Данный обзор участвовал в конкурсе от Игроведа, к сожалению - не выиграл. По требованию конкурса обзор должен был быть опубликова в соц.сетях, так что пришлось немного сократить. Здесь приводится полная версия.
Здравствуйте!
Я хочу рассказать вам о настольной игре «Андор». В этом обзоре я не буду рассказывать о правилах игры — с ними вы можете ознакомится в видеообзоре на канале "Два в кубе". Я расскажу вам историю, которая приключилась в Андоре. Так же в конце я расскажу немного о дополнении к игре - «Андор. Легенда о Звёздном щите».
Андор — не приключенческая игра. Это тактическая игра в приключенческом антураже. Это игра, где нужно тщательно спланировать действия чтобы победить. Главный противник — это фишка рассказчика, которая движется по треку не только в начале каждого игрового дня, но и после победы над каждым монстром. А если она дойдёт до конца — игроки проиграли, хотя это не единственный способ проиграть.
Главный противник — фишка рассказчика.
Игра рассчитана на 2-4 игроков, но при желании (или отсутствии желающих) в неё можно играть и соло, управляя сразу несколькими персонажами.
В саму игру входит 5 легенд — историй, по которым вас проведёт игра. Первая легенда — обучающая, в ней мы знакомимся с основами игры. Вторая — более сложная, открывает новые возможности игры и требует более тщательного планирования. Третья легенда — составная, в ней меняется условия победы и стартовая ситуация — она определяется жетонами монстров и картами. Четвёртая легенда проходит на обратной стороне игрового поля и происходит в подземелье, а в пятой нам предстоит победить дракона.
И хотя это не приключенческая игра — это не значит, что в ней нет места приключениям. Вот одно из них — в его основу легла третья легенда. Для обзора была проведена реальная партия и эта история — то что произошло на моём столе.
Легенда об Андоре. Время противостояния
Наши герои и принц Торальд
Ночь пала на деревню и дети собрались у старого дерева.
- Вы помните, я вам рассказывал о том как доблестный принц Торальд собрал храбрейших героев из земель Андора?
- Да, дедушка! Из северных земель пришла прекрасная волшебница Эара! А из Риталанда прибыл Торн — самы храбрый воин! А ещё приехала Чада — лучшая лучница Чуткого леса! И Крам, самый сильный гном из подземных шахт! - загалдели дети перебивая друг друга.
- Да, всё верно. - продолжил Хранитель, - Пока принца не было замок осадили горы, а так же у реки появились скрали, которых в Андоре не видели многие годы. Герои доставили послание король Бранда властителям Чуткого леса и те помогли снять осаду с замка.
- Да а потом ещё герои искали старую ведьму, чтобы она рассказала им где можно найти лечебные травы и вылечить короля. А потом разведчики нашли крепость скралей, а когда принц ушёл с разведчиками на юг пришли ещё вардраки. Но герои всё равно победили — защитили замок, вылечили короля и взяли крепость скралей. Но ты не рассказал куда пропал Торальд.
- Принц отправился в разведку, чтобы узнать источник зла — нашествия горов, скралей и вардраков.
В своей вылазке с разведчиками принц Торальд где узнал, что нынешним атакам на замок и возвращению скралей и вардраков они обязаны чёрному магу Варкуру. Торальд был измотан, так что герои настояли, чтобы он отдохнул денёк и оставили его в таверне «Пьяный тролль» - там он мог не только восстановить силы, но и расспросить тамошних посетителей — может, они знают хоть что-то ещё о Варкуре.
Начало игры
Но герои не сидели сложа руки. Эара обещала князю Хальгарду, властителю гномов, добыть пару древних рунных камней в его коллекцию. Торн обещал фермерам проводить их в Серые горы, где они надеялись переждать нападения горов, что разоряли их фермы. Чада пообещала другим крестьянам, из хутора что южнее Базарного моста, проводить их на свою родину — к Древу Песней, где те хотели сыграть свою свадьбу. Ну а Крам обещал всем доказать свою силу, в одиночку сражаясь с горами. Это был их предназначение и старая ведьма обещала, что когда они его выполнят, они узнают где скрывается Варкур.
Хотя герои и отбили первую атаку, в Андоре было не спокойно. На северном побережье появились отряды горов, к югу от замка разведчики обнаружили отряд скралей к югу от южного леса видели горов, а прямо рядом с пшеничными полями появился троль. Также к северо-западу от пещер гномов обнаружились скрали и горы — опасное сочетание. В северной части Серых гор видели вардраков.
