Писал так, чтобы никаких спойлеров. Фотки тоже сделал и подобрал самые-самые ознакомительные
Не знаю, почему создатели игры выбрали времена Столетней войны, а потом приправили их фольклорно-фантастическими элементом, но это был контрольный выстрел в моё сердечко. Нравится мне эта историческая пора. А всё началось у этих ребят с проекта Time of Legends: Joan of Arc (Время легенд: Жанна д'Арк). Это большой набор гигантских коробок с малютками-миньками, где чего только нет – и вам исторические сражения англичан с французами, и вам битвы ангелов и демонов, и драконы с нежитью, и осады крепостей, и поиски оборотня в деревне, и чего хочешь еще. То был гибрид варгейма и настолки, снискавший себе как верных и упоротых почитателей, так и злостных упоротых ненавистников. Как обладатель этой игры могу согласиться частично и с теми, и с другими, но о Joan of Arch я расскажу вам в другой раз.
Предназначение – это повторный заход в уже освоенный и разукрашенный авторами мир Столетней, но теперь перед нами рпг, квест, бродилка.
На данный момент русскоязычных коробки две – база и Море песка. Загружаем приложение, выбираем сценарий, подготавливаем персонажей и в путь. На каждый сценарий у нас три уникальных героя со своей историей и с двумя заданиями – светлым и темным. На карточке героя написано, что он должен сделать, чтобы прийти к одной из двух развязок, но как он это сделает – мы не знаем, мы будем искать решение.
В коробке, чтобы еще пуще связать ее с первоисточником, лежат мини-миньки. Да, они очень маленькие. В Жанне мы разыгрываем масштабные баталии, а единица армии, как правило – это три фигурки на подставке. Чтобы дать ощущение большой зарубы (думаю, идея в этом), и так, чтобы игра помещалась на одном столе (немаленьком), создатели сделали фигурки вот такими маленькими. Маленькими, но с очень приличной детализацией. И в самом деле, когда толпы этих малышей стоят на поле – это красиво и грандиозно. В Предназначении тот же масштаб фигурок, некоторые скульпты без всяких изменений взяты прямиком из Жанны. Но вот оправданность их размеров легко поставить под сомнения. Здесь нам не нужно выставлять сразу десятки солдатиков, поэтому, раз уж миньки – они могли бы быть и побольше. Да, сэр, они могли бы быть побольше. Кроме минек героев, присутствуют и фигурки некоторых нпс. И в каждой коробке нас ждет один гигант, для вау эффекта.
Хотя миньки, как я уже говорил, классно детализированы, замечаешь ты это только рассматривая их вблизи. А когда они стоят на игровых локациях – тут начинаешь путать их между собой. Нужны ли миньки неигровых персонажей? Спорный вопрос. Все это было сделано с оглядкой на Жанну, чтобы как бы продлить опыт ее фанатов в новой плоскости. И, если выключить скепсис – миньки прикольные и пусть будут. Гулять так гулять! Все же, они делают игру узнаваемой и стильной, а также делают ее мир более выпуклым и живым.
Игровой процесс прост – мы в своей ход перемещаемся по локациям, взаимодействуем с их достопримечательностями и проходим проверки по трем свойствам.
Проверки просты и прекрасны. На шкале проверяемой характеристики у вас есть три или четыре отметки. Например, на делениях 4, 5, 7. Бросаем кубы, суммируем их результат. Получилось, например, шесть. Ваши успехи – это 4, 5 – два успеха. Считаются все цифры до выкинутой суммы и цифра равная ей. Сколько отметок вошло в этот промежуток, столько и успехов. При этом, с получением опыта, отметки можно сдвигать на нижние цифры, таким образом делая последующие проверки проще. Несложно, интуитивно, азартно. Начисляем число успехов в приложении и смотрим, хватило ли их для прогресса.
