Это не издание а репринт (т.е. дополнительный тираж) просто. В предыдущем тираже также сразу был доп на 5 игрока в коробке. А вообще на скорый выход надеяться бесполезно - игра находиться в разделе "Not There Yet" (сперва игра маринуется годами в этом разделе, потом попадает в "Made the Cut - In Art and Final Development" (и там тоже оседает на года), а потом в At the Printer и только потом в Charging - In Final Production), а желающих всего 199 человек.
Так впятером бить греков удобнее, разве нет? Активация нейтральных сил - действие весьма затратное. А с Карфагеном выходит каждому игроку по 2 врага достается под боком (кроме этруско-самнитов)
P.S. если кто в Мск будет собираться и не против доп. участника - зовите. Или наоборот, я не прочь собрать, если наберется желающих
На мой вкус, 5 игроков перебор. Не из-за даунтайма.
Просто три игрока становятся статистами, а играет Карфаген и Греки. Если они договорились и поделили сферы влияния, один из них будет победителем с большой долей вероятности. И это основной сценарий развития при опытных игроках.
Если не договорились, то их конфликт эпичен масштабом и географией, а остальные статистами копаются в своей песочнице. Правда, выиграть может, кто угодно при таком раскладе из этой тройки статистов.
Четвертая партия опять с другими игроками, однако результат тот же, что и всегда - опять выигрывают галлы... Боевка конечно самый слабый элемент игры - слишком рандомная и практически не просчитываемая.
Это предсказуемо - они на отшибе собирают армию, в середине игры спускаются южнее и выносят всех, кто попадётся на пути. Тут надо дипломатию выстраивать под то, чтобы не дать им спокойно развиваться, а если играют новички, то они начинают драться друг с другом, не обращая внимания на общую ситуацию на карте. По боёвке, если не ошибаюсь, мы "хоумрулили" так: для определения победителя смотрится результат двух лучших кубиков из трёх, а для определения потерь - по-прежнему всех трёх. Но лучше зарекомендовали себя три усреднённых кубика 2-3-3-4-4-5.
Из опытных игроков был Ел, он играл за Рим. Я предупреждал участников, что Галлы все время выигрывают, но мне не вняли. Кстати, я всегда играли в укороченную игру и галлы обычно раш делали на 5-6 ходу, возможно при полной игре их бы разнесли. Тут видимо Риму и Этрускам нужно договариваться на счет выпиливания Галлов, а не рубиться в центре Италии друг с дугом. Паша (HerrPaulchen), кстати, всю игру предлагал Риму мир с этрусками, но Ел так его и не заключил, причем по факту на Этрусков безуспешно напал только на 6 ходу...
Я еще раз поразмышлял на этот счет, и решил что непредсказуемый результат боя это не недостаток, а специфика игры. По сути, при грамотном подходе к игре, победная стратегия должна включать в себя пункт - минимизация сомнительных боев любой ценой. Бой должен происходить лишь в отчаянных случаях, когда от приближающейся гибели спасает только готовность рисковать. Что же касается Галлов, им безусловно нужно вступать в сражения - даже рискованные, ведь они единственные получают от победы больше чем остальные. Но для этого им нужно побеждать. Что не входит в интересы остальных. Следовательно, как я понимаю, правильные дипломаты договорятся с Римом (как наиболее одаренной в военном отношении стороне и способной реально побеждать Галлов) в самом начале что тот будет сдерживать варварские вторжения.
Что касается сравнения с Диадохами по этой линии предсказуемость\непредсказуемость боев, то все исторично. В Меч Риме сражаются еще во много не знавшие друг друга на поле брани народы - и как следствие непредсказуемый результат. Тогда как в Диадохах - это лидеры Великой Македонской армии, которые уже весьма реалистично могут оценить возможности друг друга.
На сколько я знаю, правила есть только в клубе-магазине prowargames.ru, но их получить смогут только либо заказавшие у них данную игру, либо заказывающие у них какие либо другие игры.