Скраль, гор и вардрак
День первый.
Крам первым заметил отряды горов на северном побережье. Решив, что в одиночку с ними ему не справится, он отправил весточку Торну, что сопровождал патрули к югу от замка. Вдвоём они напали на один из отрядов. Их атака была внезапна и стремительна и горы ничего не смогли им противопоставить.
Первая победа
Тем временем Чада отыскала на речном побережье у Южного леса рунный камень (как и гласили найденные Эарой летописи), затем ещё один неподалёку от охотничьей избушки в южном лесу. После этого она сопроводила охотников из леса в замок, по пути у небольшой скальной гряды чуть южнее замка найдя ещё один рунный камень. В замке охотники тут же примкнули к ополчению.
Эара в это время отправилась к пшеничным полям, рядом с которыми видели тролля, чтобы вывести оттуда крестьян. Вмести с этими крестьянами она отправилась на хутор близ Базарного моста — Чада обещала помочь им, но пока она бродила по Южному лесу Эара обещала присмотреть за ними.
Торн и Крам допросили оставшихся в живых горов и те рассказали им о не замеченных ранее отрядах тварей — горов у южного хутора и скраля в тумане у Северного моста. Скраль представлял небольшую угрозу, но вот горы у хутора...
"Ты не пройдёшь!"
К счастью, Эара уже заметила их. Она надеялась, что они с крестьянами будут здесь в безопасности — основные пути горов и скралей пролегали чуть севернее — по Базарному мосту. В одиночку ей было не победить — к тому же она была уже утомлена дорогой. Так что она решила скрыться с крестьянами в горах севернее базарного моста — недалеко от разрушенной дозорной башни. Ни горы, ни скрали в эти горы не заходили — их пути к замку лежали восточнее, а тролли, после того как покинут пшеничные поля, обогнут горы с юга.
Крам отступил южнее — ближе к замку — и разбил там лагерь. Торн, прогулялся в тумане у реки, эта прогулка предала ему сил, затем он присоединился к Краму.
Чада в замке ночевать так же не осталась, а выступила с передовым отрядом к югу.
День второй.
Ночь прошла относительно спокойно, хотя отряды монстров, как обычно, продвинулись ближе к замку — горы продвигались по южному лесу, а так же подошли вплотную к замку с севера, недалеко от лагера Торна и Крама. Отряд скралей прошёл Базарный мост, за ним следовало два отряда горов, один из которых разорял покинутый хутор.Троль топтал пшеничные поля, а вардраки были уже южнее пещер гномов.
Торн и Крам решили не атаковать горов у замка — они не должны были составить проблем для замковой стражи, а время терять было нельзя, поэтому они отправились к более серьёзной цели — отряду скралей южнее замка. Чада уже ждала героев и как только они приблизились к отряду — её стрелы начали разить врага. Торн и Крам не отставали и они втроём быстро расправились — битва заняла не более часа.
Трое на одного скраля = лёгкая победа
После битвы герои отправились на Свободный рынок — пополнить провизию, а Крам к тому же присмотрел там отличный шлем. Чада же смогла купить новые стрелы — теперь её атаки станут ещё смертоноснее.
Кром и Торн приготовились встретить тролля недалеко от Свободного рынка, устроив там засаду. Там же к ним присоединился принц Торальд.
Эара оставила крестьян в горах, а сама отправилась южнее, где затаилась недалеко от отряда скралей, ожидая прибытия Чады. Та не заставила себя долго ждать, и, расположившись на уступе в горах, начала посыпать скралей стрелами. Чада атаковала скралей действуя магией и посохом. Но первую атаку скрали отбили, хотя и понесли существенные потери. Но герои усилили натиск и одержали победу. Битва заняла около двух часов. От умирающих скралей Эара узнала, что в Южном лесу бродит Троль, а ещё один отряд горов уже вышел из этого леса.
Скраль сопротивляется, но ему не устоять против двух героев
Победы над скралями было недостаточно — чтобы провести крестьян нужно было ещё справится с горами с южной стороны Базарного моста. Чада заняла позицию у моста, а Эара атаковала горов в ближнем бою, те не смогли оказать достойного сопротивления. От них герои узнали об ещё одном скрале в Чутком лесу близ от Северного моста.
- А так же умирающий гор ухмыляясь расскзал им о тролле, что живёт в горах, где они оставили крестьян. Тролля разбудили звуки битвы, он увидел крестьян, что готовили обед у его пещеры, и с рёвом разорвал их на части! - зловещим голосом закончил Хранитель легенд.