Сами сюжеты, на мой взгляд, неплохие. Каждая история, которую удалось посмотреть – со своей индивидуальной атмосферой. Не сказать, что там что-то гениальное, но в рамках прохождения игры, со своими твистами и задачами, вполне интересно. Очень понравилось, что каждый герой может идти по двум линиями, которые требуют от него различных решений. И нередко вы получаете что-то нужное там, где не ожидали или там, куда шли исключительно интуитивно. Дай проверю вот эту вещь вот здесь – и она, внезапно, срабатывает. Радость!
На картах предметов и на карте персонажа есть кюар-коды, которые нужно сканировать в той или иной ситуации. До покупки коробки эта тема отталкивала, но в процессе показала себя весьма удобной.
Как играть
Утверждаю, что играть лучше вдвоем или втроем. Заметьте, сама игра говорит о себе как о первом соревновательном сюжетном опыте. И это правда. Соревнование есть. Игроки держат друг друга в тонусе, ведь победит только один. Иногда можно прямо из-под носа другого увести нужное ему *что-то*. Подобное было в A Touch of evil, если играть в режиме «каждый за себя», но там нет сценариев, там мир строится на совпадении случайных элементов. Здесь же у каждого своя специальная история. Я сыграл три сценария вдвоем и один попробовал в соло. Уверяю – предназначение этой игры НЕ В СОЛО. Да, можно сыграть всё это в одиночку, но вы потеряете удельную долю кайфа – что же там делает другой игрок, как бы его опередить, что он сейчас предпримет, не удастся ли упасть ему на хвост. В соло всего этого не будет. Вы просто потратите игру и все, что она способна предложить. Не говорю, что будет плохо, но будет не так. Втроем, думаю, она набирает максимальный накал, но вы рискуете сидеть над ней долго, ибо последняя партия на ДВОИХ у нас заняла около четырех часов.
Посравниваем
Если Запачканный Грааль можно с удовольствием пройти в соло, играя за одного или даже двух персонажей, и не потерять ничего, то здесь соло будет постным. По крайней мере, не таким интересным, как мультиплеер. Некоторая грусть связана с тем, что ты не можешь взять Грааль и принести к товарищам, сыграть партейку. Либо кампания на много глав и дней, либо ничего. А вот Предназначение – можно принести, сыграть сценарий, закрыть коробку и дальше по ситуации. При этом сыграть в него можно с кем угодно, потому что уметь тут ничего не нужно – просто иди и взаимодействуй с миром игры.
Особняки – их тоже можно в соло, хотя, на мой взгляд, скучновато. Но там, опять же, у всех одна цель. В Предназначении – нет. В сравнении с Особняками приятным достоинством Предназначения является отсутствие постоянных стычек с монстрами и фазы Мифа. Игра не про боёвку. Особняки, мне кажется, перестарались с этим делом. В предназначении – ход первого игрока, ход второго игрока, ход третьего и заново.
Реиграбильность
Здесь стоит определиться, в чем именно вы ее ищите. Будет ли интересно пройти тот же сценарий тем же персонажем повторно? Думаю, да, особенно, спустя какое-то время. Не знаю, меняет ли игра какие-то детали при повторном прохождении, но я уже не очень хорошо помню, куда и в какой последовательности я ходил в недавно пройденном сценарии. К тому же, всегда можно пойти по другому победному пути, даже одну и ту же миссию можно выполнить слегка по-разному. Можно повзаимодействовать с теми локациями и персонажами, с которыми вы не успели или не захотели в прошлый раз. Такие обязательно будут.
Если с вами сядет играть кто-то, кто раньше не играл, это, опять же, новые ощущения. А если вы в прошлый раз проиграли, вам наверняка захочется сыграть снова и привести своего героя к финалу, посмотреть, что случится. То есть, если играть не слишком часто, тогда можно спокойно переигрывать всё то, что уже было. Благо, атмосфера в игре есть, здесь интересно и немало неожиданностей. Плюс – уже есть фанатские сценарии, может их будет и больше, что существенно расширит вопрос с новым игровым опытом.
