-AdRiver-
azai73 написал 2 минуты назад к игре Cyclades: # Хм, значит всё-таки нужен... буду иметь ввиду гейм-фит, но сначала дож...
Homyak_by написал 5 минут назад к игре Ярость Дракулы (3-е издание): # Разыгрывается по: 1) Обычным красным дорогам 2) по ЖД дорогам 3) по об...
Elijah_Morte написал 14 минут назад к статье Anachrony. Путь ГАРМОНИЯ: # Художественное описание - это конечно хорошо, но лично мне больше бы х...
MiltoLab написал полчаса назад к мысли на тему Коротко о Галеристе: # У вас зато Мадейра есть, а у меня она пока в хотелках :) Я вот тоже ка...
Waritec написал полчаса назад к новости С миру по нитке [25.05.2018]: # Так миниатюры уже все показали же, еще в апреле. https://bg.battletech...
С миру по нитке [25.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки издательс...
Опрос «Настольные игры сегодня»
Масштабное исследование индустрии настольных игр.
С миру по нитке [24.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» осенью 2...
Портал в мир приключений [24.05.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
С миру по нитке [23.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинка издательс...

NskGamer

Гонка за галактику объявляется открытой

Обзор настольной карточной игры Race for the Galaxy, 17 декабря 2010

Информация

добавить
игры Борьба за галактику
персоны Том Леманн
Дата: 17 декабря 2010
Источник: «Заметки<br>новосибирского<br>настольщика»
Оценка пользователей
9.5319
-

Думаете, это легко — управлять целым галактическим сектором? Можете потренироваться, поиграв в рассматриваемую игру. Поверьте, легко не будет.

 

В «Борьбе за галактику» ваше поле деятельности — это множество планет и технологий, определяющих образ жизни на этих планетах. И нужно ведь развиваться, осваивая новые миры. Попутно вводя усовершенствования — прогресс, он-таки не должен стоять на месте.

 

А планеты такие разные! И у каждой есть какая-то своя изюминка.

 

Вот, например, планета, погибшая в результате загадочной эпидемии:

 

Plague World

 

Сама по себе, конечно, никакой ценности не представляет (там и жить-то нельзя, и полезных ископаемых нет). Зато она служит неисчерпаемым источником потрясающе разнообразных генетических материалов, за которыми исследовательские центры буквально выстраиваются в очередь.

 

А вот планета космических пиратов:

 

Pirate World

 

Её так просто к рукам не приберёшь, здесь обязательно придётся драться. Зато в случае успеха у вас окажутся залежи награбленного — предметы роскоши и произведения искусства главным образом. Пираты, они такие штучки любят. И если поискать как следует, то залежей таких на планете отыщется немало...

 

А это и не планета вовсе:

 

Lost Alien Battle Fleet

 

Это флот исчезнувшей древней космической расы. Но корабли огромные, там может жить уйма народа. И не просто жить: можно ведь откручивать с кораблей всякие запчасти и торговать ими. Артефакты Древних ценятся очень высоко. И сражаться этот флот ещё очень даже может. Так сказать, три в одном: здесь вам и место для жилья, и источник дохода, и боевая сила. :)

 

Планета-казино:

 

Gambling World

 

Конечно, сама ничего не производит, и цена ей как планете невелика. Зато здесь постоянно бывают всякие богачи, с которыми можно при случае заключить удачную сделку и пристроить им чего-нибудь из имеющихся в вашем распоряжении ресурсов. А можно и натуральным образом выиграть чего-нибудь: это же казино!

 

В общем, много планет. И все разные. Удачно сочетая их свойства и особенности,  можно получить для своего галактического государства немалый профит. Если с умом, конечно, действовать. А помочь в этом могут всякие технологии.

 

Кстати, под технологиями здесь понимаются отнюдь не только достижения научно-технического прогресса. Тут тоже много чего есть.

 

 Replicant Robots, Space Marines и New Military Tactics

 

 

Например, самовоспроизводящиеся роботы очень сильно упрощают колонизацию планет... но только мирных планет. Для воинственных миров придётся прибегать к чему-то другому. Скажем, сформировать корпус звёздного десанта. Или обратиться к профессиональным военным, чтобы те за плату разработали вам тактический план для данного конкретного случая. Но план — это на один раз, а корпус десантников можно использовать и для будущих завоеваний...

 

Если же завоевания планируются в широких масштабах, то имеет смысл заключить договор с Галактической Империей:

 

Galactic Imperium

 

Эти ребята весьма охотно предоставляют военную помощь против мятежных планет. И не только. Имперцы, прямо скажем, больше всего ценят тех правителей, которые много и успешно воюют. А если вас за это высоко ценят имперцы — то и всем другим волей-неволей придётся с вами считаться. :) Такая вот политика.

