-AdRiver-
vargennn210 написал 3 минуты назад к игре Чужая планета: # Если на карте охоты изображен жетон Артемии, то его можно использовать...
Ladigor написал 21 минуту назад к игре Владыки Эллады: # Соло игра. Если монстр находиться у монумента. Выпадает атака территор...
klevyimujik написал полчаса назад к игре 7 Wonders: Armada: # Такой вопрос. Я построил зеленую карту исследования острова и оплатил ...
to_arm написал час назад к игре Гавр: # По ощущениям, примерно 230-250 очков можно набрать просто за счет базо...
Zaiatspro написал час назад к игре Talisman 4th Edition: # Когда ее ждать нет представления? Так давно ее хочу.
С миру по нитке [14.10.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» изд...
Silver Hoof Games на «Ролеконе-2019»
Silver Hoof Games будет в Москве на «Ролеконе» 19–20 октября. Мы уже несколько л...
С миру по нитке [11.10.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки «Звезды»:...
Экранизация настольной игры
По настольной игре «Тайны Аркхэма» снимают фильм! Весной этого года в Минске нач...
Хитрые шарлатаны
«Лавка игр» открыла предзаказы на игры Die Quacksalber von Quedlinburg и Ganz sc...

Journeyman

1000 дней на «Тесере»: EdrenLimon

25 декабря 2018

Информация

добавить
проекты 1000 дней на «Тесере»
Дата: 25 декабря 2018
Оценка пользователей
8.8972
-

Сегодня у нас в гостях EdrenLimon, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте! 

 

 

— Привет! Вкратце расскажи о себе для тех, кто с тобой не знаком.

 

— Привет! Меня зовут Андрей Толстогузов. Живу я в северном краю нашей страны — Карелии, а именно в городе Петрозаводск. По образованию я эколог, работаю в Карельском научном центре в лаборатории зоологии Института биологии. Изучаю птичек, поэтому если сфотографировали птицу и хотите узнать кто это — пишите мне :) Женат, но детей пока нет. Да, ещё я веду небольшой бложик про настолки, куда в основном закидываю впечатления по наигранному за неделю. Веду его больше для себя и друзей, но всегда рад новым читателям :)

 

— Есть ли у тебя какие-то планы по развитию своего блога или его текущее устройство тебя полностью устраивает?

 

— Пока, честно говоря, меня устраивает — я стабильно выпускаю отчёты за неделю. Когда придумываю что-то интересное, я публикую это — например, угадайки миплов и минек. С Нового года буду писать ещё миниобзоры для блога магазина, тоже за материальное вознаграждение. Я пробовал снимать видео, но для этого нужно хорошее оборудование, часы монтажа и так далее, тем более я плохо говорю на камеру :)) У меня нет столько свободного времени, чтобы делать видео. Дважды я писал обзоры игр, которые мне присылали молодые авторы. (На самом деле трижды, но автор «Славяники» запретил публиковать мой обзор на его шедевр. Мир Всемирью! :) Посмотрим, куда занесёт мой блог в будущем.

 

— О, ты имел счастье погрузиться в Мир Всемирья? Если на тебя не наложили проклятие молчания, может расскажешь всю эту историю в подробностях и какие впечатления у тебя оставила сама «игра»?

 

— Я сам написал Златосвету (автор игры) с предложением написать обзор, если он пришлёт мне игру. Он согласился, и вскоре коробочка лежала у меня на столе. Я понимал, что игра так себе, мне этот обзор нужен был для раскрутки блога, чтобы мне слали на обзоры игры получше. Я написал обзор и отослал его Златосвету. Тот сказал, что всё плохо. Он хотел видеть «правду». Правда в его представлении выглядела так — игра шедевр, в игру лучше, чем «Славяника» я не играл и играть во что-то другое, кроме как в «Славянику», я не буду никогда. Ну и я должен был написать, что в моменты игры на меня чуть ли не снисходит мудрость предков и т.д. и т.п. Все мои придирки по поводу баланса он игнорировал. В итоге, когда я последний раз отказал ему в таком хвалебном обзоре, он потребовал, чтобы я вернул его творение назад и удалил лживый обзор из моего блога, так как он позорит его творение. Я сказал, что пусть выбирает: либо возвращение игры, либо удаление обзора. Он выбрал второе. На этом наши пути разошлись. Кстати, в тот вечер у нас внезапно погас свет в квартире и, ожидая электриков, мы с супругой при свечах разложили «Славянику». В этом был даже какой-то шарм, правда, мы не доиграли — скучно. Хаять игру я не буду, всё-таки обещал Златосвету, скажу что компоненты достойного качества, а игра вторична. Это покер, славянский холдем, как его назвали мои друзья. Выставлю коробочку на следующий маттрейд. Кстати, я бы возрастной рейтинг у игры повысил, там есть картинки с обнажёнкой.  

 

— Вернёмся к традиционным вопросам. Расскажи историю происхождения своего ника.

