Поиграл несколько раз с допом, используя разные модули. Идея модульного допа - отличная находка. Игра сама по себе самодостаточна и фраза "без допа база ерунда" - это не про Костер. База отличается определенной кризисностью, доп же эту кризисность нивелирует и добавляет вариативности. Модуль "5 игрок" - это для больших компаний, 3 игрока оптимальный состав. Модуль "Существа" - дает определенную асимметрию (видимо в угоду модным тенденциям). Есть ощущение определенного дисбаланса существ, поэтому мы их выбирали так: первый круг игроки убирали по 1 существу (убирая "имбанутых" по личным ощущениям), второй круг выбирали по 1 себе из оставшихся. Модуль "Деревья" - это 2 в одном: повышение привлекательности действия запуска Хранительниц + возможность дополнительно кастомизировать свою игру (построение движка/цели на скоринг/бонусы). Модуль "События" - это аналог "Биржи" в Брюгге (модификатор действий на раунд), мне показалось вносит рандом. Наклейки - отличная вещь, было бы круто, если дали бы наклеек для всех деревянных компонентов (в т.ч. миплов). Итог: доп хорош, ведь за счет модульности каждый может кастомизировать партию и найти для себя что-нибудь полезное. Голая база мне показалась более мозголомной евро-головоломкой.
Сыграли 2 партии со всеми модулями, выскажу свое мнение. Понравился модуль со зверьками, который дает ассиметричный старт. Модуль с деревьями неплох, деревья как то особо не решают, хотя и смотрятся гармонично. Колода событий восторга не вызвала, играбельно, но довольно рандомно, кому то может тупо повезти кому то нет, добавляет рандома, уменьшает соревновательный процесс. Новые задания понравились. Пятый игрок не интересует, поэтому комментировать не буду.
В общем доп оставил приятные впечатления, смотрится все гармонично, играется приятно. Насчет мастхева не уверен, больше всего понравился модуль со зверьками.
Сравнение качества компонентов базы ХВ и допа от польского издательства
Получил наконец-то копию допа на польском языке. Сразу бросается в глаза насыщенность цветов, поле игрока, доп. Поле деревьев, сама коробка красочнее - просто все выглядит лучше. Тайлы хв с тиснением, в моей копии гладкие и очень приятные на ощупь, как поле в Luna. Скоро сделаю отчёт по режимам, когда отыграем нужное количество партий
Тоже получил доп на польском. Вот многие ругают хоббиков за качество, но вырубка в польской версии это просто ужас - очень большую часть жетонов надо подрезать при выдавливании, иначе можно испортить. Хотя возможно мне так не повезло.
Дополнение из разряда MustHave, если вам зашла база
Игра в ее базовом исполнении мне очень понравилась: яркая, интересные механики, вариативность ходов. Дополнение позволяет вам разнообразить процесс еще больше. 3 модуля, которые можно играть в разных сочетаниях с базой. Это просто чудесное предложение от создателей игры. На тот момент, когда ко мне пришел доп, никаких правил на русском, естественно, не было в интернете. Поэтому я заморочилась и самостоятельно перевела правила и распечатала себе заламинированную версию, чтобы любой игрок мог свободно прочитать то, что его интересует. Особенно это касается приложения. Моя версия правил на русском здесь есть (со сноской "Фанатский перевод").
На данный момент опробовали с друзьями только модуль "Существа". Для себя решила больше никогда не брать Паука. Вся игра уперлась в то, что я слишком много времени тратила на то, чтобы из всего запаса выбирать нужный тайл. Заранее пыталась разместить все тайлы, примерно просчитывая, где и какие пересечения я хочу. На что-то другое времени просто не хватало. Ужасное существо, не дающее тебе возможности отвлечься от этого бесконечного тетриса :)
И да, как писали, польская версия немного отличается: все детали с глянцевым эффектом. База у меня от Хоббиков - матовая. Плюс, в коробке 4 жетона для подсчета очков черного цвета (пятого игрока), хотя нужен один и в правилах указан один. Производитель на bgg отписывал, что "как-то так вот вышло".
В общем, доп. оцениваю в десять из десяти. Даже моим привередливым друзьям все понравилось!
