Впечатления от игр, которые вышли в 2022. Очень тяжело сравнивать из друг с другом, поэтому я получился не совсем топ в общепринятом формате. К сожалению, фотографии почти не делаю, так что картинки все из интернета.
Семейная игра года - The Guild of Merchant Explorers
Если коротко, то Гильдия - это Картографы на стероидах. Хотя важно, что эти стероиды не усложняют игру настолько, чтобы вывести ее из семейной категории. Это flip&place с разнообразными картами, который подкупает красивым оформлением и медитативным геймплеем, а еще создает любимые многими моменты удовлетворения от реализации своих планов - когда все кусочки пазла складываются, и можно спокойно переходить к следующей арке планирования.
Еще у игры уникальный эффект в том, что начинается она с симметричного старта и маленького количества карт, но с течением времени пути игроков расходятся все дальше и дальше - удивительно, насколько элегантно это реализовано в достаточно простой механике.

Декбилдинг года - Ascension Tactics/Puzzle Strike 2
Небольшой чит, но обе игры хороши и заслуживают место в моем топе.
Ascension Tactics берет классическую формулу и добавляет к ней скирмиш на поле. Как Тираны Подземья прекрасны тем, что не выдумывают ничего лишнего в декбилдинге (в отличие от других гибридов с контролем территорий - до сих пор с ужасом вспоминаю рандомные бои на кубах и заскриптованную прокачку колоды в Path of Light and Shadow), так и AT с точки зрения декбилдинга не отличается от проверенной классики. Часть на столе при этом получилась интересной - множество героев и улучшений открывает простор для большого количества комбинаций, в том числе достаточно специфичных вроде “армии культистов”.

Puzzle Strike 2 же находится с другой стороны спектра - на самом деле, можно лишь условно его назвать декбилдингом (ходов может быть не так много, колода мало раз прокрутится). Суть же этого не-сиквела (с первой частью мало общего) - смесь баттл рояля с механикой “три в ряд”. Нечто похожее было в Bullet - в Puzzle Strike нет реального времени, но при этом есть огромное количество разным комбинаций, которые можно прокрутить в свой ход. Из-за этого иногда возникает даунтайм, но в целом на фоне небольшой длительности партий он не особо заметен. Зато чувство, когда ты за ход разыграл десяток карт и накидал оппонентам 20+ кристаллов - бесценно!

Worker placement года - My Father’s Work
Признаюсь - я настолько не люблю выставление рабочих, что обычно одного этого словосочетания достаточно, чтобы я выкинул игру из головы. Но конкретно в этом случае авторы игры как будто специально пытались меня зацепить.
А давайте не будем усложнять игру, добавлять бесконечные абстрактные треки и гнаться за комплексностью? - check.
Может, подберем интересный сеттинг и сделаем игру тематичной? Например, пускай игроки будут безумными учеными, которые проводят эксперименты у себя в поместье и пытаются не быть сожженными на костре. - прекрасно!
И оформление нормальное сделаем? - да!
А давайте еще сделаем кучу микро-сценариев, которыми будет рулить приложение? Чтобы игроки постоянно развлекались чем-то новым - то сделку с Дракулой заключат, то устроят бои на гладиаторской арене. - давно пора!
В общем, игра с простой кор-механикой, но очень атмосферная и разнообразная. Условия партии постоянно меняются, поэтому не устаешь даже от довольно большой для такого геймплея длительности.

Приключение года - ISS Vanguard
Кажется, Awaken Realms стали главными поставщиками настольных игр, которые по аналогии с видеоиграми можно назвать “triple-A” (в это время FFG стали Blizzard, а CMON - Ubisoft…). Вот и космическое приключение выглядит дорого, красиво и масштабно. Как и Оскверненный Грааль, это на самом деле книга-игра с наворотами, что вовсе не делает ее плохой. Да, кубиковая механика прохождения проверок не является чем-то гениальным, но со своей задачей справляется хорошо. А вот все остальное тут просто на высшем уровне: исследование планет, прокачка технологий, создание оборудования - здесь есть все, чего ожидаешь от игры про исследование далекого космоса. Как обычно, оформлено все на высшем уровне, даже если нет дополнительной коробки с миниатюрами для угроз.

Дуэльная игра года - Mindbug
Я являюсь поклонникам геймдизайнерских талантов Ричарда Гарфилда. Не знаю, насколько велика была его роль в создании Mindbug, но на выходе получилась ровно то, что можно ожидать от главного ветерана в индустрии карточных игр.
Это неколлекционная дуэльная игра с правилами на минуту, а партией - на десять минут. И прекрасно здесь то, что в такую простоту и малую длительность элегантно упаковано огромное количество принимаемых решений. Любой неэффективный ход может стоить всей партии, а разнообразие карт создает большое количество возможных комбинаций, складывающихся даже из стартовой руки. Вишенка на торте - карты тех самых mindbugs, которых на партию дается две и с помощью которых можно забрать себе только что вызванное существо противника. Забрать сильно существо в самом начале, чтобы закрепить преимущество? Или ждать до конца, чтобы получить решающий перевес после истощения колод? Вся партия состоит из подобных вопросов.

Песочница года - Dead Reckoning
Очередная коробка из условной серии Card-Crafting System, кажется, вполне может стать самой успешной из всех. Для любителей песочниц Dead Reckoning будет интересна тем, что тут практически невозможно пропускать ходы или внезапно умирать из-за беспощадного рандома (я смотрю на вас, Xia и Merchants & Marauders!); для любителей декбилдинга здесь остались прекрасные плюсы, бывшие еще в Mystic Vale - колода без “ожирения” за счет фиксированного количества карт и каждый раз поражающая своей свежестью механика вложения кусочков карт в протекторы; ну а любителям атмосферы тут насыпали приключенческого пиратского сеттинга и целый ворох событий и открытий, которые будут появляться в партиях даже вне режима кампании. Лично мне игра кажется коротковатой, уж очень стремительно все заканчивается - а ведь хочется построить ещё зданий, наторговать еще золота, прокачать всех членов экипажа и застроить весь корабль улучшениями. Могу смело рекомендовать хоумрул на большее количество достижения для триггера конца игры - он немного меняет баланс целей (например, упрощает прокачку экипажа), но это все равно игра больше про приключение, чем про математический расчет.

