![]() |
Обзорная башня [19.01.2021] |
В этом выпуске: руководство по Eclipse, как вести себя в окружении Древних, стат... | |
![]() |
Открыт предзаказ на «Тауантинсуйу. Империя инков» |
Сегодня на сайте Crowd Games открывается предзаказ на «Тауантинсуйу. Империя инк... | |
![]() |
С миру по нитке [18.01.2021] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Ужас А... | |
![]() |
С миру по нитке [15.01.2021] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Царевн... | |
![]() |
Предзаказ дополнений к «Кланку! Подземное приключение» |
4-е и 5-е дополнения к популярной игре. |
игры |
Весёлая генетика. Насекомые
Мой зоопарк — лучший! Зоомагия |
проекты |
Игры-История-Культура
|
Дата: | 17 сентября 2013 |
![]() |
9.6327 |
![]() |
- |
Я уже не первый, кто делает такое признание, но всё равно не очень приятно озвучивать тот факт, что у меня случился кризис жанра. В своих статьях мне хочется каждый раз рассказать интересную историю. И желательно, чтобы в ней была видна связь истории и современности. И чем дальше, тем труднее находить такие сюжеты. Так что, если у вас есть какие-то мысли на эту тему, то жду их в личных сообщениях.
Но в этот раз я нашёл историю, которая соответствует моим критериям интересности, и с удовольствием ей поделюсь. В статье про «Счастливые семьи» я писал, что это первая игра, где обычные игральные карты заменили специальными — и получилась детская игра. Сегодня же речь пойдёт о, скорее всего, первой карточной игре, изначально играемой специальными картами.
Появилась она на несколько десятилетий раньше «Счастливых семей», где-то в 20-е годы 19-го века. И вот фотография одних из первых игр в данном жанре:
Тут карты сразу двух игр — «Изменяемые джентльмены» и «Изменяемые дамы». И вот теперь можно поговорить об общих чертах и правилах данного семейства игр. Жанр «Собирание коллекции» — это слишком широко для них, тут речь идёт о поджанре под названием Misfitz, т.е. «Неподходящие», которое я и вынес в заголовок статьи. В первых версиях игры карты были разного размера, средняя часть уже остальных. И это правило соблюдалось, когда складывались фигуры людей, и когда складывались только лица. И весь 19 век карты складывались из 3 частей. Со временем ширина карт стала одинаковой. Я полагаю, для облегчения жизни издателей. А вот тематика была неизменной — люди. Это могли быть люди разных профессий, разных национальностей в национальных костюмах, члены английской королевской семьи в парадных облачениях и т.п. Но именно так игра просуществовала весь 19 век.
Правила же были очень простые. Всё же игра детская. Либо использовались правила, очень похожие на доминошные: игроки получают определённое число карт, все построения на столе общие, можно выкладывать начало картинки или продолжать имеющуюся, если не получается — надо взять карту, кто избавился от всех — выиграл. Либо чуть более усложнённые со ставками: кто берёт карту — платит ставку, кто ошибся — платит двойную, кто закончил картинку — забирает её себе, в конце игры ставки в банке делятся на все собранные картинки.
Но, покончив с 19 веком, я добираюсь до самого его конца, когда игра стала очень популярной. Что привело к возникновению вариаций на тему. Из которых выделить хочется одну. Через сказочных персонажей игра добралась до животных. Проделав вот такую эволюцию:
Второе заметное изменение видно на последней картинке. Игра отошла от привычного числа три. Появились игры с картинками и из 2-х частей, и из 4-х. А также — с переменным числом карт в картинках внутри одной игры. Например, в игре «Наш флот» надо было собирать корабли. И количество карт зависело от размера судна.
Несколько спорно, относить ли следующую игру и ей подобные к данному семейству. Но мне кажется, что появление достаточного числа таких игр в начале 20 века свидетельствует не только о желании издателей снизить издержки, но и о популярности механики.
Вот такие игры в жанре кинь-двинь массово выпускались век назад. Игровое поле заменено колодой карт, из которой игроки сперва должны сами сложить поле.
Первая мировая война, будучи серьёзным потрясением для всех и для игровой сферы в частности, несколько подкосила популярность игры, но игры в этом жанре продолжали регулярно выпускаться. Вот интересный поворот оформления карт — игра 1933 года Jigstar:
Правила точно такие же, но карты выкладываются снизу вверх с наложением друг на друга под разными углами. И надеюсь, что вы узнали на этом рисунке популярного американского актёра.
