Оценка пользователей
8.2777
Оценить:
-

Обзор Ужаса Аркхэма третьей редакции

время: 04 октября 2019

Только здесь вы узнаете, куда делись мешочки!

*********************************

Исполнительный директор был приятно возбужден. Он нервно подпрыгивал с ноги на ногу на утреннем морозце, пока дворецкий генерального директора всея FFG открывал ему дверь особняка. Он быстро пробежал готичный, завешанный гобеленами холл, и хлопнул дверью конференц-зала. Не обращая внимания на сидящих членов Совета, он сразу же открыл стоявшую на столе бутылку минералки, и стал жадно пить из горла.

 

Все это время на него рыбьими глазами смотрели члены совета FFG, включая Генерального.

 

-Ну? - спросил Генеральный, устав ждать.

 

-Ве..лико..лепно - Исполнительный с трудом подавил бившие в нос газы, часто мигая покрасневшими глазами. - Всю ночь играли, три тестовые партии, Никки не подвела!

 

- Что, так всё замечательно?

 

- Там классная механика пандемии! Представьте, что взяли все самое лучшее из Ужас Аркхэма LCG, перенесли на модульную карту, где городок наш Аркхэм, и там сюжетные приключения во все края, да еще эта пандемия...

 

Генеральный бросил взгляд на Финансового директора.

 

-Будем запускать?

 

Вдруг один из членов совета нахмурился и поднял руку.

 

- Я возражаю!

 

Лицо его было украшено шрамами, один глаз был явно искусственный. Это был тот самый, кто бился с Games Workshop во время раздела интеллектуальной собственности.

 

- Уважаемый Совет! Пандемия - это хорошо, но сценарии - это плохо. Я не понимаю, почему мы должны выпускать эту игру под хорошо знакомой игрокам вывеской, если там нет главного - реиграбельности. К тому же, мне не понравилась модульная карта. А еще в комплекте нет мешочка для жетонов.

 

Генеральный нахмурился.

 

- Карта и вправду страшненькая, но наш пьяный спор с финансовым директором на 5 баксов, что мы выпустим 5 игр по вселенной Аркхэма, используя одинаковый арт, еще действует.  В качестве утешения для игроков, мы дадим им сборную подставочку для колоды событий. Что касается мешочка… кхм, там правда нет мешочка?

 

Финансовый директор поежился под тяжелым взглядом и развел руками.

 

- Шеф, мы знаем, что механика мифа в игре получилась скучная, поэтому, чтобы задобрить игроков, мы заказали чудесные мешочки в Камбодже из особой  ткани, сплетенной из пуха брюшек древесных гусениц. Большие деньги уже уплачены, но товара пока почему-то нет… Что касается реиграбельности, то мы завалим игроков аддонами. Вспомните, как нам было некуда складывать пачки долларов, когда мы продавали Аркхэмские LCG допы! А здесь у нас тоже самое, только под соусом популярнейшего “Ужаса Аркхэма”. Ваша новая яхта наконец достроится, сэр!

 

- Хорошо - Генеральный обвел взглядом совет - Тогда запускаем. И не забудьте про мешочки!

 

Коробочка с игрой

 

Что таит под собой громкая вывеска

 

Ужас Аркхэма третьей редакции оставляет после себя странные впечатления. Ругать игру вроде бы не хочется, но и восторгов особых тоже нет. Это тот самый случай, когда на вопрос “Ну как?” хлопаешь глазами и пожимаешь плечами.

Да, это ни в коем случае не пустая трата денег, и не игра-пустышка. Выйди эта игра от неизвестной компании, никто бы и слова не сказал, но это же “Ужас Аркхэма, третья редакция” - такое громкое название, да еще от небезызвестных FFG, претендует на нечто большее. Мы ждем от нее чего-то эдакого, как от увешанной медалями фигуристки-чемпионки, которая заглянула на провинциальный чемпионат юниоров.

Ну что же - разберем, что в игре хорошего, а что плохого.

 

 

Компоненты и негатив

Красивая коробка радует. Оформление выдержано в хорошо узнаваемом стиле. Внутренние компоненты сделаны качественно, и к жетонам, и к картам районов придираться не хочется. Несколько озадачили монстры, которые перестали быть “жетонами”, а стали “картами”, но это обусловлено информацией о монстрах, которая не уместилась бы на небольшой жетон.

Но это все меркнет перед тем, что вы увидите почти сразу.

Карта игры.

