-AdRiver-
Undef написал 26 минут назад к новости С миру по нитке [22.06.2018]: # Тем же, чем плоха вся цифровая дистрибьюция
Dilnok написал полчаса назад к игре Серп: # Если рекрута уже забрали, то и бонус указанный там тоже получаете. У м...
catdavinci написал полчаса назад к игре Ярость Дракулы (3-е издание): # В начале игры лучше всего активно использовать способность Мины, прове...
catdavinci написал полчаса назад к игре Ярость Дракулы (3-е издание): # Попробуйте, если цель игры - непременно выиграть, а не получить удовол...
SinCleaR написал час назад к игре Vampire Hunters: # Как успехи с переводом?)
С миру по нитке [22.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Магеллан» выпуст...
Портал в мир приключений [21.06.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
С миру по нитке [20.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» даст ...
Голосуем кошельком [20.06.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Фабрика игр» переводит Keyflower в предзаказ
«Фабрика игр» объявила о возможности всех бэкеров получить англозычную версию до...

vladdrak

Танцуйте, мужчины

Игры-История-Культура. Выпуск № 21, 24 апреля 2012

Информация

добавить
игры Nine Men's Morris
проекты Игры-История-Культура
Дата: 24 апреля 2012
Оценка пользователей
9.6433
-

Есть и такая игра, где столько прочерчено линий,

Сколько месяцев есть в быстробегущем году;

Есть и такая, где каждый выводит по трое шашек,

А побеждает, кто смог в линию выстроить их.

Много есть игр, и надо их знать красавице умной,

Надо играть: за игрой часто родится любовь.     

Но недостаточно быть знатоком бросков и расчетов —

Нужно собою владеть, это трудней и важней.

Мы за игрой забываем себя, раскрываемся в страсти,

Как на ладони, встаёт всё, что у нас на душе:

Гнев безобразный встаёт, и корыстолюбье бушует,

И начинают кипеть ссоры, обиды и брань;

Счёт на упрёки идёт, оглашается криками воздух,

Каждый обиду свою гневным вверяет богам.

Запись забыта, все рвутся, божась, к своему и к чужому,

Слёзы текут по щекам, — сам я свидетель тому. 

 

Этот эпиграф из Овидия хорош не только тем, что совет полезен для всех игроков, а не только для девиц, мечтающих удачно выйти замуж. Но и тем, что в нём упоминаются две игры, которые, если мы решим определить самую популярную игру всех времен и народов, обязательно попадут в список номинантов. Первую я упоминал, когда рассказывал про башню для кубиков. Это дуодецим, прародитель нард. А вот о второй поговорим подробнее. Ведь, пожалуй, все в один из её вариантов играли, например, во время школьных уроков.

 

За несколько тысяч лет существования игры названий у неё было очень много. Ведь хорошая абстрактная игра может называться как угодно, это не убавляет её очарования. Но одна из ассоциаций появилась во многих разных странах. И не понятно: либо это заимствование друг у друга, либо, действительно, поле игры напоминает мельницу. Да, по-русски игра называется «Мельница», у викингов — Mylna, у французов — Jeu de Moulin, в Англии — Mills или Merels, у немцев — Muhle. И всё это — «Мельницы». Последнее слово меня заинтересовало своим звучанием. Но созвучие оказалось ложным. Наше «мухлевать», хоть и заимствовано из немецкого, но произошло совсем от другого слова. Если пропустить всю цепочку заимствований и изменений значений, то когда-то давно изначальное слово означало «разбавлять вино водой». Ну а самое поэтичное название игре дал Уильям наш Шекспир, назвав игру Nine Men’s Morris — «Девять пляшущих мужчин».

 

Что вдобавок является очень-очень краткими правилами игры. Т.к. она состоит из поля и 9 фишек у каждого игрока. Которые «пляшут» на этом поле.

