-AdRiver-
vpupkin написал 3 минуты назад к игре Виноделие. Полное издание: # Они используются только при игре с автомой. В начале игры вы откладыва...
Bopper написал 26 минут назад к игре Виноделие. Полное издание: # На БГГ в FAQ чуть ли не в каждом пункте спрашивают про какие-то жетоны...
Siar написал 2 часа назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Угу, не вброс, просто пост в крайне провокационной манере. И нет, реак...
GeniusGray написал 2 часа назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Речь не про обзор, прием. И даже не произведение. Зачем вы все в кучу ...
GeniusGray написал 2 часа назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Прости, Дим. Я уже умываю руки здесь. Все равно никто не хочет вникать...
С миру по нитке [22.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Магеллан» выпуст...
Портал в мир приключений [21.06.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
С миру по нитке [20.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» даст ...
Голосуем кошельком [20.06.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Фабрика игр» переводит Keyflower в предзаказ
«Фабрика игр» объявила о возможности всех бэкеров получить англозычную версию до...

vladdrak

Игра без правил

Игры-История-Культура. Выпуск №23, 25 июня 2012

Информация

добавить
проекты Игры-История-Культура
Дата: 25 июня 2012
Оценка пользователей
9.5917
-

Сюжет сегодняшней истории мне подсказал один хороший читатель. Я долго ходил вокруг этой темы, не начиная писать. Потому как история по большому счёту грустная — наверное, все слышали про эту игру, но она не стала хитом. И во многом из-за проблем с правилами. Но всё же я решил рассказать эту историю, в качестве назидания нынешним и будущим авторам настольных игр, как важно для игры иметь чёткие и продуманные правила игры. Одна деталь — и всё рассыпается.

 

Но прежде чем говорить о главной героине истории, надо рассказать о родственниках и предшественниках. Встречайте две классические и очень известные детские игры — «Виселица» и «Наборщик». Даты появления этих игр неизвестны, но первое письменное упоминание «Виселицы» (под её английским название Hangman) относится к 1894 году. Алиса Берта Гомм из семьи потомственных английских фольклористов одной из первых придумала изучать и фиксировать правила детских игр. И в конце 19-го века издала двухтомник, содержащий 800 игр детей Англии, Шотландии и Ирландии. Думаю, что и вторая игра имеет тоже достаточно солидный возраст.

 

Напомню кратко правила обеих игр.

 

«Виселица». В начале игры может определяться тема. Один игрок загадывает слово и указывает на бумаге, из скольки букв состоит слово, а также первую и последнюю буквы. Второй поочерёдно называет буквы, пытаясь отгадать слово. Если буква есть в слове — ведущий ставит её на свое место, если нет — на виселице появляется новая часть тела человечка. Как только человечек нарисован полностью — угадывающий проиграл.

 

Постер психологического триллера «Машинист» (2004 год).

Когда главный герой разгадывает слово — он узнает, кто убийца.

 

«Наборщик» (игра также встречается и под другими названиями, например, «Навуходоносор»). В начале игры выбирается слово. Игроки на время пытаются придумать как можно больше слов, состоящих из букв, входящих в это слово. А вот вариантов определения победителя достаточно много. Самый простой — по количеству слов, придуманных каждым игроком. Посложнее — по сумме букв этих слов. С добавлением стратегии — игроки поочерёдно называют слова со своих бумажек, если у других игроков есть такое слово, они его вычеркивают. Если у игрока в момент, когда он должен назвать слово, все слова зачеркнуты, он выбывает. И так до тех пор, пока не останется только один.

 

Эти две игры — хорошие и популярные настольные игры. У них только один серьёзный недостаток — чтобы играть в них, игрокам нет необходимости заносить деньги издателю :)

 

Поэтому перейдем к игре, которая выросла из «Наборщика», но исправила отмеченный недостаток.

