Оказались мы как-то ноябрьским холодным вечером впятером в одной квартире. Свободное время куда-то надо было девать, поэтому стали решать что же делать. И так как телевизора у меня нет, пить в нашей компании не принято, а все собравшиеся были бородаты (ну, почти все), то решили открыть шкаф, забитый картонными коробками и разложить что-нибудь этакое.
Первой из этакого оказалась игра За пятью печатями. Желания разложить эту красочную коробку, кроме меня, не выказывал никто, так как изображение на обложке не внушало доверия сурьёзным настольным людям. Однако, я, задумавший писать обзор, решил таки заставить гостей погонять её ещё чутка перед окончательным оформлением статьи. Так что пришлось мужикам переставлять картонных, комично изображённых магов по игровому полю. А так как настроение было неплохое, даже наш самый ярый противник кубов принимал единицы и двойки при своих бросках стоически, подшучивая насчёт своей везучести, хотя и не скрывал очень уж сильно ненависти к подобным механикам.
Процесс у игрушки незатейлив: каждый ход набираем по три шестигранных куба любых цветов и делаем бросок, после чего пытаемся набрать нужное количество выпавших точек для открытия печатей соответствующей расцветки. Цель – добраться до свитков с заклинаниями, которые помимо собственно победных очков, дают новые возможности по оптимизации бросков и, изредка, различные способы манипуляций с игровым полем. Для искушённого игрока За пятью печатями, кажется, слишком проста, но покрутить/поперекрашивать кубы порой забавно (была нам доступна и Alien Frontiers, но там максимум вчетвером можно колонизировать Марс).
Пятеро сумасшедших магов носятся по подземке со сворой питомцев.
Весь сок настолки находится в различных свитках заклинаний, которые случайным образом выпадают каждую партию. Некоторые из них добавляют так нехватающего в ЗПП взаимодействия игроков. После пары обучающих игр я бы советовал попробовать вариант выбора свитков не так, как написано в правилах, а случайным образом: то есть, просто берёте необходимое количество заклинаний 2-3-4-5-6 уровней из всего доступного пула плашек и раскладываете на соответствующие места по полю. Больше разнообразия будет. Не сказать, что это что-то сильно поменяет, но, по мне, так веселей. Да и к тому же расфасовка компонентов игры упрощается, так как не требуется делить свитки по кругам магии.
По самим партиям сказать особо нечего. Все носились, вскрывали печати, пытаясь добраться до вкусных свитков. Одни из самых читерских заклинаний являются фиолетовые и зачастую выгодно ломиться именно к ним, вот только это понимают и ваши соперники, так что тут кому повезёт, того и тапки – в начале раунда надо захапать кубы нужного цвета, выкинуть правильные числа и ходить одним из первых. Ведь именно первым игрокам доступны все пути, которые они перекрывают последнеходящим своими тушками.
Местная ведьма.
Но на самом деле, подкручивать значения своих шестигранничков можно разными способами. Это только в начале партии всё грустно, когда что выпало, то выпало. Потом же, после некоторой «прокачки» мага, становится повеселее, уже не так зависишь от змеиных глаз на костях. Однако, всё рано все эти кручения происходят практически ради самих себя, в отличии от тех же самых уважаемых мною Alien Frontiers (но там свои проблемы есть в игре). А ещё впятером игра показалась менее адекватной, чем меньшим количеством участников, так как мало что меняется плане геймплея, если не сказать больше, а даунтайм повышается.
Ах, да, что ещё обязательно стоит отметить – подготовка к партии неприятная. Раскладывать кучу маленьких жетончиков – само по себе невесёлое занятие, но когда на поле хреново видно куда их класть, становится ещё неприятней. Кто там ответственен за цвета на игровом поле должен сходить к хирургу починить руки (или глаза). И напоследок – наверное, так делают все играющие, но всё таки совет: раскладывайте жетончики печатей с разными числами по разным пакетикам, – так подготовка к игре станет значительно быстрее.
После парты партий дайсфеста и накопившейся у некоторых сдерживаемой злобы на разноцветные шестигранники было решено срочно разбавить это дело приятно стабильной евро-математичностью. Выбор пал на неигранную некоторыми нашими товарищами Coal Baron. Так как нас было пятеро, очевиднейшим и прекрасным решением была бы партия в Terra Mystica, но время на посиделки заканчивалось, а «Барон» играется, путь и на четверых, всего-то за час, может быть, с некоторым плюсом, учитывая новичков, которым надо рассказать-показать что и как. Поэтому мне пришлось отказаться от участи в раскладке и стать банкиром, выдающим игрокам деньги и тайлы с шахтами, попутно объясняя правила и следя за течением партии.
Кстати, о деньгах, тут они представлены бумажными купюрами, как в «Энергосети» или — избавь, космос! – в «Монополии». Мне лично такая деталь приятна, купюры значительно убедительней очередных жетонов монет. Если только жетоны не сделаны какими-нибудь интересными и качественными (вспомнились Cyclades – там монеты большие и плотные, с неровными, «под стиль», краями, что очень радует пальцы).
Первые пару ходов новички тыкались наугад, но через пару минут уже вовсю освоились, благо опытные настольщики, и принялись рубить победные очки, как капусту. Разрабатывать новые шахты, копая их в разные стороны, вывозить на поверхность телеги с разными сортами угля и сгружать их на соответствующие заказам виды транспорта за ПО. Всё происходит по накатанной десятками разных евро-настолок схеме. Кислинг создал очередную для многих игроков кажущуюся сухой настолку, но с интересными, пусть и довольно маленькими, новшествами. Ага, я про тот самый лифт (помимо прочего). Нравится он мне, пусть ничего кардинального и не вносит в игру. Однако, элементы, подобные этому, запоминаются, формируют впечатления от игр.