- О нет! Не может быть! - в ужасе зашептали дети.
- Ну конечно же нет! Просто некоторые из вас уже засыпают, а это не дело — засыпать посреди легенды. На самом деле было так.
Бывает, что из-за непрогнозируемой случайности можно проиграть в один миг. Но в интересах обзора я заменил жетон монстров на другой и продолжил партию.
Так же горы рассказали о другом отряде горов, что притаился в тумане у реки к северо-востоку от замка. Эара тут же отправила весть об этом Крому. День клонился к вечеру и Чада и Эара разбили лагерь.
День третий.
Ночью отряд вардраков неожиданно из окрестностей пещеры гномов марш-броском прошли базарный мост. К югу от моста встал отряд горов, пришедший из хутора. Два отряда горов приблизились к замку с востока и юго-запада. Троль вышел из Южного леса, а второй тролль приблизился к Свободному рынку.
Крам решил, что нельзя оставлять горов у замка без внимания — с двумя отрядами защитникам точно не справится. Так что он оставил мечту о покупки вооружения у своих собратьев в пещерах и купил что смог на рынке (пусть дороже, но зато прямо сейчас) и бросился к замку. Тролль у свободного рынка был куда меньшей угрозой — пока он ещё дойдёт до замка. Вардраки у Базарного моста был куда большей угрозой, поэтому они с Торальдом решили присоединится к Чаде и Эаре и атаковать вардраков.
Принц Торальд помогает героям
Бой начала Чада — первые две стрелы отскочили от толстой шкуры чудовища, но третья попала прямо в глаз. Ещё одна тварь была остановлена Эарой — ей даже не потребовалась магия — достаточно умелого удара тяжёлым посохом. А вот у Торна всё было не так гладко, так что Эаре пришлось помочь магией — и ещё одного вардрака свалил точный удар меча. Ну и конечно Торальд сражался на равне с героями.
Впрочем, сходу уничтожить отряд не удалось, они перегруппировались и ринулись в ответную атаку. В этот раз Чада с первой стрелы нанесла смертельную рану чудовищу, Эара всё так же ловко орудовала посохом, а Торну вновь помогла магия Эары — благодаря ей именно он нанёс последний удар последнему чудовищу. Весь бой занял около двух часов.
Сражаться в одиночку даже против горов - непросто
Тем временем Крам в одиночку напал на отряд горов. Это была непростая битва — поначалу ему очень не повезло, ну удалось застать горов врасплох — более того, он не заметил контратаку с фланга и был легко ранен. Однако эта рана только разозлила его, а его яростный натиск ошеломил горов, так что они ничего не смогли противопоставить. От оставшегося в живых гора он узнал о лечебной траве в предгорье северных шахт.
Торн тем временем отправился как раз в эту сторону, остановившись у колодца пополнить запас воды, а Чада и Эара атаковали Гора к югу от Базарного моста — магией и стрелами они просто смели тварей. Принц Торальд отправился в таверну, где по словам гонца, открылись новые факты о Варкуре.
Крам в то время пройдя через замок атаковал второй отряд горов — первая атака была не слишком успешной, но тем не менее нанесла урон врагу, но усилив натиск Крам поразил всех врагов. Сражаться пришлось уже в сумерках, после заката, так что бой немало измотал Крама, но он выполнил своё предназначение — победил два отряда горов в одиночку, и как и говорила ведьма, услышал от умирающих горнов, проклинающих поработившего их магией Варкура, кое-что новое.
Многочисленные победы сильно продвинули фишку рассказчика по треку истории
Чада отправилась в горы, а затем провела крестьян к предгорью у пещер гномов, где они встали лагерем. Эара встала лагерем у реки и в тумане обнаружила ещё один отряд горов. Впрочем, до замка ему было далеко, так что она не стала привлекать внимание чудовищ. Так же в тумане обнаружился рунный камень.
День четвёртый
"Прекрасная звёздная ночь вдохнула в героев новые силы"
Тролли и скрали приближались к замку, но Варкур был куда большей опасностью — без его управления чудовища были бы не столь опасны. Героям нужно срочно устранить эту угрозу — со одним отрядом скралей защитники замка справятся благодаря примкнувшим к страже охотникам, а тролли денёк обождут.
