Прелюдия.
Пару дней назад я заново проставил оценки всем играм, в которые мне довелось сыграть. И так стало приятно на душе, гармония. Я сморю на свой топ и понимаю, что вот теперь игры стоят в правильно порядке, реальном, радуют глаз.
Суть.
Система оценки игр на тесере — это самое настоящее, 100%, свежее гуано. Это факт. Почему? Пройдёмся по каждому параметру в отдельности. Пойдёмте-пойдёмте, я вам всёёё покажу.
Геймплей.
Геймплей. Чтооо? Что это вообще такое? Каждый человек понимает под этим термином что-то своё, на деле же это пустое и бессмысленное слово. Для чего, главным образом, нужна оценка игры? Что бы человек, который не играл в неё, мог определиться заслуживает ли она внимания. Оценка должна, обязана быть простой, интуитивно понятной, чтобы можно было мгновенно определить стоит ли играть в игру,а не рыться в мануалах в поисках определения того, как же понимать этот чёртов параметр.
Глубина.
Такая же история. Что имеется ввиду? Может насколько игра реиграбельна, а может сколько в ней выигрышных стратегий, а может это её сложность, или насколько глубоко можно погрузиться в атмосферу игры, насколько она атмосферна, или может это всё вышеперечисленное вместе? Посмотрев на этот параметр, какой я должен сдалать вывод? Стоит ли мне играть в игру с глубиной 6? Хм. Постойте-ка я же понятия не имею, что означает эта цифра. Насколько глубоки шахматы? На 5? На 10? По какому эталону ориентироваться? А глубина диксита, какова она? А не зависит ли вообще глубина игры от игроков? Насколько они досконально подходят к игре?
Оригинальность.
Хмм. Я в недоумении. Как этот параметр может оценивать не мастодонт настольных игр? Вот человек играл в 20 игр. Одна из них Куба. А Пуэрто-Рико он не играл. И он с чистой совестью ставит Кубе за оригинальность десятку, ведь она была для него настоящим откровением. А какова оригинальность у Колонизаторов? Сейчас посмотрим. 7.36. Хм. Что-то не сходится. А ну ка посмотрим какова оригинальность дополнения "Города и рыцари"? 7.70. OMG! Как может дополнение быть оригинальней оригинала? Как вообще надо оценивать дополнения по этой квартетной схеме?
Реализация.
Какого издания? Всё. Этим вопросом этот пункт сносится на повал с аккуратной дырочкой в центре лба.
Ну и это ещё не всё. А что же нам даёт итоговая оценка по этой схеме? Равноценны ли эти параметры? Почему именно среднее арифметическое? А может какой-нибудь параметр всё же более важный? Не поняяятно. Именно так стоит назвать эту систему оценки.
Просто.
Всё массовое должно быть простым. А оценка игр — это массовая штука. Чем больше людей оценит игру, тем более объективней будет оценка. Вот именно! Одна оценка, а не четыре оценки, которые порождают пятую ужасную матку мегаоценку. И что же это должна быть за оценка?
Хочу, не хочу.
Насколько сильно я хочу поиграть в эту игр? Вот оно что! Игры созданы, чтобы в них играть. А не чтобы восхищаться ими, петь дифирамбы, писать о них, а тем временем они будут пылиться на полках. Если в игру не играют, значит она плохая. Не нет, а да. Она не выполняет свой долг, она бездействует, она только захламляет квартиру. Игра должна играться. А если в игру не играют, значит не хотят. И не надо лукавить и обманывать себя. Если бы было больше времени, людей там таких-то, стол побольше, ветер не такой сильный, компоненты лень раскладывать. Это всё чушь паросячья. Если у меня лежит на полке полгода старкрафт и я в него ни разу не сыграл, то старкрафт для меня плохая игра, ведь я в него не играю.
Вывод.
Вот так вот я и пришёл к отличнейшей системе оценки и переоценил все игры. 1 - ужасная игра, в которую я больше не сяду играть ни за что, ни за какие коврижки. 10 - гениальная игра, мечтаю купить её, рассказываю о ней, хочу опробовать все дополнения, на следующей игровой встрече буду агитировать сыграть в неё.
Мне кажется нужно просто добавить подробное описание всех этих параметров. Что бы каждый понимал что значит та или иная оценка.
По-моему, весь портал и должен отталкиваться от рейтинга - он должен быть основой, а не наличие новостей, статей, которые, опять же, оценивают по шкале от 1 до 10. Сколько раз уже видел, когда за хороший обзор ставят и 10, и 6. Спрашивается: "Какой стимул будет у автора писать обзор, на который он тратит, минимум 2 часа, если никаких претензий или замечаний никто в комментариях не пишет, зато оценка снижается?" Ведется же для чего-то рейтинг пользователей? Несложно сделать выборку, которая показала к какому жанру человек больше склоняется: пати игры, варгеймы, семейные игры, экономические, абстрактные и т.д. Соответственно, если человеку нравятся пати игры, не факт, что он играл в варгеймы, может он их терпеть не может? В таком случае, его оценка должна быть с заниженным коэффициентом, чтобы не портила рейтинг. Есть и такие, которые ничего не пишут или пишут сплошным текстом с грамматическими ошибками, без знаков пунктуации, не разбивая на абзацы, и считают, что их статья-обзор - шедевр. Такое читать-то сложно, не то что оценить.
Не понятно какие цели преследует администрация портала, но рейтинг должен быть ключевым звеном. Все-таки, претендуем на звание "русского BGG".
PS: а субботник просто необходим;)
Мне кажется, не нужно смешивать два понятия - оценка и рейтинг.