Примерно полгода назад лично видел на тесере перевод игры причём свёрстанный в пдф с иллюстрациями, но имел глупость его не скачать. Перевод был анонсирован в еженедельном дайджесте тесеры, если будет не лень их перелапатить то найдёте.
Весьма и весьма занятный мультиплеерный варгейм. Это конечно, не Virgin Queen, но зато есть все шансы закончить партию за один день без необходимости начинать в 10 утра. Конечно, есть свои костыли по правилам из серии "понять это невозможно, надо просто запомнить", но зато они идеально поддерживают баланс, весьма шаткий в играх такого типа.
Стороны конфликта значительно отличаются, хотя, казалось бы, чисто формально, но индивидуальные правила достаточно сильно определяют стиль игры за кажду из них. Например, галлы - главная ударная сила в игре, получают очки только за разграбления чужих (но обязательно не нейтральных) земель и городов, а также выполнение миссий с руки (типа "котролируйте 3 римских или греческих территории" или "атакую победите армию греков такой же или превосходящей силы"). Если грабить в принципе не очень тяжело, за 3 последних хода мне удалось создать нейтральную полосу отчуждения из самнитов и полностью разбитых этруссков, беспрепятственно захватив 2-3 города, то выполнять миссии было как-то совсем нереально: в окопавшемся Риме практически нет земель без укрепленных городов, причем они еще и появляются новые периодически, добежать до греческих владений и что-то там сделать - это нужно очень сильно постараться за один ход, а устраивать равные бои галлами с ужасными главнокомандующими на чужой земле - это рулетка в квадрате. При этом же галлы не сохраняют карты из хода в ход и к миссии заранее подготовиться достаточно проблематично. Еще у галлов есть такой нюанс, что над ними постоянно висит домоклов меч агрессивных сородичей с другой стороны Альп, которые не прочь пограбить их земли, сводя на нет грабежи и отбирая территории с очками, поэтому приходится постоянно держать в тылу лидера с войском, чтобы, если что отбить атаку с тыла.
Что касается, римлян, то в начале они очень слабы, чем мы с союзниками, собственно, и пользовались первые два хода полностью разбив римскую армию и захватив пару городов, но каждый ход прибывают новые и новые легионеры (за каждый укрепленный город, которые Рим может сам основывать, а у всех остальных только за определенные области, которых больше не становится) и начинаются новые сражения. К концу игры в Риме появлялось уже по 9 солдат за ход, а у грозных галлов всего 6.
В игре на 4 Греки играют роль неких серых кардиналов, которые могут влиять на конфликты между другими, при это вяло отбиваясь от независимого Карфагена (в игре впятером Карфаген становится активным игроком и может воевать со всеми, с кем хочет). За это, кстати, греки и поплатились, несколько ходов подряд занимаясь только набором армии и укрпелением своих сил, испортив отношения со всеми участники конфликта, в итоге получили в тройном размере и закончили игру с 0 очков, сохранив только Сицилию в своих руках.
Самниты и этрусски забавные ребята, но у них проблема в том, что имея разрозненные силы, с севера и с востока от Рима, количество импульсов и карт в руке у них нужно делить на двоих. К тому же этрусски еще и достаточно слабы сами по себе, имея всего 2 подкрепления в ход и такого соседа как Галлия, так что ничего удивительного, что к середине игры они перестали существовать как активная сила. Хотя в итоге они заняли почетное второе место, тонкая дипломатия и баланс на грани - это про них.