Эара отправилась к предгорью северных шахт где нашла рунный камень и собрала лечебной травы. Травы там было много, так что всю она забрать не смогла. Затем она вернулась к колодцу, где ожидал Торн.
Торн у колодца встретился с Чадой, та обменялась рунными камнями с Эарой, а затем с хуторянами отправилась к Дереву Песни на свадьбу. Торн сопроводил крестьян к Серым горам, где они надеялись переждать смутное время. Им обоим удалось выполнить своё предназначение и Кара от стражей Дерева Песни узнала нечто новое о Варкуре, а Торн в Серых горах обнаружил странные следы. Эара с рунными камнями отправилась к подгорному князю, и тот поведал о странных вещах, недавно начавших происходить в шахте.
Герои связались друг с другом с помощью магических амулетов и полученная ими информация сложилась в единую картину — Варкур украл магические заклинания из Древа Песни и теперь стремился скрыться через серые горы. Нельзя было этого допустить! Более того — он был недалеко — рядом с пастбищем к северу от колодца, где герои встречались несколько часов назад!
Вот где он — главный злодей! Да ещё и свитки похитил...
Крам пополнил запасы воды у колодца и отправился на свободный рынок. Там он купил ещё флягу — ему нужно было как можно быстрее добраться до других героев, а дальняя дорога утомительна. Ночь встретила его в предгорье — выбиваться из сил чтобы переночевать в родных пещерах он не стал и разбил лагерь в часе пути от них.
Чада и Торн встретились недалеко от пастбища незадолго до заката, Чада оставила Торну рунные камни для Эары, а сама поспешила к северным шахтам — собрать остатки лечебной травы. Там же она и заночевала. Вдвоём атаковать Варкура было самоубийственно, остальным героям требовалось время на дорогу, а лечебная трава могла бы помочь в бою с противником.
День пятый
Эара ночь провела в пещерах, а утром оставила князю Хальгарду пару монет, чтобы он передал Краму, а сама поспешила к Торну, который передал ей рунные камни. Торн проследил, куда ночью переместился Варкур — тот продвинулся к югу, в направлении Серых Гор. Сам Торн отправился в пещеры гномов, чтобы купить новый шлем для грядущего сражения — атаковать решили в полдень.
Крам, наконец, закупился у соплеменников оружием — вот оно, гномье качество и по доступной (для него) цене! - и вместе с Торном поспешили на место битвы с Варкуром, где к ним присоединилась Эара. Чара заняла удобную позицию чуть севернее — недалеко от пастбища. Герои были готовы к решающему сражению.
Перед решающей битвой
Атаку начала Эара — магия против магии. Рунные камни значительно усилили её мощь. Торн бросился на колдуна с мечом Крам не отставал, Чара посылала стрелы с убийственной точностью — и щиты Варкура не выдержали. Его ответный удар был слаб и легко был отражён. Если бы герои в пылу битвы не забыли бы про целебную траву — всё решилось бы ещё в первом натиске. Но вторая атака не оставила ему никаких шансов — чёрная магия была рассеяна.
Тролли, скрали и горы, что были под стенами замка без тёмного контроля передрались друг с другом и были легко отброшены защитниками замка и подоспевшим принцем.
- И что, дедушка — герои победили всех врагов?
- Нет, они победили только одного врага. Тролли, горы и скрали по-прежнему скрывались в горных пещерах. Как гласит другая легенда — герои отправились туда в поисках сокровищ, которые были необходимы Андору для подготовки новых воинов и закупки оружия и еды. А когда они вернулись оттуда — замок был в огне, король тяжело ранен, принц похищен, а из векового сна пробудился дракон — старый Тарок, и теперь он управлял волей низших чудовищ. Но это всё другие легенды.
Ну как же в обзоре Андора без фотографии дракона?
Разумеется, история — это то, что происходит у вас в голове. На игровом поле просто перемещаются фишки, просто бросаются кубики, текст в картах содержит довольно мало художественного текста. Игра — это тактика, а не приключение. Но всё же приключение происходит, нужно только немного воображения.
Дополнение — Андор. Легенда о звёздном щите
Дополнение содержит всего одну легенду, но эта легенда — вариативная.
Легенда о Звёздном щите
На этой фотографии в центре проходит основная линия легенды, а вверх-вниз отходят вариации — 5 вариантов карт А2 и А3, 6 вариантов карт угрозы, 4 варианта карты G. Т.е. Теоретически перед нами 600 различных вариантов, другое дело — что многие из них будут очень похожи друг на друга. Но как минимум у нас 6 разных больших заданий, в которых по-разному идёт игровой процесс. Я играл только в одну легенду и некоторые элементы там не участвовали.