 

Но, может быть, вы предпочитаете не воевать, а торговать? Нет проблем, вступайте в Торговую Лигу:

 

Trade League

 

Там вам помогут пристроить ваши товары повыгоднее. Ну и, опять же, чем выше ваш авторитет в этой организации, тем выше статус в Галактике...

 

В общем, вы уже поняли. Игра представляет собой мощный симулятор стратегического развития с огромным набором возможностей: вышеприведённые примеры — это лишь капля в море. Причём автору (а игру создал Том Леманн) удалось построить очень интересную и сбалансированную модель государственно-военно-промышленного комплекса.

 

Кроме шуток: начав играть, вы быстро поймёте, чем чреват тот или иной перекос экономики, и вам придётся научиться его исправлять. Или не научиться… но тогда неизбежно будете проигрывать.

 

Вы поймёте, что планеты и технологии (имея, конечно, собственную ценность), важны не сами по себе, а в комплексе. Чтобы достоинства одних компенсировали недостатки других, усиливая весь комплекс в целом. Сунь-Цзы, наверное, был бы от игры в восторге, ибо она великолепно учит сочетать полноту и пустоту в построении выигрышной стратегии.

 

Механика игры чисто карточная (помимо карт используются лишь жетоны-счётчики победных очков), и сразу стóит сказать, чего в игре нет. В ней нет бумажных денег, кубика и пресловутого «кинь-двинь», набившего оскомину со времён «Монополии» (не к ночи будь помянута).

 

Зато есть широчайшее поле стратегических инициатив и необходимость в куче навыков. Здесь нужно уметь мгновенно адаптироваться к изменению ситуации. Делать нелёгкий выбор среди нескольких вариантов развития, жертвуя одними ради других. Справляться с потоком информации (через руки игрока постоянно проходит множество карт, которые там практически не задерживаются: чтобы разыграть одни, приходится сбрасывать другие). В идеале нужно ухитряться присматривать за действиями других игроков, пытаясь как-то прогнозировать их действия и обращать эти прогнозы себе на пользу. Последнее, кстати, самое сложное...

 

Механика игры, если не вдаваться в пересказ правил, довольно логична и внятна. Каждый ход может состоять из нескольких фаз — максимум пять. В первую фазу игроки могут пополнить из колоды запас карт на руке. Во вторую и третью — разыграть карты из руки на стол (технологии во вторую фазу, планеты в третью). В четвёртую — обменять свои товары-ресурсы на новые карты и победные очки. Ну, а в пятую фазу эти самые товары-ресурсы производятся.

 

Хитрость в том, что каждая фаза может сопровождаться для игрока бонусами и штрафами, которые определяются свойствами уже сыгранных на стол карт и их комбинаций. Они описываются значками-пиктограммами, которыми усеяны карты… и которые поначалу здорово сбивают с толку новичков. Потом-то приходит понимание того, как внятно и чётко продумана эта система, но это потом.

 

Фазы хода выбираются самими игроками — тайно и одновременно. Для этого служат специальные карты, набор которых раздаётся каждому перед началом игры. Наборы у всех однотипны, и если один игрок заявил некую фазу, то она же будет иметь место и для всех остальных игроков. Но! Заявивший получит в эту фазу определённый бонус: дешевле введёт в игру технологию, получит больше очков за освоение ресурсов и т.п. Все эти бонусы тоже обозначены на картах теми же пиктограммами.

 

Кстати о картах. Их дизайн и арт великолепны. В принципе описанной механикой можно было бы промоделировать любое военно-экономическое развитие: хоть древних цивилизаций, хоть нынешних... Автор в данном случае выбрал фантастико-футуристическую тематику, а художники и дизайнеры постарались на славу. Картами буквально можно любоваться.

 

И ещё кстати. В послесловии к правилам Том Леманн говорит, что игра во многом выросла из «Битвы за звёзды» («Duel for the Stars») — коллекционной карточной игры, которую он когда-то разрабатывал, но в тираж она так и не пошла. Честное слово, эти корни чувствуются. Начать с того, что разнообразие и комбинационность карт очень похожи на то, что мы привыкли видеть в мире ККИ. Дополнения (а их уже три) образуют чётко выстроенную сюжетную линию, логике которой следуют вводимые в колоду карты. Ну и, наконец, уже в первом дополнении вводится вариант правил с драфтом, когда каждый участник набирает себе мини-колоду и играет только ей...

 

«Высшим пилотажем» игры является умение спрогнозировать, какие именно фазы заявят на нынешний ход соперники, и обратить это себе на пользу. Отсюда вытекает интересная особенность.

 

Изначально Race for the Galaxy рассчитана на 2–4 игроков (расширения позволяют довести их число до 6). Но чем больше участников — тем, естественно, сложнее уследить за всем и делать адекватные предположения о чужих намерениях. Тем более рандомным становится процесс. Лучше всего играть вдвоём или втроём, причём для двоих предусмотрены дополнительные карты выбора фаз, позволяющие усложнить игру и сделать её более острой, «дуэльной».

