"SpaceCorp 2025-2300 AD" очень сильно отличается от рассмотренных ранее игр. В первую очередь - из всех трех, именно эта игра менее всего про космос, но, может быть - более всего "игра в традиционном понимании". Здесь нет орбитальной механики, и вообще каких-то особых ограничений по передвижению. Нет даже такого понятия, как орбита. Чего уж говорить про Венеру и Меркурий, ведь их тоже нет. Да и космических кораблей, уж казалось бы, тут тоже нет - есть деревянные кубики с названием "команда" (которых строго по 2-3 штуки на игрока, и получить еще 1 можно разве что в финальной 3-й эре). Кстати, чтобы вас этот термин не смущал, предлагаю называть такой кубик согласно теме игры: "эффективная команда!"

(нет, это не команда, это штаб для координации ее работы)
Ведь если Leaving Earth - это игра про освоение космоса и ракетостроение, а Stellar Horizons - про исследование и колонизацию Солнечной системы, то SpaceCorp - это скорее про выжимание соков из вселенной, то есть про получение прибыли (они же ПО). И делается это легко и приятно на простом карточном движке, важной частью которого является табло игрока. Ну и игровое поле тоже есть, даже три (по одному на каждую эпоху). По факту, ПО есть во всех трех упомянутых играх, но как же по-разному они в них используются и ощущаются. (К слову, только тут есть трек ПО). Есть 3 способа их получения: первым выполнить публичный контракт, найти что-то во время исследования планет (если повезет), или произвести ПО прямо на своих новеньких фабриках. В 3-ю эпоху их дают еще за колонизацию звездных систем, и это уже можно назвать не столь тривиальным действием.

(наверное только для CEO корпорации освоение космоса может выглядеть так просто)
Но начнем с главного - с перемещения по космосу. Если у вас суммарно на картах (рука плюс табло) есть "движение 9" - летите хоть прямо с Земли на Марс. А между своими базами тут летают вообще задаром и вне очереди. Как же так, вы можете спросить, ведь тут есть даже точки Лагранжа, а уж этого нет ни в одной другой игре! Ну вот точки действительно есть, и называются они именно так. И сказано еще в писании, что космопорты можно построить только на них. Да и где собственно еще, если орбит никаких нет нигде. В связи с этим, начиная со 2-й эры их строят уже прямо на поверхности планет. И что ничуть не лучше - сами небесные тела тоже друг от друга почти ничем не отличаются. Если вычесть разницу в расстоянии до них, и тот факт, что чем они дальше, тем строительство на них дороже, то отличием может быть только гравитация у некоторых. Для примера: 5 ближайших доступных астероидов 2-й эры не отличаются вообще ничем. Конечно, разведывательная команда может на них что-то обнаружить, и тогда различия появятся. Но для сравнения, в Stellar Horizons каждое тело имело ряд характеристик, включая базовое представление о доступных там ресурсах и привязку к тому, что на них можно найти дополнительно. На ледяном астероиде проще найти воду, чем на каменистой скале.
(вот это уже выглядит более серьезно)
Но зато в эту игру можно сыграть с любым настольщиком без опаски. Простой карточный движок - это все любят. Правила... Ну тут два раздельных рулбука по 30 страниц - один для соло, второй для компании. (Спорное решение конечно). Ну а для начала игры всего-то нужно прочитать страниц 15. Но, конечно, при переходах в новые эры придется дочитывать остальные страницы. И все же, правила довольно просты, когда в них уже раберешься - посложнее LE, но заметно проще SH. И основная сложность приходится на 3-ю эру, сходу об нее можно обломать зубы. Соло-режим, кстати, тоже выходит посложнее обычной игры, т.к. идет с рядом дополнительных таблиц, которые фиг запомнишь (хотя по сути ведь - я играю карту, противник, снова я, снова противник и т.д.). С другой стороны, в Stellar Horizons никто и таблицами не заморачивался - что нужно делать в каждой конкретной ситуации там нужно вычитывать прямо по тексту рулбука. Ну а по размеру стола - SpaceCorp примерно как и Leaving Earth (с допами), и это меньше чем Stellar Horizons.
Рандом в игре конечно присутствует, в первую очередь в приходе карт, хотя это частично нивелируется рынком. Еще есть неизвестность открытий на планетах, и тут вполне возможны сюрпризы, особенно в финале. Конкретно по соло-игре могу добавить, что рандома тут в поведении ИИ несколько больше, чем можно было бы ожидать. Дело не только в том, что его эффективность зависит от порядка прихода карт, но в его колоде есть и такие действия, которые помогают игроку. Он может, например, сбросить стартовые карты с вашего рынка в начале партии, ускорив выход более мощных карт для вас. А может этого не сделать. Наверное, ИИ и рандом может даже полностью лишить вас доступа к определенным картам.
Что лично мне не понравилось, так это баланс доступных действий и варианты строительства разнообразных сооружений. Например, действие "эксплоринг" - выше 3-х не имеет смысла (кроме последней эры), тогда как для действия "передвижения" предел много выше. Строительство исследовательского центра - дает +1 карту в руку. Простите, но у нас на базовом планшете есть действие на +2 карты в руку, доступное (почти) каждый ход и так. Когда же в 3-й эре дело доходит до колонизации, там вообще все стремно уже с иконографикой (хотя до этого момента все с этим отлично). И вообще, таблицы - наше все. Что дают колонии, как их построить - это только они помогут. Еще конкретно в соло игре порадовали эффекты типа "в локации с самым большим нечетным номером...". Искать таковые - это чрезвычайное удовольствие.
Начиная со 2-й эры начинается еще и математика. Кому было ее много в Leaving Earth? Тут ее еще больше. Она конечно другая, но когда надо высчитывать каждый (возможный) перелет, это начинает напрягать. Взлет +1, посадка +1, гравитация там и тут +3, между зонами +4+6+6, дополнительное пенальти на маршрут +6. Итого... 27 кажется. Далее начинаем перебирать какие карты движения у нас есть, и как ими можно было бы расплатиться... А в 3-й эре счет сразу начинается с двухзначных чисел! К счастью - круглых, но на помощь сложению там приходит умножение. Как сейчас помню - я умножал 11 на 2560... Извините, но в Leaving Earth вы хоть ракету обсчитываете, а не вот это.
(может быть это уже другая игра?)
В защиту игры могу сказать, что сам игровой процесс в общем (весьма) неплох. Он довольно быстрый, без особого даунтайма, ходы весомы при своей скоротечности, и в целом это нельзя назвать пасьянсом (хотя прямого конфликта тут не имеется). Наличие трех полей - это спорное решение, но все же связь между эрами прослеживается - у каждого игрока формируется свое табло, свои мутации и технологии, и они повлияют в следующих эпохах. То есть - как игра, она вполне себе ничего. Просто, лично я бы не такой хотел видеть игру про космос.