Все угрозы дополнения
В любом случае — эта легенда, как мне видится на текущий момент, даёт не меньше возможностей для прохождения, чем легенды базовой игры.
Итоги
В целом Андор — хорошая игра. Да, в ней большая роль играет случайность — что в некотором смысле плохо сочетается с общей стратегичностью игры. Однако в том, что касается сражений случайность прогнозируема — просто не нужно пытаться победить в одиночку там, где можно победить сразиться группой. Куда большую опасность для прохождения вносят жетоны существ — они при стартовой раскладке могут добавить довольно много существ поблизости от замка, и могут очень серьёзно помешать в середине прохождения, вплоть до провала миссии — как случилось в текущем прохождении. Впрочем, если подойти к игре серьёзнее и изучить возможные места появления монстров — этого можно было бы избежать (скажем, отступить с крестьянами ещё севернее — к развалинам сторожевой башни).
Самая большая ошибка которую можно сделать при покупке Андора — ожидать от него приключенческой игры, где многое зависит от случая, но при этом не требуется серьёзного планирования, где мы просто прокачиваем героя, выполняем какое-то задание и движемся по сюжету. Отчасти всё это есть в Андоре, поэтому такую ошибку совершить довольно легко.
Кроме того хочу отметить реиграбельность — несмотря на то, что в базе только 5 легенд (одна из которых обучающая), а в дополнении и вовсе одна — в Андор можно сыграть немало партий. Спасибо вариантивности некоторых легенд.
Оценки
Мои оценки:
Геймплей — 9/10
Глубина — 8/10
Оригинальность — 9/10
Реализация — 7/10
Итог — 8.25/10
P.S. В оценку реализацию попала оценка локализации — к сожалению, в русском переводе хватает ошибок и неточностей, из-за этого оценка была снижена на балл.
У самого игра уже 3 года. Купил оба допа на русском. Хочется добавить пару слов от себя (ну и чтоб народу понятней было, кто раздумывает над покупкой):
К реиграбельности:
-многие легенды имеют варианты прохождения (цели, условия и т д)
-допы допы и ещё раз допы (легенда о щите неплоха, а поход на север так и вовсе дикий восторг вызвал)
-никогда не знаешь, как ляжет кубик
и самое важное: авторские легенды. их море и они очень разнообразны (вплоть до полных изменений правил игры)
К геймплею:
-согласен что можно ошибиться нишей
-благодаря грамотному планированию можно решить любую проблему
-несмотря на сильное планирование, оставляет много фана (у нас с другом и нашими девушками на ура идёт. а в походе на север есть ссылки на классные саундтреки для игры)
К глубине:
-я бы все 10 спокойно ставил, за счёт того, что игру легко можно менять. Хотя для тех кто ограничится базой, с оценкой согласен
Ну и конечно прекраснейшее оформление.
Очень приятное чтиво, спасибо за труды!
Ещё я не ручаюсь, но мне показалось, что миссию Крама вы не выполнили в срок, так как двух существ нужно победить до клетки "F" шкалы легенды, то есть, довольно быстро. :)
Надо и мне будет написать один геймрепорт с моими собственными судьбами и одним фанатским героем, получилось довольно сюжетно, правда, многие детали подзабыл уже.
Да, точно, забыл про ограничение по времени на миссию. Ну, значит, сжульничал. =) В итоге сражаться им пошёл как раз на F, если не G.
Действовал бы немного иначе - все деньги в начале - ему, два боя (может, один со скралями) награду - ему, покупаем силу, - он сражается. Должен был бы успеть.
А вообще чтобы не забыть что происходит - фотографировал каждый ход. Всего получилось чуть больше 300 фотографий.
Ну дык нужно было СтилеЖизневскую локализацию обозревать, чтобы выиграть. А то чей-то вы Звездовскую взяли? =D
Там главное условие было, чтобы продавалось через Игровед. Я ещё на Квебек обзор делал, правда не "творческий", а "обычный" - с кратким (насколько возможно) пересказом правил. Но его, наверное, не буду публиковать - игра у нас не издаётся всё равно, хоть и продаётся.
Спасибо за обзор «Андора». А по поводу «Квебека» – разве бывает много обзоров :)
Спасибо за обзор, приятно было почитать.
А другие тоже публикуйте! Чем больше качественных обзоров, тем лучше.