Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
Сегодня у нас в гостях Slim_Slam_Snaga, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте!
— Павел, привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.
— Медведев Павел. 36 лет, москвич. Женат, растёт дочь. В среде настольщиков известен как Slim Slam Snaga — «третий тролль Тесеры», иррегулярный автор «Настолкомании», автор пары незаконченных прототипов.
— Когда ты познакомился с настольными играми? Какие были периоды увлечения? Как долго длится современный период и какие настолки стали в нём первыми?
— Наверно, можно выделить два этапа: это детство-отрочество, которое пришлось на вторую половину 80-х, и начало 90-х (классические советские ходилки, самодельные игры и, конечно же, «Менеджер» и «Пираты» Голицына), а затем студенческие годы, когда познакомился с «Magic the Gathering» и другими ККИ. Однако и этот временной разрыв тоже был неразрывно связан с настольными играми — сочинялись безумные проекты настольного «Command & Conquer», обычная «Пьяница» дополнялась хоумрулами и становилась схватками орков, панков и космических пехотинцев.
Относительно современного периода давай прикинем. «Вархаммер»? 1996 год. «Мэджик»? 1999... Карточный «Вархаммер»? Начало нулевых. Классический «Катан» узнал приблизительно тогда же. В то же время играли с братом и сестрой в карточного «Гарри Поттера», астрелевские игры («Мумия», «Экспедиция-трофи» и т.д.). В году 2004 или 2005, на выставке немецких игрушек, удалось поиграть в «Санкт-Петербург» и «Лестницу с привидениями». Так что с настолками я уже лет 30 и пока не устал от них.
— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
— Предпочтительный вариант — это встреча с друзьями и знакомыми в одном из кафе. Игротеки и клубы, как мне кажется, это вариант для тех, кто ещё не нашёл себе единомышленников по увлечению, или тех, кто любит турниры. Добавлю, что с течением времени начинаешь собираться по поводу (у кого-то первая в России коробка «Forbidden Stars», к примеру) или регулярно встречаешься с людьми, с которыми приятно и общаться, и играть.
— Как сейчас на твой взгляд обстоят дела с настольными играми в Москве? Ощущается ли приток новых игроков или число практически не меняется? Насколько тебе самому удаётся привлекать кого-то к своему хобби? Какие игры ты для этого используешь?
— В Москве с настольными играми весьма неплохо. Регулярные игротеки, организуемые энтузиастами и отечественными компаниями («МХ», «Игровед» и иже с ними), чуть ли не ежедневные сборы в (анти-)кафе и клубах. Есть онлайн- и офлайн-магазины. Выбор и цены, конечно, не всегда радуют, но динамика однозначно положительная.
Стоит сказать, что проведение таких мероприятий как «Игрокон» здорово способствует популяризации настольных игр и притоку новых игроков всех возрастов. Когда рассказываешь иностранным знакомым, что фестиваль бесплатный, да ещё и с бесплатным транспортом от метро, всякий раз видишь удивлённые лица и фразы про широкую русскую душу. Приятно!
Если говорить обо мне, то давно решил, что насильно мил не будешь, и никого против его воли тащить в нашу «секту» не стоит. Мои друзья по школе и институту так и остались равнодушными и предпочтут иной досуг, чем настольные игры. Хотя, если собираемся, то можем с удовольствием поиграть в «MtG» и «Танчики».
— Как изменились твои игровые вкусы за годы увлечения? Какие жанры ты сейчас предпочитаешь? Есть ли любимая тематика? На какие моменты больше всего обращаешь внимания при выборе новой игры? Какова сейчас пятёрка самых играемых/любимых игр?
— Все мы вышли из гоголевской «Шинели»... Если говорить непосредственно о настольных играх (и не беря в расчёт ККИ), то всё как у всех — через первые локализации и «Катаны» с «Каркассонами» в сторону неподъёмных коробок FFG, а потом обратно. Когда только начинаешь увлекаться (неважно чем), то хочется попробовать и то, и это, а только потом уже ранжируешь и выставляешь приоритеты...