 

 

Удивительно, но за несколько тысячелетий правила игры не обросли большим количеством вариантов правил. Сперва игроки поочерёдно выставляют по фишке на поле. Кому удалось выставить три в ряд —снимает с поля одну фишку противника. Когда фишки выставлены, то так же поочерёдно игроки двигают фишки на соседние клетки с целью опять выставить три в ряд. И опять в случае удачи снимают одну фишку противника. Различий в правилах не так уж и много:

 

  • Можно или нет одной и той же тройкой фишек на одних и тех же полях подряд неоднократно снимать фишки противника. Т.е. отвёл одну фишку, вернул назад — съел фишку соперника. На мой взгляд, если разрешено, то слишком высока цена одной ошибки.
  • Если у игрока остаётся три фишки, то он может получить право ставить фишку не на соседнее поле, а на любое свободное. Или не получить.
  • Игра заканчивается проигрышом игрока, у которого осталось две фишки, или который не может двинуть фишку в свой ход.
  • Обратите внимание на пунктирные линии на картинке. В оригинальной «Мельнице» их нет, но потом мы о них ещё вспомним.
 

Самой древней найденной «Мельницей» является поле, выбитое на плитах египетского храма в Курне. Храм построен в 1400 г. до н. э. И этой датой игра датируется на BGG. С одной стороны, не обязательно, что изображение поля появилось в момент строительства храма, с другой — игра, скорее всего, ещё более старая. От египтян игру переняли арабы, греки и римляне. А от них игра разошлась по всему миру — от Скадинавии до южной Африки. Вот такой разброс стран, где «Мельница» является национальной игрой. В Европе её изображение находят всюду, где у людей выдавалась свободная минута: на скамьях церквей, школ и ладей. В новгородском музее хранится такой кусок ладьи 13-го века:

 

Поля в Курне и Новгороде

 

Но это не предел — в Рязани нашли поле 12-го века, а при раскопках Тмутаракани — 9-го. Ну и на обратных сторонах доски для «Хнефатафла» наши соседи викинги тоже рисовали «Мельницу». А в «Книге игр» короля Альфонса Мудрого (13-й век) «Мельница» идёт следом за «Халатафлом»:

 

 

Присмотритесь внимательно: левый игрок бросает три кости. Средневековые гейм-дизайнеры полагали, что немного рэндома логической игре не повредит. Предположительно, в этом варианте игры кости использовались только при вводе фишек. Обычно игрок вводил одну фишку. Но при определённой комбинации выпавших значений получал право поставить сразу несколько. На следующей странице игроки опять сидят за тем же полем для «Мельницы» (с пустыми боковыми полями), но играют уже без костей. Так что классический вариант не был подвинут в сторону нововведением.

 

Но при том, что у нас такое большое количество свидетельств, что игра существовала и в неё играли, есть проблема с находимыми в раскопках материальными свидетельствами. Дело в том, что эти рисунки находятся не только на горизонтальных поверхностях, некоторые из которых вполне однозначно определяются, как игровые поля, но и там, где играть совершенно не представляется возможным. Например, на горле амфоры или на могильной плите важного болгарского вельможи 10-го века. Известный специалист по древним славянам Борис Рыбаков полагал, что этот рисунок является проекцией зиккурата на плоскость (посмотрите в интернете панораму Красной площади в Москве). И назывался у славян «вавилоном». По Рыбакову значение «вавилона» двояко — он и оберег от злых сил (чтобы в амфору яд не подсыпали), он же и «символ зодческой мудрости». Замеряя расстояния между разными углами «вавилона», Рыбаков получил соотношения, пропорциональные соотношениям в древнерусской системе измерения длины: локтях, саженях, пядях и т.п. Таким образом, это мог быть инструмент для облегчения составления чертежа здания.

 

Но игра не осталась в Средневековье, в неё продолжают играть и по сей день. Доводилось читать, что она весьма популярна в странах южной Европы, о популярности в Африке будет сказано чуть ниже. А в книжке С. Глязера «Делу — время, потехе — час!» (1962 г., «Молодая гвардия») сказано, что в Туркменской ССР по национальному варианту этой игры «Дызым» (отличие в том, что можно перепрыгивать через любую фишку на свободное за ней поле) с 1960 года проводились республиканские чемпионаты на личное первенство.