Сыграл в одиночный режим трижды, чтобы проверить его с дополнением - что изменилось, как много набирает ПО Том, насколько унизительно он уделывает игрока? Все три партии прошли только с использованием модуля Деревьев, без использования колоды Событий. Ральф Брах, редактор, как я понял, также работающий над игрой, на прямой трансляции канала Gaming rules!, где ведущий тестил одиночный режим, сообщил ему, что без колоды Событий Том его деклассирует)) Поэтому решил проверить это утверждение.
Первая партия оказалась самой удачной, так как отстал от Тома лишь на 4 очка. Ошибся с двумя последними ходами. Предпоследним ходом прокрутил костёр, чтобы взять последний портал, выполнив общее задание, и выбрал получение жетона действий, а не ресурс. И именно этого ресурса не хватило для получения Старейшины, который принёс бы 4-5 очков (не помню точно). Подумал, что ведущего канала мистер Брах просто запугивал.
Заново сделал сетап, начал действовать и... Заметил, что не выложил задания. ОК! Довёл подготовку до ума, и погнали. Даже описывать не буду, Том уделал на 30 очков примерно. Партия совсем не пошла по своей вине, очень много времени ушло на оптимизацию своих действий. Непоказательно, потому что сам сыграл ужасно.
Для конечного впечатления решил сразу сыграть третью партию. Решил меньше внимания уделить Великому костру и Порталам, взяв лишь три штуки, чтобы положить задания именно на эти три области, сосредоточившись на быстром проложении пути для трёх хранительниц. В итоге более менее всё получилось, не вышло лишь последнюю хранительницу вывести к дереву/костру. Тем не менее отстал на 16 очков.
Да, без колоды событий, но с деревьями сложно, очень сложно противостоять Тому. Он стал круче, это однозначно! Ведь он получает доп. очки за ХРАНИТЕЛЬНИЦ (!!!), которые теперь выходят к кострам. Браво Том, ты крутой парень. В первую партию шансы победить были вполне реальны, это был чистейший просчёт.
ИТОГ: Без колоды событий победить возможно, но ооооочень сложно. Очень. Сложно.
Поэтому если хотите хардкора, играйте без неё. А если начинает гореть, то подключайте колоду событий)
Деревья и Существа - великолепное расширение мира Асперии
Не скрываю, что базовая игра Костер поразила меня предлагаемыми возможностями выстраивать свою стратегию самому даже до начала первого хода - с момента выбора жетона судьбы на этапе персональной подготовки игрока. Уникальная механика получения действий, тонны планирования, крутейшие цепочки и итоговые комбинации действий... Тащусь от этой настолки, короче говоря. И вот, узнал о дополнении. Взял бы его в любом случае, но из-за отсутствия должного терпения ринулся знакомиться с наполнением, правилами. Почитав и посмотрев, был крайне впечатлён!
Делюсь впечатлениями от двух сыгранных партий в Костер с данным дополнением - опробованы модули с Деревьями и с Существами. Первую партию опробовали только с 1 модулем, чтобы, как мы думали, случайно не перегрузить игровой процесс. В результате партии получил невероятную дозу удовольствия от появившихся возможностей и опций!
