Мне понравилось ответные комментарии Jumangee в недавнем обсуждении его дневника [1] и мне стало интересно. Я посмотрел его сайт [2] и я прочитал-прошел для ознакомления «Вереницу миров» О. Голотвины, которую мне порекомендовали на Тесере, как книгу, подходящую на возраст 7-8 лет. Jumangee попросил пользователей Тесеры делиться опытом знакомства с книгами- играми. Поэтому я решил потратить время на этот дневник. Правда, мне кажется, я не очень подхожу на роль популяризатора книг-игр, потому что хочу сказать следующее:
Не покупайте бумажные книги-игры.
Ладно. Это шутка. Более точная формулировка такая:
Не проходите книги-игры по бумажным изданиям. Их прохождение гораздо удобнее и быстрее, если они переведены в среду специальных приложений. Ещё лучше, если книги-игры сразу создаются с помощью таких приложений. Кому интересно читайте дальше.
Этот вопрос обсуждался полтора года назад на Тесере [3]. Приведу несколько ярких комментариев:
Ogro написал полтора года назад: #
А может кто в одном предложении сформулировать суть этого? А то я реально не знаю даже что такое книга-игра?
caleb написал полтора года назад: #
"Налево пошел - снег башка попал, совсем мертвый" - суть любой книги игры. Рандомно выбираешь вариант из предложенных, не имея возможности узнать, какой приведет к хэппи-энду, а какой к смерти.
Ksedih написал полтора года назад: #
Вот тебе мини-книга с несколькими концовками =):
1
Сказка начинается. Ты, значится, идёшь такой с мечом и в сапогах по лесу, а тут на встречу три амбала, сразу видно, с недобрыми намерениями движутся к тебе. Что ты будешь делать? Убежишь - перейди ко 2 пункту. Подойдёшь к ним - перейди к 3 пункту.
2
Ты убежал и молодец. На радостях ты отправился в таверну и напился. Конец книги.
3
Подойдя к детинушкам, ты был ошарашен вопросом в лоб от самого глупого на вид: "Сколько будет 2+2?" Что ты ответишь? Если "4" - перейди к пункту 4. Если что-то другое - перейди к пункту 5.
4
Амбалы удовлетворённо покивали и пошли дальше своей дорогой. Конец книги.
5
Дурак ты за что и поплатился выбитыми зубами и сломанной рукой, но зато стал умнее. Конец книги.
От себя добавлю, что важным в книге-игре является механика игры. В «Веренице миров» она описывается так: кубики, боёвка, лист персонажа.
Часть 2: «Бумага» или «цифра».
Я скачал «Вереницу миров» на компьютер (doc) [4] и на планшет (fb2). Прочитал введение о том, как вести лист персонажа, как кидать два кубика и за себя и врагов во время сражений, как при этом прибавлять к значениям на кубиках значение ловкости соперников и сравнивать их, потом вычитать у проигравшего два очка из силы… и тут мне в голову пришла мысль, что это не так то сложно автоматизировать. Мне не так важно замирать от напряжения во время движения кубиков, как хочется сэкономить время. Пришли в голову ностальгические комментарии с Тесеры о том, как залистали книгу до дыр, но до конца не дошли. И я пошел искать в интернете что-нибудь программно-реализованное.
На сайте Ольги Голотвиной я встретил запрос (2012 г., кажется) на оцифровку её книги. Писательница дала согласие и «Вереница времен» оказалась оцифрованой. Я нашел её [5] и скачал QSP плеер для Windows [6]. Это маленькая по размеру программа (1 Мб) для книг-игр, созданная в 2010 г, которая ещё является и программной средой, в которой можно создать свою игру.
QSP, она же Quest Soft Player - система разработки текстовых игр, которая включает в себя разнообразные утилиты для разработки игр. Автор QSP и главный разработчик - Аргунов Валерий aka Byte.
"Вереница времен" на плеере выглядит так (примеры 4-х страниц).
Часть 3:Прохождение «Вереница времен» на QSP плеере для Windows.
Выдержки из введения к книге (игровая механика)
Перед началом игры вы выбираете сочетание следующих характеристик своего персонажа: ЛОВКОСТЬ, СИЛУ и ОБАЯНИЕ. (У меня было: 11-20-6).
ЛОВКОСТЬ — прибавляется к значению результата броска двух кубиков во время боя.
СИЛА — это показатель вашего здоровья. Невзгоды и раны будут уменьшать СИЛУ, еда и отдых помогут восстановить ее. Если ваша СИЛА снизилась до нуля — вы погибли.
Есть ещё одна важная характеристика УДАЧА. Есть ситуации, где прохождение зависит исключительно от вашей удачи, что определяется броском кубика. В начале игры четыре цифры на кубике – это благоприятный исход. При выпадении благоприятного исхода эта цифра исключается из удачных. Есть локации, где удачу можно восстановить.
БИТВЫ
Бой происходит так: вы дважды кидаете кубик за противника и прибавляете к полученному числу его ЛОВКОСТЬ. Полученная цифра покажет МОЩНОСТЬ УДАРА врага. Затем дважды киньте кубик за себя и прибавьте к выпавшим цифрам свою ЛОВКОСТЬ. Так вы узнаете свою МОЩНОСТЬ УДАРА.