 

Про автора игры «Боггль» (Boggle) Алана Туроффа практически ничего неизвестно. Кроме самого главного события в его жизни — что он придумал эту игру. По легенде, он принёс в издательство «Паркер Бразерс» большую сложную игру, но издатели вычленили из неё только маленький кусочек — и не прогадали. А разбогатевший с первой же своей игры Турофф всю жизнь придумывал настольные игры, но так больше ни одной и не сумел издать. К сожалению, умер достаточно молодым от неожиданного приступа астмы.

 

 

Ничего пугающего, как можно решить из названия, в игре нет. Игра задумывалась, как конкурент «Скрэбблу». И двойное "G" в середине названия — ответ на двойное "B". В Америке и Европе игра действительно не затерялась и стала достаточно известной игрой в слова. Бруно Файдутти разместил её в своей «Библиотеке идеальных игр» со словами: «Это быстрая, умная и забавная игра, которая заслуживает статуса Классики жанра». А вот в России, как мне кажется, она практически неизвестна.

 

Как играть — можно посмотреть в рекламном ролике после статьи. Но я расскажу, благо правила очень простые и короткие. У нас есть поле с квадратными ячейками 4х4 и 16 кубиков с нанесёнными на них буквами. Кубики трясём и заполняем поле. Запускаем трёхминутный таймер. И каждый игрок начинает выписывать с поля слова. Буквы слова должны располагаться на соседних (можно и по диагонали) кубиках, один кубик только один раз может входить в слово. Словарь допустимых слов совпадает со словарём «Скрэббла». По окончании времени подсчитываем победные очки.  3- и 4-хбуквенные слова — 1 очко, 5-ти — 2, 6-ти — 3, 7-ми — 5, 8+ — 11.

 

В 1978 году на Филиппинах вышла и была запатентована игра Word Factory, а «Паркер Бразерс» запатентовали в том же 1978 году и выпустили в 1979 игру Big Boggle. Обе игры — это «Боггль» на поле 5х5. Хорошая задачка для любителей авторского права — является ли какая-нибудь из этих игр пиратской или нет?

 

Ну а я, дойдя до поля 5х5, плавно перехожу к той игре, о которой собирался рассказать с самого начала. Как мы уже знаем по истории «Эрудита», в СССР обращали внимание на игровые новинки США и пытались адаптировать их для своей страны. Размер поля, совпадение правил составления слов и дата появления игры — 1980 год — всё же подталкивают меня к мысли, что идея игры появилась под влиянием «Боггля». При всех остальных отличиях правил.

 

Итак, в июльском номере журнала «Наука и жизнь» в разделе «Логические игры» была опубликована статья Эдмунда Иодковского «Королевский квадрат».

 

 

Пара слов об авторе. Он, конечно, журналист, выпускник журфака МГУ, но ещё и поэт. Если слышали строчки «Едем мы, друзья, в дальние края. Станем новосёлами и ты, и я.» или «Партия велела — Комсомол ответил «Есть!» — то это как раз Иодковский. И не самые лучшие его стихи, но как раз за процитированные строки в начале 90-х Иодковского убили. Как-то с биографиями авторов в этой статье всё неблагополучно, лучше вернёмся к игре.

 

«"Королевский квадрат" — это словесная игра... Основной принцип игры — прибавление одной буквы, после каждого хода должно получаться новое законченное слово. А королевским квадрат называется потому, что образующиеся слова читаются как серия ходов шахматного короля по доске — на одну клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

 

Правила игры:

  1. Перед началом игры в квадрате 5х5 по средней горизонтали пишется любое существительное... Цель игры — заполнить всё поле словами, выигрывает тот, кто записывает более длинные слова.
  2. Новые слова получаются прибавлением всего одной буквы в любой свободной клетке. За каждую букву вновь образованного слова начисляется одно очко.
  3. Цепочка букв, составляющих слово, должна быть неразрывной и непересекающейся. По одной и той же клетке нельзя проходить дважды.
  4. Нельзя повторять слова.
  5. Играть можно 1-му, 2-м, 4-м игрокам, для игры на 3 и 5 игроков надо использовать квадрат 6х6. При игре вдвоём игрокам предоставляются подряд два хода по одной букве...