1. Оформление прекрасное. Поле деревьев красиво продолжает основное поле, если его пристроить так, как предлагают авторы. Деревья, существа и карточки событий, украшенные иллюстрациями, делают игру более тематичной - этому помогает художественный текст, описывающий этих диковинных зверей и художественные выставки касательно цветения деревьев, что помогает дополнить связью механики и тематику. Шествие хранительниц даёт жизненную энергию деревьям, которые начинают цвести сильнее и ярче, и так далее. Кайф
2. Большее количество вариантов развития стратегии. Добавлен следующий момент - игрок может намеренно отказаться от гонки за большим количеством костров, если ему интересно попробовать выиграть другим путем. Конечно, два-три костра потребуется, чтобы пользоваться бонусными действиями от размещения послушников в Высшем Совете для построения комбинаций. Но игрок может выиграть с парой-тройкой слабогорящих костров за счёт деревьев, их свойств, расширенных возможностей хранительниц! Пример: я намеренно попробовал идти по стратегии набора красных и жёлтых костров, зажёг 6 из 7, а оппонент 3 костра, два синих и один жёлтый. Он выиграл! Деревья ему принесли очков столько же, если не больше, очков, сколько или костры. Отрыв был 8 очков. Это небольшой пример для тех, кто говорил, что в этой игре есть только одна стратегия. Ценность хранительниц выросла в разы. Теперь, устраивая шествия, хранительницы способствуют цветению деревьев - каждый раз, когда игрок приобретает дерево, срабатывает эффект той хранительницы, которая есть в вашем городе (получение жетона действия, обмен золота на ПО, ресурса на действий), при этом одновременно в городе могут быть все 5 хранительниц. То есть ты получаешь свойство дерева, ПО за него в конце игры, так ещё и бонусы от хранительниц. Кроме того, появилась возможность выводить Хранительниц не только к кострам, но и к самим деревьям, получая ПО в конце игры. Великолепный модуль, который элегантно добавляет в игру ещё большую вариативность стратегирования и комплексность. Глаза разбегаются от возможных вариантов действий в каждый отдельный ход.
3. Существа. Вторую партию сыграли следом, добавив к Деревьям Существ. К описанным выше возможностям добавляется ещё больше вариаций... Эти два модуля работают вместе идеально! Вы можете сделать упор в игре на вашего конкретное Существо, а можете попытаться вплести его возможности в иную стратегию набора ПО. Например, я недооценил у соперника Котов старейшин, которые дают ПО за золотые карты в конце игры. Начал мешать сопернику слишком поздно, взяв лишь две золотые карты, на которые он, как мне казалось, положил глаз. В итоге он набрал 20 очков на этих карточках, что и решило партию не в мою пользу. Я попробовал сыграть с Саламандрой-провидицей в союзниках, великолепно ломает уже привычное размещение тайлов судьбы. Она позволяет класть жетоны НА ДРУГИЕ ЖЕТОНЫ, давая действия с двух плашек, т.е. шесть жетонов. Ты выстраиваешь плашки одним образом, потом кладешь сверху другого жетона более удобный в этот момент времени жетон, полностью меняя систему получения действий в будущем. Это просто невероятно, я нигде не видел таких возможностей для работы с будущими действиями.
3. Небольшой итог. Этот доп 100% делает игру увлекательнее. Свойства деревьев, цвета деревьев, возможность получать бонусы за хранительниц в твоём городе, соперничество за деревья, новый старейшина, задания и общая цель - все это в совокупности дарит ощущение свободы в игре. Здесь нет кубиков, нет карт, только твои мысли, которые реализуются в течение 90 минут. И результат виден на игровом столе - красивые города, в которых кипит жизнь в конце партии. Плюсом идут возможности от Существ, которые наслаиваются уже на существующие в базе механики и на нововведения в модуле с Деревьями. Кажется, что у тебя каждый ход реально 10 вариантов того, что можно сделать.
Обязателен для приобретения. Печально, что ХВ профукали эту игру на российском рынке
Решил не ждать локализации и заказал через ebay, и как оказалось - запрыгнул в последний вагон, ибо посылку отправили из Германии 18 февраля 2022 года. Коробка пришла с подбитым углом, но это не критично, ибо все компоненты легко поместились в базовую коробку. Единственный текстовый элемент, который выдает нелокализованность - надпись "MAX.1" на планшете действий игрока. Многие жетоны выдавливались из основы проблематично, приходилось помогать ножичком. В плане печати отличия от базы (по крайней мере, локализованной): чуть более насыщенные цвета, гладкая текстура картона, чуть иная форма уголков у карты старейшины. Один черный послушник оказался инвалидом - с одной стороны не хватает примерно трети :(
Базовая игра заполучило звание лучшей настольной игры в жанре евро - неожиданно, быстро и смело ворвалась в коллекцию! Очень надеюсь, что Хобби Ворлд локализуют и выпустят его в России и что они не сделают вид, что его не существует
Поиграл несколько раз с допом, используя разные модули. Идея модульного допа - отличная находка. Игра сама по себе самодостаточна и фраза "без допа база ерунда" - это не про Костер.
База отличается определенной кризисностью, доп же эту кризисность нивелирует и добавляет вариативности. Модуль "5 игрок" - это для больших компаний, 3 игрока оптимальный состав. Модуль "Существа" - дает определенную асимметрию (видимо в угоду модным тенденциям). Есть ощущение определенного дисбаланса существ, поэтому мы их выбирали так: первый круг игроки убирали по 1 существу (убирая "имбанутых" по личным ощущениям), второй круг выбирали по 1 себе из оставшихся. Модуль "Деревья" - это 2 в одном: повышение привлекательности действия запуска Хранительниц + возможность дополнительно кастомизировать свою игру (построение движка/цели на скоринг/бонусы). Модуль "События" - это аналог "Биржи" в Брюгге (модификатор действий на раунд), мне показалось вносит рандом. Наклейки - отличная вещь, было бы круто, если дали бы наклеек для всех деревянных компонентов (в т.ч. миплов). Итог: доп хорош, ведь за счет модульности каждый может кастомизировать партию и найти для себя что-нибудь полезное. Голая база мне показалась более мозголомной евро-головоломкой.
Сыграли 2 партии со всеми модулями, выскажу свое мнение.
Понравился модуль со зверьками, который дает ассиметричный старт.
Модуль с деревьями неплох, деревья как то особо не решают, хотя и смотрятся гармонично.
Колода событий восторга не вызвала, играбельно, но довольно рандомно, кому то может тупо повезти кому то нет, добавляет рандома, уменьшает соревновательный процесс.
Новые задания понравились.
Пятый игрок не интересует, поэтому комментировать не буду.
В общем доп оставил приятные впечатления, смотрится все гармонично, играется приятно. Насчет мастхева не уверен, больше всего понравился модуль со зверьками.
Получил наконец-то копию допа на польском языке. Сразу бросается в глаза насыщенность цветов, поле игрока, доп. Поле деревьев, сама коробка красочнее - просто все выглядит лучше. Тайлы хв с тиснением, в моей копии гладкие и очень приятные на ощупь, как поле в Luna.
Скоро сделаю отчёт по режимам, когда отыграем нужное количество партий
пишите впечатления от допа, очень интересно, база - понравилась
Тоже получил доп на польском. Вот многие ругают хоббиков за качество, но вырубка в польской версии это просто ужас - очень большую часть жетонов надо подрезать при выдавливании, иначе можно испортить. Хотя возможно мне так не повезло.
Базы пока нет, польский доп пришёл вчера. Так же, некоторые жетоны подрезал,пару мелких клеил.
Игра в ее базовом исполнении мне очень понравилась: яркая, интересные механики, вариативность ходов.
Дополнение позволяет вам разнообразить процесс еще больше. 3 модуля, которые можно играть в разных сочетаниях с базой. Это просто чудесное предложение от создателей игры.
На тот момент, когда ко мне пришел доп, никаких правил на русском, естественно, не было в интернете. Поэтому я заморочилась и самостоятельно перевела правила и распечатала себе заламинированную версию, чтобы любой игрок мог свободно прочитать то, что его интересует. Особенно это касается приложения.
Моя версия правил на русском здесь есть (со сноской "Фанатский перевод").
На данный момент опробовали с друзьями только модуль "Существа". Для себя решила больше никогда не брать Паука. Вся игра уперлась в то, что я слишком много времени тратила на то, чтобы из всего запаса выбирать нужный тайл. Заранее пыталась разместить все тайлы, примерно просчитывая, где и какие пересечения я хочу. На что-то другое времени просто не хватало. Ужасное существо, не дающее тебе возможности отвлечься от этого бесконечного тетриса :)
И да, как писали, польская версия немного отличается: все детали с глянцевым эффектом. База у меня от Хоббиков - матовая. Плюс, в коробке 4 жетона для подсчета очков черного цвета (пятого игрока), хотя нужен один и в правилах указан один. Производитель на bgg отписывал, что "как-то так вот вышло".
В общем, доп. оцениваю в десять из десяти.
Даже моим привередливым друзьям все понравилось!
Сыграли партию на пятерых с одним модулем.
И партию на четверых со всеми модулями.
Полет нормальный! Процесс залипательный!
