-AdRiver-
catch_22 написал 7 минут назад к игре Pendragon: The Fall of Roman Britain: # Игра пришла не мгновенно, поэтому было время разобраться с правилами -...
wergg написал 8 минут назад к игре Brass. Бирмингем: # Ну наконец то догадались. Перед выходом сальсы тоже был вброс про то, ...
Krapiva написал 9 минут назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # Да, скорее всего нужно ориентироваться на следующее: Если перед "К Ата...
Stereochild написал 10 минут назад к статье «Бегущие» — новая настольная киберпанк-игра от молодых российских разработчиков: # League of Legends звонила, просила вернуть Ургота.
Sigizmund написал 15 минут назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # По смыслу. Параметр атаки может увеличиваться, уменьшаться. Действие а...
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...
Предзаказ на дополнения к «Кромешной тьме»
Ещё 4 дополнения для поклонников игры «Кромешная тьма». 

Ksedih

Престиж в Race for the Galaxy

29 апреля 2016

Информация

добавить
игры Борьба за галактику
персоны Том Леманн
Дата: 29 апреля 2016
Оценка пользователей
9.3661
-

Как же много лет коробка с Race for the Galaxy хранится у меня дома. Она была ещё тогда, когда не существовало «Тесеры». Она пережила уже три переезда на новое место жительства, протекторы на картах сменились не один раз из-за приведения в полную негодность. Но постоянно, куда бы ни заводила её судьба, она продолжала радовать своим геймплеем.

 

Появлялись и оседали в личном топе другие настолки, к ней выходили дополнения, и вот уже в 2017-м ей стукнет 10 лет, а игра всё так же прекрасна. И, отыграв очередной пяток партий, решил наконец-таки собраться с мыслями и немного порассуждать на тему старого вопроса среди любителей коробки: «Нужен ли игре престиж»?

 

 

Фиолетовые жетоны престижа, появившиеся в RftG с выходом третьего дополнения The Brink of War (2010)? стали новой необычной фишкой, меняющей процесс партии не до неузнаваемости, но весьма ощутимо, да так, что у многих стали небезосновательно появляться опасения насчёт перекоса игрового баланса. Особенность этих фиолетовых жетонов заключается в том, что они являются и победными очками, и одновременно способом доминации в течение партии. Преимущество от превосходства в престиже очень существенно по двум причинам:

 

а) Каждый ход вы получаете дополнительный жетон победного очка, не делая ничего и опустошая тем самым пул ПО, приближая игру к завершению.

 

б) Сами фиолетовые жетоны также ценятся в одно очко, что, наряду с первым пунктом, делает их куда более выгодным приобретением относительно любых других вариантов.

 

 

Проиллюстрировать влияние новых жетонов довольно сложно, его можно ощутить лишь на собственной шкуре, отыграв хотя бы десяток партий. С третьим расширением динамика игры не изменилась, но цели и приоритеты у участников партий сместились, ой, как сильно. У некоторых игроков сразу же появилась претензия, ясная и понятная: «Как бороться с этой читерской фиолетовой дрянью»? Другие восхищались и радовались разнообразию, пришедшему в обожаемую RftG.

 

Лично я побывал как в первой категории почитателей «Галактики», так и во второй, причём менял сторону на протяжении лет не один раз. Поначалу нововведение обрадовало, потому что казалось чем-то таким же безумно классным, как плашки целей из первых двух допов, но по прошествии некоторого времени и получении опыта в обновлённую RftG встал точно такой же, как у забугорных товарищей вопрос: «Как с этим бороться»?

 

 

Фиолетовые жетоны давали, казалось бы, невидимое, но по итогам очень и очень ощутимое преимущество лидеру по престижу. Получив хотя бы один, игрок начинал фактически ни за что получать такие ценные жетончики победных очков, высасывая их из и так невеликого пула. А размер его весьма важен для стратегий, основанных на производстве-потреблении.