После очередной мировой войны жанр уходит в разряд детских игр в возрастной категории «от 3 лет». И в большинстве вариантов количество элементов в картинке сокращается до двух. Вот фотографии игр от «Пятника» 60-х годов и «Равенсбургера» 90-х:
Из интересных изменений правил отмечу, что в издании «Пятника» количество игроков начинается от одного. В одиночку предлагается играть в игру по правилам «Мемо». При большем же числе игроков — так же собирать общие картинки.
И отдельно хочется упомянуть игру Pick & Mix. Потому как только в конце 20-го века при тех же картах был придуман новый вариант правил. А именно — игроки собирают картинки каждый свои. И могут обменивать неправильные части с другими игроками.
Переходя же в век 21-й, хочу упомянуть игру MeliMelo 2005 года:
Ничего особенного, 20 карт с половинками персонажей какой-то детской сказки. Разве что можно выделить яркие цвета фона. Для детей от трёх лет это хорошее решение — можно и цвета изучать во время игры. Но в обзор игра попала за то, что при всей её простоте и неоригинальности она стала лауреатом премии. Премия за детскую игру фестиваля в Партэнэ (Parthenay) 2005 года. Хороший повод свернуть разговор к нашим Палестинам. Я посмотрел, этот городок, где проходит фестиваль, это такой «Каркассон» — старая крепость и поселение в 10 тысяч человек. Зато свой фестиваль настольных игр.
Вот так выглядит фестиваль, не сказать, что поражает размахом. А главный приз на нём в том году получила игра Diamant от Файдутти и Муна, которая потом собрала много более известных призов. А у нас, как вы помните, бывает и такое, что издатель бегает за блогером со словами, что для нового издания игры на коробке нужен шильдик о том, что игра чем-то награждена, так что придумай ей срочно награду :) В общем, намного меньше у нас настольных событий, чем в Европе и Америке. А посмотришь, какие там бывают награды, и хочется посоветовать издателям писать на коробках «Выбор «Мира Фантастики» для любой игры, которая была упомянута в журнале. Ведь её же выбрали для статьи, не так ли? :)
Переходя же от премий за игры непосредственно к самим играм, надо сказать, что у нас мода на эту тематику началась с игры Ю. Журавлева «Зоомагия», изданной в 2011 году.
Классический вариант — каждая цельная картинка состоит из трёх карточек. И, как и в Pix & Mix, игроки оперируют с двумя своими картинками. Но добавлен хитрый механизм выбора карты, которая будет сыграна в свой ход, и право собирать неправильных животных, которые при финальном подсчёте дадут меньше очков. Следом за «Зоомагией» свет увидела «Весёлая генетика». Тоже вариант с более чем столетней историей — картинка животного складывается из четырёх частей.
Здесь новшество в том, что в отличие от всех вышеописанных игр процесс составления картинки идёт в руке игрока. Из имеющихся у него пяти карт игрок должен составить картинку, и лишь потом он может выложить её на поле. И т.к. из четырёх частей картинку собрать сложнее, чем из трёх, то и шкала подсчёта очков тут более гуманная, чем в «Зоомагии». За правильную / частично правильную / неправильную картинку игроки получают в «Зоомагии» 5/2/1 очко, а в «Генетике» 5/4/3. Также в этой игре есть спецкарты, позволяющие менять части насекомых с целью получения большего числа очков.
Ну и третьей игрой в этом списке будет свежевышедший «Мой зоопарк — лучший». В нём животные занимают от одной до трёх карт. И если однокарточные выкладываются без проблем на игровое поле, то многокарточные, будучи неправильно собранными, в конце игры удаляются с поля и победных очков не приносят:
Фото М. Трофименко
В начале статьи я написал, что англичане 80 лет думали, что эта игровая механика подходит лишь для игр про людей. А потом их осенило, что можно делать на ней игры и про транспорт или (о, хорошая идея!) про животных. Наш игрострой пока использует механику лишь в играх про животных. Буду рад, если моя статья поможет кому-нибудь в ближайшие 80 лет найти новый поворот темы для классической механики.