 

— Когда-то в детстве я так фанател от серии компьютерных игр «Аллоды», а особенно от третьей части, «Проклятые земли», что решил написать книгу-продолжение. Дело было в небольшой деревушке под Рязанью, мы с моим двоюродным братом маялись от безделья, решили играть в карты. Но на интерес играть было скучно, поэтому решили на желание «кто съест лимон». Вот только лимон не дожил до окончания партии, потому как мы его сгрызли, и вот брат кладёт в рот последний ломтик и восклицает: «Едрён Лимон!» Я возразил, мол не такой и кислый, на что брат ответил, что это не про сложившуюся ситуацию, а это он придумал мне персонажа книги. А потом был долгий период, когда я играл в World of Warcraft, в котором я так назвал персонажа, и этот ник ко мне прицепился. Некоторые люди и в реальности меня так называют :) Ну и после этого я везде EdrenLimon. Книгу, к слову, я так и не дописал.

 

— Зачем ты играешь в настольные игры?

 

— Когда-то пять лет назад я пересмотрел очень крутой фильм Clue и в титрах узнал, что он снят по мотивам настольной игры, я получил стипендию и пошёл в магазин настолок. Вышел оттуда с Cluedo и «Знаком древних». И мне понравилось. А потом я плотно подсел и играю, потому что это приносит удовольствие, позволяет провести больше времени с женой, встретиться с друзьями и коллегами без алкоголя. По-моему, это очень здорово!

 

 

— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?

 

— У нас коллекция на данный момент насчитывает 140+ игр (это, не учитывая допов и вариаций, например, все части «Подземелья» или Red Dragon Inn я считаю за одну игру), поэтому мы не видим большого смысла ходить по клубам. На неделе играем вдвоём с женой, иногда с коллегами на работе во время обеда. На выходных приглашаем друзей и на часов 5–6 погружаемся в картонный мир.

 

Единственные игротеки, которые я посещаю раз в месяц — это игротека от нашего магазина настолок, но я посещаю их как игромастер (или как называются те люди, которые объясняют правила настолок?). За это я получаю настолку или скидку на покупку чего-то дорогого.

 

— Расскажи, как удалось начать играть с коллегами по работе? И играют ли они где-то ещё, помимо работы, или всё держится только на твоем энтузиазме?

 

— Я как-то принёс на корпоратив «Кодовые имена», предложил сыграть. Молодёжь (люди до 50-ти) согласилась более менее, старшие товарищи предпочли сидеть за столом, но когда увидели, как нам весело, присоединились к нам во второй партии. Это было очень круто — видеть ребяческий задор в глазах 60-тилетних людей. Теперь всегда ношу настолки на корпоративы, и у коллег есть выбор: либо пить за столом, либо играть — и всем весело. Иногда собираемся с коллегами в лаборатории по выходным и играем в настолки, которые я приношу. Иногда они приходят на игротеки, которые я провожу от магазина. Пара человек начала растить свои коллекции, одни, правда, это делают из-за увлечённости их ребенка, а другую коллегу саму затянуло в картонный мир, на день рождения попросила Splendor, так что не ровен час и на «Тесере» зарегистрируется.

 

— Что даёт тебе работа на игротеках кроме материального вознаграждения? Пытаешься ли ты как-то формировать в лучшую сторону вкус людей или просто объясняешь им правила игр, которые они выбрали? Какой контингент приходит на такие игротеки и какой процент из этих людей хочет играть во что-то более сложное, чем гейтвеи?

 

— Может это прозвучит слишком меркантильно, но я делаю это именно из-за материального вознаграждения. По поводу вкуса — у нас среди доступных игр нет какого-то откровенного шлака, поэтому я объясняю то, во что хотят играть люди. Потом, если они попросят посоветовать что-то типа определённой игры, то я могу уже либо советовать, либо отговаривать и наставлять на путь истинный, но это бывает не часто. В основном на игротеки ходят одни и те же люди, редко когда кто-то из толпы остановится и спросит, можно ли сыграть; обычные люди смотрят на нас с брезгливым недопониманием. Некоторые люди, с которыми я познакомился на игротеках, потом стали нашими друзьями и соответственно приходили к нам домой и играли уже в серьёзные игры. А так, конечно, очень много мамаш с детьми, которым пока, кроме гейтвеев, ничего и не предложить.

 

 

— Чего, на твой взгляд, не хватает петрозаводскому настольному движению и каковы перспективы, что ситуация будет улучшаться?

 

— По мне, нужно больше специализированных магазинов. На заре увлечения был только один, потом он преобразовался в антикафе, и появился другой магазин, от которого я и провожу игротеки. Будет больше магазинов — будет больше движухи. Сейчас мы имеем только наши игротеки и деятельность антикафе. Его владелец внёс огромный вклад в популяризацию хобби, но если нет конкуренции, то и нет развития.

 

—  Как часто удаётся играеть в настолки? Насколько тебе достаточно времени для игр или хотелось, чтобы его было больше? Считаешь ли ты настолки в некотором роде зависимостью (игрозависимостью)? Были ли попытки/мысли бросить это дело? (И если да, то почему? И почему не получилось?)

 

— На самом деле по-разному, иногда бывают недели, когда каждый день хотя бы филлер мы разложим, а иногда неделями не играем. Вру, неделю — максимум две. Это обычно лето, так как у меня в это время экспедиции или просто аврал на работе, поэтому приходишь домой и сразу спать. Про зависимость, возможно, но если посмотреть на нашу жизнь, то всё, что нам нравится, можно назвать зависимостями. Да и почему бы не собираться за столом каждый день в кругу семьи?! Не вижу в этом ничего плохого. А вот какая зависимость, связанная с настолками вредна, это зависимость от нового. И это не обязательно новые локализации или игры этого года — это покупка всего, чего у тебя нет. А потом некоторые в это даже не играют. Вот такого вообще не понимаю. Хотя «покупательство» присуще и мне, и лежат на полках игры, в которые мы играли по разу, максимум два–три.