 

карта игры

 

Честно говоря, я видел когда-то черновую версию игры на просторах интернетов, и еще тогда удивился несоответствию карты тематике игры. Тогда я понадеялся, что это просто “инженерный” вариант, и к релизу ее сделают красивой и интересно оформленной. Зря надеялся.

По моему мнению, карта безвкусна. Она не напоминает город, она напоминает космическую станцию, или какой-то функциональный трубопровод. ЖЫрные белые полосы на стыках тайлов переулков и райнов только подчеркивают этот дефект. Пустоты между стыками компонетов также не продуманы - если они были чуть больше, туда можно было складывать мелкие колоды заклинаний и уникальных вещей, что позволило бы плотнее скомпоновать место за игровым столом, но они просто как бы есть. Почему такое большое и богатое издательство не смогло более интересно вырубить картон, более стилистически бережно передать атмосферу города (форма щупалец сама просится), приятно удивить игроков красивой и функционально сделанной вещью, я не знаю. В том же Инише я с первого взгляда влюбился в тайлы карты мира, а тут… Тут скорее всего ноги растут оттуда же, откуда растет копипаста одних и тех же изображений героев, что кочуют от игры в игру. А если в переводе на русский - издательству просто наплевать. 

 

Тайлы карты

Если приглядеться, на карте даже можно увидеть симпатичный арт

 

Это печально, ведь именно на эту карту вы будете смотреть всю игру, в том числе эта же карта будет дополняться новыми тайлами из аддонов. Потенциально, у нас мог бы быть весьма симпатичный Аркхэм, но - не получилось.

Как слабое утешение, нам сделан подарок - FFG расщедрилось на целую ПОДСТАВОЧКУ. Она собирается из картонок, и она реально помогает, ибо в процессе игры вам придется постоянно тасовать и подкладывать колоду событий, которая в ней комфортно размещается.

 

Но - достаточно критики. Перейдем к тому, что в игре сделано действительно хорошо.

 

Кризисность и прочие механики

Играя в Древний Ужас, меня частенько посещала мысль, что наши приключения были слишком абстрактны. Скитаться по миру, добывать улики, чтобы потом разгадать несколько тайн и завершить игру. Всех, кому приходили в голову подобные мысли, порадую - теперь у нас есть Архив, карты-главы которого позволят нам осязаемо вести расследование. В ходе борьбы со злом будут открываться все новые главы, где, в соответствии с вашими успехами или провалами, вы будете писать свою историю конкретного сюжета. Архив (которые поставляет  эти задачи), позволяет поддерживать интерес к партии, так как всегда есть интрига, что же будет дальше.

 

Изящно и интересно введен поиск улик - необходимая карта события случайным образом замешиваются в верхние карты колоды района города, которому она принадлежит. То есть рубашка у нее такая же, как у конкретного района. Чем больше улик в районе, тем больше шанс, что вы вытянете карту события, и сможете побороться за улику. Мне механика понравилось - хорошо продумано, да и азарт в контактах появляется. 

 

За каждое приключение отвечает конкретная колода событий. Как вы понимаете, поскольку игрой управляют сюжетные карты Архива, для каждого приключения события свои. Если вы проходите сценарий про Азатота, то все остальные карты событий отправятся в коробочку - кроме персональный “азатотной” колоды. Возвращаясь к многострадальной карте, на ней указаны пометки зон, где вы можете добыть заклинания, подлечиться, обменять трофеи на деньги, и вообще совершить все те действия, уже знакомые нам по прежним играм серии. Что интересно, нигде нет прямого взаимодействия - из области “отдал деньги - получил стулья”. Везде присутствует некая случайность, ибо все будет зависеть от вытянутой карты области. Мне это очень нравится. Это достаточно жизненно и нескучно.

 

ПОДСТАВОЧКА

та самая ПОДСТАВОЧКА

Стоит обязательно сказать про особенность игры, которая касается самой первой фазы - фазы действий. В нашей компании многие жаловались на то, что в ней не хватает еще одного действия. Фаза эта очень кризисна, и это касается в основном  монстров, которых можно бить только в этой фазе. А если вы не сделаете этого, потом бить они будут уже вас, и дать сдачи вы не сможете. Возможно это субьективщина и сила привычки после “Древнего Ужаса”, но последний на фоне УА 3.0 ощущается настоящим континентом свободы и широких возможностей.

Еще из хорошего - в комплекте поставляется 12 героев. При выборе героя можно выбрать стартовое имущество, что очень даже неплохо.

