Готовится к выходу настольная игра «Чёрная книга» | |
Кооперативное приключение в Российской империи конца XIX века со славянской мифо... | |
С миру по нитке [09.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Куча предзаказ... | |
Предзаказ фандопов к Древнему Ужасу | |
Запустил сбор на несколько дополнений к Древнему Ужасу и сейчас о них расскажу. ... | |
Предзаказ на вторую редакцию Pathfinder | |
Вторая книга обновленной второй редакции Pathfinder. | |
Предзаказ на Worms | |
Червяки - теперь и на столе. |
игры |
Отголоски
|
персоны |
Джерри Хоторн
|
компании |
Crowd Games
Plaid Hat Games |
Дата: | 06 ноября 2023 |
Источник: | boardgamegeek.com |
8.9418 |
- |
Перевод обзора с BGG. Иллюстрации оттуда же
Действие «Отголосков» происходит в постапокалиптическом мире, где человечество почему-то вымерло. Если быть точным, то произошёл «Катаклизм» и люди исчезли: причины вы выясните (или, быть может, не выясните) в ходе кампании. Вы будете управлять одним животным из маленькой группы (две мыши, хомяк и морская свинка), которые вместе с другими организовали колонию, чтобы сообща выжить в постапокалиптических условиях. Ваша главная задача — развивать колонию и не дать ей погибнуть, для чего вы будете отправляться на миссии, чтобы, к примеру, набрать провизии, но в процессе также постараться выполнить личные цели персонажа. Игра полностью кооперативная, с открытым миром, миссиями (основными и побочными), порядок выполнения которых можно свободно выбирать. Можно играть как соло, так и группой до 4 игроков. Тут ничего не уничтожается и не меняется перманентно в ходе игры, так что реиграбельность не страдает.
Давайте начнём со слона (или мыши?) в гостиной: тут вы играете обитающими в человеческом мире грызунами — весьма необычная точка зрения (особенно если вы незнакомы с прошлыми играми того же автора).
Масштабы необычны: на исследование вам отводится не целая пустошь, как, например, в Fallout — нет, ваш крохотный мир состоит лишь из центрального квартала незнакомого города. Отправиться в стоящий далее вдоль дороги другой дом — уже большое и пугающее приключение, а ваш самый страшный враг — не великий Ктулху, но бродячая кошка. Такой нестандартный взгляд определённо по-своему привлекателен, а иллюстрации, сюжет и миссии отлично погружают в этот маленький мирок.
Хотя в «Отголосках» есть элемент няшности (из-за милых иллюстраций и комических эпизодов в сюжете), но выжить и обеспечить выживание колонии — серьёзное дело. Проблему представляет не только угроза со стороны других обитающих в этом районе животных; вам также придётся грамотно распределять доступные ресурсы и время, чтобы обитатели колонии были сыты, счастливы и не подвергались опасностям.
Часто мы ловили себя на дискуссиях, что важнее — нужды персонажей или колонии. Можем ли мы позволить себе сделать передышку и полечиться, ведь это риск для колонии? Или продолжим путь, ввяжемся в новый бой и постараемся успеть вернуться вовремя?
В других аспектах игры вы тоже почувствуете отход от привычной человеческой точки зрения. К примеру, убивать врагов необязательно. В конце концов, они тоже животные, как и вы, и просто хотят выжить. Собственно, книга приключений и не оговаривает, в самом деле ли вы убиваете противников или они в конце боя просто сбегают — как сбегают ваши персонажи, когда их сильно побьют. Есть опция превращать врагов в друзей — силой ли убеждения или взятками, побуждая присоединиться к вам. Потрясающе!
Ещё одна сильная сторона игры — все персонажи хорошо продуманы. Чтобы сложить первое впечатление о каждом, рекомендуется прочесть тизеры от Джерри (автора игры), которые он постил на форуме и на официальном сайте:
https://www.plaidhatgames.com/games/aftermath.
Хотя вы встретите привычные классы (рукопашник, танк, стрелок), но сами персонажи отюдь не стереотипны. К примеру, снайпер — это мышь-самец, а рукопашный «танк-варвар» — вооружённая столовым ножом самка морской свинки... которая мечтает завести свой сад. Здорово!
Подчёркнутые в книге приключений черты каждого персонажа, их сильные и слабые стороны формируют общую цельную картину. На протяжении игры вокруг вашего персонажа сложится немало запоминающихся и/или забавных ситуаций. (Правда, с другой стороны, проблематично превратить персонажа во что-то несоответствующее его изначальной роли и характеру.)
К примеру, вы, играя Грампл (та самая морская свинка), провалили тест на ловкость и в очередной раз завязли в ловушке для грызунов... ну, так она просто неуклюжая, верно? Или вся группа сражается, однако Рингру удаётся отбежать и наложить лапу на жетоны мусора... ну, так он жадный хомячок, да?
