-AdRiver-
Galahed написал полторы минуты назад к мысли на тему Три минуты о геймдизайне - часть 1: # На мой взгляд, слишком далеко копаете Большинство настолок это именно ...
Eugene_Russo написал 9 минут назад к игре Magic: The Gathering: # Говорят, что не может быть настольщик ккишником, но такие люди просто ...
Ifikl написал 20 минут назад к игре Magic: The Gathering: # У ккишников свои форумы. Магия не мертва, даже в моем городе комьюнити...
Majo написала 23 минуты назад к мысли на тему Три минуты о геймдизайне - часть 1: # Ну... Еще я написала "статью ВК" у себя на странице и репостнула в гру...
Eugene_Russo написал 24 минуты назад к игре Magic: The Gathering: # Привет тебе, запоздалый путник! Теперь нас двое... И всё такая же тиши...
«Лавка игр» локализует «Decrypto»
Ещё один «Codenames»?!
С миру по нитке [21.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» сдала в ...
Обзорная башня [21.05.2018]
В этом выпуске: обзор 3-го издания игры «Ярость Дракулы», обзор варгейма с миниа...
«Киклады». Предзаказ на CG
На этот раз CG предлагает вам погрузиться в золотой век Древней Греции.
С миру по нитке [18.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки интернет-...

Journeyman

1000 дней на «Тесере»: Taran

16 сентября 2014

Информация

добавить
персоны Александр Тараненко
проекты 1000 дней на «Тесере»
Дата: 16 сентября 2014
Оценка пользователей
8.6959
-

Сегодня у нас в гостях Taran, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте! 

 

 

Александр, привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.

 

Меня зовут Александр. Я из Киева. Настолками увлекаюсь последние шесть лет. Раньше вёл более активную онлайн-деятельность, занимался собственным блогом о настолках boardgamer.com.ua, принимал участие во всех настольных интернет-баталиях. Последние года полтора забросил это дело, более того, блог даже перестал существовать. Меня перестал устраивать мой старый хостер, а искать нового было лень. Но архив сайта у меня хранится, и сейчас я планирую перезапустить его на какой-то готовой платформе, типа «Блогспота» или «Вордпресса». Думаю над форматом — как сделать это ненапряжно и интересно, так как мне никогда не нравилось писать обзоры игр.

 

Когда ты познакомился с настольными играми? Какие были периоды увлечения? Как долго длится современный период и какие настолки стали в нём первыми?

 

В дошкольном возрасте у меня было с пару десятков очень простых настольных игр, какие-то гоночки кинь-двинь и т.д., точно уже не помню. Во время учёбы в начальной школе возник бум на клоны «Монополии». В продаже появился «Менеджер», и почти сразу за ним «НЭП», который мне и купили. Сейчас он вполне сошёл бы за делюксовое издание, так великолепно он был сделан. Примерно в этот же период я увлёкся созданием своих собственных подобных клонов. Потом мне подарили «Империю», в которой кроме внешнего кольца был ещё и внутренний круг, а покупать надо было планеты, названные именами писателей-фантастов. За «Империей» последовала настольная игра «Гласность». На следующие десять лет я забыл о настольных играх. В нулевых мне попалась на глаза заметка о компьютерной версии настольной игры «Колонизаторы». Эта статья резанула мне глаза и залегла глубоко в памяти. И вот спустя почти десять лет, в 2008 году, я встречаю локализацию «Колонизаторов» из той самой статьи. Так что современный период длится 6 лет, а начался он с «Колонизаторов» и «Коровы 006». За ними последовали «Турн и Таксис», «Каркассон», «Викинги», «Цитадели», «Зельеварение», и понеслось.

 

 

Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?

 

Дело в том, что в последние годы моё увлечение настольными играми ослабло. Я связываю это с тем, что я пошёл работать с настолками и, приходя домой с работы, я просто не хотел уже их видеть. После того, как я ушёл из этой сферы зимой 2013/2014, во мне снова проснулась тяга к играм, и начался новый активный игровой период. За 2014 год я сыграл больше партий, чем за последние несколько лет вместе взятых. Играю дома, либо у себя, либо у кого-то из друзей. Также играю в поездках — в поезде и т.д. По клубам и игротекам не хожу, так как в клубах чаще всего платное посещение, а я не хочу платить деньги за возможность поиграть в настольную игру. На бесплатных игротеках же обычно играют во что-то совсем простое, либо в игры для компаний, что мне так же не интересно. Плюс, мне сложно сосредоточиться на игре, когда вокруг шумно и много людей. Поэтому я всегда с удивлением смотрел на играющих людей на выставке в Эссене, когда вокруг тебя роятся тысячи и стоит невообразимый гул.