+ для своего содержания, а это все-таки полноценный CDG от GMT games, достаточно быстрая, думается, при знании правил можно отыграть часа за 4 ассиметричные стороны конфликта грамотные карты событий, которые создают интересные комбинации, а также позволяют взаимодействовать со всеми участники конфликта, как бы далеко они не находились географически значительно меньшее количество фишек, чем в похожих играх - просто удобно
+/- правила для этой весовой категории достаточно простые, но есть ряд нюансов, поиск которых занимает определенное время, не очень хорошая структура
- костыли в правилах, про тех же галлов, которые не могут грабить нейтральные территории, конечно не дают необоснованного преимущества, но приводят к не самым историчным ситуациям, когда галльское войско всерьез подумывало о разграблении Сицилии, потому что континентальная часть Италии была практически вся разграблена и нейтральна очень спорная система получения победных очков: на начало игры у каждого игрока есть определенное количество территорий с очками, если к концу хода их насчитвается больше, то игрок получает плюс (галлов не касается), если меньше, то минус и так каждый ход (т.е. в принципе можно окопаться первые ход-два, а потом захватить 1 чужой город и больше ничего не делать, стараясь просто не потерять, что есть) за успех в бою победитель получает количество очков равное потерям оппонента деленное на 2, которые можно тратить на снижение его влияния или увеличение своего: с такой системой можно, например, сделать какой-нибудь чужой город на другом конце карты нейтральным и игрок не будет получать за него ПО и подкрепления, что как-то прям очень сильно сурово, учитывая ценность городов и в общем-то возможную местячковость битвы
В целом же игра очень нтересная и разноплановая. Есть всегда момент для маневра, есть где подумать, при этом просчитать что-то крайне проблематично, учитывая, что беда может прийти с любой стороны. Хорошая игра.
Я еще бы к минусам игры отнес следующие моменты: 1. Слишком мало в игре инструментов влияния на рандом осад и сражений, из за этого и из-за того, что в основном приходиться оперировать против друг друга стеками по 7 - 10 БЧ, исход этих действий очень часто 50/50, ну и даже какие то хитрые действия могут просто вылиться в жалкие +2 или +3 к броску 3 кубиков. По сравнению с другими варгеймами это конечно очень сильно бросается в глаза. 2. Механика осад очень и очень странная. Опять же по сравнению с другими варгеймами защищающийся получает совсем мало преференций. При сражении на три фронта даже не возможно отсидется за стенами города :) 3. Искуственное ограничение, запрещающее атаковать вражескую армию, осаждающую город союзников. 4. Как то совсем мало способов победы у сторон, в этом плане даже Сумеречная борьба дает Мечу Рима фору.
1) Рандом в битвах, я так понял, достаточно осознанный. +2-3 к кубику вполне себе преимущество, считай +1 к одному кубикутолько хаоса больше. 2) В осаде вообще нет защищающегося. Тебя же не смущает, что в КоХ вообще на 6 можно всех убить без всяких вариантов? 3) Это тупо, да. 4) Не знаю как у других, а у Галлов таких способов хватает.
На сайте проваргеймз рядом с игрой стоит флажок, означающий, что к правилам игры есть перевод. Попробуйте им написать. И, если не трудно, сообщите об ответе.
На их старом сайте (который оканчивается на народ) выложены переводы карт, а заявленные правила отсутствуют. Написал, я у них недавно сделал заказ, так что возможно ответят, если правила всетаки существуют.
оба последних раза выиграл Рим
я "на тоненького" два хода отбивался от союза 3х игроков
и только благодаря стечению и броскам устоял
а вчера Рим прям уверенно растоптал всех к 6 ходу
ИБО! не договорились упрямые Этрусско-Самниты с Галлами...
Здравствуйте. Имею коробку с игрой. Хочу найти живых оппонентов из Мск/Подмосковья для игры
Может у кого есть файл поля для печати? Закиньте пожалуйста в файлы!
На подходе 3-е издание с расширением на 5-ого игрока.
Это не издание а репринт (т.е. дополнительный тираж) просто. В предыдущем тираже также сразу был доп на 5 игрока в коробке. А вообще на скорый выход надеяться бесполезно - игра находиться в разделе "Not There Yet" (сперва игра маринуется годами в этом разделе, потом попадает в "Made the Cut - In Art and Final Development" (и там тоже оседает на года), а потом в At the Printer и только потом в Charging - In Final Production), а желающих всего 199 человек.