 

— Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?

 

— До этого года я считал, что я еврофил, покупали в основном игры европейской школы. Теперь евро мне надоело. Нет, я сейчас с удовольствием разложу «Цолькин» или «Терра Мистику», но покупать какое-то ново евро не тянет, все кажутся одинаковыми. В этом году я перешёл на амери, также простых карточных семейно-филлеров было много. Из любимых сеттингов — Лавкрафт нравится очень сильно, а ещё игры, где противодействие разных фракций, причём сеттинг не важен (тут и фэнтези «Терра Мистика», и постапок Neuroshima Hex, и цивилизация Imperial Settlers). Зато есть то, во что никогда не сяду — полные абстракты с деревянно-пластиковыми компонентами. Не люблю, может, эта неприязнь тянется ещё с детства, можете закидать меня тапками, но никогда не понимал прелестей шахмат, шашек, домино и прочих нард. Из подобных абстрактов принимаю только Книциевский Ingenious, хотя такой неприязни не испытываю к абстрактным карточным играм, поэтому все остальные игры Книции мне нравятся.

 

— Во сколько евро ты сыграл до того момента, когда они все стали казаться одинаковыми? Чем именно смог привлечь тебя америтреш?

 

— Ой, сложный вопрос, но так как я веду учёт всего, что было и есть в коллекции, то я сейчас посчитаю. Порядка пятидесяти штук еврогеймов я отыграл, и в этом году я понял, что мне надоело. У меня есть хорошие игры от классных авторов — Розенберг, Фельд, Пфистер, — были планы и по евро, думал купить «Марко Поло», «Конкордию», GWT (он же «Великий западный путь»), но как-то вот оборвалось. Поэтому за этот год я купил из евро только «Верхом на метле» и Oh My Goods, первое, как интересную механику, а вторую из-за небольшого хайпа вокруг игры. Амери у меня всегда были — «Ужас Аркхэма», «Робинзон», Dead of Winter, «Спартак», Runebound, в этот год я купил его больше, причина — хочется драйва, приключений. Сейчас мне жена подарила на грядущий день рождения Rebellion, и я ещё взял Fallout, так что меня ждут крутые приключения на Новогодних праздниках. Да, ещё должны придти «Мыши» за баллы, полученные за тесты прототипов Cosmodrome Games.

 

— Расскажи о своём участии в проекте «Астронавт с кувалдой»: как ты туда попал, какие игры тестировал, какие они оставили впечатления и какой опыт ты извлёк из всего этого?

 

— Попал я туда в тот самый день, когда запускали этот проект, увидел ссылку где-то во «ВКонтакте», но тестировать ничего не стал. Два года спустя я увидел очередное приглашение на тесты игры «Первый контакт», причём на тесты онлайн. То есть ничего печатать не надо, знай щёлкай по клавишам. Вечер провёл в тестах и забыл всё это дело. Потом получил приглашение на следующие тесты игры «Гравитация», посмотрел, что печатать надо мало — сделал пнп, поиграли с друзьями, отправил отчёты, получил баллы и на них приобрёл себе «Индейцев» и «Алхимика из Гластонберри». Понял, что это неплохой способ получать игры бесплатно, и вот участвую теперь во всех тестах. По играм — «Гравитация», честно сказать, не понравилась. Всю игру копишь эту гравитацию, чтобы потом кому первому зашли карты в руку, тот и выиграл. Очень удивился, когда увидел крауд-кампанию по её изданию. А вот следующая игра — «Ковчег» — очень понравилась. С удовольствием отыграли все партии, за которые начисляли баллы. Тема, конечно, очень притянута, но игра классная. Про то как группы животных борются за власть. Такие мини Imperial Settlers с общей колодой. Потом тестил «Трепещите человеки! Карточная игра». Честно, не играл в обычную, но эта жуткий рандом. Но так как я копил на «Мышек», то честно сыграл все партии, чтобы заработать баллы. Но больше за эту игру никогда не сяду. В целом по тестированию — это интересный опыт, очень жаль, что тесты проводят нечасто.   

 

— Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия, чтобы победить в партии?

 

— Покажите мне человека, которому не нравится побеждать, и я скажу, что он врун. Ну, действительно, всем ведь нравится победа, и я не исключение. Но считаю, что в играх важнее участие, да и на проигрышах учишься игре больше. Когда побеждаешь, никогда не задаешь себе вопрос — что я сделал, чтобы победить? А когда проигрываешь, всегда анализируешь — почему я проиграл? Когда я вижу, что победить будет сложно или уже не смогу, то я сделаю так, что моё поражение будет красивым.

 

 

— В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?

 

— Я не скажу, что в какую-то игру я играю на профессиональном уровне, но сразиться с другими игроками — почему бы и нет? Поэтому, наверное, в турнире по любой игре, кроме полных абстрактов.

 

— Самый запомнившийся эпизод за время увлечения настольными играми (ситуация на игре/турнире)?