Цифровые технологии
Нужно ли приложение? Да, оно ускоряет игровой процесс и сокращает количество колод карт на столе. Можно было заменить это дело журналом, но его нужно было бы постоянно листать, а это превращается в рутину, Etherfields не даст соврать. Можно ли было обойтись вообще без настольной версии, без картона и пластика? Да, но ощущения были бы другими.
Особенности и нюансы:
· Играя повторно, вы будете знать, куда пойти и что будет. Опять же, не уверен, меняет ли что-то игра внутри квестов в плане нахождения ключевых предметов и всего такого. Если да, тогда это приятный сюрприз. Если нет – жаль.
· Информация, которую дают вам персонажи и события, нигде не отмечается. Нужно всё внимательно читать и запоминать, иначе придется возвращаться, чтобы снова прочитать информацию, а это время… Но лично меня это не смущает – тренируем память.
· Непонятно, когда закончится партия. Как и в Особняках. Когда вы придете к финалу, через сколько времени?
· После партии нужно раскладывать карты предметов и локаций по порядку – это мне не нравится, но что делать.
· Очень и очень клёвые кубики!
· Формирование рынков – на пути вы будете встречать торговцев, игра скажет вам, какие карты предметов у них продаются, нужно будет сформировать колоду. В одной миссии таких колод было четыре. Принадлежность той или иной колоды к определенному рынку нужно отмечать жетончиками. Все это не очень удобно.
· Коробка, по крайней мере с дополнением, могла бы быть раза в три меньше. Да и базовая тоже. Стоимость – наверное, можно было бы и подешевле, ведь компонентов не так и много.
· Про необходимость минек нпс говорил выше – с ними мило, можно было и без. А вот главных героев можно было бы сделать покрупнее. Но общий стиль серии…
· Планшетки игроков поднимаются коромыслом. Видать, клеили наспех, или еще какая напасть. Но играть можно.
· Можно было бы сделать еще пару замечаний, но не хочу спойлерить.
И что же?
Я игрой доволен. Немаловажно, что в нее можно завлечь тех, кто в более сложное играть с вами не будет. Истории связаны, но только издалека, вам не нужно проходить их все последовательно. Классная атмосфера средневековья с мрачным фольклором. Предназначение сделало в этом плане то, чего не смог Фольклор (вот он уж меня как разочаровал – трудно передать, может когда-нибудь напишу об этом). Перед покупкой я и мнения читал, и сам так думал, что коробка реально на один раз и всё – сливай. Теперь мне так не кажется. Я даже уже пройденное с интересом перепройду с новыми игроками. Сюжеты приятно удивляют своими поворотами, внезапностями. Мир живой – в нем что-то происходит, за один круг вы точно не успеваете посмотреть, что случилось там, как закончилась судьба того-то и так далее. Если вам интересно поиграть в мрачный средневеково-сказочный квест на столе – хороший вариант. Ощущается ли здесь конкретно 14-15 века? Частично. Иногда проскакивают имена или события, но там, на горизонте. Кто в курсе - тем приятно, а кто нет - для них это просто дарк-фэнтези.
Партия длится не меньше двух часов. За один раз, думаю, больше одного сценария не сыграете – захочется отдохнуть, а значит, что коробка скрасит не один и не два вечера. Рекомендую потрогать! Вдруг это часть вашего предназначения!
Я сыграл три сценария и, в принципе, планшета и QR кодов там не мало, но терпимо. Вот еще чуть-чуть побольше и уже ерунда была бы, а так - достойно. Мне игра понравилась, дополнение, скорее всего, приобрету. Я про Предназначение.
Да несомненно ИТ оставляет след и в настольном мире, но как топорно это выглядит, впору в глаза вживлять имплантаты по считыванию QR кодов
Да, игра неплохая, хоть и неровная, один из несомненных плюсов - берешь и играешь, сетапа практически нет, ничего не надо раскладывать то тыще стопок (ну мб карты по номерам после партии раскинуть).
Были бы ещё все сценарии по атмосфере, как финал.