Сыграл в одиночный режим трижды, чтобы проверить его с дополнением - что изменилось, как много набирает ПО Том, насколько унизительно он уделывает игрока?
Все три партии прошли только с использованием модуля Деревьев, без использования колоды Событий. Ральф Брах, редактор, как я понял, также работающий над игрой, на прямой трансляции канала Gaming rules!, где ведущий тестил одиночный режим, сообщил ему, что без колоды Событий Том его деклассирует))
Поэтому решил проверить это утверждение.
Первая партия оказалась самой удачной, так как отстал от Тома лишь на 4 очка. Ошибся с двумя последними ходами. Предпоследним ходом прокрутил костёр, чтобы взять последний портал, выполнив общее задание, и выбрал получение жетона действий, а не ресурс. И именно этого ресурса не хватило для получения Старейшины, который принёс бы 4-5 очков (не помню точно). Подумал, что ведущего канала мистер Брах просто запугивал.
Заново сделал сетап, начал действовать и... Заметил, что не выложил задания. ОК!
Довёл подготовку до ума, и погнали. Даже описывать не буду, Том уделал на 30 очков примерно. Партия совсем не пошла по своей вине, очень много времени ушло на оптимизацию своих действий. Непоказательно, потому что сам сыграл ужасно.
Для конечного впечатления решил сразу сыграть третью партию. Решил меньше внимания уделить Великому костру и Порталам, взяв лишь три штуки, чтобы положить задания именно на эти три области, сосредоточившись на быстром проложении пути для трёх хранительниц. В итоге более менее всё получилось, не вышло лишь последнюю хранительницу вывести к дереву/костру.
Тем не менее отстал на 16 очков.
Да, без колоды событий, но с деревьями сложно, очень сложно противостоять Тому. Он стал круче, это однозначно! Ведь он получает доп. очки за ХРАНИТЕЛЬНИЦ (!!!), которые теперь выходят к кострам. Браво Том, ты крутой парень.
В первую партию шансы победить были вполне реальны, это был чистейший просчёт.
ИТОГ: Без колоды событий победить возможно, но ооооочень сложно. Очень. Сложно.
Поэтому если хотите хардкора, играйте без неё. А если начинает гореть, то подключайте колоду событий)
Не скрываю, что базовая игра Костер поразила меня предлагаемыми возможностями выстраивать свою стратегию самому даже до начала первого хода - с момента выбора жетона судьбы на этапе персональной подготовки игрока. Уникальная механика получения действий, тонны планирования, крутейшие цепочки и итоговые комбинации действий... Тащусь от этой настолки, короче говоря.
И вот, узнал о дополнении. Взял бы его в любом случае, но из-за отсутствия должного терпения ринулся знакомиться с наполнением, правилами. Почитав и посмотрев, был крайне впечатлён!
Делюсь впечатлениями от двух сыгранных партий в Костер с данным дополнением - опробованы модули с Деревьями и с Существами.
Первую партию опробовали только с 1 модулем, чтобы, как мы думали, случайно не перегрузить игровой процесс. В результате партии получил невероятную дозу удовольствия от появившихся возможностей и опций!
1. Оформление прекрасное. Поле деревьев красиво продолжает основное поле, если его пристроить так, как предлагают авторы. Деревья, существа и карточки событий, украшенные иллюстрациями, делают игру более тематичной - этому помогает художественный текст, описывающий этих диковинных зверей и художественные выставки касательно цветения деревьев, что помогает дополнить связью механики и тематику. Шествие хранительниц даёт жизненную энергию деревьям, которые начинают цвести сильнее и ярче, и так далее. Кайф
2. Большее количество вариантов развития стратегии. Добавлен следующий момент - игрок может намеренно отказаться от гонки за большим количеством костров, если ему интересно попробовать выиграть другим путем. Конечно, два-три костра потребуется, чтобы пользоваться бонусными действиями от размещения послушников в Высшем Совете для построения комбинаций. Но игрок может выиграть с парой-тройкой слабогорящих костров за счёт деревьев, их свойств, расширенных возможностей хранительниц! Пример: я намеренно попробовал идти по стратегии набора красных и жёлтых костров, зажёг 6 из 7, а оппонент 3 костра, два синих и один жёлтый. Он выиграл! Деревья ему принесли очков столько же, если не больше, очков, сколько или костры. Отрыв был 8 очков. Это небольшой пример для тех, кто говорил, что в этой игре есть только одна стратегия.