Печально ...
И всё-таки играть надо в четвертом
И бить греков!
Так впятером бить греков удобнее, разве нет? Активация нейтральных сил - действие весьма затратное. А с Карфагеном выходит каждому игроку по 2 врага достается под боком (кроме этруско-самнитов)
P.S. если кто в Мск будет собираться и не против доп. участника - зовите. Или наоборот, я не прочь собрать, если наберется желающих
На мой вкус, 5 игроков перебор.
Не из-за даунтайма.
Просто три игрока становятся статистами, а играет Карфаген и Греки. Если они договорились и поделили сферы влияния, один из них будет победителем с большой долей вероятности. И это основной сценарий развития при опытных игроках.
Если не договорились, то их конфликт эпичен масштабом и географией, а остальные статистами копаются в своей песочнице. Правда, выиграть может, кто угодно при таком раскладе из этой тройки статистов.
Если кто надумает продать напишите
Купил
Купит
Добавил перевод карт под протекторы для карфаген, 5ого игрока
Отлично, спасибо!
Четвертая партия опять с другими игроками, однако результат тот же, что и всегда - опять выигрывают галлы... Боевка конечно самый слабый элемент игры - слишком рандомная и практически не просчитываемая.
Это предсказуемо - они на отшибе собирают армию, в середине игры спускаются южнее и выносят всех, кто попадётся на пути.
Тут надо дипломатию выстраивать под то, чтобы не дать им спокойно развиваться, а если играют новички, то они начинают драться друг с другом, не обращая внимания на общую ситуацию на карте.
По боёвке, если не ошибаюсь, мы "хоумрулили" так: для определения победителя смотрится результат двух лучших кубиков из трёх, а для определения потерь - по-прежнему всех трёх. Но лучше зарекомендовали себя три усреднённых кубика 2-3-3-4-4-5.
Из опытных игроков был Ел, он играл за Рим. Я предупреждал участников, что Галлы все время выигрывают, но мне не вняли. Кстати, я всегда играли в укороченную игру и галлы обычно раш делали на 5-6 ходу, возможно при полной игре их бы разнесли.
Тут видимо Риму и Этрускам нужно договариваться на счет выпиливания Галлов, а не рубиться в центре Италии друг с дугом. Паша (HerrPaulchen), кстати, всю игру предлагал Риму мир с этрусками, но Ел так его и не заключил, причем по факту на Этрусков безуспешно напал только на 6 ходу...
Я еще раз поразмышлял на этот счет, и решил что непредсказуемый результат боя это не недостаток, а специфика игры. По сути, при грамотном подходе к игре, победная стратегия должна включать в себя пункт - минимизация сомнительных боев любой ценой. Бой должен происходить лишь в отчаянных случаях, когда от приближающейся гибели спасает только готовность рисковать. Что же касается Галлов, им безусловно нужно вступать в сражения - даже рискованные, ведь они единственные получают от победы больше чем остальные. Но для этого им нужно побеждать. Что не входит в интересы остальных. Следовательно, как я понимаю, правильные дипломаты договорятся с Римом (как наиболее одаренной в военном отношении стороне и способной реально побеждать Галлов) в самом начале что тот будет сдерживать варварские вторжения.
Что касается сравнения с Диадохами по этой линии предсказуемость\непредсказуемость боев, то все исторично. В Меч Риме сражаются еще во много не знавшие друг друга на поле брани народы - и как следствие непредсказуемый результат. Тогда как в Диадохах - это лидеры Великой Македонской армии, которые уже весьма реалистично могут оценить возможности друг друга.
Ага, причем в Мече в правилах так прямо и написано, что бои сильно непредсказуемы....
Добавил Памятку.
кто нибудь переводил Карфагенскую колоду?