 

Приводим анализ одной партии, где в качестве ключевого выбрано слово БАЛДА...»

 

Вот так игре не повезло с самого начала. Такое звучное и благородное название было ей придумано, а она ушла в народ под тем словом, которое было использовано для примера. И с остальными правилами тоже оказалось не всё гладко. Ушла бывшая в «Боггле» одновременность придумывания слов на одинаковом наборе букв — и почему-то рассыпались и остальные правила. Правило двух ходов забыли сразу. Остальные же стали страдать разночтениями:

  1. Можно/нельзя ходить по диагонали.
  2. Можно/нельзя несколько раз использовать одну клетку.
  3. Считается одно новое слово/сколько угодно через выставленную букву.

 

И такое количество разночтений простых правил не позволило игре встать в один ряд с «Виселицей» и «Наборщиком». Разве что можно порекомендовать поиграть в режиме, предложенном самим Иодковским — «Прекрасное времяпрепровождение в долгих поездках» — играть в соло-режиме. Цель игры — превзойти после 20 ходов результат в 157 очков. Ну а потом превзойти свой рекорд и т.д.

 

Кстати, вот ещё один пример недоработки правил: откуда взялось число 157? А просто автор сыграл одну тестовую партию перед публикацией правил и её результат предложил считать за эталон.

 

В конце 90-х годов филолог Дмитрий Любич в книге «Лингвистические игры» попробовал исправить проблемы игры. Он предложил два варианта (хотя он пишет, что это уже известные игры, но более ранних их упоминаний я не нашёл) — «Королевская балда» и «Дамский квадрат».

 

При подготовке к первой игре один игрок отворачивается, второй показывает на поле, первый называет букву. И так пока всё поле не заполнено. Потом оба смотрят на поле и одновременно ищут слова, которые можно сложить по правилам «Балды». Очки считаются: буква слова — одно очко. И Любич рекомендует запретить использовать 3-хбуквенные слова, а для профи — и 4-хбуквенные.

 

В «Дамском квадрате» поле заполняется фишками из «Эрудита». И очки начисляются по стоимости букв. Остальное так же, как в «Королевской балде».

 

Но получается, что при попытке повысить играбельность «Королевского квадрата» Любич скорее переоткрыл «Биг Боггль», а не поправил проблемы «Балды».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
ZoRDoK написал 5 лет назад: # скрыть ответы

>но как раз за процитированные строки в начале 90-х Иодковского убили


Откуда такая информация? В сети пишут, что несчастный случай - переходил дорогу в неположенном месте, его задавила машина.

vladdrak написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Там очень много мутного в этой истории. Это произошло после того, как он выиграл суд у газеты "День", они опубликовали его домашний адрес с комментарием "вот этот человек, уважаемые читатели, хочет отнять ваши кровные деньги", неположенное место - это 5 метров в сторону от пешеходного перехода, водитель с места происшествия скрылся и, когда его нашли, уже успел отремонтировать машину.
Ну и я не юрист, но тогда вроде действовал еще советский УК, по которому водитель, сбивший человека, отвечал за убийство вне зависимости от наличия умысла. Т.е. то, что сейчас называется "причинение смерти по неосторожности" тогда звалось "неумышленное убийство".

ZoRDoK написал 5 лет назад: #

А сейчас за убийство на машине не более 8 лет дают.

AlexFang написал 5 лет назад: #

Я ее знал как "Квадратная балда".
Есть еще вариант с буквами в одну строку.
А убивает ее как настолку вовсе не нюансы правил, а запредельный даунтайм. Тот же самый что и у скраббла, кстати

ZoRDoK написал 5 лет назад: #

"Королевская балда" - это пять. Царская сифа и Императорское очко негодуют.

oranged написал 5 лет назад: #
Спасибо!

«Виселицу» недавно видел в одном из эпизодов телесериала «В некотором царстве» (Once Upon a Time).

В «Наборщика» одно время в детстве играли очень часто. В «Балду» сам особо не играл, но частенько видел на уроках в школе, как за игрой терпели уроки соседние парты. (: