Как поклонник сеттинга решил внести свои пять копеек по поводу вопроса "старый Аркхэм против нового Элдрича".
Опыт 15+ партий в АН (голая база, голая база+Данвич и Король) и наконец-то приобрёл отыграл пару партий в Элдрич. Сравню, разумеется, голую базу АН и ЕН.
Честно говоря, ЕН сразу очень понравился. Понравился офигенным современным дизайном. Что сказать, уровень ФФГ за эти годы вырос. Качество материалов тоже, кстати говоря. Мне как человеку, занятому в сфере производства визуального контента, это очень понравилось, для меня дизайн в игре это просто 40% удовольствия. Отмечу всё - и новые безбордюрные карты на тиснёной плотной бумаге, отличную верстку, красивую графику, рисунки. Это очень неплохо поднимает атмосферу на новый уровень. (чего стоит только отсылка в рисунке Йог-Соттота к обложке классического альбома Morbid Angel "Domination", еще тех певцов Древних)
Положительные изменения коснулись и художественного текста, который, по сути, является несущим ядром игры. Текст на картах контактов стал более логичным, литературным, без натянутой вычурности и сухости, присущей АН. Игра по началу производит впечатление настоящей истории, действительно, очень сильно разгрузилась матчасть механики и само приключение и атмосфера, кажется, вышли на передний план. Чувствуешь, что ты реально пошел в экспидиции и ищешь по миру какую-то тайну. В начале это здорово захватывает и посылает к чертям весь скепсис. Чертовски понравилась система расплаты за действия и двухсторонние карты. Всё очень классно играется и выглядит тщательно подогнанным друг к другу.
Вообще, переход к мировому масштабу очень сильно дал место воображению, поскольку появилось больше места для фантазии. Сами подумайте - слово "Гималаи" рождает больше ассоциаций чем "улицы Саус-Сайда". И ассоциации у каждого свои. Это очень хорошо. Не тесно. И вот ты играешь и кайфуешь, но постепенно эйфория начинает улетучиваться. Механика начинает проступать через декорации и тут уже не так всё здорово. И в сухом остатке мы получили тот же старенький АН, из которого, правда, выбросили всё что только можно. В итоге всё остается как было, когда меня моя жена наивно спросила когда-то давно - а улики, это значит какая-то информация о тайне игры? а я потупив глаза признался, что это просто жетоны так называются и никаких настоящих улик нету, и здесь так же всё и осталось, тайна всего лишь карта так называется, просто оформлена красиво.
Авторы сделали всё чтобы игроки вообще не напрягали мозги - монстры стоят, путей манёвра много, однотипных локаций немеряно, лута вообще завались. Партии постепенно приходят к унылому состоянию, каждый раз совершенно очевидно, что необходимо делать и ничто кроме времени не мешает тебе это сделать. Какой-то детский сад. Сходил к монстру поколотил, отошел, залечился вернулся. Фан только от кубиков и вскрытия карт последствий - простодушные народные забавы. А совершенно пропал фан от мочилова в Аркхэме, где боёвка и беготня от монстров была основным кайфом, когда АН был почти по совместительству почти данжен кроллом. Сколько монстров можно было набить в АН? Если игроки не ватные то штук пять на душу это минимум. Каждый бой был серьёзной подготовкой и работой с заклинаниями оружием и статами бойца. Монстры тоже воспринимались не как учебные цели, они могли реально кровь попортить - всякое дерьмо вроде псов Тиндалоса. В АН был веселый хардкор, теперь его не стало, игра стала слишком много прощать игрокам, и дело не в наращивании или снижении сложностей, а в том что поле принятия решений стало очень узким и казуальным (это не говоря что АН тоже не блистал в нише стратегичности и ноге его упрекали за то что игра играет игроком)
В итоге, во вторую половину партий в ЕН почти всегда скучно. Очень мало данных к анализу и оценке. Разбесило, как легко крафтится инвентарь для персов. В АН достать хорошее орудие почиталось за счастье, выхватить что-то за деньги из скоро закрывающегося магазина было большой удачей. Да и зачем прикопались к деньгам. Ну были деньги и были. Сейчас вместо денег бросок кубика,чушь какая-то. Ну да, карты мифа были малосвязанными по сюжету, но читать их было страшно, потому что непонятно было какой монстр куда сходит. Слухи были страшными и многие почти нерешимыми, их боялись, и приходилось принимать очень тяжелые решения для их сброса. Нашу группу часто оглашали вопли радости - "Заголовок! Слава Богу, не слухи"
Что касается самой атмосферы и аутентичности.