 

— Ой, вот это очень сложный вопрос. Наверное, самый запоминающийся эпизод, это когда я первый раз зашёл в магазин с настольными играми :)) Или когда после пяти лет игры узнали, что мы в Cluedo неправильно играли. А так, я специально и веду свой блог, чтобы записывать туда всё запоминающееся и забыть, а если что, потом читать и вспоминать. Если интересно, заходите в мою кладовую воспоминаний.

 

— Что должно произойти, чтобы ты сел играть в варгейм?

 

— Должен быть тот, кто меня посадит за него и научит играть. У меня нет каких-то предрассудков по поводу варгеймов, но разбираться в томах правил самому, а потом не найти никого, с кем в это играть, нет уж, спасибо! У нас город небольшой, хоть и столица республики, а сообщество вообще малюсенькое, поэтому партнёра под такие специфические жанры найти трудновато. Лежит на полке варгейм от «Звезды» по ВОВ, но не с кем играть, да и сквозь дебри правил я пролезть не смог. 

 

— Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?

 

— Сложный вопрос. Как я уже говорил, сейчас у нас более 140 игр в коллекции. Для кого-то это много, для кого-то мало. Иногда мне кажется, что это много, и тогда я начинаю распродавать игры, когда это безумие проходит, я понимаю, что не так уж и много у меня настолок. В общем, оптимум для каждого человека свой, главное, чтобы коллекция приносила радость, а не копила пыль.

 

— Как ты относишься к статистике сыгранных партий? Ведёшь ли её?

 

— Я же учёный, я не могу без статистики, особенно когда в коллекции так много игр, да и для блога это необходимо. Под Новый год всегда публикую статистику — во что играли часто, что осталось нетронутым, и этот год не будет исключением.

 

— Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?

 

— На самом деле у меня мало таких уж разочарований на самом деле. Сейчас ошибаюсь редко, в начале настольной жизни часто покупал фигню. Так, например, мы с женой, как профессиональные биологи-экологи, мечтали об «Эволюции», купили её — и она вообще не зашла. К биологии она имела отношение только названием и задумкой. Вот «Эволюция: Естественный отбор» показывает хорошую модель эволюции видов, её можно даже в школе на уроках биологии раскладывать. Из последних разочарований — Oh My Goods; очень ждал, читал много хвалебных отзывов, что чуть ли не RftG, а на деле рандом, рандом и ещё раз рандом.

 

От чего не ожидал ничего, а получилось «огого!», у меня даже есть номинация такая в ТОП лучших игр года. И таких игр у меня много — «Тайное наследие» (при условии, что «Тайное послание» не понравилось вообще никак), «Бонанза», «В некотором царстве», «Верхом на метле», «7 самураев».

 

— В какую игру из тех, в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего, а с какой обратная ситуация — очень хочется, но получается совсем редко или не получается?

 

— В какие играть меньше? В любимые игры жены :) Когда спрашиваю у неё, во что она хотела бы сыграть, всегда надеюсь, что список любимых игр изменился, но нет. Потому как если мы должны сыграть в какую-то мою игру, то играем в пару игр жены. Поэтому меня уже подташнивает от «Каркассона», от «Сплендора» тошнило, пока я доп к нему не купил, «Затерянные города» Книции тоже уже выворачивают меня наизнанку. Почаще хочется раскладывать много чего — «Поселенцев», «Нейрошиму», «Терра Мистику», «Кодекс»...

 

— Самая недооценённая и переоценённая игра у нас и вообще в мире, по твоему мнению?

 

— Переоценённые в России и мире одни игры — «Манчкин», «Монополия», шахматы / шашки / нарды / домино. Вот ещё что больше бесит — «Мафия», которая и настолкой то называться может поменьше всех остальных. Это что касается обычных людей. За гиков я говорить не буду. Недооценённая, надо подумать… «В некотором царстве», наверное, все проходят мимо из-за невыразительного арта, разговорного типа, но она просто бомба, в компании зашла и стала главной пати-игрой прошлого лета. Ещё недооценённая игра — «Голливуд» от Пегасова, отличная игра. Нам с женой очень нравится. А сам Пегасов, насколько я помню, сказал, что она самая провальная в его жизни.

 

 

— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?

 

— В основном это касается допов. Хочу, чтобы не затягивали с дополнениями на русском к «Фоллауту», «Ребеллиону», карточному «Аркхэму», да и больше вообще допов к вышедшим играм. Ну а так жду апрель, чтобы получить коробочку Root :)) Ещё жду игры по таким компьютерным вселенным, как Gothic и «Аллоды». Верю, что когда-нибудь они появятся и они будут классные.

 

— Назови лучшую для тебя игру 2018 года и почему она заняла это место.

 

— Эх, провокационные вопросы до выхода моего новогоднего ТОПа :)) Но, я думаю, что мои читатели и так уже поняли, какую игру я назову игрой года, поэтому раскрою карты — лучшая игра этого года для меня карточный «Ужас Аркхэма». Да, вышел он не в этом году, но локализация-то этого года, и я повторюсь — город у нас небольшой, в основном локализации только и продают.

 

— А какие игры ещё войдут в топ-3 этого года для тебя? И назови свой топ-3 всех времен на данный момент.