 

Плюс к этому, если несколько игроков являлись равными по показателю престижа и были в топе, доступные ПО начинали улетучиваться с удвоенной-утроенной скоростью. Другими словами, новая фишка подкашивала одну из двух основных стратегий игры. Это дико раздражало, так как приходилось играть как-то по-другому, не так как обычно, менялась сама суть процесса.

 

 

Но постепенно, с наигрыванием партии за партией, пришли понимание и умение бороться с механикой в новых галактических реалиях, где никто не может нормально существовать без престижа. Выработались тактики и паттерны, привязанные к приобретённой игрой логике: «Ты заработал престиж? А, на-ка, я два взял!» Слово «Race» в названии настолки в очередной раз и куда острее прежнего стало ощущаться в каждой сессии. Это бодрило и придавало дух жесточайшей соревновательности. Без третьего допа старая-добрая «Галактика» стала казаться неполноценной и незавершённой.

 

Сотня партий за сотней летели на протяжении лет, но лишь спустя шесть после выхода The Brink of War удалось окончательно определиться и убедить себя в том, что незачем сражаться с мельницами, и понять — не нужен игре этот ваш престиж. Почему? Давайте пройдёмся по пунктам.

 

 


1. Как уже сказано выше, фиолетовые жетоны подкашивают стратегию «производство-потребление» самым нехорошим способом — начинают высасывать очки из ограниченного пула быстро и рано. А ведь эта базовая стратегия — одна из основ «Галактики», которую интересно выстраивать, подыскивать нужные карты под неё и правильный момент запуска.

 

2. Игроки вынуждены гоняться за престижем с неистовым рвением, смещая внимание и акцент партии именно на его получение, и вместо того, чтобы заниматься развитием-настройкой своей карточной империи на столе, вы только и выискиваете фиолетовый цвет на картонках. Берёшь карты в руки — смотри, даёт ли какая из них престиж, вот и все дела.

 

 

3. Конечно, вы всё равно продолжаете строить карточный движок по получению ПО: по дефолту, либо войной идёте, либо потребляете, либо комбинируете. Только проблема в том, что любые задачи становятся менее приоритетными, чем факт наличия в руке карт, работающих с богомерзкими фиолетовыми жетонами. Зачастую куда выгоднее кинуть на стол что-то с престижем в левом верхнем углу, чем любую другую интересную карточку.

 

И это не шутка и не преувеличение. В ситуации, когда есть карта с престижем (и вы можете стать лидером в нём), правильным выбором всегда является её разыгрывание — ничто другое даже близко не сможет дать тех преимуществ, которые проявятся при доминации по престижу. Печаль в том, что абсолютно не важно, какие бонусы эта карта даёт, её задача лишь предоставить вам заветный жетон, на остальные функции можно забить. А уж если карта «в кассу», то тушите свет.     

 

 

4. Удача на приход фиолетовых карт чрезвычайно важна. Среди них немало очень дешёвых, выкладывающихся на стол без малейших раздумий. Они делают безотносительно что-то хорошее? Некоторые да, но часто не нужны совершенно, однако, как же — фиолетовый жетон-то при них, следовательно, их место в нашей империи.

 

Эта бессмысленность не обоснована и мотивирована лишь присутствием новой механики, которую приходится абузить из-за очень сильного эффекта (очки на халяву, без прикладывания усилий — куда уж лучше). Поэтому всё, что требуется от игрока, быть удачливее своего противника и достать побыстрее карту (-ы) с престижем, чтобы шлёпнуть её на стол.

 

Печаль в том, что минусов у таких карт попросту нет. Они не дороже, эффекты дают точно такие же, как и другие планеты/технологии, от игрока не требует ничего — просто заплати без раздумий и радуйся.

 

 

Но при всех перечисленных минусах не могу утверждать, что играть с третьим дополнением неинтересно. С ним RftG переориентируется на другую гонку — гонку за престижем. Сам получал на протяжении нескольких лет немало удовольствия от замешивания всей первой ветки игры в одну колоду.