 

Весьма желательно помнить ключевые карты колоды с их возможностями применительно к различным стратегиям. Это, кстати, не такой уж и большой объём информации. Но всё равно новичку легко не будет. Сразу следует иметь в виду — Race for the Galaxy относится к той категории игр, в которых настоящее понимание приходит только после определённого числа сыгранных партий. Обычно шести-семи. И конечно, крайне желательно, чтобы в этих первых партиях рядом был опытный игрок, способный в случае чего подсказать-объяснить. Хотя этому опытному игроку никак не позавидуешь: чтобы не взбеситься от новичковых вопросов (а они с неизбежностью будут повторяться, я это гарантирую), надо иметь поистине ангельское терпение. :)

 

Давайте подводить итоги. Игра сложная, вдумчивая, но чертовски красивая и интересная. Честное слово, она стоит того, чтобы распробовать её как следует.

 

Достоинствами игры я назову:

 

  • Великолепный арт и дизайн карт. Кстати, не удивлюсь, если для разработки системы обозначений автор консультировался с психологами-эргономистами.
  • Одновременность хода всех игроков. Не нужно скучать в ожидании своего хода.
  • Компактность хранения. В уложенном состоянии игра занимает очень мало места (если без правил и памяток).
  • Широчайшее поле возможных инициатив и интенсивный поток карт через руки. Возможность повторения партий абсолютно исключена, и даже в рамках идеологически одинаковой стратегии вам придётся каждый раз играть по-разному.
  • На высоких уровнях овладения игрой — возможность прогнозирования действий соперников и извлечения из них выгоды.

 

Недостатками игры можно назвать:

 

  • Реальную сложность механики со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  • Необходимость предварительных действий при подготовке партии: раздать карты выбора фаз, отсчитать жетоны очков, выбрать-разобрать стартовые миры и замешать потом их остаток обратно в колоду.
  • Тот факт, что для игры требуется много места. У каждого игрока на столе может быть до 13 (с расширением — до 14) карт, поверх которых могут класться другие карты. Плюс жетоны победных очков, плюс карты выбора фаз (которые бóльшую часть времени лежат на столе), плюс до 10 карт руки. Да ещё в центре стола остаток жетонов очков, колода и сброс. А с расширением — ещё и жетоны целей. Со вторым расширением — ещё и счётчики военной мощи, а с третьей — и жетоны престижа. В общем, понятно.
  • Сильное возрастание рандомности с увеличением числа игроков.
  • Проблематичность успеха без удержания в памяти особенностей карт.

 

В зависимости от предпочтений игроков как достоинствами, так и недостатками могут оказаться:

 

  • Тот факт, что игра лучше всего идёт с 2-3 игроками.
  • Абстрактность и сложность комбинационных цепочек, связывающих разные карты.
  • Довольно высокие требования к адаптационным способностям игрока в быстро меняющейся ситуации.

 

Напоследок позволю себе один совет. Добавьте к игровому комплекту счётную дорожку очков и отмечайте на ней текущие достижения игроков — те, которые обеспечиваются только картами стола. Сыграв на стол очередную карту, сразу же продвигайтесь по дорожке с учётом всех эффектов. Поверьте, это имеет смысл. Во-первых, в игру добавится психологии: сразу будет видно, что кому-то приходится догонять, кому-то удерживать преимущество и т.п. Это добавляет того самого взаимодействия, на якобы недостаток которого игре пеняют некоторые рецензенты. Во-вторых, так будет намного проще и быстрее финальный подсчёт очков. Неплохо также чем-то отсчитывать свою военную мощь (во втором дополнении средства для этого вводятся в комплект игры).

 

И ещё совет: обязательно обзаведитесь первым дополнением к игре. Второе и третье дополнения — это уже на любителя, а вот первое категорически рекомендуется. Ибо делает игру сильно интереснее.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Lexa_UKR написал 4 года назад: #
Спасибо за статью.

Все не как не соберусь купить игру. Но именно из-за ее сложности, я ее и хочу=)
Автору отдельное спасибо!!) Наверно лучшая статья с обзором особенностей игры, которые я понял с первого раза, и читал на одном дыхании=)

Schulz написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Супер статья! Игра, конечно, непроста в освоении... Пробовал играть в онлайн версию, прочитав корявый перевод правил... Честно - так толком ни в чем и не разобрался... Но после этой статьи захотелось ее вновь осилить... Пошел штурмовать ее мозгом)

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Правила-то как раз просты. (: А вот процесс первые партии выбивает из колеи.

Schulz написал 7 лет назад: #

с правилами разобрался) главное понять все эти символы на картах и тогда они, действительно, становятся очень логичными и понятными. а вот процесс, да... проигрываю вчистую с разницей очков в 2 раза