Небольшой обзор игры Zombicide и дополнения Toxic City Mall был написан весной 2014-го года для участия в конкурсе обзоров на сайте Юрия Тапилина http://www.boardgamer.ru.
Давайте отбросим лишние иллюзии, в случае зомби-апокалипсиса, у нас маловато шансов выжить. Вероятность стать зомби гораздо выше. Спасутся единицы, зомби станут миллионы. Скорее всего, те комплекты выживания, что в изобилии появились в продаже в сети в последние годы, никому не пригодятся. А вот хорошая каска позволит стать одним из самых успешных зомби на своем районе. Покупайте каски, спасайте свои зомби-мозгиии…
Но даже если эти слова не переубедили вас и вы все равно намерены стать борцом с нежитью, последней надеждой человечества – без тренировок тут не обойтись! Разрешите я расскажу вам о таком тренажере, тактико-стратегический учебном курсе молодого бойца, под кодовым названием «Zombicide». Данное учебное пособие предоставляет великолепную возможность отработать командные действия с товарищами или стать грамотным руководителем группы выживших. Если вам скажут, что это настольная игра – не верьте. Как только вы откроете обманчиво красочно оформленную коробку - вы поймете: забавы кончились, начались суровые будни в академии уничтожения орд восставших мертвецов. Вы проведете незабываемые часы за получением нового опыта, в критических ситуациях вы узнаете чего стоят ваши друзья и поймете на сколько оправдана ваша бравада в окружении голодных тварей.
Итак, немного из истории становления данной учебной методики. Весной 2012-го года компания разработчик Guillotine Games и издатель CoolMiniOrNot разместили на краудфандинговом портале kickstarter.com проект кооперативного симулятора выживания в городе, заполненном зомби. Потрясающе выполненное графическое оформление авторства Edouard Guiton, пластиковые миниатюры с отличной детализацией, многообещающая система совместного прохождения – это лишь часть того, что позволило проекту в кратчайшие сроки не только собрать нужную для выпуска сумму, но и превысить ее в 39 раз. Проект ушел в печать с кучей бонусов, обещанных за столь многократное превышение издательских ожиданий. Участники кампании получили уникальные фигурки выживших, дополнительных зомби, специальные кубики и так далее. После появления в магазинах «Zombicide» ждали многочисленные положительные отзывы, но не обошлось и без критических замечаний. Спорная механика боя, к которой мы еще вернемся, угроза выбывания из партии в самом ее начале, некоторое однообразие нападающих зомби. И эти замечания не остались незамеченными. На волне успеха, в 2013 году компания CoolMiniOrNot запускает вторую кампанию по сбору средств на продолжение проекта. Новая глава, получившая название «Zombicide: Season 2», включала в себя как дополнение к первому изданию «Toxic City Mall», так и полноценный обновленный базовый «Season 2: Prison Outbreak». Наполненная особыми типами нежити, с рядом исправлений, версия кампании 2013 превзошла успех своей предшественницы, собрав более 2 миллионов долларов и став по этому показателю вторым по успешности настольным проектом за всю историю kickstarter.com.
Вокруг «Zombicide» образовалось свое сообщество фанатов и коллекционеров. Редкие миниатюры продаются на интернет аукционах с огромными наценками, выходят дополнительные наборы выживших и зомби, на сайте игры можно скачать редактор карт, выпущено официальное приложение для Android и iOS. Проект успешен, он развивается, растет и не собирается останавливаться.
В России в 2013-м году издательством Hobby World была локализована первая часть данного симулятора под названием «Зомбицид». Тираж был очень быстро раскуплен, в настоящее время, по различной информации планируется довыпуск второго тиража на русском языке, одновременно с выпуском первого локализованного дополнения «Toxic City Mall», к осени 2014-го года. Поэтому в своем описании позволю себе подробно остановиться на том опыте, который может быть обеспечен именно этими частями проекта.