 

— «Ужас Аркхэма» карточный, Codex и третья игра...наверное, «Братья по оружию». Вообще я бы авторам «Братьев по оружию» дал Нобелевскую премию мира или что-нибудь такое. Это же шедевр! Это настолько антимилитаристская игра, которая показывает, что война — это очень плохо. Что в войне нет ничего хорошего, ничего героического, только Рождество иногда случается. И этот слоган: «Что крепче, дружба или война?» Гениально на мой взгляд. И ведь причём в игре нет самих боевых действий, не показаны ужасы войны, как, например, в TWOM, в неё можно и с детьми сыграть, и, по мне, так и нужно с детьми играть.

 

Топ-3 всех времен и народов будет схожим — Race for the Galaxy, карточный «Аркхэм» и Codex. До них были обычный «Аркхэм» и «Замес».

 

— Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее после этого выбирать игры для покупки?

 

— Чаще всего покупаю в магазине, от которого провожу игротеки. Когда «Юлмарт» функционировал стабильно, часто покупал в нём. Иногда выдаётся выбраться в Питер, тогда совершаю рейд по «ГаГа»—«МХ»—«Игровед». Ну, а так ещё, конечно, CG и «Лавка». Количество игр, пожалуй, не изменилось, а вот тщательность возросла.

 

— Сейчас, когда игры стали дороже, возникла система обмена играми — «Маттрейд». Как ты к этому мероприятию относишься и участвовал ли сам? Какие видишь способы улучшить «Маттрейд» и избежать ситуаций с участниками, которые не выполняют свои обязательства?

 

— Всё хочу поучаствовать, но мне мешает моя мнительность. Боюсь, что укажу сведения об игре необъективно, а потом придётся штрафы платить и всё такое. Ваня Лашин, конечно, мне сказал, что таких случаев за все маттрейды можно по пальцам пересчитать, но страх всё равно остался. Но так как вторичный рынок настолок у нас в городе не развит, а игр на продажу всё копится и копится, то в следующий раз я постараюсь поучаствовать. Тогда уже и расскажу о мнениях и способах улучшения.

 

— Что для тебя процесс продажи старых игр и покупки новых? Всегда ли расстаёшься только с тем, что не понравилось, или иногда приходится избавляться от того, что нравится, но играть не с кем? Какие эмоции вызывает покупка новых игр? Насколько тщательно ты подходишь к этому вопросу?

 

— Да, иногда продаю и то, во что долго не играем. Так, например, я продал замечательные «Древний мир» Лауката, «Агриколу», «Сквозь века», Memoir ’44. С одной стороны, жалко расставаться с такими играми, всегда какая-то часть меня шепчет: «Ну подожди, настанет время, и эти игры дождутся своего часа, как дождалась RftG!» Но, с другой стороны, игры существуют, чтобы в них играли, а не чтобы они собирали пыль. Расставание — это маленькая смерть, знаете такое? :) Ну а покупка — это всегда радость, праздник. Всегда балую себя после чего-то очень важного. ГОСы сдал в универе — подарочек, защитил диссертацию — подарочек. Вот к выбору, что купить, отношусь серьёзно — пролистываю «Тесеру», BGG, ютуб. Правда, иногда покупаю и совершенно наобум. Интересно же иногда и совершенно что-то новое для себя открыть. Правда, такие эксперименты я делаю с играми, которые стоят не дороже 1 000 рублей.

 

— Если бы была возможность заново прожить настольную жизнь, были бы знакомые тебе игры, в которые ты ни в коем случае не стал бы играть, или моменты, которых бы обязательно избежал?

 

— О да, я бы отправил себе в прошлое список, что ни в коем случае не покупать, а что лучше прикупить вместо того. Но в любом случае я бы хотел избежать ККИ. Сначала я наркоманил в «Берсерк. Герои», потом продал все карты и, после года затишья, купил себе «Дестини». Наивный, я думал, что обойдусь без бустеров, но я врал себе. Причём, как оказалось, база «Берсерка» была более реиграбельна, чем «Дестини», да и стартеры стоили дешевле, и бустеры тоже. В общем, ККИ — это самая большая моя ошибка.

 

 

— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?

 

— Как я уже говорил, городок у нас небольшой, и чаще я покупаю локализации. Поэтому, может, я не так избалован в качестве компонентов. Лён на картах — это, конечно, здорово, но и просто плотные карты радуют глаз, всё равно сядут в протекторы. Жёваный жетон? Не беда! А вот смещение печати иногда бывает фатально, особенно на играх с тайными ролями. Хорошо ещё, что наши локализаторы хорошо идут на контакт и быстро заменяют порченные компоненты. Про то, что я хотел бы увидеть локализованным — хочу перелокализацию «Нейрошимы», а то «Магеллан» выпустил базу — и всё, а я хочу увидеть допы на русском, не столько из-за русских правил, сколько из-за цены и доступности. Всё-таки по 1 200 отдавать за армию — это многовато.

 

— Составь, пожалуйста, два топа: в первом пусть будут наши издательства по количеству купленных игр их производства, а во втором издательства по интересности выпускаемых проектов для тебя, соотношению цена/качество и клиентоориентированности в совокупности.

 

— Так, ну первый топ: «Мир хобби», «ГаГа», «Звезда», Crowd Games, «Стиль жизни», «Лавка игр», и далее на одном месте «Космодром», «Магеллан», «Геменот».