 

Ты работал в киевской «Мосигре». Что входило в твои обязанности? Нравилась ли тебе твоя работа? Если не секрет, то с чем связан уход из «Мосигры»? Как ты оцениваешь деятельность «Мосигры» на настольном рынке? Насколько на твой взгляд поспособствовало развитию настольного движения открытие филиалов «Мира хобби» и «Мосигры»?

 

Так как коллектив киевского филиала небольшой, то приходилось выполнять сразу по несколько функций, и в офисе, и в самом магазине. Начиная от оформления торговой точки, выкладки, общения с покупателями, приёма онлайн-заказов и заканчивая работой с поставщиками, оптовиками, приёмом и отгрузкой товара. Иногда надо было быть готовым выйти в магазин, заменить заболевшего продавца и т.д.

 

Скажу так, я пошёл работать, скорее, из-за любви к играм, нежели потому что у меня была профильная специальность и подготовка. Это и послужило уходом. Я стал ближе к играм, понял, как работает этот рынок, но особого удовольствия сам рабочий процесс не приносил.

 

Я считаю, что двигателем индустрии настольных игр и их популяризации на постсоветском пространстве является именно «Мосигра», а не кто-либо другой. Потому что «Мосигра» сделала это хобби массовым, максимально доступным для простых людей. Все разговоры интернет-троллей касательно того, что «Мосигра» — это попса, что мало локализаций их любимого хардкора и т.д., всё это не иначе как нытьё людей, абсолютно не понимающих, что происходит на рынке и как он работает.

 

Открытие филиалов, скорее, повлияло на популяризацию настольных игр среди населения вообще, чем на развитие настольного движения. Читателям «Тесеры» в это, наверное, трудно поверить, но до сих пор добрая половина покупателей впервые видит игры в глаза и знает только о существовании таких игр, как «Лото» и «Монополия». Для них «Манчкин», «Шакал» или «Колонизаторы» — это что-то абсолютно непонятное и неподъёмное. И так будет ещё много-много лет. Работая в этой индустрии, начинаешь понимать, что таких людей подавляющее большинство, и начинаешь совсем по-другому относиться ко всему этому.

 

Как сейчас на твой взгляд обстоят дела с настольными играми в Киеве? Ощущается ли приток новых игроков или число практически не меняется? Насколько тебе самому удаётся привлекать кого-то к своему хобби? Какие игры ты для этого используешь?

 

Несколько последних лет в Киеве ситуация особо не поменялась. На рынке есть несколько крупных продавцов, вокруг которых и происходит всё движение. Эти магазины являются основой рынка, а параллельно постоянно открываются интернет-магазины однодневки, которые не выдерживают конкуренции и закрываются через несколько месяцев. Особого роста нет. Простые настольные игры начали появляться в большом количестве во всевозможных антикафе и коворкингах, насколько я знаю, в России этот бум прошёл несколько лет назад. В городе существуют несколько маленьких постоянных клубов с платным посещением. Думаю, что у каждого из них есть по несколько десятков постоянных посетителей, приток новых игроков слабый. Также есть несколько клубов любителей «Вахи» и ККИ, но об этих клубах я почти ничего не знаю. В общем, какого-то активного роста или всплеска сейчас не наблюдается. Ну и сильное падение курса гривны не способствует развитию этого рынка, игры сильно подорожали сейчас. Для новичков есть неплохой выбор, а для искушённых игроков, которых в городе по пальцам пересчитать, остаётся только покупка в зарубежных магазинах.

 

За этот год «подсадил» на игры пару десятков человек. Для вовлечения беру что-то простое и яркое, «Колонизаторы», Stone Age, «Имаджинариум», «Бэнг!», простые карточные игры типа «Уно», No Thanks, пати-геймы.

 

Как изменились твои игровые вкусы за годы увлечения? Какие жанры ты сейчас предпочитаешь? Есть ли любимая тематика? На какие моменты больше всего обращаешь внимания при выборе новой игры? Какова сейчас пятёрка самых играемых/любимых игр?

 

В данный момент происходит переосмысление хобби в целом. Если раньше мне больше нравилось околоигровое «движение» и коллекционирование, то сейчас я сконцентрировался больше непосредственно на игре. По жанрам всё стабильно — я не люблю фэнтези (исключение — Толкин), люблю фантастику, реализм, военную тематику. Так как у меня появился постоянный игровой партнёр (как звучит, а?:)) то при выборе для меня очень важно, чтобы игра хорошо игралась вдвоём, и это главный критерий. За ним идёт реиграбельность. Потом оформление. И сеттинг в последнюю очередь. Хотя, бывают исключения: могу купить игру, которую оформлял любимый художник, и никогда в неё не сыграть. Также обращаю внимание на компактность, потому что часто играю где-то на выезде.