Кооп года - Oathsworn
Мне в целом понравилась Kingdom Death Monster, но к ней осталось несколько больших претензий. Очень хотелось иметь уже готовые миниатюры (вот уж не знаю, каким маньякам нравится клеить десятки мелких рук к Фениксу…), побольше готового контента без тонны дополнений в отдельных коробках, а главное - нормальную боевку, как в Мрачной Гавани. И вот Oathsworn решает именно те болячки, которые отравляли игру лично мне.
Это большой босс-баттлер - реально большой, контента тут на многие часы, а миниатюры врагов выполнены в непривычно большом масштабе - в котором, словно в Мрачной Гавани, есть больше десятка персонажей с уникальными колодами, определяющими их геймплей. Например, ведьма выбирает на игру карты одной стихии, затем создает соответствующий террейн (например, поджигает клетку), а уже потом уничтожает его ради творения заклинаний; а дуэлянт имеет несколько стоек, активная из которых определяется по положению карт в сбросе. Не все герои настолько уникальны, но индивидуальность все равно присутствует, и, к счастью, тут есть возможность каждую игру миксовать героев, автоматически прокачивая каждого до текущего уровня кампании.

Список опоздавших на вечеринку
Конечно, жизнь в России накладывает отпечаток на взаимодействие с новинками - как ни старайся, часть просто не успевает доехать в год своего выхода. На некоторые уже находящиеся где-то в пути игры я возлагаю большие надежды.
Solforge Fusion - что будет, если Ричард Гарфилд и Джастин Гэри создадут карточную игру вместе, да еще и в необычном формате? Будет именно Solforge, где из заранее сгенерированных алгоритмом половинок колод нужно создавать свою колоду на игру (да, это реально внебрачный ребенок Keyforge и режима Jumpstart из MTG). Ожидаю напряженную карточную дуэль без утомительного коллекционирования и метовых деклистов.

Circadians: Chaos Order - асимметричный ареа-контроль со спорным оформлением, который хочет быть более евровым, чем во многом зависящие от переговоров Root или Crescent Moon (тоже, кстати, не успел распробовать, нужно больше партий). Люблю асимметричные игровые фракции, так что пробую все более-менее прилично выглядящие игры на эту тему.

Aeon Trespass Odyssey - описанный выше Oathsworn доработал KDM с точки зрения боевки, а эта игра, судя по появляющимся отзывам, в первую очередь поработала с историй - хвалят сюжет и процесс исследования а-ля Седьмой Континент. Ну и боевка, судя по механикам, должна быть интереснее. Наконец, все это под соусом пост-апокалиптической Древней Греции - что еще нужно для счастья?

Дополнения и новые редакции
Каждый год выходит уйма переизданий, дополнений и всяких других биг-боксов. Некоторые из них выделяются настолько, что хочется отметить их.
John Company 2ed - после второй редакции Пакс Памир, думаю, планка ожиданий от новой John Company была предельно высокой. И, на мой взгляд, результат вышел прекрасным. Конечно, коробка выросла почти в три раза, а карикатурное оформление кому-то (мне) может нравится меньше первого издания, но это все еще уникальная полукооперативная игра с интригами, только с переработанными правилами и роскошными компонентами. Наверное, главный претендент на попадание в личный топ-10, вышедший в 2022 году.

Guards of Atlantis II - сиквел одной из лучших настольных MOBA-игр радует огромным количеством контента (больше двух десятков персонажей!) и доработанными правилами. Карточный движок довольно беспощаден к новичкам, так как каждый ход нужно делать максимально эффективным, но для разобравшихся это будет прекрасная игра в редком жанре, где очень тематичный геймлей с прокачкой персонажей и пушем линий сочетается с майндгеймами и чтением планов соперников.

Air, Land & Sea: Spies, Lies & Supplies - дополнение в виде самостоятельной игры с аналогичным наполнением: все три колоды театров боевых действий заменены на новые, с возможностью миксовать старые и новые в любых комбинациях. Тот случай, когда игре нужно было именно такое контентое расширение, без изменений в игровой системе. Это все еще гениальная карточная игра, где в общей колоде из 18 карт умещается напряженная и динамичная дуэль с принятием решения уже с самого первого хода.

Этот топ входит в топ топов-2022 :D
Мощная подборка!! 🙂
У КДМ конечно много проблем, но претензии к боёвке слышу впервые О_О Точнее у неё тоже есть косяки(например, когда играя вчетвером кого-то убивают, он сидит скучает в течении неопределённого времени), но в целом боёвка очень классная.
Жутко рандомная же.
Очень много рандома и минимальное количество решений - в большинстве случае ходы "рельсовые"
Интересный топ.
Всё, что из него пробовал, понравилось — присмотрюсь к тому, что не пробовал.
Oathsworn выглядит интересно. Подробного обзора на нее не будет? А в похожий Aeon Trespass не вкладывались?
Solforge Fusion... Эх, лучше бы оригинальный компьютерный Solforge не убивали. Хорошая была ККИ.
Подробного обзора точно не будет, не проповедую такое. Но могу кратко описать впечатления после большего количества партий.
Aeon Trespass ниже указан, жду посылку