| Предзаказ на «Пучину безумия» с дополнениями | |
| Погрузитесь в мрачный мир заброшенной подводной станции, где даже самый рационал... | |
| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
![]() |
| 9.2227 |
![]() |
- |

Сегодня мы пообщаемся с известным иллюстратором настольных игр, чьи работы встречаются в играх «100 000 лет до нашей эры», «Замок на все времена», «Куба», а также в последних изданиях семейства «Колонизаторов». Знакомьтесь — Михаэль Менцель!
Ю.Т.: Михаэль, приветствую Вас из России! Как дела?
М.М.: Благодарю, всё отлично!
Ю.Т.: Будьте добры, расскажите немного о себе, о Ваших друзьях, хобби, о семье.
М.М.: Мне 36 лет. Живу вместе со своей семьёй в Дюссельдорфе. Моё хобби — рисовать и разукрашивать, и мне очень повезло, поскольку я могу этим зарабатывать. В последние 10 лет у меня особо нет времени на что-нибудь ещё.
Ю.Т.: В первую очередь Вы известны как художник. Где Вы учились рисовать?
М.М.: Я рисую с самого детства. Помню, ещё в шесть лет я мог набросать что угодно в разных перспективах. Затем я учился дизайну, лишь малой частью которого было оформление и иллюстрации. Я проработал пять лет в компании, разрабатывающей компьютерные игры, а затем переключился на настолки. С тех пор прошло уже десять лет, и я всё ещё учусь.
Ю.Т.: Как именно Вы пришли к оформлению настольных игр? Чем занимались до этого?
М.М.: Всё началось с небольшой игры издательства Kosmos под названием Manga Manga. Я случайно пересёкся с её разработчиком, с которым мы были знакомы. Он предложил мне поработать над оформлением. Помню, я взялся за работу очень ответственно и чтобы произвести на издательство впечатление, приложил немало усилий, в том числе нарисовал небольшой комикс, который напечатали в начале книги правил.
Ю.Т.: Вы работаете только с настольными играми?
М.М.: По большей части — да. Поскольку я могу работать в разных стилях, игры, к которым я приложил руку, не выглядят так, будто их оформлял один и тот же художник. Например, GrillParty, Monsterfalle (Kosmos), Santa Cruz (Hans im Glück) и Was klotzt Du? (Huch and Friends).

Ю.Т.: Что вам больше нравится — рисовать иллюстрации к играм или играть в них?
М.М.: Мне нравится рисовать. Поначалу я играл в настольные игры только из-за работы. Но со временем я их по-настоящему полюбил и сейчас уделяю настолкам заметную часть своего свободного времени.
Ю.Т.: Много ли уходит времени на художественное оформление одной игры?
М.М.: Это всё индивидуально, но в большинстве случаев на эту работу уходил около полугода. Однако можно работать параллельно над несколькими проектами.
Ю.Т.: Какими инструментами Вы пользуетесь? Есть ли у Вас какое-то специальное программное обеспечение?
М.М.: Всё просто: Photoshop, стол и перо Wacom.

Ю.Т.: Играете ли Вы в игры с Вашими иллюстрациями?
М.М.: Да, и довольно часто. Когда ты видишь, что твои иллюстрации хороши, поддерживают интерес к игре — это приносит удовлетворение. А ещё интересно придумывать какие-нибудь новые решения, как можно было бы лучше оформить тот или иной элемент.
Ю.Т.: Есть ли у Вас «авторские экземпляры» игр, над оформлением которых Вы работали?
М.М.: Нет.

Ю.Т.: Как организована Ваша работа? Вы получаете какие-то инструкции относительно того, что и как следует рисовать, или же, например, делаете несколько набросков, а затем выбираете итоговый вариант вместе с издателем?
М.М.: Как правило, мне дают задание с описанием целевой аудитории и перечислением идей автора и издателя. После этого я играю в игру, которую мне предстоит проиллюстрировать. Игру важно прочувствовать. Затем я делаю наброски всех компонентов. Начинать предпочитаю с обложки, ведь это —лицо игры. К тому моменту, когда все, кто задействованы в разработке, остаются довольны обложкой, мы уже обычно понимаем, в каком направлении двигаться дальше.
Ю.Т.: Были ли случаи, когда Вы отказывались работать над той или иной игрой?
М.М.: Да, и очень часто. В основном из-за того, что у меня и так очень много работы. Работать сразу над несколькими играми одновременно — не очень хорошо. Иногда я также отказывался по причине того, что занимался оформлением игры со сходным сеттингом или тематикой для другого издателя.
Ю.Т.: Может быть, кто-нибудь собирает коллекцию ваших картин?
М.М.: Я работаю в цифровых форматах, так что собирать нечего.