На данный момент вкус уже сформировался — евро и гибридные стратегии в духе «Старкрафта» или «Хаоса в Старом Свете». Могу для души купить что-то казуальное а-ля «CV» или разложить просто для удовольствия «Formula D». Также до сих пор интересны карточные игры разных жанров — колодостроительная «Ascension», виртуальный «Hearthstone» и ресурсонакопительные «Поселенцы». Последние, к слову, и являются той самой игрой, в которую играю последний месяц 2–3 раза в неделю. Хорошая игра, что бы кто ни говорил.
Сейчас живьём играю в основном в «Поселенцев» Тшевичека (пока минимум 100 партий не будет, не успокоюсь), эпизодически «CV» и «Rome & Carthage». На планшете — «Hearthstone», «Lords of Waterdeep», «Lines of Fire» (простенький варгейм) и «Rosenkoenig».
— Ты назвал пятёрку самых играемых сейчас игр, а можешь назвать ещё пятерку своих игр на все времена (те которые взял бы сейчас с собой на необитаемый остров)?
— Пятерка почти не изменилась: «Каркассон» (без дополнений, конечно же), «Старкрафт» и «Хаос в Старом Свете» (с дополнениями, конечно же), «Ганзу Тевтонику» и всё-таки «Imperial Settlers». Мне бы хватило до конца жизни :)
— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
— Бугагашечку (boardgamegeek.com) использую только как информативную базу. Основное чтиво — это «Тесера» (о которой ниже) и практически все русскоязычные блоги, авторы которых живут и в России, и за рубежом. Большой объём информации получаю из Twitter, в котором обитаю давно и являюсь преданным фанатом. Также очень люблю Instagram, где подписан на иностранных блогеров и простых игроков — зачастую именно там видишь новинки или истинные раритеты...
— Немногие знают, что ты являешься одним из авторов ещё старой «Настолкомании», можно сказать «первой волны». Можешь рассказать об этом: как ты туда попал, о чём писал, какие остались впечатления?
— Ха, ещё бы вспомнить!.. Итак, в 2010 году на «Настоломании» у меня ровно три статьи, две из которых посвящены «Warhammer: Invasion» и одна представлят собой обзор «Chaos in the Old World». Невелика заслуга :) Хотя да, на рубеже 2009–2010 я познакомился с отцами-основателями «Настолкомании» (Drimdrim и Kron), несколько раз собирались в библиотеке где-то в районе Коптево, пробовали всякие новинки (типа «Dungeon Lords»), потихонечку становились тру-гиками...
— Сейчас ты тоже числишься в числе авторов обновлённой «Настолкомании», но практически не пишешь, с чем это связано?
— Два фактора: я больше люблю живое общение, плюс, в моей жизни и так хватает писанины (то пять лет аспирантуры, то тонны исков, ходатайств, обращений, жалоб и пр.). Писать обзоры и статьи надо любить, а я, скорее, читатель. Пишу при наличии вдохновения и желания высказаться и быть услышанным. Мои заметки о «Поселенцах» тому подтверждение.
— На «Настолкомании» был любопытный опыт аудиообсуждений настольных игр, почему перестали делать?
— На тот момент внезапно возник тренд на запись подкастов. Генералиссимус «Настолкомании» Dr. Nik предложил записать подкаст и его инициативу все поддержали. Формат лично мне нравится, но как-то всё сошло на нет. Увы!..
— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь? Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?
— Дополнение к «Поселенцам» Тшевичека и «Forbidden Stars», остальное может заинтересовать с точки зрения развития рынка/индустрии или в плане любопытных разработок. Надо отметить, что я в принципе покупаю мало настольных игр (1–3 максимум в год) и категорически против современных тенденций, когда игра достается на 1–2 раза, а затем судорожно ищется на «кулстафах» новый очередной шедевр из топа BGG. Не моё.
Тема наших локализаций неоднозначная... С одной стороны, локализации — это просто отлично и великолепный шанс полюбить это хобби. С другой стороны, качество локализации часто бывает весьма удручающим, сроки выхода в тираж почти бесконечными (а иногда и «бесконечность не предел!»), а дополнений можно даже и не ждать. При этом я прекрасно понимаю наших издателей и их позиция абсолютно разумная и взвешенная, но как потребителю мне проще купить «оригинал».