 

Однако подспудно ощущалась инакость и неправильность процесса, словно хотел чего-то одного, а получил совсем другое. Так оно, собственно, будет и с вами, когда замешаете The Brink of War в колоду — не потеряется возможность комбинировать карты на столе и выстраивать движок по зарабатыванию ПО, но большая часть магии RftG исчезнет.

 

 

Ведь чем таким интересным обладает «Галактика» помимо оригинального выбора ролей-действий? Той самой настройкой механизма получения победных очков, которую мы так любим в подобных играх. Положить одну карту, к ней пристроить другую, которая даст скидку на третью и четвёртую, комбинирующиеся с первой и вместе выдающие ПО.

 

Одно перетекает в другое, из малого выстраивается большое, части которого лишь сообща станут работать правильно. С престижем всё это будет присыпано и почти похоронено фиолетовыми жетонами. Искомые ощущения потонут под вынужденной необходимостью откапывать в колоде картонки с престижем.

 

 

Одним словом, если вам нравится Race for the Galaxy за изящный механизм (кстати, на двоих играется за 10–15 минут), то даже не задумывайтесь о третьем допе. К приобретению обязательны лишь первые два — плашки целей очень сильно повлияли на геймплей в лучшую сторону, добавив соревновательности и борьбы, основанной на правильном планировании построения империи и умении игрока приспособиться под заданную в начале партии ситуацию. Отыграв полной первой веткой (база + 3 допа) несколько лет, сегодня безжалостно выкинул ненужные карты, оставив, правда, те, которые никак не привязаны к фиолетовым жетонам.

 

Играться стало «как в старые-добрые». Много выборов, много раздумий в начале партии, когда нужно прописать «план» действий, основываясь на шести выпавших целях. RftG снова стала борьбой за галактику, а не за престиж.

 

 

Тем же, кто никогда не пробовал Race for the Galaxy, можно, наверное, только позавидовать и пожелать в будущем познакомиться с этим карточным шедевром Тома Леманна. С давних пор мы её упорно сравниваем с New Era (здесь, на «Тесере», тоже подобные высказывания можно откопать), но игры отнюдь не похожи. NE — замечательная жёсткая кризисная мозголомка на построение карточного движка; RftG в сравнении с ней — ненапряжное построение империи, с совершенно другими механизмами, но с таким же плотным соревнованием за очки между игроками, плюс, уникальное взаимодействие на уровне «угадай/вычисли, что сыграет противник».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
boozy написал 2 года назад: # скрыть ответы

Рфтг шикарна, спору нет, но лично меня первая арка допов совсем не цепляет. Цели вносят прилично дисбаланса, фактически принуждают идти по поставленной целями дороге. И при прочих равных победит тот, кому прет именно под них. Ситуация схожа с той, что вы описали с престижем, только чуть полегче и адекватнее.
Так что мой выбор это алиен артефакты - отличный набор новых карт без всяких лишних свистелок(новых карт в сумме почти как в первых двух допах первой арки), режим орба конечно ущербный, но я и не знаю кто с ним играет вообще больше одного раза ))

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

Цели не вносят дисбаланса, они задают условия каждой отдельной партии, из-за чего и являются таким замечательным средством разнообразить и без того бесконечно вариативную игру.

Довод "кому больше повезёт" работает где угодно, но не в этом случае. Вот тот же престиж - отличный пример везения, когда от игрока не требуется умения. Вернее, оно необходимо, конечно, но это умение "бороться с механикой" (специально выделил в статье жирным шрифтом), когда игрок не применяет навыки для задействования базовых заложенных механизмов, а старается всеми средствами "ухватить удачу за хвост", выезжая на очевидно превалирующей составляющей.

Это две разных категории рандомности, разницу которых почему-то часто не улавливают.