(все эти мутации и технологии приятно дополнят ваше табло)
И поскольку игра не соответствует моим персональным вкусам - с дополнением разбираться я уже не стал. Очевидно, что оно добавляет всего одну вещь - ассиметрию фракций за счет 14-ти новых планшетов (и еще нескольких карт). И мы все это любим, и процесс вероятно становится разнообразнее, что делает доп мастхевным, но... только если нравится база.
Доп преображает игру. Так как даёт каждому игроку разные пути развития. Они очевидны и понятны, но от этого лишь ещё более оригинально отличаются стили игры друг от друга. В базе как-то даже странным кажется играть одинаковыми корпорациями, которые делают одно и то же, не различаясь по ходу партии вообще ничем и никаким разнообразием в своих действиях. Так что действительно мастхэв.
Ну в базе они как минимум будут отличаться мутациями и технологиями, просто не с самого начала.
Да, без допа игра быстро надоедает.
Оч странно что ваш research доступен почти каждый ход.
Ну и главный акцент на использовании чужих баз не затронут от слова совсем, хотя без него играть тяжко. Да, можно собирать 3 хода карты чтобы потом отыграть 1 move, но это как минимум неэффективно
И отдельная просьба- где это вы умножали 11 на 2560.?
Ресерч недоступен если на руке больше 7 карт. Это не очень часто бывает, хотя бывает.
И что особенного в использовании не своих баз? Ведь используется только одна база за ход. Чем своя хуже чужой? Я тут не правила пересказывал, и не было нужды упоминать банальные вещи. Это правило по большей части делает игру менее пасьянсной, и только. Если бы его не было - почти ничего бы не изменилось.
В 3-й эре умножал. Вернее должен был. Как человек немного искушенный в математике я конечно делать этого не стал. Подумаешь в правилах записано - умножай. Тем не менее 2560 - это сам по себе результат перемножения нескольких множителей. Собственно мне надо было просто побольше карт сбросить с руки. А так наверное 250 движения хватило бы за глаза даже в 3-й эре.
бывает и регулярно) я бы скорее сказал что значительно чаще на руке 7+ карт.
своя хуже как минимум тем, что пытаясь сделать универсальную базу (чтобы не пользоваться чужими) вы получаете движок, который не оч хорошо справляется с каждой из задач.
Касаемо движения - ну ок, каким-то образом вы набрали 2560 очков движения (зачем- отдельный вопрос). Множитель 11 откуда взялся?
Это вряд ли может быть чаще. Но, наверное, зависит от игроков. Если они затарились по 8-9 карт и не тратят их, а более того - оппоненты им подкидывают еще больше, используя их инфру, то да. Но это же неэффективно.
Есть несколько карт, которые выгодно копить, чтобы сыграть разом, но остальные лучше сбрасывать, чтобы получить доступ к набору новых карт.
Проблемы иметь универсальную базу я не заметил. Как вообще можно надеяться на других, если они в любой момент могут все изменить. Допустим у кого-то есть адаптация к радиации, а у вас нет, и он свой планшет строит так, как нужно ему, а не вам. В соло вообще играют с одной базой и ничего.
А так то можно играть вообще без своей базы. Но это не выгодно на самом деле.
11 = 5 + 6. 2560 = 5 * 4 * 4 * 4 * 4 * 2
6 карт + база? жесть насколько надо было от карт избавиться
5 - адаптация
6 х5 х2 - с планшета
х4 х4 х4 х4 - с руки
Прикольно. Но пара ремарок:
1)На базе не может быть множителя 5 (если конечно я не пропустил какую-то возможность делать неинфракарту инфракартой)
2) то есть вы за 1 ход потратили 4 из 9 имеющихся в колоде х4 движения??? С учетом что множителя х5 всего 2- жестко.
и да, я помню что есть breakthrough на х4
вы знаете, я могу где-то и ошибиться в конкретных картах
одно дело помнить 11 и 2560, а другое - какие именно карты их дали и откуда, одна х4 все таки наверняка была за гипер-прыжок
сбрасывать карты нужно чтобы тянуть новые, и особенно чтобы поскорее завершить эру
Да я не пытаюсь подловить)
Просто ни в одной из моих 3 партий подобного даже близко не было. потому и удивился.
Есть минимум две карты с множителями, которые можно положить в инфраструктуру.
Мне тоже в свое время не понравилась своей простотой, продал через две партии. Хотя отзывы хорошие, репринт опять же, да и Джон Баттерфильд...