Начать следует с вводной, с того, в каких условиях окажитесь вы и ваши компаньоны, решившие потренироваться в искусстве истребления безмозглой братии. А окажетесь вы в очень недалеком будущем. На дворе 2010-е годы, некий вирус превращает ваших соседей, друзей и друзей друзей в неприятных субъектов, жаждущих крови и живой плоти. По духу своему «Зомбицид» - это не «Ночь живых мертвецов», это, скорее, коктейль из «Войны миров Z», «Я легенда» и «Добро пожаловать в Зомбиленд». При чем элементы последнего из этих фильмов присутствуют в игре довольно явно. Тут вам и некоторые локации, и уникальная фигурка выжившего по имени Ralph, и дверь желтого внедорожника Hummer с цифрой 3 на одном из сегментов поля. Зомби в этом мире не встают из могил, зомби здесь – это результат некоей мутации. У персонажей же игры, на примере которых вам и предстоит проходить курс выживания в условиях зомби-апокалипсиса, так или иначе оказался иммунитет к вирусу. В базовой игре выживших шесть, дополнением «Toxic City Mall» добавляется еще четверо. Товарищи очень разнообразные, каждый найдет персонажа по душе. Есть и полицейский, и офисный клерк (подозрительно напоминающий Майкла Дугласа времен культового фильма «С меня хватит!»), и профессиональная воровка в черном латексе.
Открыв базовую коробку и дополнение вы найдете большие квадраты (тайлы) поля, пластиковые миниатюры выживших, карты, множество картонных элементов (двери, машины, жетоны шума, маркеры целей), красиво оформленную книгу правил и зомби. Много, очень много зомби. Забегая вперед скажу, что в процессе выполнения миссии они заполняют всю карту, кажется что нет им числа и спастись никому не удастся.
Правила игры подкупают относительной простотой и приближенностью механики к реальности. «Зомбицид» , скорее всего, будет интересен как опытным настольщикам, так и новичкам. Выжившие имеют понятные различия в особых способностях. Оружие, представленное колодой карт, имеет определенные характеристики, обозначенные на картах доступными пиктограммами. Места появления зомби на картах обозначены соответствующими маркерами, а их количество так же определяется картами. Движутся ваши враги на видимых выживших и на шум. Все просто и понятно. За исключением боя. Об обсуждение механики дальнего боя сломано немало копий. Дело в том, что по правилам «Зомбицида» стрельба на расстоянии ведется не по конкретным представителям несимпатичной полумертвой популяции, а по зонам, в которых эти представители находятся. И повреждения распределяются в четко прописанном порядке, от самых слабых в начале, к самым сильным по остаточному принципу. И при этом первые удары принимает на себя случайно оказавшийся в той же зоне бедолага-выживший. Споров много, но данный подход игру не портит, а объяснение данного элемента механики в нашей компании истребителей нежити найдено простое: выжившие, за редким исключением, не являются профессиональными стрелками, точность их стрельбы оставляет желать лучшего – поэтому вполне логично, что при выстреле они имеют больший шанс уничтожить самых слабых и неповоротливых. А в случае с оказавшимся в зоне поражения товарищем все еще проще: мелкое ранение для человека может иметь гораздо более печальные последствия, чем то же попадание в зомби.
Полем боя за человечество, а скорее даже за собственную шкуру, в базовой части оказывается город, с домами, комнатами, офисами. Серые зомби по нему бродят без особых способностей, но разной «толстокожести». От слабых ходоков, до трудноубиваемых толстяков и увертливых бегунов. «Тоxic City Mall» добавляет элементы супермаркета с поселившимися в его недрах токсичными зомби. Данную нечесть, представленную миниатюрами зеленого цвета, крайне не рекомендуется убивать в ближнем бою, они имеют свойство взрываться брызгами токсичной крови, нанося урон ближайшим выжившим. А здоровье в «Зомбициде» нужно беречь, два повреждения и можно прощаться с амбициями спасителя человечества. Кстати, это второй спорный момент в механике игры. Партия может длиться продолжительное время, и один из участников, неудачно получивший два ранения в начале миссии, может на час и более остаться в роли наблюдателя. До выхода дополнения это вызывало споры в рядах любителей охоты на зомби, но и эта несправедливость была исправлена. В «Тоxic City Mall» к базовому набору добавлены новые версии выживших, их реинкарнация в виде живых мертвецов. Они чуть медленее, чуть хуже пахнут, но позволяют продолжить игру на стороне добра и после двух ранений.