По поводу Alien Artifacts ничего плохого сказать не могу. Не нравятся только на фоне первой арки, из-за смены привычного темпа игры. А так, хорошее новое начало. Если поиграть много, то, наверняка, окажется, что не хуже "классики".

igelkott написал 2 года назад: #

Кстати, по поводу целей я как-то вел статистику, процент игр, в которых выигрывают за счет целей невелик, что-то около 5-8%

cyril2012 написал 2 года назад: # скрыть ответы
как исправить

Алексей, какие хоумрульные варианты исправления видите?
1. Убрать престижный бонус (ПО+карта/ПО)
2. Убрать часть карт (какие убираете, если не секрет?)
3. "Отменить" престиж на "дешевых" картах типа посредника, убрав тем самым сильную везучесть, если они кому-то выпали, особенно в начале игры.
4. Увеличить пул ПО не на 5, как по правилам с престижем, а, например, на 10 (или сколько предложите) ПО, дабы он не так быстро выбирался.
5. Что-то еще
6. Некую комбинацию из 1-5

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

1. Вариант выглядит неплохо, превращая фиолетовые жетоны просто во второй тип победных очков, причём не истощающих основной пул, но оставляющих третье условие окончания партии (15 собранных штук одним игроком).

И уникальность допа не исчезнет (пусть и в изменённом виде), и останутся все интересные карты. Очень даже хороший вариант, как по мне.

2. Убираем те карты, которые хоть как-то взаимодействуют с жетонами престижа, ничего больше не давая помимо. Но при наличии первого пункта, оно не нужно, что очевидно, так как ничего кроме снижения количества карт в колоде, в сравнении с первым пунктом, не даёт.

3. Отмена сослужит плохую службу, так как дешёвые карты, конечно, плохи в этом плане, но и четвёрки с пятёрками, как показала практика, разыгрываются на ура, просто ради престижа. А снижение количества престижных карт в колоде ещё больше повысит их ценность.

4. Это не решит главную проблему - процесс и ощущения останутся такими же, ведь гонка за престижем никуда не денется. Главный косяк его в том, что он отвлекает на себя очень, очень много внимания, из-за своей повышенной ценности. Не думаю, что если увеличить пул даже на 50 очков, игроки перестанут неистово сражаться за фиолетовые жетоны, хоть и будут стараться строить только производственно-потребительные империи.

Итог: я выбираю пункт первый, как самый не корёжащий привычную установку и отставляющий в игре уникальность третьего допа. Второй (с выкидыванием карт) - что логично, - лишает нас интересных карт, не давая ничего взамен.

Monuil написал 2 года назад: # скрыть ответы

А что если по 1 варианту убрать бонус получения ПО и оставить бонус получения карты?

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

Согласен, почему нет. Очень приятный периодический бонус, не влияющий на общие ощущения от игры. Ведь вся описанная в статье загвоздка с престижем заключается именно в сильном смещении акцента и внимания игроков с "построй свою империю, увязав карты друг с другом" на "найди в колоде карты с престижем подешевле и максимально быстро" (немного утрированно, конечно).

Убрав повышенное влияние фиолетовых жетонов, мы вместо этого получаем старую игру (с прежними от неё ощущения, что главное) с новыми возможностями и картами. Все, кому хочется такого - присоединяйтесь. Ну, а кому нравится престиж, продолжают пользоваться его преимуществами - игра чуточку другая, но это всё же RftG, в отличии от Сферы пришельцев =)

igelkott написал 2 года назад: #

Сфера не понравилась?

Slider написал 2 года назад: # скрыть ответы

RftG моя любимая игра. Но полегче! Разве по правилам игрок получает 1 ПО не единоразово (являясь лидером по полученному престижу в предыдущий ход)? - Никакого постоянного "высасывания" ПО из пула не происходит.
Пойду прочитаю правила еще раз.