 

Так как сейчас пропускаю через себя много игр, пятёрку любимых не назову. На вершине пьедестала у меня находится Space Hulk, хотя давно в него не играл. Самой часто играемой и любимой на сегодняшний день является Race for the Galaxy. Освоил её полгода назад и пока не вижу игры, которая бы приблизилась хоть немного к ней по сложности/интересу/реиграбельности. Играем по три партии за присест. И это пока только в базу, а ещё все дополнения впереди. Очень хорошо пошла Quarriors, подумываю о покупке дополнений. Лучший гейтвей всех времён — «Колонизаторы», с удовольствием играю в них с новичками, но стараюсь делать это не слишком часто — быстро надоедают, после одной-двух партий не могу их видеть несколько месяцев. :) В дороге отлично идёт Hive.

 

Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?

 

Последние полтора года забил на это дело. Иногда заскакиваю на «Тесеру» и BGG. Регулярно сейчас не читаю ничего. Хотя в rss-подписках около шестидесяти сайтов о настольных играх, но пробегаю взглядом заголовки раз в месяц. Редко открываю какую-то статью. Если интересует русскоязычный обзор, то обычно ищу его в первую очередь в блогах Владимира (boardgameslv.wordpress.com) и Александра (boardgameby.wordpress.com). Их стиль изложения, опыт и мнение мне ближе всего. В своё время любил почитать «Блог жёлтого мипла» и критичные обзоры Зордока.

 

Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь? Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?

 

Так как у меня большое количество неигранных коробок в шкафах, сейчас занимаюсь тем, что пытаюсь переиграть во всё, что есть в коллекции, и продать то, что не понравится. Хотя понимаю, что на это может уйти год, а то и больше. Именно поэтому почти не слежу за анонсами новинок. Наверняка приобрету Imperial Settlers, так красиво и убедительно про неё уже давно рассказывает Скафандр. :) Однозначно возьму Star Wars: Imperial Assault, я большой фанат вселенной «Звёздных войн», и мне нравятся игры с этой механикой. У меня есть старенький Doom, Gears of War меня не заинтересовал, потому что я не был знаком с электронным прародителем, а Descent не привлёк из-за нелюбви к фэнтези. Поэтому Imperial Assault жду с нетерпением. Интересно поглядеть на The Battle of Five Armies. Наверняка куплю Roll for the Galaxy.

 

Есть несколько старых игр, которые очень хочу приобрести, но до которых по каким-то причинам уже много лет не доходят руки. Это Ticket to Ride для 2–3 игроков. Это Confusion: Espionage and Deception in the Cold War. Это Container, которого уже давно не найти. А ещё присматриваюсь сейчас к линейкам LCG от FFG.

 

Считаю, что локализаторы большие молодцы и делают большое дело. Не понимаю нападок касательно каких-то погрешностей и опечаток. Это обычный опыт везде в мире, и игроки по большей части относятся с пониманием и ждут публикации списка ошибок и исправлений от издателя. Даже в книгах есть норма, касающаяся количества допустимого количества опечаток в тексте, если не ошибаюсь, это 5%. Это неизбежно, и надо относится к этому с пониманием.

 

Покупаю локализации только языконезависимых игр, как это ни банально. :) Для того, чтобы избежать потом проблем с покупкой дополнений и расхождений в терминологии. По своему опыту могу сказать, что практически всегда приходится перечитывать оригинальные правила на английском, чтобы снять какие-то вопросы и недопонимания, возникшие после прочтения правил на русском языке. Поэтому мне проще иметь дело сразу с оригинальным текстом. Ну и в том случае, если мне это обойдётся дешевле, чем покупать оригинал за границей. Локализаций не жду.

 

 

Ты ездил в Эссен. Расскажи поподробнее о своих впечатлениях. Что запомнилось больше всего? Хотелось бы побывать там ещё раз?