Сам процесс прохождения миссий дарит кучу эмоций, от панических поисков выхода из сложившейся ситуации, до моментов героического триумфа, когда неожиданно выползший из-под ванны зомби упокаивается единственной сковородкой. Различные типы вооружений и автомобили – все здесь создано с одной единственной целью, научить вас уничтожать нечисть. Сообща, подставляя дружеское плечо, лихо врываясь в толпу мертвецов с бензопилой или отстреливая самых опасных из винтовки с оптическим прицелом. Без командной игры выжить не получится. Роли должны быть распределены исходя из умений и вооружения. Слаженная команда – это залог победы в любой из представленных миссий. А их, кстати, не мало. И пусть общая сюжетная линия практически отсутствует, это с лихвой компенсируется разнообразием миссий, представленных как в стандартных книгах правил, так и на официальном сайте. Из них вполне можно составить собственную историю или воспользоваться готовой, на примере Switch City Campaign.
В итоге, потратившись на приобретение коробки «Зомбицида», вы получите одну из лучших кооперативных игр. Это и великолепное развлечение в компании друзей, и, к тому же, отличный тренажер для прокачки команды на случай реального зомби-апокалипсиса. Пройдите пару десятков сценариев, повысьте свои шансы на выживание, относительно не тренированных обывателей.
У игры, по-сути, один минус- это диавольски растянутое время сетапа. Больше только в Десенте. И еще в три раза большее время уборки всего обратно по коробкам. Но это неизбежность.
В остальном это отличная игра.
Долгий сетап это беда очень многих современных игр. Доминион или тот же Аркхем раскладывается так же не за 2 минуты.
Единственный долгий сетап в Зомбициде-найти верные тайлы...
Согласен - больше ничего такого там нет. Это не большие игры FFG, чтобы так долго раскладывать.
Разложить по схемке до 9ти одноразмерных квадратов, накидать на них дверей и целей.. Отложить из колоды стартовые карты, остальные две клолды перемешать.
Э.. что-то я не понимаю где-тут долгий сетап.
Вот зомбиков потом в ячейки органайзера запихивать - согласен, долго, потому что они разныой формы (даже волкеры), и игра в игре "подбери ячейку" не всем нравится. Но тут же претензии именно к сетапу...
Я выкинул все органайзеры и просто ссыпаю всех зомбарей в одну коробку, а героев в в другую. Все равно, я их красить не планирую.
Тогда вообще не понимаю ваши претензии к времени сетапа.
(А с миньками зря.. лапы головы легко могут пообламываться под тяжестью тайлов города.)
Опробовали в начале года. Впечатления очень неоднозначные. Командная составляющая - огромный плюс, количество миссий еще больший. Но кипа предметов огромна, а полезных там не сильно много, аптечек просто нет, оружия толкового тоже не слишком много. Зато есть имбовый авто...
Согласен. Игра очень неоднозначная. Для себя определил ее как "отличный нехардкорный кооператив для дружеских посиделок с ненастольщиками". Другое дело, что у нее есть все, чтобы стать не одной из лучших, а просто лучшей кооперативкой при некотором допиливании правил. Только этим никто не занимается.
а что по поводу сезона 2? правила допилены?
Ну Toxic City Mall - это и есть часть второго сезона. Допилили по верхам. Например, ввели Зомбайворов, по сути увеличили количество "жизней", чтобы часть игроков не вылетала из игры в начале партии. Сделали, по моему мнению, более адекватные миссии, не такие поломанные, как в первой коробке. Но, допустим, вызывающий у меня вопросы т.н. AI зомби не изменился. Посмотрим, как повлияет на этот момент добавленный в 3-м сезоне PVP.
Во втором сезоне ввели:
1) токсичных зомби, дающих ранения при убийстве в ближнем бое
2) токсичных персонажей (пять ран для убийства, но без спецспособностей за уровни)
3) зомби-берсерков, которые по умолчанию делают 2 действия.
Изменений в правилах вроде не было.
2) "Токсичные персонажи", зомбайворы, так же обладают способностями, немного другими. Так же получают новые умения с ростом опыта. Отличие только в том, что у персонажей выживших на втором, желтом, уровне добавляется одно свободное действие, а у зомбайворов это действие не может быть передвижением. За счет этого они медленнее. Ну и карты ран у них закрывают свободные слоты под амуницию.
3) зомби-берсерки добавлены в Prison Outbreak - они не могут быть убиты дальним оружием, только оружием ближнего действия. Токсичные зомби, наоборот, вблизи лучше не убивать. Они есть только в коробке Toxic City Mall.
Вы правы, базовые правила передвижения и боя не изменились. Из дополнительного во втором сезоне появились баррикады, переключатели, открывающие и закрывающие двери на расстоянии и еще некоторые интересные объекты, привносящие разнообразие в миссии. С этими объектами и связаны изменения в правилах.