В файлах и ссылках, перевод карточек и правила игры один и тот же файл, с переводом карт, может кто-нибудь поправить и выложить правила?
На сколько я знаю, правила есть только в клубе-магазине prowargames.ru, но их получить смогут только либо заказавшие у них данную игру, либо заказывающие у них какие либо другие игры.
Примерно полгода назад лично видел на тесере перевод игры причём свёрстанный в пдф с иллюстрациями, но имел глупость его не скачать. Перевод был анонсирован в еженедельном дайджесте тесеры, если будет не лень их перелапатить то найдёте.
Перелопатил все, но на глаза так и не попалось, может пропустил, не знаю.
где в итоге правила можно достать?
Весьма и весьма занятный мультиплеерный варгейм. Это конечно, не Virgin Queen, но зато есть все шансы закончить партию за один день без необходимости начинать в 10 утра. Конечно, есть свои костыли по правилам из серии "понять это невозможно, надо просто запомнить", но зато они идеально поддерживают баланс, весьма шаткий в играх такого типа.
Стороны конфликта значительно отличаются, хотя, казалось бы, чисто формально, но индивидуальные правила достаточно сильно определяют стиль игры за кажду из них. Например, галлы - главная ударная сила в игре, получают очки только за разграбления чужих (но обязательно не нейтральных) земель и городов, а также выполнение миссий с руки (типа "котролируйте 3 римских или греческих территории" или "атакую победите армию греков такой же или превосходящей силы"). Если грабить в принципе не очень тяжело, за 3 последних хода мне удалось создать нейтральную полосу отчуждения из самнитов и полностью разбитых этруссков, беспрепятственно захватив 2-3 города, то выполнять миссии было как-то совсем нереально: в окопавшемся Риме практически нет земель без укрепленных городов, причем они еще и появляются новые периодически, добежать до греческих владений и что-то там сделать - это нужно очень сильно постараться за один ход, а устраивать равные бои галлами с ужасными главнокомандующими на чужой земле - это рулетка в квадрате. При этом же галлы не сохраняют карты из хода в ход и к миссии заранее подготовиться достаточно проблематично. Еще у галлов есть такой нюанс, что над ними постоянно висит домоклов меч агрессивных сородичей с другой стороны Альп, которые не прочь пограбить их земли, сводя на нет грабежи и отбирая территории с очками, поэтому приходится постоянно держать в тылу лидера с войском, чтобы, если что отбить атаку с тыла.
Что касается, римлян, то в начале они очень слабы, чем мы с союзниками, собственно, и пользовались первые два хода полностью разбив римскую армию и захватив пару городов, но каждый ход прибывают новые и новые легионеры (за каждый укрепленный город, которые Рим может сам основывать, а у всех остальных только за определенные области, которых больше не становится) и начинаются новые сражения. К концу игры в Риме появлялось уже по 9 солдат за ход, а у грозных галлов всего 6.
В игре на 4 Греки играют роль неких серых кардиналов, которые могут влиять на конфликты между другими, при это вяло отбиваясь от независимого Карфагена (в игре впятером Карфаген становится активным игроком и может воевать со всеми, с кем хочет). За это, кстати, греки и поплатились, несколько ходов подряд занимаясь только набором армии и укрпелением своих сил, испортив отношения со всеми участники конфликта, в итоге получили в тройном размере и закончили игру с 0 очков, сохранив только Сицилию в своих руках.
Самниты и этрусски забавные ребята, но у них проблема в том, что имея разрозненные силы, с севера и с востока от Рима, количество импульсов и карт в руке у них нужно делить на двоих. К тому же этрусски еще и достаточно слабы сами по себе, имея всего 2 подкрепления в ход и такого соседа как Галлия, так что ничего удивительного, что к середине игры они перестали существовать как активная сила. Хотя в итоге они заняли почетное второе место, тонкая дипломатия и баланс на грани - это про них.