Гонять по подземной шахте ящики с углём – кто бы мог подумать, что это интересно? Однако именно этот нехитрый механизм, связывающий покупку новых разработок шахты и выгрузку/получение ПО, прочно засел в голове, и именно из-за него хочется разложить игрушку в очередной раз на игровом сборе.
Конец партии. Счёт: 111 — 106 — 89 — 85
По самой партии можно сказать следующее: на втором месте оказался ветеран игры, отстав всего на пять баллов от новичка. Правда, новичок этот ненастоящий: его что в пятнашки, что в Twilight Imperium посади играть, всё одно, научится минут за пять. Интересным же явлением оказалось то, что один играл, выполняя заказы, требующие самого дорогого, качественного угля из глубин земли, а его противник использовал стратегию на дешёвом сырье, понемногу урывая то там, то там дополнительные очки. В последнем раунде серебряный призёр совершил ошибку, не заняв второе место по одному из параметров (в конце каждого из трёх раундов достижения всех игроков сравниваются, и первое-второе место получают призовые баллы), может быть, поэтому и проиграл.
Я так до конца и не понял сделано это намерено, или просто косяк издания – плашка, вставленная в планшет игрока, немного изгибается, не подходит в размер. Некоторые высказали мнение, что это сделано специально, чтобы игрокам было удобнее катать лифт вверх-вниз. Но он и так неплохо ездит, так что, мне кажется, что это неправильно вырубленный картон. И просто факт: некоторым показалась неудобной плашка шахты лифта и они решили играть без ней, вынув эту картонку из центра своего планшета.
По окончании партии в Coal Baron настольная деятельность на этот вечер свернулась, после чего все разошлись. Однако, мы, втроём с приятелями всё таки решили потом вернуться и засесть за Runebound, который не к ночи был упомянут во время нашего разговора. Вспомнили эту старушку и решили воздать ей почести, засев за неё в начале следующих суток, в 00:00. И продержала эта коробка нас чуть ли не до утра за столом, ведь одной партии показалось мало, вследствие чего было решено играть до упора.
Фанаты этой уже дряхлой игрушки уверяют, что большие дополнения прямо таки дико раскрывают и улучшаю игру в разы. Я к таковым не отношусь, но сам с удовольствием раскладываю даже базовую коробку раз за разом, пусть и редко. Нечастое появление Runebound на столе обосновано наличием куда более приоритетных настолок и дичайшей простотой игры – походил, потянул карту, кинул кубик. Эдакое приключение само в себе, разворачивающееся за счёт карт, вытаскиваемых из колоды каждый ход и играющих как бы сами собой. Но одновременно именно этим настолка и затягивает. Тут не надо думать – просто ходи и смотри как твой герой рубится с очередным монстром. Интерес же представляет прокачка, заключающаяся в приобретении новых предметов, открывающих порой новые возможности помимо доступа к более сильным врагам.
Хорошо смотрится до сих пор. Хотя поле в локализации своей гнутостью заставляет поплакать перфекционистов (а мне пофиг :D).
Америтрешевый америтеш, который давно устарел, но стопроцентно принесёт радость новичкам, приверженцам этого жанра, только знакомящимся со всей широтой выбора в мире картона. Не несёт никакой нагрузки, ни соревновательной, ни смысловой, а несёт лишь впечатления от приключений. О чём свидетельствует тот факт, что мы первую партию свернули досрочно, так как одному нашему герою дичайше не повезло несколько раз, из-за чего он был бы вынужден всю оставшуюся игру грустно смотреть на нас, сильных противников, и не имел бы шансов выиграть.
Постоянно хочется приобрести пару хороших расширений к Runebound, но деньги, ясен пень, уходят на что-то более актуальное, типа новой коробки или свежего экспаншена. Слишком ты стара, R. Надо быть настоящим фанатом, как те, скупающие допы к древнем Талисману, чтобы раскошелиться на подобное, фактически не очень-то нужное приобретение. Хотя, сдаётся мне, что однажды пара дополнительных коробок появится в моём шкафу, ибо классика, причём играбельная и играемая.
Относительно партий: была пара интересных моментов. Первый – когда один игрок вытянул в свой ход 5 карт событий, таким образом затарившись квестами по самые уши и лишив возможности других получить хоть что-то хорошее. Добром это для него, правда, не кончилось, но это другая история =) Второй момент случился в конце последней партий, когда все начали как сумасшедшие бросаться на драконов красных, так как герои были безумно прокачанными и надо было во что бы то ни стало валить главгада, так как обнаружили его логовище.
При смертях с персонажей сыпались кучи лута в «карманы» дракона, но их это не останавливало, так как силушки у дурней хватало с лихвой. Однако ж, кубики вовсе не хотели, чтобы игра заканчивалась и позволяли дракоше раз за разом спалить неудачников-героев. Вот так и пополнялась пещера ящера сокровищами, собранными нами во время странствий по Терриноту. До тех пор, пока волшебник не всадил ему промеж глаз знатным фаерболом, ознаменовав этим конец игры.
Знатно поиграли, знатно попировали, поджарив драконьих котлет, после чего пошли знатно вздремнуть, ибо время уже подходило к раннему утру.