 

Второй топ: на первом месте всё-таки МХ, но только по интересности проектов, потому что цена\качество у них хромает, на втором «Крауд Геймс», у них меньше интересных проектов, ну, может, лишь по той причине, что их не так много и выходит, но цена/качество отличные, потом «ГаГа» — цена/качество между CG и МХ, а вот проекты… то «почему никто до них не локализовал этот шедевр?», то «в каком бреду им пришла идея локализовать ЭТО?», потом «Лавка» (если бы проекты от неё не шли бы та-а-ак долго; про то, что я поддержал локализацию The Grizzled в марте, я даже забыл, когда мне пришло письмо, что «Братьев по оружию» мне отправили), потом «Звезда», от которой тоже сейчас мало проектов выходит, но они продолжают линейку нежно любимых мною «Поселенцев», ну и потом все остальные.

 

 

— Как тебе кажется, смогло бы издание дополнений/паков существенно повлиять на популярность у нас ЖКИ?

 

— Конечно. Ведь ЖКИ на то и «живая», что должна развиваться. Если игра мёртвая, то даже смысла её покупать особого нет. Поэтому я молюсь на МХ, что они не перестанут выпускать локализованные делюксы и паки к карточному «Аркхэму».

 

— Назови три самых успешных/хороших отечественных игры, на твой взгляд.

 

— Ммм… «Бронза» — она для меня самая лучшая отечественная игра, автор молодец, МХ молодцы и просто всё шикарно. «Стальная арена» — тоже всё шикарно, но мы в неё меньше играем, может, поэтому она не на первом месте для меня. А вот с третьим местом проблемы, наверное, я назову «Гильдии Лаара» Юрия Журавлёва. Хороший умный филлер.

 

— Мне кажется, что в этом году несомненно самое значимое событие в нашем настольном сообществе — локализация «Глумхевена». Насколько ты согласен с этой точкой зрения? Что эта локализация значит для тебя лично? Принял ли ты участие в кампании по сбору средств на игру? Да/нет и что повлияло на это решение?

 

— «Глум» — это 10 кг счастья пылесборника. Да, конечно, как настольная игра, он выглядит замечательно — огромная кампания, легаси-элементы, продуманная ролевая и боевая система, о чём ещё только можно мечтать?! Но 10 тысяч в рознице — и ты получаешь игру, на которую не найдёшь компании, чтобы проходить кампанию, если, конечно, ты не снимаешь квартиру с тремя своим лучшими друзьями-настольщиками без личной жизни. Мы продали «Дисент» по причине того, что это сессионность, мы собирали друзей каждые выходные в течение месяца, прошли «Дисент» до конца первого акта, а потом компания развалилась. Сейчас мы не можем найти постоянную компанию для прохождения «Серпа. Восхождение Фенриса», а это всего 8 сценариев. Нет, я не вкладывался в «Глум». Но, да, я в него сыграл бы, если бы кто-то из моих знакомых его купил.

 

— Насколько ты согласен с мыслью, что нынешний момент можно назвать «золотым веком» настольных игр у нас, когда локализуется большинство современных мировых хитов и игр, прошедших проверку временем, да и отечественные разработки сделали качественный шаг вперёд?

 

— Если смотреть со стороны выпускаемых настолок, то возможно… Но я, как человек, проводящий игротеки, смотрю с точки зрения развития сообщества, и оно у нас ещё находится в зачаточном состоянии. Взрослые дяди и тёти за «детским баловством» всё ещё обществу кажутся странными. На игротеки приходят в основном одни и те же люди. Большинство считают, что настолки — это «Монополия» и «Мафия», а бо́льшая часть сообщества играет только в патигеймы. Мы пока только пытаемся войти в «золотой век».

 

— Какие шаги помогут быстрее сформировать настольное сообщество? Или ты полностью за эволюционный путь?

 

— Наверное, как я уже писал ранее насчет Петрозаводского комьюнити — больше движухи, поменьше «Монополий» на прилавках, чтобы искоренить мнение, что «настольные игры — это «Монополия». Ну или пусть Илья Мурсеев идёт в президенты и примет закон «Настолка в каждый дом» xD  Шучу, я за эволюционный путь :)

 

— А если немного развить шутку, то кого из деятелей настольного движения ты бы больше всего хотел видеть президентом?

 

— Сложный вопрос. Я стараюсь не смешивать хобби и реальную жизнь. В этом есть и свои плюсы. Вот сейчас многие высказываются против локализации Crowd Games настолки Uboot — никто не хочет играть за гитлеровцев. А я ничего не вижу здесь плохого, это игра. Вон в тех же «Генералах» играют за Ось и ничего не говорят, или в «Секретного Гитлера». Я ничего не имею против наличия в играх каннибалов, гомосексуалистов, наркотиков и тому подобного. Это ведь не значит, что, поиграв в «такую ужасную» игру, мы станем ультраправыми или кем-то похуже. Надо проще относиться к этому. Поэтому давай так и останется Мурсеев-президент.

 

— В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?

 

— Ой, нет, пусть настолки остаются моим хобби. У меня и так работа мечты.

 

— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?

 

— Регулярно «Тесеру». Также люблю блоги Зордока, desert_witch, kenny_smarts («Поиграники»), Тапилина, раньше читал «Недомино». Ну и, конечно, видеоблогеры — Зуйков, Фил и Ден с «Твоим игровым», Илья Мурсеев с OMGames.