Игра динамичная, среднего уровня комплексности. Вы выбираете действие, играете 1 (или больше) карту из руки, бросаете 1–2 кубика, после чего наступает ход следующего игрока. Так продолжается до тех пор, пока уровень угрозы не достигнет определённого значения, и тогда наступит ход врагов. Таким образом, враги ходят не автоматом после каждого хода героев; их ходы — уровень угрозы — зависят от того, сколько вы совершаете действий, и чуть-чуть от везения. На мой взгляд, замечательное дизайнерское решение: «Отголоски» по ощущениям больше походят на разворачивающуюся историю, чем просто пошаговую игру, где неприятности (т. е. движение монстров, атака монстров, события) всегда в зафиксированном порядке. Благодаря отсутствию таких постоянных прерываний процесс игры протекает намного более гладко.
Даунтайм обычно очень мал, поскольку в свой ход можно совершить ограниченное количество действий, а выбор обычно довольно очевидный (двигаться, совершать поиск, сражаться, обмениваться). Это в плюс динамике игры и атмосфере: трудно поверить, что мелкие животные будут подолгу стоять на одном месте.
Все миссии делятся на две части:
а) дорога к цели;
б) собственно миссия.
Чтобы добраться до цели, придётся повторно посетить некоторые локации на карте (т. е. на страницах книги): чем дальше вы удаляетесь от колонии, тем больше локаций. Хотя в первых обзорах некоторые критиковали эту концепцию, как по мне, она тематична и добавляет атмосферы дальнего путешествия и опасности (читай, ставите колонию под угрозу). Путешествие по локациям, которые разыгрывается по пути к цели, обычно короткое; плюс, в процессе можно подобрать сыр или мусор, которых очень не хватает (а на более поздних этапах игры появится возможность срезать путь). Кроме того, вы познакомитесь с соседями — милыми или не очень ребятами.
Собственно, миссии богаты в сюжетном плане, каждая занимает несколько страниц книги приключения. Что я обожаю в миссиях — так это что в них обычно встроен какой-нибудь челлендж или головоломка, которую необходимо разрешить за отведённое время (если будете долго возиться, могут появиться враги или пройдёт время для колонии). Полезно внимательно прочесть и усвоить инструкции, описывающие суть челленджа, в противном случае вы можете оказаться неприятно удивлены.
Помимо основных миссиий можно ходить и на побочные, чтобы получить бонусную награду (или штраф за провал).
Завершив миссию, вы прочтёте соответствующую запись в книги и перейдёте к фазе колонии.
В целом игра весьма масштабная; словно «Мыши и тайны» на стероидах. Она представляет из себя длительную кампанию с захватывающим сюжетом. С самого старта вы погрузитесь в атмосферу. А, когда вы вернётесь в колонию, там вас будут ждать друзья: они поинтересуются, успешна ли миссия, и расскажут, что тем временем произошло в колонии.
Колония — один из самых замечательных элементов игры. На планшете колонии отслеживается количество продовольствия, популяции, мораль, доступные для строительства ресурсы и проведённое в миссиях время. Вам придётся поддерживать запасы продовольствия и мораль населения колонии на должном уровне. Население может увеличиться или сократиться. Можно создавать предметы для обороны колонии, можно даже строить технику. Эффективность действий в миссиях имеет значение: если вы слишком задержитесь, то колония может пострадать от негативных событий, например нападения рейдеров или кражи еды.
Ещё один замечательный элемент — колода открытий. В комплекте идут несколько коробочек: по одной для каждого персонажа, одна для колонии и одна для колоды открытий. На протяжении игры книга приключений периодически будет инструктировать вытащить из колоды открытий карту Х и добавить в колоду Y. Открытия могут означать новые миссии, встречи, врагов, персонажей или предметы для колонии. В первую же свою миссию я добавил в игру три новые карты! Сами миссии превосходно структурированы и разнообразны.
Книга приключений хорошо продумана. Перед каждой миссией идут небольшие сюжетные отрывки и перечисляется множество особых встреч, актуальных для данной миссии. Карта хорошо прорисована, изображения и разделяющие линии чёткие. На обратной стороне перечисляется, что можно делать в фазу колоний и какие можно провести улучшения из собранных во время миссий ресурсов.
Помните, я говорил про общую «няшность» «Отголосков»? В игре с крохотными грызунами и порой комичного вида врагами (я про вас, кротыши) трудно ожидать сложных боев. Однако, как только на вас насядет орава тараканов или же впервые больно ужалит вражеская атака, вы начнёте воспринимать противников всерьёз.
Противники достаточно разнообразны (как рядовые, так и боссы), есть и некоторые уникальные встречи. Дополнительный слой риска — внезапно бьющий по вам катаклизм (это негативная карта событий, которая может вам выпасть и эффект которой, быть может, придётся применить). И, наконец, есть такое понятие как охота: непобеждённые враги могут преследовать вас на протяжении миссии.
У врагов есть разные способности, также они могут повесить на ваших персонажей до конца миссии статусные эффекты. Поскольку карты довольно небольшие, а враги игнорируют ограничения местности, большого простора для тактики, как правило, нет. Хотя можно спрятать персонажей или вывести из зоны обзора, обычно передвинувшиеся или стреляющие враги вас достанут, так что всё равно придётся сражаться (или сбегать).