Если МОЩНОСТЬ УДАРА вашего противника больше вашей, то он ранит вас (ваша СИЛА уменьшается на 2). Если ваш УДАР мощнее — вы ранили врага (вычтите 2 из его СИЛЫ). Если МОЩНОСТЬ УДАРОВ одинакова — не ранен никто.
Затем наносите следующий удар — и так до тех пор, пока чья-нибудь СИЛА, ваша или вашего врага, не станет равна нулю.
Описание игрового процесса:
В игре вы последовательно путешествуете по пяти мирам. Четыре из них вы можете проходить в произвольном порядке, а пятый является заключительным. Всего в игре 664 локации. Первые и последние точки каждого мира одинаковы при всех выбранных вариантах. Выбранная вами победная последовательность локаций при прохождении какого-нибудь из миров будет иметь 6-9 точек ветвления. В этих точках у вас есть выбор из 2-3 вариантов перемещения в другие локации. Около трети вариантов заканчивается вашей смертью или тупиком. Из тупиков можно вернуться назад, иногда с полученным ущербом. Предугадать какой из вариантов так закончится, на основании прочитанного текста можно лишь иногда. Если это не тупиковый вариант, то вернуться назад не получиться. Некоторые ветви потом снова соединяются.
В итоге получается примерно 3-5 путей прохождения каждого из первых четырех миров. Эти пути отличаются затратами силы и удачи при их прохождении, а также найденными предметами инвентаря. Найденные предметы помогают проходить определенные ветви в других мирах. Таким образом, игроку нужно найти победное сочетание последовательности миров и ветвей в них. Как я понял по отзывам и по своим ощущениям, в этой игре есть несколько победных путей. Так бывает не во всех книгах.
Прохождение и впечатление от игры.
Я играл три дня и потратил на прохождение часов 6-9. Пять раз я начинал сначала и ещё несколько раз переигрывал каждый отдельный мир, просматривая возможные ветви.
Без QSP плеера я бы не доиграл. Думаю с ним играть раз в 10-20 быстрее, чем с книгой. Действительно верю, что можно изодрать-истереть книгу, но не выиграть.
Причины, по которым QSP плеер облегчает прохождение следующие:
- не надо кидать кубики, производить расчеты и вписывать результаты в лист персонажа.
- мгновенный переход между локациями (не листаем книгу)
- стрелка назад позволяет открутить любое количество ходов (чаще всего переиграть бой)
-сохранение текущей точки игры
Недостатки оцифровки «Вереницы миров» на QSP плеере следующие:
-не всегда отображены все варианты переходов. Я не сразу понял, что последовательность первых четырех миров может быть любая. При переходе загружается очередной мир, но если вернуться назад и снова вперед, то это может быть уже другой мир.
Еще пример. У вас выбор – налево или направо. Идете налево и потом далее по цепи. Но, оказывается, при переходе налево случайным образом выбирается один из двух вариантов, а вы и не подозреваете, что есть и второй. Это существенно затормозило мне прохождение.
- мне пришлось рисовать на бумаге блок-схемы переходов. Думаю схему переходов также нетрудно отобразить на плеере.
- у меня были проблемы с нахождением виброотмычки. В случае возникновения подобных трудностей хорошо бы иметь подсказку. Пришлось по поиску в текстовом документе находить упоминания об отмычке
.
Ну и на всякий случай, если кто-нибудь из прочитавших захочет пройти эту книгу скажу немного о её прохождении. Две локации пятого мира «Исследовательскую станцию» не пройти, если у вас нет с собой следующих предметов/оружия
Первая локация: нужен «Черный луч» или заряд в бластере
Вторая локация: заряд в бластере или виброотмычка
Когда до меня это дошло, пришлось переигрывать сначала.
Как я понял, современные книги-игры на плеерах сделаны более качественно с ещё лучшим интерфейсом. Может картинки и звук не так важны для читателей. Но можно запрограммировать гораздо более интересные и сложные варианты игровой механики, например, более сложные боевые системы, менеджмент ресурсов, привязка ко времени и т.д.
Если взглянуть на «Вереницу миров» как на книгу, то можно сказать, что читается хорошо. При попадании в локацию в первый раз ты внимательно читаешь, но потом в результате переигровок попадаешь в неё ещё много раз. Уже не читаешь, а быстрее ищешь ключевое слово – это переулок, это полянка, это замок, тут веревка, тут шершни. Художественный текст уже не нужен. Не считаю реиграбельность высокой. Хотя может быть мне и захочется посмотреть свою тетрадку со схемами и понять, какой вариант оптимальный. Знакомство с миром книг-игр состоялось. Может быть, мне ещё захочется познакомиться и с каким-нибудь современным западным шедевром со сложной механикой, созданным в современном приложении. Причем не обязательно на халяву, можно и за деньги.
Думаю, с каждым годом электронные приложения будут давать всё больше возможностей для создания интересных книг-игр.