 

— Смотришь ли ты ещё какие-то видеоматериалы по настольным играм? И какую пользу ты извлекаешь из просмотра видеоконтента?

 

— Честно говоря, кроме названных уже мной каналов, я ничего не смотрю на постоянной основе, могу посмотреть какие-нибудь случайные видео при поиске обзоров на ту или иную игру, но это редкость. Видео помогают мне с выбором игр, а контент OMGames ещё и по фану.

 

— Играешь ли в виртуальные варианты настольных игр на компьютере/телефоне и как вообще относишься к этому сегменту нашего хобби?

 

— Играю очень редко и отношусь скорее негативно. Для меня очень важны тактильные ощущения, запах свежего картона, живое общение. Помнится, пробовал играть на BGA, играли там с женой в основном только в «Саботёра», так как вживую сложно набрать большую компанию. Ещё «Тейблтоп» в стиме, но там вообще не зашло. На ноуте установлена RftG, иногда играю против ИИ, но не то всё-таки. Никогда не променяю картон на цифру. Также скептически я смотрю на настолки, использующие приложения на гаджеты, кажутся они мне просто кучкой картона, без телефона не работающей.

 

— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?

 

— Либо узнать новости из мира настолок, либо узнать про какую-то игру конкретно в карточке игры, либо задать вопрос в комментариях.

 

— Твоё мнение о «Тесере»?

 

— Для меня «Тесера» была отличной находкой на просторах интернета, которая позволила более тщательно выбирать игры к покупке, сделать первые шаги к систематизации коллекции, вишлиста.

 

— Как ты считаешь, с чем связано ощутимое уменьшение количества интересных статей и дневников на «Тесере»? Что можно сделать чтобы улучшить ситуацию?

 

— Может, люди стали более занятыми, нет времени написать, у всех же свои заботы. Многие обзавелись семьями, детьми, там даже просто собраться поиграть уже времени нет. Некоторые, как я, мнительные и боятся нарваться на критику «тру»-гиков и троллей.

 

— Нет ли у тебя мыслей опубликовать на «Тесере» какую-нибудь заметку? Например, продублировать свои итоги года здесь?

 

— Когда я был молод и неопытен, я опубликовал свои итоги года — и их загнобили все кому не лень, и из-за своей мнительности я их удалил. В основном люди хотят видеть в ТОП игр года игры, которые вышли (причём желательно вышли в оригинале, а не локализации) именно в этом году, а в мой топ входят игры, которые я купил в этом году, и там не обязательно игры-новинки этого года. Сейчас я стал более безразличен к троллям, поэтому почему бы и нет?!

 

— Ловлю на слове. Я с любопытством прочитаю и гарантирую, что от меня не будет ни единого критического слова. ;)

 

— Конструктивная критика бывает полезна, надо постоянно повышать качество. Тем более там не только мой топ будет, с прошлого года мы с женой вдвоём пишем по топу, а потом сравниваем, какие игры у нас совпали. В прошлом году из 15 номинаций у нас совпало лучшее дополнение («Замимимес»), лучшая карточная игра («Аббатство», оно же Biblios), лучший кооп («Магомаркет»). 

 

А у номинации «Игра года» есть проклятие — в мою игру года мы потом просто перестаём играть. В прошлом году у меня игрой года была «Во славу Одина», в этом году мы только раз в неё сыграли. В позапрошлом году — Race for the Galaxy (на минуточку, игра, которую я считаю лучшей в мире), и за эти два года мы сыграли в неё всего 4 раза. В 2015 году игрой года стали «Поселенцы» (которые Тшевичека), и за 2016–17 годы только 2 партии. А вот в прошлом году у Оли (жена) игрой года стал «Серп», так вот, пожалуйста, в этом году 12 партий.

 

— На твой взгляд, тролли на «Тесере» — это обуза, от которой надо стараться избавиться, или фишка, придающая определённый шарм? Кто, на твой взгляд, за время пребывания на «Тесере» заслуживает звание «Тролль №1»?

 

— Нет, всё вполне современное. А как каждое современное, оно не может обойтись без указанных мной выше элементов. И избавиться от них никак нельзя, массовые репрессии не наш вариант, тролли и недовольные всегда будут. Да и к тому же все троллят время от времени. Просто надо легче к этому относиться (я, правда, так не могу).

 

— Есть ли пользователь «Тесеры», с кем бы ты обязательно хотел прочитать интервью в этой рубрике, и какой вопрос ты бы ему задал?

 

— Да, есть такой — это ведущий канала «ИГРОПОЛКа» под ником SilentDevil. У него, кстати, тоже через несколько месяцев должен быть «юбилей». Насчёт вопроса не знаю, но хотел бы его поблагодарить за то, что он делает. Обзорщиков детского сегмента настольных игр очень мало на русском языке, а хороших и подавно.  

 

— А чем тебе интересен именно сегмент детских игр?

 

— У меня пятеро племянников, и если старшим 10–12 лет и с ними мы и в «Андор», и в Star Realms играем, то с младшими, которым 5, я ни во что не играю, а ещё одному 1,5, скоро можно было бы приучать к играм. Да и сами мы с женой планируем своих детей через годик уже завести, поэтому потихоньку присматриваюсь к играм 3+. Не сразу же его за «Серп» или «Ребеллион» сажать :))

 

 

— Есть ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби, помимо настольных игр? Любимые книги / фильмы / музыка / компьютерные игры?