Slider написал 2 года назад: #

Ну да, так и есть.
При получении престижа - кладешь его на тайл лидера. В начале следующего раунда получаешь награду, если на тайле лидера у тебя хоть один престиж есть. И снимаешь все жетоны престижа в свои закрома.
Тоесть, если не получал в прошлом раунде престиж = жетонов на тайле нет = ничего не получаешь.
Таким образом, у меня для вас две новости: плохая: все эти годы вы играли неправильно, хорошая: теперь вы можете сыграть по-новому для себя и полюбить игру еще больше!))

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

Полегче, не полегче, но у меня тоже для вас новость: RftG - не ваша любимая игра, и правила вы читаете от какой-то другой настолки. :P

Slider написал 2 года назад: # скрыть ответы

За меня решаете?)
Ну ок, трактуйте правила, как хотите и не читайте форум БГГ - не запрещаю.

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

Просто к сведению - в личном настольном дневнике последняя цифра, обозначающая количество живых партий в RftG, 3741. Думаю, могу утверждать, что знаю, как правильно. =)

Slider написал 2 года назад: #

Ну, ок. Это аргумент, да)

vladimirs написал 2 года назад: # скрыть ответы

Мда, 3 тыщи партий неправильно - это был бы эпик фейл :))

Ksedih написал 2 года назад: #

Тогда бы эта статья была предсмертным посланием миру.

vpalmer написал 2 года назад: # скрыть ответы

"Просто к сведению - в личном настольном дневнике последняя цифра, обозначающая количество живых партий в RftG, 3741."
вы это несколько раз уже и в статье написали и в комментариях - прям как-будто после второго десятка кол-во сыгранных партий пропорционально прибавляет к длине.

Ksedih написал 2 года назад: #

Похвалиться захотелось просто, куда уж очевиднее, мол, смотрите какой опытный. Присуще такое людям, знаете ли. Ну, и цель у этого была вполне конкретная - намекнуть, что не на пустом месте рассуждаю.

Hoot написал 2 года назад: # скрыть ответы

Жетон ПО лидер/лидеры по престижу получают ВСЕГДА.
Если на тайле лидера в начале раунда ест ьхоть один престиж, то в дополнение к очку ПО лидер получает еще и КАРТУ.

Читайте правила целиком.

Slider написал 2 года назад: # скрыть ответы

Я об этом и говорю. Награда дается лишь, если престиж в прошлом ходу получался.
Цитату из пдф правил на телефоне набирать не буду, простите.

Hoot написал 2 года назад: # скрыть ответы

Еще раз. ПО даётся ВСЕГДА. Независимо от наличия престижа на тайле. Если Престиж есть на тайле - дополнительно еще берется КАРТА.

Hoot написал 2 года назад: # скрыть ответы

1) At the start of each round, before selecting action cards, if there is a sole Prestige
Leader with prestige on top of this tile, then that player gains 1 VP chip, draws 1
card, and removes the prestige from this tile (adding it to any other prestige the
player has).

2) If, instead, the Prestige Leader has no prestige on this tile or two or more players
are tied for the prestige lead, then each such player gains 1 VP chip.

Hoot написал 2 года назад: # скрыть ответы

А вот по этой ссылке - ответ разработчика, Тома Леманна, как это работает. Цитирую:

+ The prestige leader (including ties > 0) is rewarded with 1 VP at the start of each round.
+ If a sole prestige leader gained 1+ prestige during the previous round (while achieving and/or maintaining *sole* prestige leadership), then the prestige leader *also* draws a card at the start of the next round.

Hoot написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ссылку забыл :)

https://boardgamegeek.com/article/7021991#7021991

Hoot написал 2 года назад: # скрыть ответы

Завершая эту нелепую серию ответов самому себе (спасибо движку Тесеры), у меня для Вас новость:

Slider, Вы всё это время неправильно играли в Вашу любимую игру.

boozy написал 2 года назад: # скрыть ответы

нормальный движок, вам никто не мешал отвечать напрямую на сообщение слайдера всё это время.

