происходит, игрок также получает жетон территории, на которой только что осуществилось строительство.
4) Новый город. Игрок выбирает одну из своих деревень и заменяет ее на город. Также он двигает свою фишку по диагонали вниз на треке победных очков. Так как в запасе всего 2 города, то по треку вниз можно двинуться всего 2 раза.
5) Экспедиция. Удаляем из резерва одного рыцаря до конца игры и вводим второго на край поля. Главное чтобы на краю поля не было вражеских юнитов.
6) Титул. При строительстве крепостей и деревень, игрок берет жетоны, на которых проставлены цифры, набрав не менее 15 очков, можно сбросить эти жетоны и получить титул, двигая маркер победных очков вправо на одно деление.
В принципе все действия расписаны на карте персонажа каждого игрока, пиктограмки понятные и после 1-2 партий, вопросов возникнуть не должно. Как я и писал выше, правила логичные и простые.
Так как партия была первая и толком никто не знал как играть, все начали «плодить» рыцарей для дальнейшего ведения боевых действий. Я немного (хотя очень даже много) неправильно изначально расставился и мне по ходу партии приходилось разрываться на два фронта. В одной части карты мне достаточно быстро «надавали по рогам» (привет Ensik)) и я так по ходу партии не смог восстановиться, а в другой части загнал себя в угол и строился вдали от всех. Несмотря на это, по очкам все пришли с небольшим разрывом, что говорит о неплохом балансе.
Игра всем очень понравилась, и мы обязательно еще повторим (и не раз) в том же формате, а пока выводы такие: Бароны на порядок сложнее Splendor. Здесь нет никакого рэндома, победа достигается исключительно своим умом. Цена ошибки достаточно серъезная, потерпел пару поражений и шансов на победу у тебя по минимуму. Так как играли максимальным составом, на поле в середине партии уже происходит достаточно много событий (так как юнитов много) и уследить за всем сложно (и интересно)). Тактику можно избрать разную, можно попытаться соорудить неприступную границу (например строить деревни в горах), а можно попытаться как можно быстрей построить все города и устроить маленький блицкриг кому-нибудь из игроков. Тут по идее можно заключать пакты о ненападении и договариваться, но мы в первой партии играли только за себя). Бароны не показались мне абстрактными (хотя это своего рода шахматы на красивом поле), может этому способствуют отличного качества компоненты (города просто великолепны, а рыцари для удобства покрасили немного другим цветом, чтобы отличать их от деревень), и мы действительно двигали своих рыцарей, а не кусок дерева, переживали за спаленные до тла деревни и строили города, надеясь отомстить супостату за вторжение на свою территорию). Вообщем пока 8,5 баллов.
Kingdom builder
Партия максимальным количеством игроков – 5 (взяли из допа Nomads). Три карты строителей королевства по мне были неплохие. Отшельники, дающие очки за отдельно-стоящие здания и группы зданий. Фермеры, дающие очки за каждое поселение в том секторе в котором их меньше всего. И горожане, дающие по одному очку за каждые 2 поселения в самой большой группе. Как видно, 1 и 3 карты противоречили друг другу, но тем интереснее было играть.
играл синими
Все партию я считал что побеждаю, я взял 2 жетона, позволяющих мне перепрыгивать одним домик через гекс, что для отшельников необходимо, равномерно размещал свои строения во всех 4-х секторах для выполнения карты Фермеров и все было отлично…пока игра вдруг не закончилась, на руках у меня оставалось еще 9 домиков из 40, а уже подсчет очков. Жетонов у меня было всего 3, причем 2 были со свойством перепрыгивания и за один ход я выставлял 4 домика, тогда как некоторые по 5. В остатке 9 домиков, это очень много и при подсчете очков я думал, что все придут очень ровно. Собственно так и получилось, выиграв с заметным преимуществом подсчет карты отшельников, и не дав приблизиться к себе при подсчете карты Фермеров, немного провалился за карту Горожан. Но все равно была ощутимая фора перед вторым местом и я уже праздновал победу, но тут вспомнил про подсчет очков за город… у меня всего один город и 3 очка, а у второго места 3 города и 9 очков… поражение и второе место,печально…
Kingdom Builder отличная игра, которая не прощает ошибок, вообще никаких. Из-за это вся партия держит в напряжении и до самого конца тебя не отпускает. Карты строителей королевств, а также свойства жетонов на поле, делают каждую партию не похожую на предыдущие. Да еще и раскладка поля всегда разная. Однозначный хит, готов в нее играть хоть каждый день) 9 баллов.
HIVE
Сыграли с коллегой в самолете, пока летели в командировку. Стал значительно реже играть в эту замечательную игру. На мой взгляд Hive лучшая настольная игра на двоих со временем партии до 30 мин. Играем без дополнений, так как они на мой взгляд бестолковые и портят исходную задумку автора Hive, но что не придумаешь ради допбарыша).
Единственную партию в самолете я выиграл, все-таки опыт великая вещь! Использовал по максимум жука, забрался на королеву улья соперника и спокойно начал присоединять к нему свои фишки. Конечно опытные противники такого обычно сделать мне бы не дали, но тут повезло. Надо бы почаще раскладывать Улей, а то начали стратегии потихоньку забываться…
КГБ против ЦРУ
А вот тут меня «вынесли» без вариантов, я вообще ни разу еще не выигрывал в эту игру, «сливаю» и жене и другу, причем обычно счет где-то 30/40 – 100. Даже и не знаю в чем моя проблема, видимо в 21 в детстве мало играл). Персонаж Директор «рулит», брать дополнительную карты цели из под низа колоды дорогого стоит. Моего же директора убили почти сразу и я пытался как можно чаще посылать своего шпиона (считаю что он тоже достаточно полезный), но обычно много очков мне это не давало. В итоге партия сложилась для меня не очень хорошо и ход партии мне так и не удалось переломить.