+
для своего содержания, а это все-таки полноценный CDG от GMT games, достаточно быстрая, думается, при знании правил можно отыграть часа за 4
ассиметричные стороны конфликта
грамотные карты событий, которые создают интересные комбинации, а также позволяют взаимодействовать со всеми участники конфликта, как бы далеко они не находились географически
значительно меньшее количество фишек, чем в похожих играх - просто удобно
+/-
правила для этой весовой категории достаточно простые, но есть ряд нюансов, поиск которых занимает определенное время, не очень хорошая структура
-
костыли в правилах, про тех же галлов, которые не могут грабить нейтральные территории, конечно не дают необоснованного преимущества, но приводят к не самым историчным ситуациям, когда галльское войско всерьез подумывало о разграблении Сицилии, потому что континентальная часть Италии была практически вся разграблена и нейтральна
очень спорная система получения победных очков: на начало игры у каждого игрока есть определенное количество территорий с очками, если к концу хода их насчитвается больше, то игрок получает плюс (галлов не касается), если меньше, то минус и так каждый ход (т.е. в принципе можно окопаться первые ход-два, а потом захватить 1 чужой город и больше ничего не делать, стараясь просто не потерять, что есть)
за успех в бою победитель получает количество очков равное потерям оппонента деленное на 2, которые можно тратить на снижение его влияния или увеличение своего: с такой системой можно, например, сделать какой-нибудь чужой город на другом конце карты нейтральным и игрок не будет получать за него ПО и подкрепления, что как-то прям очень сильно сурово, учитывая ценность городов и в общем-то возможную местячковость битвы
В целом же игра очень нтересная и разноплановая. Есть всегда момент для маневра, есть где подумать, при этом просчитать что-то крайне проблематично, учитывая, что беда может прийти с любой стороны. Хорошая игра.
Я еще бы к минусам игры отнес следующие моменты:
1. Слишком мало в игре инструментов влияния на рандом осад и сражений, из за этого и из-за того, что в основном приходиться оперировать против друг друга стеками по 7 - 10 БЧ, исход этих действий очень часто 50/50, ну и даже какие то хитрые действия могут просто вылиться в жалкие +2 или +3 к броску 3 кубиков. По сравнению с другими варгеймами это конечно очень сильно бросается в глаза.
2. Механика осад очень и очень странная. Опять же по сравнению с другими варгеймами защищающийся получает совсем мало преференций. При сражении на три фронта даже не возможно отсидется за стенами города :)
3. Искуственное ограничение, запрещающее атаковать вражескую армию, осаждающую город союзников.
4. Как то совсем мало способов победы у сторон, в этом плане даже Сумеречная борьба дает Мечу Рима фору.
Вообще жалко, что Диадохов сейчас очень сложно достать, за счет разнообразия она конечно смотриться поинтересней Меча Рима.
Репринт скоро.
1) Рандом в битвах, я так понял, достаточно осознанный. +2-3 к кубику вполне себе преимущество, считай +1 к одному кубикутолько хаоса больше.
2) В осаде вообще нет защищающегося. Тебя же не смущает, что в КоХ вообще на 6 можно всех убить без всяких вариантов?
3) Это тупо, да.
4) Не знаю как у других, а у Галлов таких способов хватает.
Кто-нибудь знает, где можно достать правила на русском?
На сайте проваргеймз рядом с игрой стоит флажок, означающий, что к правилам игры есть перевод. Попробуйте им написать. И, если не трудно, сообщите об ответе.
На их старом сайте (который оканчивается на народ) выложены переводы карт, а заявленные правила отсутствуют.
Написал, я у них недавно сделал заказ, так что возможно ответят, если правила всетаки существуют.
и каков итог?
Очень интересуют правила, мог бы кто-то кинуть на них ссылку?
обращайтесь в prowargames.ru
В открытом доступе их нет.
Ко всему прочему имеющийся перевод сделан на основе старой 1 редакции, т.е. по данным правилам Карфаген неиграбелен.