| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
Лечили от желтухи, вскрытие показало, что китаец.
(Анекдот)
Это не плагиат, а архетип.
(Писательская поговорка)
У нижеописанной идеи как минимум два источника вдохновения, поэтому текст предваряют два эпиграфа.
Во-первых, приятно ощущать себя на «территории свободы» — экс-советском пространстве, не заражённом пока сильно заразой под названием толерантность. Может я и ошибаюсь, но есть подозрение, что на планете уже есть места, где за вышеприведенный анекдот можно схлопотать реальный срок. Во всяком случае, меня в своё время несколько напрягло, когда большой друг всех русских настольщиков Гюнтер на BGG назвал меня что-то типа «этот русский со странным чувством юмора» и начал признаваться в своей пламенной любви к Книции. Да кто ж ему мешает того любить? Но зачем так бурно реагировать на мою фразу о том, что механика «Охотников и собирателей» (Книции, не путать с одноимённой игрой Вреде) похожа на механику более ранней игры «Эй, это моя рыба!»?
И вот тут мы плавно переходим ко второй предпосылке. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что сформулировать, что такое «авторское право», так же сложно, как и дать чёткое определение, чем эротика отличается от порнографии. Есть такая байка, что при обсуждении закона о порнографии кто-то из депутатов начал читать Песнь песней Соломона. И тем приём закона сорвал.
И поговорка как раз на этот случай придумана. Если у писателя в произведении появляется низкорослый коренастый бородатый гном с топором, то могут найтись те, кто его обвинят в плагиате. На что железный аргумент: это архетип. Т.е. все так гномов описывают. Если же в произведении соберётся компания людей, гномов, эльфов и халфлингов и пойдет бросать предмет А в отверстие Б, ну... Автор продолжит говорить про архетип и количество сюжетов у Борхеса. Но веры ему будет меньше.
В настольных играх, конечно, проще. Т.к. правила не патентуются. Тут ничто не плагиат, хотя подозрения разной степени обоснованности бывают. И «Рыба с акулой» на что-то похожа, и «Коронация», и т.д. Ну и что такого? Из одного «Доминиона» сколько игр выросло? И вроде бы одним движением мысли: какая прикольная механика, может, попробовать что-то подобное сделать?
Вот так у меня и рождалась идея новой рубрики. Понятно, что «Кварриорсы» — это «Доминьон» с кубиками. Но есть цепочки куда как длиннее:
И при всём этом у меня нет никаких шансов доказать, что вся это последовательность именно такова. Что игра строкой ниже служила вдохновением для игры строкой выше. Просто «я так вижу».
Поэтому и придумалась мне такая рубрика. В которой можно взять один отдельный «ингредиент» игры —механику, элемент правил и т.п. — и рассказать его историю. Где появился, где пригодился, как изменился. И будем считать, что автор в любом случае молодец, что придумал новую игру. А умышленно или нет он использовал то, что было до него — нам до этого дела нет. Хотя никто не мешает обсуждать это в комментариях. И связи между упомянутыми играми, и игры, которые стоило бы упомянуть, говоря о какой-нибудь конкретной механике.
Итого, идея спорная и, скорее всего, способная порождать споры. Но надеюсь, что при этом полезная. Возможно, наших геймдизайнеров, как состоявшихся, так и потенциальных «она способна вывести из плоскости обыденных размышлений». Поэтому попробую. Опытные кулинары советуют начинать ab ovo — от яйца, но что считать яйцом, из которого вылупились настолки?