Так что у меня для вас новость. Hoot, Вы всё это время неправильно писали комменты на тесерке ))

Hoot написал 2 года назад: # скрыть ответы

Сорри, не засчитано. "Спасибо движку" - за другое.

boozy написал 2 года назад: #

редактировать комменты это опция для слабых ))

Ogro написал 2 года назад: #

А за что, можно полюбопытствовать? За то что послушно опубликовал всю твою гору поспешных необдуманных сообщений?

Slider написал 2 года назад: #

Ок. Попробую поиграть и так.
Главное, что у меня никогда не было диллемы: играть с третьим допом или нет. Он мне нравился всегда ;)

Dimazgetman написал 2 года назад: #

Лидер по престижу в конце каждого раунда получает 1 ПО, а вот дополнительную карту он получает только если получал престиж в этом раунде.
Так что всё верно.

Eldring написал 2 года назад: #

Отыграл в Rftg около 1500 партий, правда 95% в дуэльном варианте. Без престижа играть сяду только что бы научить нового игрока. Даже Алиен Артифактс валяются на полке из-за того, что там нет престижа. Полюбился сразу и мнение никогда не менялось.

Dimazgetman написал 2 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за статью!
Престиж в RftG - это такая благодатная тема.
Где-то пару лет назад, помню, писал комментарий к вашей статье на Настолкомании, в котором ругался на престиж, тогда мне казалось, что он здорово сбоит классный движок игры.
Прошло время и я втянулся, мне стал нравится этот вызов с перетягиванием престижного каната. Причем я по прежнему вижу все недостатки игры с престижем, которые вы точно описали в статье, но есть одна причина по которой я никогда не буду играть без третьего дополнения и без престижных карт - это захваты.
Я обожаю захваты, которые сильно завязаны на престиж! Самые мои любимы партии, когда захваты случаются, пусть это бывает не так часто как хотелось бы, но ради них я готов и в других партиях гнаться за престижем, тем более, что уже научился получать от этого удовольствие.
Вообще, есть у меня мечта, что Леманн создаст новое "кровожадное" дополнение, с которым захваты станут появляться значительно чаще :)

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

Самое интересное во всём этом то, что почитатели игры проходят стадии "от ненависти к престижу до любви (и обратно)" по одной и той же схеме.

Собственно, вы всё хорошо расписали: поначалу матерщина в сторону фиолетовых жетонов, потом удовлетворение от совладания с механикой и одновременно лёгкая неприязнь от её наличия, из-за тех самых недостатков (ну, и как завершающая стадия - возвращение к изящности процесса без престижа, но тут у кого как сложится).

По поводу захватов согласен, очень дельная тема, малораскрытая, но эффектная (правда, причём здесь престиж?) Действительно было бы неплохо увидеть дополнение, расширяющее значимость и диапазон применения этой механики.

cyril2012 написал 2 года назад: #

точно подмечено

Dimazgetman написал 2 года назад: # скрыть ответы

Карт на захваты или уничтожение, не так уж и много, во всяком случае для меня :)
А некоторые из них завязаны на престиж (ими или оплачивается захват, или вознаграждается, или и то и другое вместе). Отказаться от престижа или выбросить эти карты, значит ещё больше урезать возможности любимых мной захватов.

Ksedih написал 2 года назад: #

cyril2012 предложил отличный вариант - оставить фиолетовые жетоны в качестве второй валюты-ПО, не получая за них бонусов в начале раунда.

При этом остаются все любимые карты и их действия. Остаётся третье условие завершения партии, а это означает, что можно поиграть на престиже (с потреблением, получением через первую фазу, или через спец-карты). Да и применение одноразовой престиж-фазы остаётся, что очень и очень приятно.

По-моему, бонусов даже от "неработающих" фиолетовых жетонов более, чем достаточно.