— В этом году набирает популярность издание игр с помощью систем софинансирования, как ты к этому относишься? Поддержал ли уже какую-нибудь игру или планируешь это сделать?
— Системы софинансирования — это действительно круто, но не моё: за всё это время я поддержал только один проект и то случайно («Shipwrights of the North Sea»). Дело, наверное, просто в психологии и только.
— Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования?
— Хм, отвечу честно: всё равно! Локализации практически не покупаю, а уровня английского хватает, чтобы играть в любую настолку без каких-либо проблем.
— Играешь ли в планшетные/компьютерные версии настольных игр? Как ты к ним относишься?
— Люблю. Очень! Играю фактически с 2007 года, когда купил iPod Touch. Затем был iPad и iOs-версия «Каркассона». Сейчас немного забросил, а одно время играл нон-стоп и только рейтинговые игры. В результате вошёл в мировой топ-50.
При этом я весьма настороженно отношусь к гибридам (X-COM или «Алхимики»). В моём понимании нужно полностью переносить игру в электронный вид, а не превращать девайс (телефон, например) в один из элементов игрового процесса. Единственное исключение — это модная ныне тема с «умными часами». Благодаря своим возможностям такие устройства могут привнести нечто новое даже в такую классику как «Мафия». Было бы любопытно посмотреть на игры, где важен ваш пульс или лимит времени определяется дробью по вашему запястью.
— Последние пару лет у нас появились достаточно крупные игровые конвенты. В России — «Игрокон», «МИПЛ», на Украине — «Игросфера». Удалось ли тебе побывать на каком-то из мероприятий, и если да, то какие остались впечатления? Как ты оцениваешь подобные события?
— На «Игроконе» был и как простой смертный, и как участник-разработчик, и как член жюри. Хорошее мероприятие, которое развивается и становится лучше. На «МИПЛе» (это вроде Красноярск?) не был по весьма банальной причине — лететь не очень близко, а мероприятие проводится зимой. Спасибо, но нет.
Был в Эссене, был на «ParisEstLudique», но, увы, не был на «GenCon» и не ездил в Нюрнберг, однако обе выставки в планах и очень хочу съездить. Для меня такие выставки — это шанс посмотреть на текущие тенденции развития настольных игр и соответствующих компаний, пообщаться со знакомыми и разработчиками, в некоторых случаях прикупить что-то особо ценное. Плюс, это само по себе путешествие, а wanderlust у меня в крови :)
— На «Игроконе» ты был в жюри конкурса разработчиков настольных игр. Как ты оцениваешь текущую ситуацию в среде отечественных разработчиков? Чего больше всего не хватает отечественным разработкам, чтобы регулярно издаваться?
— Ситуация с каждым годом становится лучше. Это правда. Появляются новые авторы, появляются интересные проекты, игры отечественных авторов регулярно издаются. Да, очень редко появляются стоящие хардкорные игры, но это дело времени. Тем паче, что тот же «Кеплер» должен быть издан уже в этом году. Тенденция? Хотелось бы надеяться...
— Как ты уже упомянул, ты автор двух неизданных игр. Ведёшь ли сейчас по ним какую-то работу, есть ли какие-то перспективы издания?
— Больная тема, ну, почти. Да, в настоящее время у меня два проекта, которые должны в итоге дорасти до стадии «можно издавать». Это «Munivers de Paris» (евро с тайлами) и «Petit Sablon» (тоже евро на манипуляции с «рукой» и размещение жетонов). Обе игры тестировались, представлялись на выставках и проходили осмотр представителями издательств. Объективно говоря, игры имеют потенциал, но требуют серьёзной доработки. Есть несколько сайд-проектов, базирующихся на механиках упомянутых игр, но пока рано что-либо обсуждать.
Относительно издания как этих игр, так и настолок в целом могу сказать, что если у автора есть хорошая игра и он в состоянии её грамотно преподнести (лично или через знакомых), то можно издать игру и в России, и за рубежом. Это реально и вполне возможно.
— Ты один их членов «ГРАНИ» (Гильдии РАзработчиков Настольных Игр), с какой целью ты вступил в Гильдию, каково твоё участие в делах гильдии, что она тебе даёт как разработчику, каких результатов достигла гильдия за время своего существования?