КГБ против ЦРУ хорошая игра, но далеко не шедевр. Нравится то, как механика игры натянута на тему противостояния США и СССР, тематично оформлены типы карт и если вживаться в роли (играя КГБшниками за Кубу я боролся до конца и победил)), то партия действительно превращается в дуэль сверхдержав. Играть интересно, но партия может длиться больше часа, что для такого уровня игры все-таки много. Моя оценка 6 баллов.
Ямайка
Семейного уровня настолка, играл у Бориса (Velve). Простые правила и отличнейшего уровня компоненты. Для игры с ребенком лет 10 очень неплохой вариант. Партию я выиграл, хотя в начале у меня не было карт, которые дают возможность плыть вперед, поэтому грузил и разгружал трюмы и стоял на месте, пока остальные пираты резво двинулись за сокровищами. Зато потом пошли карты движения и я за несколько ходов оказался впереди всех, ближе к финишу я опустошил последние острова и спокойно доплыл до финиша. Победил более чем уверенно, но удовольствия от победы как-то не получил).
Ямайка достаточно критична к количеству игроков, садиться за стол надо максимальным составом, минимум 4-ом на мой взгляд. В партии я практически ни с кем не воевал и не грабил, хотя в этом «фишка» игры. Рэндом тут как нельзя к месту, есть над чем подумать и из чего выбрать. Идея с выставление двух кубиков на день и ночь очень хорошая. Ямайка для меня оказалась достаточно простой, а победа в простой игре приносит как-то меньше радости… Но опять же повторю, как семейка она отлично зайдет практически в любой компании. 7 баллов
Тоже смотрю на эту игру. Вдвоем с женой играли?
Нет, максимальным составом -4
Спасибо, интересно.
Отличный отчёт!
Barony любопытная. Надо нам сыграть как-нибудь с тобой. И всё-таки Дэйл Ю прав - она здорово уступает Сплендору в плане красивости и элегантности. Я бы вообще не подумал, что их один человек делал.
Сергей, спасибо!
У Баронов и Сплендора общий только автор, Бароны на порядок сложнее. А по красивости я бы поспорил, Барону ни в чем не уступают сплендору (если их вообще можно сравнивать).
Назначай любое время на следующей неделе) Баронов возьму)
Ок, там ближе к делу посмотрим когда удобнее.
Barony гораздо лучше выглядят в живую - не фотогеничны. Сплендору, на мой взгляд, не уступают, даже чуть наоборот.
Охотно верю, а на следующей неделе скорее всего сам удостоверюсь.
Где в сплендоре люди находят что-то красивое? Арт сильно на любителя, а больше ничего и нет. Неужели казиношные фишки..
На вкус и цвет все фломастеры разные.
Казиношные фишки прекрасны, но под элегантностью и красивостью я скорее всё-таки подразумеваю механику. Barony сложнее, но Splendor элегантнее.
Допы к Hive вводились для того чтобы сломать уже найденные оптимальные стратегии, добавить вариативности. По крайней мере Москит. Мокрица — для усиления стратегии игры от защиты.
Значит нужно очень много играть, чтобы вводить допы.
Согласен. Думаю со многими играми так — лучше сперва наиграться в базу, а лишь потом добавлять дополнения. Разве что кроме игр с урезанной базой.
Kingdom builder - "Однозначный хит, готов в нее играть хоть каждый день) 9 баллов" - однако 7.5 у вас значится в личном топе.
Barony- "... по очкам все пришли с небольшим разрывом, что говорит о неплохом балансе." - это не говорит о неплохом балансе, вы все одинаковые что ли? О балансе скорее шепчет то, что в этой игре идентичные возможности для всех.
Вообще интересно было почитать, спасибо :)
Оценка устарела просто) поправил.
Да, баланс, наверное немного не то слово, спасибо. Имел ввиду то, что когда разрыв по очкам небольшой , все имеют возможность победить
Barony играли тоже вчетвером недавно, очень понравилось всем - типа шашек про замки и рыцарей. Если купить еще одну коробку и деревяшки перекрасить в уникальные цвета, то можно играть до 8 чел. Но думаю, что будет дополнение расширяющее до 6. Подумал что можно еще главного рыцаря ввести, типа Героя, который ходит на 2 гекса и сразу Город строит вместо Деревни. Карта персонажа пока бесполезная - возможные действия запоминаются легко и разбираться в корявых пиктограммах нет смысла.
Очень понравилось - покрас рыцарей чуть в другой тон, чтобы деревнями не ходили вместо них.
Kingdom builder играю на Ipade пока, думаю приобрести себе, но боюсь что будет утомлять финальный подсчет очков.
От HIVE как то быстро отошел - не затянуло.
КГБ против ЦРУ хорошая игра, но от прихода карт сильно зависит ситуация, иногда просто даже нечего противопоставить. Главное тема хороша и подходит под систему игры.
Jamaika играли раньше часто с ребенком, но ребенок вырос и об игре остались только теплые воспоминания.
Вообщем-то со всем согласен. Подсчет в KB совсем несложный и много времени не займет.
Тоже думаю доп к Баронам в следующем году может появится. Маленькие катапульты какие-нибудь появятся для осады крепости)).