 

Пандемия и фаза мифа

Поддерживать накал во всей этой Лавкрафтовой эпопее призвана механике пандемии. На карте города после каждого мифа щедро рассыпаются жетоны безисходности, и если вы окажетесь недостаточно шустрым, в один из районов может прорваться аномалия, и пока вы ее не закроете, все жетоны безысходности будут идти напрямую на карту Архива, что грозит всеобщим провалом.

 Зачищать места скопления безысходности вполне “играемо”, ничего плохого в этом нет. У мистиков, которые играют роль “пылесоса”, зачищая районы от вылезших жетонов, всегда много работы. 

Закрывая тему пандемии, тут мнения все же разнятся. Кому-то в нашей компании это показалось свежо и приятно-кризисно, кому-то скучно. Но, главное в одном - эта особенность игры  занимает вас прямыми задачами, которые вы выполняете между прочими этапами игры. Как всегда, есть типичная для игр серии особенность, либо плюнуть на всех, и попытаться добыть редкую вещь или заклинание, либо играть сугубо как командный игрок.

 

В конце обзора стоит обязательно сказать про большой геймплейный минус, который не позволяет говорить про игру в духе “да, есть недостатки по оформлению, но геймплейно игра продумана до мелочей”. Это фаза мифа.

В игре есть точно такие же жетоны, как в Ужасе Аркхэма LCG, и в конце каждого раунда вы будете тащить по два жетона из мешочка. Жетонов немного. И если при игре вдвоем еще есть какая-то интрига, что в этом раунде вы вытащите или не вытащите жетон расплаты или прорыва врат, то при игре вчетвером это превращается в формальность. Процесс таскания жетонов радует в первый раз, а потом превращается в рутину. У нас в середине партии все просто быстро разбирали жетоны, чтобы также быстро разложить их действия на карте. Возня с мешочком только замедляла этот процесс. И это в первых партиях, когда всё ново! 

Полагаю, в следующих партиях ведущий сыщик будет просто быстро вручать вслепую жетоны всем за столом, чтобы, пока они читают заголовки газет (специальная колода в игре, жетон которой может выпасть), быстро замешивать карты улик и распространять безысходность по карте мира.

Как по мне, FFG тут сильно прокололось - на их месте, чтобы умаслить игроков, я бы положил в комплект Царя-всех-мешочков, нечто настолько великолепное и уникальное, чтобы игроки покупали игру только ради этой реликвии.

Но, как вы знаете, тут даже и мешочка нет.

 

Про сценарии 

Начав второй раз один и тот же сценарий... ну вы поняли, да? Вы отлично будете знать, что там откроется дальше. В этом смысле, если у вас немного игр, и вы играете часто и много, то новый Ужас Аркхэма может вас расстроить. Касательно нашей компании, которая собирается максимум один-два раза в неделю, и имеет большую конкуренцию среди различных игр, контента в коробке достаточно. Я даже скажу, что контента больше, чем мы наблюдали в ванильном “Древнем Ужасе”, где после нескольких партий постоянные участники сражений знали наизусть тексты карт контактов. Вряд ли игра успеет нашей компании надоесть до того момента, когда выйдет первый доп (который уже анонсирован). Но все равно этот фактор “одноразовости” игры стоит учитывать.

 

Что же в итоге?

В итоге, мы получили еще один неплохой игровой сериал по Лавкрафту с громким названием. Допы будут, их будет много. Авторы игры хорошо подготовили систему игры под дополнения.  Во многом от будущих допов, которые смогут принести в игру новые механики, какие-то фишки и прочие улучшения игропроцесса, будет зависеть, раскроется ли этот сериал, или зачахнет. В данный момент я бы поставил игре оценку 7 из 10. Вероятно, аддоны смогут исправить ситуацию, ввести что-то новое, и исправить ту же унылую фазу мифа, добавив туда каких-то новых жетонов и механик.

 

Покупать или не покупать игру - решайте сами. Несмотря на негатив в этой статье, я планирую еще не раз побороться со злом вместе с новым Ужасом Аркхэма. Возможно, игра бы заслуживала оценки 8 из 10, но поразительно унылое составное поле и невнятная механика фазы мифа с жетонами съели этот балл. Также на оценку повлияло громкое название игры, которые подразумевает под собой соответствие хитовому статусу предыдущей версии.


Где-то в Камбодже

__________________________________________________________

Где-то в Камбодже...