 

А теперь пора вспомнить о пунктирных линиях на первом рисунке и поговорить о вариантах игры. Тот же BGG 1400-м г. до н. э. датирует 4 игры, хотя поле было найдено одно: «Пляшущие мужчины» в количестве 9, 12, 6 и 3.

 

«Двенадцать» играются на том же поле, но используются и диагонали. Тоже есть варианты правил: можно ли строить ряд на диагонали или эти линии можно использовать только для перемещения фишек. С одной стороны, в этой игре выравниваются стоимости полей при расстановке, но, с другой, если при выставлении никто не снял фишек противника, то вторая фаза игры не наступает. Игра заканчивается ничьей. И, хоть игра и известна в средневековой (и современной, конечно, тоже) Европе, популярной она стала на другом конце света. Под названием «Морабараба игра» является национальным видом спорта в ЮАР.

 

«Шесть» — малопопулярный вариант, играется на двух квадратах. И из-за меньшего числа линий, где можно выстроить три в ряд — часто заканчивается вничью.

 

А вот «трое танцующих мужчин» популярны, пожалуй, не меньше самой «Мельницы».

 

Под названием «Рота» игра пользовалась огромной популярностью в Древнем Риме. И Овидий в эпиграфе говорит, скорее всего, именно про такой вариант игры. Тот же Альфонс Мудрый и её зарисовал в своей книге. Судя по рисунку, на трёхфишечном варианте рекомендуется тренироваться перед девятифишечным.

 

 

Ну а если мы уберём фазу движения и оставим только фазу выставления, то перед нами знакомая большинству игра крестики-нолики. Хоть ничья при правильной игре доказана, но в неё играли и будут играть.

 

В 20-м веке игру полюбили математики. Они не только стали делать расчёты на исход и придумывать разные задачи, но и рисовать различные варианты поля. Например, Мартин Гарднер в одной из книг демонстрирует игру своего друга математика О'Бейрна Тригекс:

 

 

У каждого игрока по 4 фишки, правила без изменений.

 

И я столько посмотрел разных вариантов полей, что решил не показывать их, а тоже создать свою игру по мотивам крестиков-ноликов. Хотелось убрать повышенную важность центрального поля. Да и просто приятно быть упомянутым в одной статье с Шекспиром, Рыбаковым и Гаhднером. Пусть и самим собой :)

 

Итак, встречайте — игра Влада Чопорова «13»:

 

Предположительно, при правильной игре обоих игроков должен побеждать первый игрок. Как по правилам крестиков-ноликов, так и по правилам Мельницы с 4 фишками.

свернуть все темы
gozik написал 6 лет назад: # скрыть ответы

первый игрок в 13 всегда выигрывает.
Ключевая клетка - средняя на внешнем квадрате.

vladdrak написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Да, у меня тоже получается, что 4я выставленная фишка приносит победу первому игроку.

vladdrak написал 6 лет назад: #

Тьфу, до меня дошло, что и по правилам крестиков-ноликов, как следствие, ровно так же выставляя, всегда побеждает первый игрок. Придется править статью.

pumbriya написала 6 лет назад: # скрыть ответы

Я тут как-то ездила в Стокгольм и в знаменитом музее парусника "Васа" увидела витринку с настольными играми, поднятыми со дна моря вместе с парусником. Были там нарды, и еще одна игра, подписанная как "Лиса и гуси". Однако, мне кажется, что шведские археологи че-то маханули, и это "9 танцующих мужчин".. Посмотрите, пожалуйста - я права?
http://tesera.ru/user/pumbriya/album/photo/77283/

vladdrak написал 6 лет назад: #

Я тоже так полагаю. Как раз удачно в статье разместил подряд изображения обоих игр. Можно сравнить.

Valenox написал 6 лет назад: #

Похоже, что шекспировское название возобладало при классификации игр на БГГ по семействам.

В одном замечательном фильме сказано "Женщина - она тоже человек". И учитывая что моррис танцевали как мужчины, так и женщины, правильнее переводить слово "men's" как "люди-человеки" в притяжательном падеже. А еще лучше... вообще не переводить.))) "Пляска девяти" - мой вариант.

Очередная "десятка" за статью.