![]() |
Анонсы локализаций от Gaga |
Куча анонсов от Гаги. | |
![]() |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Radlands. Культ хрома» |
![]() |
С миру по нитке (Зарубежье) [21.03.2025] |
В этом выпуске: Визуальное перевоплощение Шарлатанов Кведлинбурга. Как... | |
![]() |
Идут сборы на Pandora Celeste |
Облегченная ускоренная "Немезида" с элементами юмора. | |
![]() |
Идут сборы на Lands of Evershade |
Масштабное РПГ в коробке без ГМа. |
(Прим. ред. — Эта статья-перевод опубликована в рамках конкурса «Время ломать языковой барьер 3».)
(Прим. перев. — Wakan Tanka (великая сила) является высшим существом и создателем племени Лакота Сиу. Иногда его ещё называют Великий Дух, он похож на высших существ, найденных в мифах многих других североамериканских народов.)
Если вы наблюдали за мной в течение некоторого времени, вы заметили, что существует жанр игр, в который мне нравится играть и к которому я, как автор, часто возвращаюсь, — простые карточные игры, основанные только на блефе. Если вы играли в мой «Knock Knock!» и, возможно, в «Letters of Marque», или «Skull», или «Cockroach Poker», или даже если вы играли только в «Чушь Собачья» в детстве, вам понравится «Waka Tanka» — ещё одна игра, в которой карты играются втёмную и не всегда являются тем, что из себя представляют.
Когда я размышлял о весёлых темах для игры на блеф, меня посетила идея про жертвоприношение животного и жреца, забивающего неподходящее животное в надежде, что не только люди, но даже боги не заметят разницы. Я колебался между древнегреческими храмами и индейскими шаманами, в итоге, выбрав последних, потому что пумы, орлы и бизоны более сексуальны, чем коровы, куры и свиньи, а их изображение гораздо приятней.
![]() |
![]() |
Итак, у нас есть колдуны, которые подобно ковбоям и индейцам из комиксов, о которых я читал в юности, танцуют вокруг тотемного столба и приносят в жертву животных. Великий Дух ожидает, что койотов будут приносить в жертву перед тотемом койота, медведей перед тотемом медведя и т.д. — и не спрашивайте меня, действительно ли индейцы равнин занимались жертвоприношением животных, я не знаю и не проверял. Начиная отсюда, механика соответствует тематике: испытывающий недостаток в необходимых животных колдун может пожертвовать индюка вместо орла, сурка вместо медведя. Как только я определился с этой сюжетной линией, игра была почти готова — я лишь должен был выбрать шесть животных и разместить шесть тотемов в центре стола, немного сожалея о том, что он не один, как в моих детских комиксах.
Я также сожалею, что издатель «Waka Tanka» внёс небольшие изменения в игру, и теперь животные на самом деле не погибают. Это был безобидный юмор, и это было действительно тематически. Но «Waka Tanka» — семейная игра, и она должна быть дружелюбной к детям, так что мы не должны вредить милым диким животным. Теперь зная об этом, когда вы играете с друзьями или вы думаете, что ваши дети могут справиться с невыносимым насилием, вы можете представлять, что приносите в жертву орлов и бизонов, — это более впечатляюще, чем просто свободно сотрясать руками воздух, претендуя на вызов великого духа животного.
Во всяком случае, у игроков есть карты животных на руках, и они должны сбросить их перед соответствующими тотемами. Конечно, места сброса и карты на руках не всегда совпадают. Часто обман — единственный способ избавиться от карт, но другие колдуны будут пытаться поймать мошенника с поличным.
Несколько месяцев назад, я опубликовал в своём блоге длинную статью о «постколониальном Катане», в которой высказывал мнение о частом и карикатурном использовании культурных и исторических стереотипов в играх. Эта статья была очень обсуждаема и всё ещё, безусловно, наиболее посещаема на моем веб-сайте. Спустя несколько месяцев некоторые могут быть удивлены увидеть мою игру с неосторожным использованием стереотипов о коренных американцах и экзотически звучащим названием, не разобравшись, что оно означает на самом деле. Кажется, Wakan Tanka – это определение для более или менее уникального Великого Духа на языке лакота, и у племени лакота есть души животных, но нет тотемных столбов. В любом случае это не игра про народ, про души животных или тотемные столбы – это простая игра на блеф, использующая европейское видение индейского поселения, представленное в комиксах шестидесятых и семидесятых годов.
Контракт на издание «Waka Tanka» был подписан задолго до того, как я начал серьёзно размышлять об экзотицизме в играх и написал статью «постколониальный Катан». Если бы я разрабатывал эту игру сегодня, то, возможно, думал бы больше про тематику, но не уверен, что изменил бы её. Моя статья об ориентализме в настольных играх отмечает тенденции, старается объяснить и показать их, но никак не осуждает их. Когда спросили об этом, я ответил в комментарии, что с большой долей вероятности буду использовать все формы экзотицизма в моих игровых темах. Я даже иногда думаю, что лучше продолжать использовать такие темы, просто помня, что они означают, вместо отказа от них и потери не только частички юмора, но и наших знаний о нашем интеллектуальном наследии.
Во всяком случае, если исторический экзотицизм и ориентализм всегда начинаются с объективизации и упрощения чего-либо, то вымышленный мир, создаваемый ими, иногда становится культурным посылом, более или менее независимым от источника. В контексте «Waka Tanka» не является культурой коренных американцев, о которых я практически ничего не знаю, это индейские поселения описанные во французских и бельгийских комиксах шестидесятых и семидесятых годов, которые преподносили американских индейцев упрощённо, но очень положительно — и это также стоит обсуждать.
Безусловно, в Европе много расизма, но нет расовых предрассудков в отношении американских индейцев. Образ, который у нас есть — это карикатура, но очень хорошая и позитивная. Конечно, мы можем отшутиться и сказать, что нет ни одного коренного американца в Европе, но я думаю, что есть и не один. Большинство европейцев действительно не знает, есть ли индейцы и индейская культура, для нас американские индейцы — исторические фигуры, а не современные, следовательно, их на самом деле нельзя встретить как «иностранцев». Кроме того, во Франции и во многих частях Европы степные индейцы использовались в 18 и 19 веке как метафорическая основа истории нашего происхождения до римского завоевания. Мифическая галльская деревня из старых исторических книг и комиксов, конечно, с её вождем и друидом непосредственно скопирована из идентичной индейской деревни с её вождём и колдуном. Вот почему индейцы всегда хорошие парни, а ковбои плохие. Насмешка над индейцами чувствуется, как насмешка над нашими собственными предками, это то, что все делают, но не со зла.
![]() |
![]() |
Мой прототип назывался «Wakan Tanka». Название было изменено на «Waka Tanka», чтобы избежать путаницы с недавно опубликованной «Wakanda» Шарля Шевалье — большой тактической игры для двоих игроков. Дизайн игры выполнил мой друг Давид Кохард, с которым я не работал около десяти лет, со времён «Key Largo». Я действительно впечатлён его работой, которая действительно даёт жизнь «Waka Tanka», которая сама по себе простая и неприхотливая игра. Мне больше всего нравится магическое притяжение карт с тревожными тёмными силуэтами животных на рубашке. Милый маленький мышонок — идея Давида, чтобы заменить овощную кожуру из моего прототипа. Это на самом деле не страшно, но это самая слабая карта, которая может быть на руке, и достойный шаман не может вызвать дух маленькой мыши перед всей деревней, не потеряв лица.
«Waka Tanka»
Игра Бруно Файдутти
Дизайн: Давид Кохард
Для 3–6 игроков — 20 минут
Издательство: Sweet November (2015)