Оценка - это личное дело каждого человека. Она должна быть предельно проста и понятна человеку, случайно забредшему на сайт и не игравшему ни во что, кроме "Монополии" - ну дайте ему возможность поставить "десятку". Предложенный автором вариант "хочу-не хочу" мне вполне симпатичен, но не единственен. Десятибалльной шкалы (точнее, 11-балльной - от 0 до 10), на мой взгляд, более чем достаточно, особенно если дополнить ее текстовыми пояснениями, помогающими в выставлении оценки.
Дополнительно человек может выставить оценку по специальным шкалам: оформление, механика, простота освоения... еще что-нибудь.
Но только при условии, что у него есть желание погружаться в такие детали.
А вот рейтинг - это методика преобразования индивидуальных оценок в общую. Вот она может учитывать и сколько голосов отдано, и вес каждого голоса, и индивидуальные пристрастия. Она не должна быть простой и понятной (хотя я бы все-таки обошелся без арктангенсов). И рейтингов, скорее всего, должно быть много: например, общий рейтинг, рейтинг по оценкам знатоков (кто такой знаток? скажем, человек, имеющий определенный рейтинг), рейтинг с учетом дополнительных характеристик... Вот тогда от рейтинга будет толк.
Что касается рейтинга пользователей, то нынешняя система еще хуже, чем рейтинг игр. Если я не ошибаюсь, то за каждый комментарий (включая однострочный) я получаю +3 в рейтинг. А за обзор, на который я трачу далеко не два часа, а (с учетом написания, фотографирования и размещения на сайте) никак не меньше десяти, - "целых" +10. Кратчайший путь к высокому рейтингу - флуд...
А субботник нужен. После того, как будет разработана новая система оценки и новый рейтинг.
Помимо "поставить оценку", есть ещё возможность написать пару слов об игре внизу. Это дополнит вашу оценку к игре своим конкретным мнением.
vking, я, скорей всего, не совсем понятно написал, но под оценкой "хочу-не хочу" я как раз имел в виду 10-ти бальную шкалу, просто указал только крайние значения. А всё между ними это просто степень этого хотения.
kwout, во-первых, я ни секунды не сомневался в том, что вы это и имели в виду,
во-вторых, пытаюсь понять, что в моем посте навело вас на мысль об уточнении? Под "не единственностью" я понимаю, что оценку можно строить не только от "хочу" до "не хочу", но и по какой-либо другой (это если кому не нравится эта; мне - нравится). Что касается количества баллов, то это я отвечал тем, кто предлагает ввести дробные значения - я считаю это избыточным
А, не правильно интерпретировал текст:)
Нецелые значения обязательно нужны. 1-10 целочисленные не дают точно расставить все игры по местам, и слишком многие оказываются с одним значением оценки.
Согласен, работы тут непочатый край.
Надеюсь, администрация заметит этот пост и сделает соответствующие выводы, тема наболела. А то так и аудиторию потерять недолго((
Мне кажется, какую оценочную систему не сделай, будет все то же. Люди которым нравится Уно и Крагморта все-равно будут ставить им высокие оценки, а Гики высоко будут ценить игры сложные.
В итоге по рейтингу многие неравноценные игры оказываются с одинаковой оценкой.
Видимо разделение оценочных шкал на Гиковскую и пользовательскую - хорошая идея.
А кого причислять к Гикам, а кого нет? Каков будет критерий этого отбора :)
Видимо, как критерий может выступить только определенное кол-во дней от момента регистрации и рейтинг. Хоть рейтинг и имеет погрешности, но все же он является индикатором активности и заинтересованности, а значит и более широкой информативности пользователя в теме.
Так и сейчас ведь есть "рейтинг Тесеры", просто в этот круг входят не так уж много пользователей.
Я так понимаю, что если человек активен и пишет интересные статьи или описание, его включают в эту группу и его рейтинг начинает иметь больший вес.
Так что тут нет никакой проблемы.
Из-за того, что из этой группы за некоторые малоизвестные игры проголосовал только один человек и поставил 10баллов и т.д, игры имеют весьма странные оценочные места.
Этот рейтинг, по-моему, еще менее объективен, чем пользовательский с четырьмя критериями. А голосование в нем было, как я понимаю, разовым и очень ограниченным числом участников.
Да причём тут объективность?
Это экспертная оценка.
Вкусовых групп как минимум четыре - еврогики, патигеймеры, любители фамили геймс и америтрешеры. Их вкусы крайне различны.
Если человек знает, что значат слова, которые ты только что написал, то он может проставлять оценки и так :) Для остальных - это набор слов, и если человек первый раз вышел на сайт и окунулся в мир настолок, то ему проще оперировать обычными понятиями :)
Я понимаю смысл всех вышенаписанных слов и даже двух, написанных ниже :) Но я не могу оценить игры по предложенным четырём критериям по тем же причинам, что озвучнеы в статье. И не только потому, что не до конца понимаю КАК оценить геймплей, к примеру, но ещё и потому, что игра может быть не оригинальна, но лучше предшественника или не интересна в плане арта (это и есть реализация, да?), но это ни коим образом не портит её, как игру и т.д. и т.п. И как в таких случаях рассматривать окончательную оценку?
Варгеймеры - пятые :)
Развёрнутый ответ:
http://tesera.ru/thought/59739/
Много букв.
И, к слову, я считаю, что учёт рейтинга игры на BGG - это отличное явление, от которого ни в коей мере не стоит отказываться.
Если при этом учитывать количество проголосовавших. А то у нас сейчас такая ситуация, что еще не вышедшие игры имеющие на BGG 10 баллов от 1-2 не в меру разгоряченных фанатов красуются в первой десятке на Тесере, так как 10 - их единственная и общая оценка.