 

— Раньше писал фантастику, но потом разочаровался во всём и удалил. А так, я отношусь к такому невысокому проценту людей, которые работают тем, кем мечтали работать в детстве, и им это нравится. Поэтому работа — вот моё увлечение. Из книг люблю Лавкрафта, Стругацких, Хаксли, Брэдбери. Из фильмов — советские комедии.

 

Компьютерные игры — серия Fallout, Gothic, TES, «Аллоды».

 

— Уже совсем скоро Новый год, и я предлагаю озвучить новогоднее настольно-застольное пожелание всем Тесеровцам.

 

— Я не мастак говорить поздравления. Пожелаю крепкий стол, достойных противников, запоминающихся партий и чтобы всегда под любую игру набиралось нужное количество человек. С наступающим Новым годом!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
slflycat написал полгода назад: # скрыть ответы

В Терра Мистику с женой, у которой из любимых Каркасоны и Затярянные города?! Да Вы, батенька, настольный садист :)

EdrenLimon написал полгода назад: # скрыть ответы

Она еще Серп обожает и постоянно делает меня в нём. Вот недавно завершили кампанию Восхождение Фенриса на 4 игрока. Сделала нас в 7 партиях из 8, причем почти во всех шансов просто не было. А Терра Мистика ей не нравится, потому что там убивать нльзя

slflycat написал полгода назад: # скрыть ответы

Ну по сравнению с Террой все остальное перечисленное, даже Серп, все-таки легкие филлеры %)

EdrenLimon написал полгода назад: # скрыть ответы

Да ну... Как то Вы ее слишком "утяжеляете". Да, может оно и потяжелее всяких Пуэрто-Рико, Одина и Брюгге. Но не настолько. Вообще я считаю, что у меня в коллекции нет таких уж тяжелых игр. Большой порог вхождения только если RftG имеет, ибо надо знать карты все, чтобы представлять что тебе нужно + инфографика. И всё... Был еще TtA, но я его продал, и даже не из-за порога, а из-за долгой длительности. Вот в Race жена любит играть (хотя изначально нет, а потом распробовала).

slflycat написал полгода назад: #

Ну, не знаю. Пуэрто-Рико, RftG у меня вообще не вызвали никаких проблем, а вот Терру пару раз пробовал, но так и не смог осилить

slflycat написал полгода назад: # скрыть ответы

Ну, не знаю. Пуэрто-Рико, RftG у меня вообще не вызвали никаких проблем, а вот Терру пару раз пробовал, но так и не смог осилить

EdrenLimon написал полмесяца назад: # скрыть ответы

По итогам прошедшего полугода - за Терру жена так и не села, зато в Проект Гайя меня уделывает на раз два. Почему не хочет играть в одно, но спокойной играет в более сложную версию, она объяснить не может

Lepsky написал полмесяца назад: #

Как и я - ненавижу Терру и обожаю Гаю, сам не могу понять почему, обычно сеттинг для сильно вторичен ... :)

EdrenLimon написал полмесяца назад: #

И я купил себе Глум xD Понял,что незачем собирать на него компанию, когда и с женой можно спокойной рубиться и рубимся))

petrovalbo написал полгода назад: # скрыть ответы

Я сам написал Златосвету (автор игры) с предложением написать обзор, если он пришлёт мне игру.
Я понимал, что игра так себе, мне этот обзор нужен был для раскрутки блога, чтобы мне слали на обзоры игры получше.
Я сказал, что пусть выбирает: либо возвращение игры, либо удаление обзора.


Вся суть блоггинга настольных игр. А был бы Хобби геймз также поступили бы?

EdrenLimon написал полгода назад: #

Общался на эту тему с другими блогерами, они говорили, что издательства реагируют адекватно. Игра приравнивается к оплате за обзор, причем если хотят, чтобы игру хвалили, то есть обзор был рекламным, тогда платят.
Я в обзоре не ругал Славянику, хотя там было за что, я выделил минусы игры в балансе и оформлении.
Замечу, что когда я написал ругательный обзор на игру Биатлон (тогда я ее купил), то автор написал мне сам, предложил вернуть деньги и попросил помочь в доработке игры. Вот так выглядят адекватные авторы.
И да, отвечу на Ваш вопрос, если бы это был МХ, я бы написал также, если бы они потребовали от меня и удалить обзор и вернуть им игру.

w_holeman написал полгода назад: # скрыть ответы

Очень хорошее интервью. Спасибо!

Journeyman написал полгода назад: #

Спасибо, стараемся!

EdrenLimon написал полгода назад: #

благодарю)

Batareziz написал полгода назад: # скрыть ответы

Еще одно хорошее интервью! Спасибо Limon'у и Journeyman'у. Жду новых выпусков.

Journeyman написал полгода назад: # скрыть ответы

Не какому-то там Limon'у а EdrenLimon'у ;)
Вам спасибо что читаете.

Batareziz написал полгода назад: # скрыть ответы

Прошу прощения, упустил :)

EdrenLimon написал полгода назад: #

Да, можно и просто Лимону) Спасибо, приятно) Жаль фоток получилось мало накопать.