— Буквально на днях закончился «Граникон» — конвент авторов-разработчиков, организованный как раз «Гильдией разработчиков настольных игр». Это весомое достижение и хороший знак для отечественной индустрии в целом. В настоящее время «ГРАНИ» объединяют несколько десятков авторов, регулярно проводятся конкурсы, происходит обмен опытом и тестирование разработок и т.д. Это реальная помощь отечественному автору, и это очень здорово. Вместе с тем, по моему мнению, Гильдия должна помогать авторам находить издателей, обеспечивать участие инди-авторов в различного рода фестивалях (в том числе иностранных).
— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»? Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе? Сейчас появилась информация, что планируется запуск «Тесеры 2.0», что бы ты обязательно хотел увидеть в новой версии? На твой взгляд, много ли способна «Тесера» дать новичку в мире настольных игр или тут не слишком дружелюбная обстановка, подходящая только для гиков?
— Честно? Сила привычки, не иначе. За эти 1000 дней уже привык ежедневно заходить, проверять ссылки на блоги и смотреть новые записи администрации ресурса и пользователей.
Если говорить о недостатках «Тесеры», то их два: деньги и люди, катастрофически не хватает ни первого, ни второго. При наличии этих двух факторов можно было и навести порядок в рядах не самых сознательных участников комьюнити, и генерировать регулярный поток новостей и статей («лонгридов»). На данном же этапе всё держится чуть ли не на одном человеке, который «я и лошадь, я и бык»... Отсюда проблемы с дисциплиной, застоем в развитии и так далее.
Относительно «Тесеры 2.0» я могу сказать следующее: обязательно надо отделить новости от форума (те самые комментарии). «Тесера» должна быть прежде всего информативным ресурсом, а затем уже площадкой для обсуждения и продаж «Старкрафтов» по 15 тыщ... Ещё один момент — это отношение администрации к выходкам отдельных персонажей, не хватает строгости и принципиальности. Если бы за каждый флуд и бесчинство наказывали по всей строгости военного времени, порядка и уважения к друг другу было бы больше.
Да, вот ещё момент: очень хочется iOS-клиент любимого сайта. Как мне кажется, это можно было бы сделать здесь и сейчас. Более того, сами пользователи могли бы оплатить сей труд...
— Ты один из авторов «Настольных раскопок» на «Тесере», как появилась идея этого проекта и что он даёт лично тебе?
— Я, как всегда, на подхвате. Идея принадлежит всецело Игорю и все лавры ему, я же в силу своих возможностей помогаю ему в «раскопках». Идея интересная, позволяет кинуть «один взгляд назад», посмотреть на развитие сайта, на изменения в индустрии настольных игр, поведение пользователей и т.д. Я ведь с детства мечтал о работе палеонтолога, так что люблю покопаться в «древностях».
— Если ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
— Я без хобби не могу :)
Наверно, можно меня назвать меломаном (хотя 15 000 песен в iTunes — это не так много) — люблю советский рок (в особенности Свердловский рок-клуб), пост-панк («The Cure» прежде всего), синти-поп (какой русский не любит «DM»?), новую волну и психоделик-рок, электронику типа Вангелиса и Артемьева (а также «Chemical Brothers» и «New Order») и так далее (Брайан Ферри и Моррисси, «Jamiroquai» и MC Solaar, и прочие, и прочие). Стараюсь следить за новинками и пополнять коллекцию.
В литературе вкусы давным-давно устоялись — это русская и советская классика (Чехов, Бунин, Мандельштам, Пастернак и А.Н. Толстой), отечественная фантастика и приключения (Беляев, Казанцев, Стругацкие и Шахмагонов). Из современных писателей могу отметить Иванова с его «Географом» и «Пармой».
Зарубежную можно также долго перебирать, но из классики упомяну Оруэлла и Кэролла, в части фантастики — Фрэнка Герберта, Крайтона, Лема и Кита Робертса.
О кино можем тоже долго говорить, так что топ-3 — «Зеркало для героя» Хотиненко, «Противостояние» с Басилашвили и «Мужчина и женщина» Клода Лелуша.
— Напоследок какое-нибудь пожелание/обращение к Тесеровцам.
— Что наша жизнь? Игра!