Ценность хранительниц выросла в разы. Теперь, устраивая шествия, хранительницы способствуют цветению деревьев - каждый раз, когда игрок приобретает дерево, срабатывает эффект той хранительницы, которая есть в вашем городе (получение жетона действия, обмен золота на ПО, ресурса на действий), при этом одновременно в городе могут быть все 5 хранительниц. То есть ты получаешь свойство дерева, ПО за него в конце игры, так ещё и бонусы от хранительниц. Кроме того, появилась возможность выводить Хранительниц не только к кострам, но и к самим деревьям, получая ПО в конце игры.
Великолепный модуль, который элегантно добавляет в игру ещё большую вариативность стратегирования и комплексность. Глаза разбегаются от возможных вариантов действий в каждый отдельный ход.
3. Существа. Вторую партию сыграли следом, добавив к Деревьям Существ. К описанным выше возможностям добавляется ещё больше вариаций... Эти два модуля работают вместе идеально! Вы можете сделать упор в игре на вашего конкретное Существо, а можете попытаться вплести его возможности в иную стратегию набора ПО. Например, я недооценил у соперника Котов старейшин, которые дают ПО за золотые карты в конце игры. Начал мешать сопернику слишком поздно, взяв лишь две золотые карты, на которые он, как мне казалось, положил глаз. В итоге он набрал 20 очков на этих карточках, что и решило партию не в мою пользу.
Я попробовал сыграть с Саламандрой-провидицей в союзниках, великолепно ломает уже привычное размещение тайлов судьбы. Она позволяет класть жетоны НА ДРУГИЕ ЖЕТОНЫ, давая действия с двух плашек, т.е. шесть жетонов. Ты выстраиваешь плашки одним образом, потом кладешь сверху другого жетона более удобный в этот момент времени жетон, полностью меняя систему получения действий в будущем. Это просто невероятно, я нигде не видел таких возможностей для работы с будущими действиями.
3. Небольшой итог. Этот доп 100% делает игру увлекательнее. Свойства деревьев, цвета деревьев, возможность получать бонусы за хранительниц в твоём городе, соперничество за деревья, новый старейшина, задания и общая цель - все это в совокупности дарит ощущение свободы в игре. Здесь нет кубиков, нет карт, только твои мысли, которые реализуются в течение 90 минут. И результат виден на игровом столе - красивые города, в которых кипит жизнь в конце партии.
Плюсом идут возможности от Существ, которые наслаиваются уже на существующие в базе механики и на нововведения в модуле с Деревьями. Кажется, что у тебя каждый ход реально 10 вариантов того, что можно сделать.
Обязателен для приобретения. Печально, что ХВ профукали эту игру на российском рынке
Добавил в файлы перевод правил и приложения на русский. Перевод мб и убог, но так будет проще ориентироваться в них
Решил не ждать локализации и заказал через ebay, и как оказалось - запрыгнул в последний вагон, ибо посылку отправили из Германии 18 февраля 2022 года.
Коробка пришла с подбитым углом, но это не критично, ибо все компоненты легко поместились в базовую коробку.
Единственный текстовый элемент, который выдает нелокализованность - надпись "MAX.1" на планшете действий игрока.
Многие жетоны выдавливались из основы проблематично, приходилось помогать ножичком. В плане печати отличия от базы (по крайней мере, локализованной): чуть более насыщенные цвета, гладкая текстура картона, чуть иная форма уголков у карты старейшины. Один черный послушник оказался инвалидом - с одной стороны не хватает примерно трети :(
Новые карты существ, стикеры и тайлы деревьев с полем выглядят очень круто
Сколько раз сыграли без допа и сколько с допом?
Показалось ли что с ним гораздо лучше?
Спасибо
Базовая игра заполучило звание лучшей настольной игры в жанре евро - неожиданно, быстро и смело ворвалась в коллекцию!
Очень надеюсь, что Хобби Ворлд локализуют и выпустят его в России и что они не сделают вид, что его не существует