Ниже привожу ссылки на просмотр тем и скачивание книги и плеера
:
Ссылки:
1. Приключения Безбородого Обманщика http://tesera.ru/user/Jumangee/journal/967863/
2. Сайт http://quest-book.ru/
3. Рецензия на книгу-игру http://tesera.ru/user/Jumangee/thought/594573/
4. Скачать «Вереницу миров» (doc) http://quest-book.ru/directory/verenica_mirov/
5. Скачать «Вереницу миров для Quest Soft Player http://qsp.su/index.php?option=com_sobi2&sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=322&Itemid=55
6. Скачать Quest Soft Player http://qsp.su/?option=com_content&view=article&id=64
Несколько книг-игр я прошел в подростковом возрасте, вернувшись к этому увлечению буквально месяц назад. Да, на электронных устройствах это гораздо удобнее. Причем не обязательно качать какой-то софт - PDF файл отлично справляется со всеми переходами-возвратами и сэйвскаммингом.
Но! У меня ни разу за всю мою жизнь не возникало желания искать победные пути и уж тем более рисовать блок схемы. Я просто читал книгу, выбирал варианты, играл! В общем, мне немного непонятен такой подход.
Цель такого подхода - сэкономить время, при этом посмотреть больше вариантов, чтобы понять структуру книги-игры. Было интересно понять как она устроена.
Сэкономить время??? Это подход к увлечению как к работе. Если приносит удовольствие процесс (а в большинстве случаев именно процесс игры должен его приносить) - то зачем на этом экономить время? А если нет - то зачем играть?
У меня нет увлечения книгами-играми. Это было моё первое знакомство с ними. После первых двух часов игры я понял, что хочу доиграть быстрее, чем за часов 10-20.
Я понял, что при прохождении данной книги я не хочу потратить столько времени, не хочу переигрывать 10-20 раз, появляясь в одних и тех же локациях и пропуская другие.
Не думаю, что то, что после прохождения локации она не добавляется на карту мира является "внутренней логикой игры". Хотя понимаю, что в момент создания книги об этом, конечно. не думали.
Что такое "Манчкинизм"?
Обостренное желание пройти игру как можно лучше в количественном показателе.
Моим количечтвенным показателем было потраченное на прохождение время.
Я бы сказал, что манчкинизм - это желание победить и доказать свою крутость самым оптимальным способом путём жульнических манипуляций и вольного трактования правил.
Не, я не такой. Честная победа доставляет гораздо больше удовольствия. Но это с людьми, с компьютером можно и пожулить иногда.
Вот отличное приложение на андроид. Автоматизированные листы персонажей. http://quest-book.ru/forum/topic/3610 поддерживает уже много книг и их становится только больше. Пользуйтесь
Спасибо. Конкурентный продукт с конкурентного сайта? Интересно будет сравнить. Может быть вы сами опишите преимущества. А Вереница времен, как я понял, ещё не адаптирована?
На первый взгляд (судя по описанию) отличие интерфейса от QSP в том, что надо переключаться между окнами листа персонажа и текстом. Для маленького экрана это, видимо, плюс.
Хотя, я подумал, может и не плюс.
Основное преимущество в том, что эти можно использовать как с электронными книгами так и с бумажными. Ну а так все делает, расчеты, битвы, кубики бросает. Ну и возможность использования на мобильнике/планшете
Для меня главный плюс бумажных книг-энергонезависимость. Нет света-всё, все планшеты, компы и прочие ноутбуки не работают. А книга-свечку зажег, и сиди, играй.
Согласен. А когда свечка закончится можно сжечь и книгу.
Один фонарик с динамо и зарядкой для мобильных устройств решает проблему энергопотребления для телефонов\планшетов\электронных книжек.
Книгами-играми не интересуюсь вообще, но вашу статью прочитала с удовольствием.
Спасибо, приятно, что не напрасно написал. Думаю, что в области электронных книг-игр можно ожидать чего-нибудь стоящего, по крайней мере для детей.
Спасибо! Прочитал с интересом, но спойлеров сюжета почти не нашел. Поскольку Вам удалось найти время и пройти книгу, можете ли Вы подтвердить, что для 7-8 лет подходит, или дальше по сюжету есть недетский контент?
А в целом, если хотите автоматизацию и более изощренный процесс, можно попробовать серию текстовых квестов Sorcery! (по крайней мере, есть для андроида), но там для детей мрачновато и не локализовано = ребенок сам не почитает. Ну и про электронные версии книг-игр можно сказать все то же, что и про цифровые реализации настолок: да, быстро, да, можно пощупать механику и отработать стратегии на болванчиках, но результат заменяет процесс и, иногда, общение.
Моей дочке скоро 7. Я решил, что ещё надо подождать не меньше года. Юмор дойдет не весь. Мы ещё не в теме фантастики - роботы, бластеры, разные миры и т.д. Кроме того я проходил не меньше 6 часов быстро перетыкивая варианты, составляя блок-схему переходов. Думаю, что перед игрой с ребенком 8-9 лет родитель должен заранее знать приводящие к победе пути. Иначе ребенок может не выдержать по времени.