| Идут сборы на Dice Commandos | |
| Кубиковая головоломка про коммандос в джунглях в духе Вьетнамской войны. | |
| Заканчиваются сборы на Wonderland's War Duel | |
| Дуэльная версия мешкостроительного ареа контроля в Стране чудес. | |
| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
С некоторым волнением я начинаю рассказ про историю такого жанра настольных игр, как варгеймы. Т.к. знаю, как ревностно относятся поклонники этих игр к чужакам на своей территории, и как густо могут засыпать путь моего рассказа минами системы «Нэ так всё било». Тем более, что в моём рассказе будет два героя. Что означает, что я как минимум покушаюсь на разделение жанра на два поджанра. И не ради каких высоких целей, а лишь по логике рассказа. Обозначу эти поджанры условно «деревяшками» и «оловяшками».
Как известно, игра в солдатики древна, как мир. Солдатиков находили в раскопках аж Древнего Египта. В Средние века выпуск солдатиков был поставлен на промышленную основу. Для простого люда были оловянные солдатики (кстати, в те времена мастера миниатюры не отдавали предпочтения военным сюжетам перед остальными, были и оловянные животные, и оловянные рождественские сюжеты, но солдатик всех победил), для императоров ювелирных дел мастера изготавливали коллекции миниатюрных воинов из серебра. Известно, что большие коллекции солдатиков были у Наполеона и Николая Второго. А вот Николаю Первому очень не повезло. Когда ему было уже за полтинник, он сделал большой заказ прусским мастерам — набор солдатиков всех (!) частей русской гвардии, да ещё и в нестандартном масштабе (тогда основным был масштаб 30 мм, а Николай Павлович захотел 60 мм). Но такой большой заказ выполняли три года. За это время Николай умер, а его наследник Александр коллекцией не заинтересовался. И судьба её неизвестна.
Тестю же Николая Павловича повезло намного больше. Но тут вернёмся чуть-чуть назад. С середины 18-го века в моду в штабах входит моделирование сражений на столе с использованием миниатюр войск и имитации на том же столе ландшафта. Т.е. именно тогда кто-то додумался, что один солдатик на столе не обязательно должен изображать одного солдатика на поле боя, а может обозначать отряд. Именно эта мысль стала отправной точкой в истории варгеймов. И, наверно, можно говорить в этом случае о немецкой ментальности, раз именно в Пруссии зародилась мысль дополнительно убрать из этих штабных игр всю прочую красоту, кроме красоты войны.
В 1800 прусак Георг Витуриус (Viturius) придумал «Новую военную игру» (Neues Kriegsspiel). Правда, неизвестно, удалось ли кому-нибудь сыграть в неё хоть одну партию. Игровое поле состояло из 3600 квадратов и изображало франко-прусскую границу, к нему прилагалось 2500 фишек и правила на несколько десятков страниц. Витуриус попытался максимально точно перенести в игру реалии, поэтому в правилах описывались слабые и сильные стороны отдельных частей.
А вот в 1812 году ко двору уже упомянутого тестя Фридриха Вильгельма Третьего была представлена разработка прусского офицера Борана Георга Леопольда Райсвица (Reiswitz) под названием «Тактическая военная игра» (Taktisсhes Kriegsspiel). О да! Это был прорыв. Ну, во-первых, надо показать упаковку игры, которая тоже часть игры. Я бы и сейчас, через 200 лет от такой себе домой не отказался.

А вот так оно в процессе игры:

Кажется, ещё чуть-чуть, и «Каркассон» тоже бы имел гораздо более давнюю историю :)
Но и так новаторство Райсвица невозможно переоценить. У игры был более поздний вариант правил — 1824 года, который Райсвиц разработал вместе с сыном. Не знаю, в чём разница, поэтому буду перечислять новшества Кригшпиля без деления на редакции:
Добавлю пару слов, как играли. Верхняя крышка на первой картинке раскладывалась, давая поле из квадратов размером 15х18. Игра в современных терминах была для 3-11 игроков. Минимальное количество — это два полководца и третий игрок, который выполнял одновременно функции посредника на учениях и гейммастера в современных играх. Т.е. следил за правильностью игры соперников и мог давать новые вводные. («Суворов, Ваш отряд полез в Альпы? Сейчас кинем кубик, насколько успешно они перейдут через горы.»)
Также правила позволяли с каждой из сторон участвовать до 5 игроков с разными иерархиями между ними.
Авторы прожили после итоговой редакции правил недолго. Сын застрелился в 1827 году, а отец умер двумя годами позже. А игру ждала более долгая жизнь. Известно, что Фридрих Вильгельм с сыновьями и придворными часто нарущал режим, играя всю ночь напролёт. А некоторое время спустя главнокомандующий прусской армией граф Мольтке, придававший большое значение воспитанию офицеров, ввёл обязательное использование этой игры в офицерских училищах. Оттуда игра расползлась по домам аристократов. А успехи прусской армии сделали игру популярной и в других странах.
А намного позже появились и издательства Avalon Hill и GMT, и, конечно же, Ричард Борг.
К концу 19-го века началось обратное движение в сторону сражений с солдатиками. И тут, безусловно, основную роль сыграл известный английский писатель Герберт Уэллс. И его вышедшая в 1913 году книга «Маленькие войны» (Little Wars).

Текст книги я нашел в сети вот тут.
А пересказывать считаю делом неправильным. Т.к. книга хороша ещё и тем, что в ней описывается путь, приведший к таким правилам. Думаю, это стоит читать даже тем, кто не собирается становиться разработчиками настольных игр. А я только кратко перечислю основные черты игры Уэллса (как пишет он сам: «Королевская игра для простых людей, подходящая для мальчиков от 12 до 150 лет и лучших из девочек»):
Надо ещё отметить чем-то схожую, но всё же во многом отличающуюся (например, результат рукопашной решается с помощью кубиков) игровую систему, в которую много лет играли когда-то дети, а ныне главный герольд России Вилинбахов и художник Попов. Последний тоже написал в 80-е книжку об игре в солдатики — «Кораблики и солдатики». Так же, как легко догадаться, часть книжки была посвящена моделированию морских сражений.
Может, я ошибаюсь, но судя по моему окружению, самая популярная ныне игра этого поджанра — это «Вархаммер».