Намедни сбылась одна давняя настольная мечта - сыграть вживую в "Сквозь века" от Хватила. Как-то давно пробовал с Кседихом цифровую реализацию, остался в диком восторге, и даже раздумывал покупать английскую версию, но ГаГа вовремя объявила о локализации, и я подождал.
Надо сказать, что качество игры вышло высший класс! Очень приятные карточки наощупь, нет ни малейших косячков в вырубке, по цвету и количеству всё отлично. Кубы, идущие в комплекте, весьма доставляют и визуально, и тактильно (на этом месте должны быть фоточки, но так как аппарат у меня не очень и "Распакуй" был на Тесере, то интересующиеся наверняка уже всё просмотрели). Планшеты, правда, не такие толстые, как треки очков, но в процессе это никак не чувствуется и не сказывается.
Так как это не обзор, а именно впечатления, то на правилах игры заострять внимание не буду (хотя. если честно, я и при обзорах-то правила особо не расписывал:) ). По правилам - расписано всё очень чётко и по делу, в двух буклетах. Их нельзя назвать какими-то очень замороченными, но поначалу заглядывать вы будете довольно часто, так как в игре очень много всяческих нюансов - по розыгрышу карт, по процедуре начала и конца хода. по смене эпохи, по терминам игры, наконец...
Небольшие уточнения по ходу игры нисколько не утомляли, ибо там есть над чем подумать, пока другой рыскает в правилах (нужная информация ищется довольно быстро).

Единственное фото нашей игры; в итоге жёлтый победил, синий отстал буквально на десяток очков, зелёный безнадёжен.А так хорошо всё начиналось...
В новой редакции немного смягчились условия агрессии, теперь нужно иметь действительно большой перевес по войне, чтобы ногебать, ибо военные карты можно просто сбрасывать за +1 к силе при защите - это реально работает! Правда, мне это ни черта не помогло... Уйдя вперёд по науке, к концу партии был пару раз опустошён войной и набегами, и даже Ганди не спас. Жёлтый игрок практически с первых ходов пошёл по треку культуры, и все попытки догнать оказались безуспешными, хотя, казалось, что синий. раскачавшись с помощью колоний (подумать только, за всю игру только зелёному удалось колонизировать одну землю, остальные 5 или шесть штук ушли синему), таки достанет его.
Справедливости ради надо отметить, что, скорее всего, один крупный косяк мы таки допустили - при "Каменной кладке" ведь нельзя УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ здание со скидкой, можно только ПОСТРОИТЬ с нуля? Вроде даже в правилах это указано особо, но как-то не слишком внятно.
Общие впечатления после 5.5 часов игры - это действительно эпик, круто и вообще! Сыграли 3 полных эпохи. со всеми правилами.Хотелось проанализировать партию. прикинуть, "а что, если...", спросить про действия оппонента, пролистать невышедшую колоду военный событий... Ход, конечно, мог длиться минут 10 - пока прикинешь действия, выложишь технологии...; но, думаю, уже во второй и последующих партиях всё будет существенно ускоряться. Что отметили все участники - несмотря на довольно долгую партию, некую "фидлевость"(каждый раз после хода игрока нужно передвинуть все технологии и передвинуть кубы на планшете) и даунтайм - игра ОЧЕНЬ понравилась! Единственно - всё же не рекомендовал бы её на 4ых, разве что по укороченным правилам. Да, ещё готовьтесь к тому, что места под неё надо будет много, у нас все треки лежали на отдельном столе.
Немного выводов: игра великолепна, но довольно непроста в освоении, занимает много места и длится около 1.5 часов на человека по полным правилам. Если вы морально готовы к этому, то "Сквозь века" ваш выбор!
Большой респект ГаГе за эту локализацию, цена очень хороша!

8.75
Усовершенствовать при каменной клаке можно со скидкой но скидка идёт на разницу. Т е сначала считаете сколько стоит 1 уровень со скидкой потом второй и разницу платите. И только убраны городские здания но не фермы и шахты.
Т.е. за один ход можно со скидкой перекинуть рабочего с 1 на 2уровень, далее со скидкой на третий и тд и тп.? Можно гдето прочитать про действие данной карты подробнее? Очень имбовой показалась.
https://boardgamegeek.com/article/25891677#25891677
Если пролистать, то там есть скрин из английских правил, можно найти его аналог в русских.
Непонятно. Можно нагляднее как-то? Например, здание стоит 2 ресурса, второй уровень стоит 5. Как платить с Кладкой?
Ну помню какую скидку дает кладка поэтому так:
x = 2-(скидка кладки за постройку первого уровня)
y = 5-(скидка кладки за постройку второго уровня)
Для улучшения требуется доплатить: y-x
Только обратите внимание, что скидка на улучшение есть не всегда (см. пример в правилах).
на самой карте указано именно строительство, откуда разговоры про усовершенствование?
В оригинале указано, что снижается стоимость в принципе, а не стоимость строительства, так что и для улучшения скидка работает
теперь немножечко понел. спасибо Gendedwend, в русских правилах реально неточность
Неточность на карте, следовало написать что-то типа:
"Стоимость городских зданий снижается на:"
Хотя и так наверное не всем было бы понятно, что речь не только про строительство, но и про улучшение.
В правилах кстати этот нюанс описан подробно.
https://image.prntscr.com/image/eedeacc28b894d2f82ab5fb4d9738ec6.png
в конечном счете неточность в формулировках правил, текст на карте верный, ниже расписал
по ходу, вы всех запутали, включая меня. если при усовершенствовании скидка считается на нижний и верхний предел, то вы платите разницу без какой-либо скидки. например, если здание ценой в 3 нужно поднять до здания ценой 5, вы в любом случае должны заплатить 2 ресурса. Сравните: 5-3=2 (стандартный вариант) и (5-1)-(3-1)=2. В математике такие вещи принято сокращать, поэтому зачем это оставлять в правилах? Бритва Оккама же. Поэтому текст на карте можно считать верным: скидка дается только на строительство. А уточнения в правилах про модернизацию излишни.
Не всегда скидка для обоих уровней здания одинаковая. Например, карта дает скидку на первый уровень 1 и на третий уровень 2. Тогда при модернизации первого до третьего вы сэкономите один ресурс.
блин, да (( чертовски перемудреное место в правилах
Это наверно самое не очевидное место которое плохо описано. В остальном правила более интуитивно понятны и логичны.
да, в остальном проблем не вызвали, это правда
Сыграли с этой поры 2 партии на двоих. Первая закончилась ничьей - 180:180, причём отстающий буквально в последнем подсчёте очков нагнал побеждающего. Вторая партия - 224:180, причём победитель примерно в середине игры хотел сдаться, ибо разрыв был более 30 очков, по войне отчаянно отставал и перспектив не видел. НО потом ушёл Чингисхан, и стало полегче. Макдональдс даёт около 25 очков сразу! Интернет примерно столько же.
Игра просто офигенна.
Партии заняли 3.5 и 3 часа соответственно.
Не понял, как "реально работает" +1 к защите. Во-первых, этих карт можно сыграть максимум по количеству красных действий. Во-вторых, при агрессии атакующий, наверное, предполагает, что у жертвы может найтись карта защиты. В первой эпохе это +2, а во второй - уже аж +4. Поэтому нападать стоит только с большим перевесом в силе, и парочка скинутых карт за +1 тут вряд ли спасут. Хотя, я играл полноценно только один раз пока.
В первых двух эпохах и +2 - солидный бонус, при этом карт защиты всего по 6 штук(~1/7-1/8 колоды. Ну и если больше нечего делать, кроме как агрессить, нападающий ничего не теряет, а так хоть заставить игрока карты сбросить явно выгоднее слива политического действия.
Так то красные действия тоже сливаются.
Да, действительно, иногда можно играть Агрессию от нечего делать. А красные действия часто бывают лишними.
в конце хода вы скидываете карты до максимального количества карт (по количеству военных действий), а потом добираете их еще, если у вас остались неиспользованные военные действия.
В руке можно держать сколько угодно военных карт, но отбиваться можно не всеми, а только - по количеству красных кубов. (стр. 4 Свода правил, раздел "Совершить агрессию": "Ограничение: общее число разыгранных и сброшенных врагом карт не может превышать его сумму военных действий")
Leto прав: в конце хода нужно сбрасывать лишние военные карты и затем добирать карты за каждое неиспользованное военное действие (Процедура конца хода, стр. 6 Свода правил)
Советую играть в укороченный вариант с тайными целями на четверых, тогда войны и дипломатия еще больше раскроются.
что за тайные цели?
Один из вариантов игры, описан в правилах.