Лавкрафт, мягко говоря, не был искусным мастером слова и вся сухость и вычурность его творчества была прекрасно отражена в некоторой аляповатости худ. компонентов АН. В ЕН нету Лавркрафта, про него немного забыли, теперь это уже постмодерн. Даже ощущение времени размазалось, теперь это уже почти "наши дни", а не 20-30 е годы. Нету больше ретро, ни капельки. Ретро похоронили в угоду казуальщикам. Всё ради того чтобы понизить входной порог и привлечь игроков 12+.
Итог. Впечатления очень неоднозначные. Для меня плюсом ЕН остается внешняя красота и большая повествовательность, за АН классическая хардкорная механика и ощущение треша. Конечно хотелось бы получить некий гибрид первого и второго ибо очень непросто вернутся в спартанский дизайн Аркхэма, но для голой базы, однако, в плане играбельности и реиграбельности однозначно выбор за классикой. Уверен, что базка ЕН не потянет и 10 партий,
На последок вспомнилась классика:
"- Вы пижон, -- повторил Остап. -- И сын пижона. И дети ваши будут пижонами. Мальчик! То, что произошло сегодня утром, - это даже не эпизод, а так, чистая случайность, каприз художника. Джентльмен в поисках десятки. Ловить на такие мизерные шансы не в моем характере. И что это за профессия такая, прости господи! Сын лейтенанта Шмидта! Ну, год еще, ну, два. А дальше что? Дальше ваши рыжие кудри примелькаются, и вас просто начнут бить." (с) Золотой Телёнок
Кстати, хотелось бы сказать пару слов по поводу якобы возросшей сложности ЕН. Я тоже обратил внимание, что появились проблемы. Например, к своему удивлению в первой партии я смог закрыть врата только с пятой(!) попытки. И так по всей игре. На самом деле причина кроется в том, что система проверок "успехов" перекочевала прямиком из АН, но кубов стало в среднем, в два раза меньше, досточно взглянуть на средние показателе персонажей, чтобы обратить на это внимание. Это отразилось и в том, что кубиков в комплекте идет четыре, а не пять как АН. Т.е. чтобы механика не казалось такой занудной, взяли просто сократили среднее число кубов. Это еще один незаметный шаг, к усилению в направлении Знака Древних - Ятцы с историей. Кому нравится такая зависимость от кубов, могут смело начинать АН с карточкой проклятие, например :-)
Доводы кончились, пошли фантазии
Просто надо обращать внимание на навыки сыщиков, которых вы отправляете закрывать Врата. Тогда будете из закрывать с 1-2 попытки, а не 5))
Согласен с автором по поводу пониженного входного порога (тут человек даже далекий от настолок быстро и легко вливается в игру после нескольких ходов, когда же в аркхеме нужна была пара партий что бы новый игрок начинал сам принимать решения) и больше походит на одну историю, а не кучу рандомных событий и "господибожетольконеслух", но у ЕН есть один существенный минус, количество компонентов которые нагло вытащили из коробки и запихнули в первый доп.
Да, игра очень хороша, но допы тут нужны как воздух. Ждем, когда МХ разродится анонсированными дополнением....
хорошо бы еще особняки безумия....
Хребты)
Хотя Особняки тоже подойдут)
Полностью не согласен с выводами которые в статье. Для меня EH на голову выше АН. Те вещи которые автор описывает как минусы: убрали деньги, монстры не ходят, для меня плюсы, т.к. ускоряют игру. А главные нововведения игры такие весомые, что после их к AH возвращаться не хочется.
1) в АН скорость игры под конец снижается. Есть локации с запечатанными вратами(а их чем дальше тем больше), и если там происходит открытие, ничего плохого не происходит. В EH у нас ближе к концу трек безысходности иногда движется по 2-3 деления за ход. Скучных побед у нас еще не было, в отличие от AH.
2) Нет ничего более нудного чем запечатывать 6 врат в партии AH. Разгадывание 3 тайн в EH гораздо интереснее и атмосфернее.
"Конечно хотелось бы получить некий гибрид первого и второго ибо очень непросто вернутся в спартанский дизайн Аркхэма, но для голой базы, однако, в плане играбельности и реиграбельности однозначно выбор за классикой"
За что ты так с русским языком?
Гугл переводчик?
Резюмируя слова автора:
Ужас Аркхема - это трэш, угар и содомия.
Древний Ужас - трэш и угар, но без содомии.
А без содомии как-то скучно, да и вообще для детей.
))
Хм, какое меткое и точное определение.
Мы так легко выигрывали в Ужасе Аркхэма и так сложно побеждали в Древнем Ужасе, что для нас наоборот;)