Ю.Т.: Как Вы смотрите на то, чтобы проводить выставки иллюстраций настольных игр?
M.M.: Это неплохая идея. Но в большинстве случаев иллюстрации должны выполнять в игре определённые функции. Иногда что-то оформляется тем или иным образом исключительно из-за особенностей конкретной игры. Так, чтобы можно было рисовать свободно, как, например, на игровом поле «Кубы» или «Столпов земли», бывает очень редко. Как правило, приходится работать на каких-нибудь гексагональных полях или с ещё какими-нибудь ограничениями, а такие иллюстрации не подойдут для галереи. Думаю, что самое подходящее — это изображения на картах.
Ю.Т.: Поступали ли к Вам когда-нибудь предложения поработать с российскими издателями?
М.М.: Не припомню, но полностью не уверен. Для меня довольно сложно начать работать с новым издателем, поскольку те компании, с которыми я работаю, загружают меня довольно плотно.
Ю.Т.: Нравятся ли Вам какие-нибудь настольные игры, оформленные другими иллюстраторами?
М.М.: Мне нравится работа Экарда Фрейтага (Eckard Freytag) — Celtica издательства Ravensburger, а также стиль Рольфа Вогта (Rolf Vogt), который иллюстрировал все игры издательства «Три мага» (Drei Magier), он просто потрясающий.

Ю.Т.. Есть ли у Вас любимый художник?
M.M.: Мне очень нравятся работы Джона Хоу (прим. Ю.Т. — Джон Хоу считается одним из лучших иллюстраторов «Властелина колец», он также работал над иллюстрациями к «Игре престолов»).
Ю.Т.: Оставляете ли Вы в своих иллюстрациях какие-нибудь «пасхальные яйца»?
М.М.: На обратной стороне коробки игрового поля «Замка на все времена» можно обнаружить инициалы детей Инки и Маркуса Бранда (Inca и Markus Brand). Посмотрите на дерево, возможно, вам удастся разглядеть буквы «L E B».

Ю.Т.: Это единичный случай или есть ещё какие-то?
M.M.: Извините, нет.
Ю.Т.: Не могли бы Вы пояснить, почему на обложке «100 000 лет до нашей эры» мужчина убегает от женщины, а на коробке «100 000 лет до нашей эры: Цель определяет твой путь» мы видим его на коленях перед другой женщиной?
M.M.: Просто он очень впечатлён, это же Леди Гага каменного века.

Ю.Т.: Можете припомнить какой-нибудь курьёзный случай из свой практики?
M.M.: Несколько лет назад в Эссене была организована раздача автографов. Проблема была в том, что никто меня не знал. Я сидел за большим свободным столом, и каждые несколько минут кто-нибудь подсаживался чтобы во что-нибудь поиграть. Я говорил, что это невозможно, потому что я раздаю автографы, на что слышал одну и ту же фразу: «Кому? Тут же никого нет!» :-) Это был один из самых долгих часов в моей жизни.
Ю.Т.: Можете ли Вы рассказать что-нибудь о своей новой игре «Андор»? Как так получилось, что Вы решили разработать собственную игру? Какие в ней используются механики? Почему игру будет издавать именно KOSMOS? Как издательство приняло Вашу игру?
M.M.: Прошу прощения, но мы договорились с издателем не разглашать информацию, пока игра не будет издана. Единственное, что могу сообщить, я разрабатывал её много лет и в Эссене это будет единственная настольная игра с моими иллюстрациями, не считая дополнений к Rivals for Catan. В «Андор» вложено много времени и творчества. Надеюсь, она Вам понравится.

Ю.Т.: Михаэль, благодарю за интересное и содержательное интервью!
М.М.: Спасибо вам и вашим читателям за интерес, проявленный к моим работам!