 

Я был на выставке Spiel в Эссене два раза. Оба раза это были незабываемые впечатления. В первую очередь поражает масштаб мероприятия — 10 выставочных залов, забитых настольными играми и людьми. Сначала ты просто ходишь с открытым ртом и, как ребёнок, удивляешься увиденному. Потом понемногу приходишь в себя и начинаешь уже осознанно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Понемногу входишь в ритм мероприятия и становишься активным участником, ищешь то, что тебе интересно, делаешь покупки и т.д. Так как оба раза я был в качестве участника, то большую часть времени я был занят на нашем стенде и наблюдал происходящее как бы изнутри. Конечно, у участников есть приятные бонусы, например, увидеть все новинки ещё до открытия выставки, а что-то даже купить. Во время самой выставки удавалось выскочить на полчасика со стенда, пока за вас двоих там остаётся отдуваться твой партнер. Обычно в это время происходит обход нужных стендов, чтобы забрать свои предзаказы или просто поглазеть на что-то, порыться на барахолке. Я очень хочу попасть на «Шпиль» в Эссене снова, неважно — в качестве участника или просто туриста.

 

 

Вы с Денисом разработали «Рутению» и даже возили игру в Эссен. Потом проект был заморожен из-за безуспешных попыток найти издателя. Ведёте ли вы сейчас какую-то работу по «Рутении» или планируете к ней вернуться?

 

Так как это была первая игра, над которой мы работали, то, конечно же, мы были максималистами и хотели сделать игру своей мечты. Даже после многократного упрощения и обрезания лишнего игра осталась довольно сложной и с высоким порогом вхождения. Одним из основных замечаний Уве Эйкерта, которого мы рассматривали как потенциального издателя, было приведение игры в соответствие с современными требованиями индустрии. Одним из обязательных условий в данном случае была возможность быстрого старта, с последующим постепенным усложнением и изучением правил в процессе прохождения сценариев, например. На данный момент игра всё ещё находится в замороженном состоянии, так как процесс переработки требует больших временных и материальных затрат, к которым мы сейчас не готовы. Денис продолжает работать над несколькими томами графической новеллы и несколькими настольными играми, с другой механикой и более простыми, и всё это по вселенной «Рутении». Думаю, когда-нибудь придёт время и самой первой «Рутении».

 

 

Участвовал ли ты в разработке ещё каких-нибудь игр? Каково это — быть разработчиком? Чего не хватает нашим авторам, чтобы получались игры мирового уровня? Можешь дать несколько полезных советов разработчикам исходя из своего опыта?

 

Я немного помогал Денису Лоншакову в работе над несколькими его другими проектами. Но в какое-то серьёзное сотрудничество это так и не вылилось. Надеюсь, что мы ещё поработаем. В течение некоторого времени работал с Сергеем Голубкиным над несколькими его прототипами.

 

Разрабатывать игры очень увлекательно. Поначалу это звучит и выглядит как работа мечты. Однако есть одно очень большое «но», это очень сложно сделать действительно основной работой. Если вы хотите делать игры в своё удовольствие, уделяя этому время по вечерам после основной работы или по выходным, то работа над одним проектом может растянуться на годы и годы. Но если вы всё же сможете построить свой труд так, чтобы заниматься только разработкой игр, вам придётся расстаться с розовыми очками и избавиться от иллюзий. Необходимо будет тесно сотрудничать с издателями, возможно, быть конъюнктурщиком. Например, отдать для выпуска по требованию издателя сырую игру, которую придётся потом допиливать факами и дополнениями, вместо того, чтобы сидеть над ней столько, сколько вы сами посчитаете нужным. Быть готовым к тому, что издатель поменяет тему, сеттинг, начнёт вносить изменения в работу и т.д.

 

Разработчикам хочу посоветовать учить матчасть и много играть. Человек, который играл в десяток игр, не сможет придумать чего-то нового и интересного. Теоретически может, но вероятность приближается к нулю. Необходимо знать все игровые механики, переиграть в самых ярких представителей всех механик. Быть в курсе трендов, иметь математический склад ума. В целом работа над настольной игрой только выглядит такой простой и интересной. На деле вам придётся столкнуться со множеством рутинной работы, бесконечными тестированиями и внесениями изменений. За несколько месяцев активной работы над игрой можно попросту её возненавидеть.

 

За время работы в «Мосигре» успел насмотреться на горе-разработчиков. Такие прут показать свой проект для издания едва ли не каждый день. В 99% случаев история одинаковая. Человек «придумал» новую, уникальную, никогда ранее невиданную игру. Которая как «Монополия», но про танцы. Или это гоночки, в которых надо передвигать машины по клеточкам в соответствии с тем, что выпало на кубике. Обычно такие разработчики не дают почитать правила, объясняя это тем, что «вы можете её украсть и издать без меня». В случае, если ты скажешь такому разработчику, что это клон давно морально устаревшей игры, и он не будет никому интересен, тебя ждёт одна из двух реакций. Первая: «Вы не поняли, это не как в «Монополии», тут надо не улицы покупать, а...» Вторая: «Вы ничего не смыслите в играх, зачем я только к вам обратился». Если бы вы представляли, какое дикое количество у.г. приходится пересматривать нашим издателям, вы бы больше ни одного плохого слова в их сторону не сказали.