Лицо у Анатолия Лисицына было перемазано мазутом, на одной щеке сочился кровью глубокий порез. В руках у него был обрез, в котором находилось два последних патрона. Он огляделся и устало прислонился к спущенному колесу грузовика с бесценным грузом мешочков из пуха брюха древесных гусениц, которые он и его партнер по перевозкам подрядились везти для заказчика. Ситуация была паршивая - их третий день преследовали какие-то дикари, и в этот раз им удалось пробить одно из колес. Откуда-то из джунглей доносились ритмичные и тревожные удары барабанов туземцев. Вдруг треснула ветка, и Анатолий увидел своего партнера Василия - он был неестественно бледный, я руках он нес котелок воды.

 

-Толик, тобi п№:а; - почему-то перешел на украинский Василий, и упал на живот.

 

Из его спины торчало с десяток небольших дротиков, явно с каким-то ядом.

 

Анатолий выругался, показал неприличный жест джунглям, и приготовился дорого отдать свою жизнь.

Барабанный бой становился все громче, а на горизонте наливалась синевой огромная грозовая туча. Со стороны казалось, что ее обрамляют щупальца, а откуда-то изнутри на Анатолия смотрят алые, полные ярости глаза незримого бога из иных миров...

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Desert_witch написал 5 лет назад: # скрыть ответы

...А мне скорее понравилось. :|

И я реально не догоняю, чем всем так не угодило паззловое поле.

powered_by_sith написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Они ретрограды)

Tyros92 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ты хотел сказать ретрогады?

powered_by_sith написал 5 лет назад: #

Ну это разные степени одного и того же явления:)

Eldrich написал 5 лет назад: #

такие же мысли, только я "не догоняю" как такое могли согласовать к выпуску.
И дело не в "паззловости", а в том, как оно сделано.
Я считаю такое уродством и халтурой.

Insidewall написал 5 лет назад: # скрыть ответы

После первой игры возник немного глупый вопрос. Если сыщик входит в область, где есть 2 и более монстра, то эти монстры сразу вступают в бой с сыщиком или только 1 по выбору сыщика?

powered_by_sith написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Еще бы знать, что значит вступают в бой. Оба монстра снимаются с карты и кладутся к игроку, теперь они его друзья:)

Insidewall написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Нас просто смущало то, что в фазе монстров сыщик никак не может предотвратить повреждения, поэтому и закрались такие сомнения)

powered_by_sith написал 5 лет назад: #

Да, надо думать наперед)

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Теперь понятно, что может объединить староверов УАшников с модными ДУшникам - неприязнь к данному изделию. Ересь, однозначная ересь. На мой взгляд самая большая ошибка третьего УА, это то что они лишили его пространства, сделав по сути абстрактной игрой, разновидностью карточного УА, с условным пространством.
Общий геймдизайн можно охарактеризовать как дешёвый, неплохой для кикстартерных студенческих поделок, но не дотягивающий до ощущения продукта. Все элементы игры и графические и механические не образуют целостной картины, чем так славилась дизайнерская школа ФФГ. Жаль.

Тут надо понимать, что из ФФГ ушли те люди, которые были как-то связаны с историей становления бренда, бывшего эталоном качества настольных игр. С этим надо смириться и просто жить дальше, но призрак старого ФФГ еще долго не будет давать настольщикам покоя.

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Блин, смотрю на эти "пазловые" стыки локаций и из глаз текут слёзы - кто ЭТО пропустил в продакшен? Какая-то жесть. Реально, сделано на отвали.
В общем, продолжаю скупать всё русское по второму УА.

Kruah написал 5 лет назад: #

Эти стыки, кстати, вылитый Манчкин Квест.

Eldrich написал 5 лет назад: # скрыть ответы

а можно подробнее, кто ушел?

УА 3.0 я пока не стану хоронить, меня в случае данной игры искренне задела беспечность авторов в продакшене. Повторяющиеся арты, позорные тайлы карты - это же элементарщина сегодня. Если уж совсем лень, есть нейросетка или дизайнер с прямыми руками, который может просто чуть перерисовать сыщиков на артах, в чуть других позах и ракурсах, чтобы игрокам приятно было.
Мне уже от этой Венди Адамс или юного полицейского чуть ли не икается, люди фото на паспорт чаще меняют, чем ФФГ арты.

В связи с этим, если есть какой-то материал или инфа, почему так все происходит в издательстве, буду благодарен.

hakuna_matata написал 5 лет назад: #

потому что хаваем(

dimsoul написал 5 лет назад: #

Как же хочется Pandemic: Reign of Cthulhu...

Solarius написал 5 лет назад: #

Заслуженная десятка за экономию моего бюджета. Автор, пеши исчо!