Собственно бой (атака-защита) — это тест навыков плюс игра определённых карт плюс бросок кубика, так что проходит он быстро и просто. Как я уже упоминал, сражаться необязательно, порой схватки можно избежать.
Каждый ход игрок тянет по карте действий, вплоть до 5 в руке. Карты угрозы кладутся в порядке очерёдности — сверху вниз — на планшет угрозы. Если в опасной локации есть враги, то карты в первую очередь кладутся в порядке очерёдности под врагов, а уже оставшиеся — на планшет.
В свой ход можно совершить разнообразные действия: двигаться, атаковать врукопашную, стрелять, обмениваться, экипироваться, вдохновлять союзников, заниматься сбором, отдыхать. Для осуществления большинства действий нужны карты действий. Сами по себе они довольно любопытны и во многом игровой процесс завязан на них. Карты пронумерованы от 1 до 3, они применяются и в бою, и при проверке навыков. Они бывают четырёх категорий: сила, ловкость, сопротивляемость и инстинкт. Карты силы используются в рукопашной и для тестов силы, сопротивляемости — в основном в защите, ловкости — при стрельбе, а инстинкта — в основном при сборе ресурсов.
Если общее количество карт на планшете угрозы равно или превышает число врагов в опасной локации, то враги активируются.
Так оно и продолжается — раундов как таковых нет: просто продолжаете в том же духе, пока не покинете эту страницу-карту. Поскольку перед нами игра-книга приключений, то, покинув страницу, вы перейдёте на совершенно другую карту со своим набором встреч и врагов.
Хотя сами по себе правила довольно прямолинейны — их не слишком много и они не слишком сложны, — освоить их реально непросто. На первый взгляд книга правила коротенькая (12 страниц + куча иллюстраций), что радует, первое прочтение вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Там перечислен лишь необходимый минимум правил; термины и механики (к примеру, что такое катаклизм и что он делает) недостаточно подробно описаны или просто плохо объяснены (к примеру, разные категории карт и для чего они нужны), есть много пробелов и неоднозначных мест (например, как разрешать угрозу в разных случаях), а примеров не хватает.
Во многих ситуациях мы оказывались совершенно сбиты с толку или играли неправильно, были вынуждены вновь и вновь обращаться к правилам, спорить и наконец приходить к какому-нибудь разумному решению. Немало правил пришлось уточнять лично у автора (спасибо за оперативность, Джерри).
В прошлом я играл в игры, куда более сложные и с куда более многочисленными правилами («Вархаммер 40к»), так что, думаю, я неплохо осваиваюсь с правилами. Однако в данном случае, как по мне, книгу правил следует полностью переработать, должным образом всё разъяснить, привести кучу примеров и лучше структурировать. Возьмите за образец, скажем, «Мрачную гавань»: 50 страниц правил, но всё чётко и подробно объяснено.
Если этот недостаток отпугивает вас от игры, я бы советовал не спешить с выводами и хотя бы попробовать её; в противном случае вы пропустите потрясающую игру. Будем надеяться, что FAQ разрешит этот хаос, и станет можно наслаждаться игрой с самого старта.
Все компоненты (карты, жетоны, миниатюры, книга) высокого качества. Книга приключений довольно прочная и не порвётся от частого перелистывания страниц. Миниатюры детально проработаны, не покрашены, однако пролиты, так что отлично смотрятся даже без покраса. В маленьких картонных коробочках можно «сохранить» текущее состояние кампании. Открывать их немного заморочишься, но очень радует, что они есть. Для жетонов и карт предусмотрено много пакетиков, так что раскладывать и собирать игру несложно и быстро.
«Отголоски» — полный кооператив без элементов соревнования и предательства. В некоторых кооперативах один игрок может командовать всеми (терпеть не могу такое); как по мне, «Отголоски» довольно устойчивы к синдрому альфы, учитывая динамичный процесс, отсутствие сложных планов на каждый ход и ощущение неопределённости (так как вы не знаете, что преподнесёт вам сюжет).
Хотя элемент насилия — неотъемлемая часть игры из-за боёв, игра не жестокая. С учётом этого и миловидных иллюстраций и сюжета «Отголоски» зайдут тем, кого привлекает сюжет и стиль рисовки, но отпугивает типичный для постапокалипсиса гримдарк. Если в группе есть разбирающийся в правилах и умеющий учить других игрок, то даже новички или дети получат море фана от процесса.
Можно спокойно играть и соло, управляя как минимум двумя персонажами (я бы посоветовал трёх). Хотя некоторые механики, например количество врагов, зависят от числа игроков, у игры с большим числом персонажей есть свои преимущества, учитывая ограниченное время и необходимость успеть совершить определённые действия (например, собрать ресурсы). По мне, основной недостаток соло-партий — что вы не сможете поделиться пережитым с другими игроками, в остальном всё отлично работает.
Итоговый рейтинг: 8/10
Если правила переработают: 9/10
Я обожаю «Отголоски». Это красивый и увлекательный маленький самородок; буду с нетерпением ждать новых приключений с этой милой компанией грызунов.
P. S. Кротыши =)