 

 

Последние пару лет у нас появились достаточно крупные игровые конвенты. В России «Игрокон» и «МИПЛ», на Украине — «Игросфера». Удалось ли тебе побывать на каком-то из мероприятий, и если да, то какие остались впечатления? Как ты оцениваешь подобные события?

 

На российских мероприятиях побывать не пришлось, хотя нас звали с «Рутенией» на «МИПЛ». А вот на «Игросфере» я был три раза и своими глазами наблюдал, как растёт фестиваль. Для меня подобные мероприятия — это прежде всего тусовка. Самих участников удивить чем-то трудно, потому что все и так в теме и в курсе того, что происходит. Некоторое количество людей с улицы с удовольствием смотрят, трогают, играют, покупают. Но самое интересное начинается вечером после закрытия фестиваля. Это ночные марафоны в настолки, это посиделки в барах и кафе в компании блоггеров, авторов и издателей. Это бесконечное общение на любимую всеми собравшимися тему — о настольных играх. Это возможность познакомиться в реале с теми, с кем годами ведёшь общение в Интернете. Самое главное и яркое впечатление всех «Игросфер», на которых я был — это люди и живое общение с ними.

 

 

С какой целью ты заходишь на «Тесеру»? Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе? Сейчас появилась информация, что планируется запуск «Тесеры 2.0», что бы ты обязательно хотел увидеть в новой версии? На твой взгляд, много ли способна «Тесера» дать новичку в мире настольных игр или тут не слишком дружелюбная обстановка, подходящая только для гиков?

 

На «Тесеру» захожу, чтобы узнать новости, или когда ищу обзор/информацию по заинтересовавшей меня игре.
Тесера — это больше, чем просто сайт, это место концентрации информации о настольных играх. Благодарность и уважение всем, кто работает над сайтом, в первую очередь Саше Булгакову и Тимофею Бокарёву.

 

Мне не хватает более удобного современного интерфейса. Больше информации на главной странице. Всё-таки «Тесера» держится больше на энтузиазме, хотелось бы больше профессионального материала. Работы настоящих журналистов. Возможно, эксклюзивные материалы с выставок/мероприятий со всего мира. Понятно, что это требует серьёзного бюджета и, скорее всего, всего потянет за собой увеличение количества рекламы на сайте и т.д. Короче, хочется большего качества во всём.

 

В последнее время одной из серьёзных составляющих «Тесеры» стали постоянные перепалки и ругань, что может отпугнуть людей, которые зашли сюда впервые. Я бы ввёл разделение между информационной составляющей и местом для общения, а также ожесточил бы модерацию сообщений к постам и профилям игр. Возможно, выход — это встроенный в сайт форум, где смогут вдоволь оторваться все желающие вести языковые войны.

 

Если ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?

 

Кроме игр я увлекаюсь музыкой и диджейством. Люблю читать, но затрудняюсь назвать любимые книги. Последняя прочитанная — «Грязная работа» Кристофера Мура. Сейчас взялся за новую книгу Пелевина «Любовь к трём цукербринам». Кино люблю просто хорошее, фантастику люблю. Из недавних понравившихся сериалов — Top of the Lake и True Detective. Любимых фильмов очень много, несколько навскидку: Gattaca, Eye of the Beholder, Enemy Mine, Wiker Park. В компьютерные игры не играю.

 

Напоследок какое-нибудь пожелание/обращение к тесеровцам.

 

Больше хороших и интересных игр, спортивных партнёров. Меньше сидите в Интернете, больше играйте!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
ZoRDoK написал 3 года назад: #

Пиши чаще в Твиттере по настолкам =)

Taran написал 3 года назад: #

Спасибо всем за теплые слова!

Spotty написал 3 года назад: # скрыть ответы

А-а-а-а первая фотка моя ))

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

А я завтра на почте Рутению забираю:)

Spotty написал 3 года назад: #

Ну ты жук! И ведь знаешь, что ответить нечего.

Taran написал 3 года назад: #

Точно твоя, это та где мы со Скафандром, Лоншаковым, Скорпом и Туловским, а первая вроде моя, я со штатива сам снимал. Но точно не помню уже.

blackjoker написал 3 года назад: #

Race for the Galaxy без допов это как покер на условные фишки.

snowbody написал 3 года назад: #

Челоечище! :)