Оценка пользователей
8.7919
Оценить:
-
-AdRiver-

Субботник Игрании №137: Fighting Formations и EastFront 2

время: 25 августа 2012 место: Играния

Fighting Formations

Давно хотел опробовать эту игру, ведь количество положительных отзывов о ней зашкаливает. Для начала хотелось бы выделить оформление: оно прекрасно, GMT умеет выпускать действительно качественные продукты: одним стиль playbook-а восхитил до глубины души, фишки отрядов тоже на высоте. Механика вызвала очень положительные впечатления, все выглядит очень элегантным, продуманным и логичным. Особо понравилось:

- реализация инициативы: грамотная организация командных отрядов позволяет доминировать на поле боя, и каждый ход стоишь перед выбором, активировать тот или иной юнит или подождать, когда инициатива изменится. На а разная стоимость приказов и возможность всегда использовать приказы меньшей стоимости оставляет игрокам поистинне безграничные возможности каждый ход,

- броски разных кубиков в зависимости от ситуации от D6 до D20, заменившие дополнительные таблицы,

- разделение взводов, которое делает войска "прочными": взводу необходимо 4 попадания для смерти, причем после 2-го он разделится на 2 отделения. Это также снижает критичность каждого попадания,

- обратный огонь и огонь по движущимся противникам, который может "заесть": то, чего так не хватало в Tide of Iron, где один пулемет, стоящий в правильном месте выкашивал пехоту взвод за взводом и нечего было ему противопоставить.

 

Из того, что не понравилось - отсутствие выраженных эффектов на мораль: например, ваши отряды будут сражаться в рукопашной, пока все не погибнут. Понятно, что сами маркеры ранений- это влияние на мораль, но для меня тогда странно, что в маркерах нет вынужденных отсутплений. Ну и немного недопонимаю, почему командные точки ухудшаются со временем, а через 2 хода пропадают. Для игры это здорово- нужно правильно распределять ограниченные лидерские и командные ресурсы, но с точки зрения реальности, как это можно объяснить?

 

Бои за деревню в разгаре

 

Бои за деревню в разгаре (кликабельно)

 

Сама партия была в учебный сценарий и началась после 20-тиминутного объяснения мне правил, опять же плюс - базовые правила реально не сложные. Сценарий представляет из себя бой за контрольные точки, ключевые из которых расположены в деревне посередине карты. Причем Советы, которые ходят первыми, имеют шанс занять половину деревни уже первым ходом. По отрядам у СССР численный перевес, у немцев качественный. Итак, первой же активацией Советы занимают деревню,а  немцы в ответ входят в деревню с другого края. Затем происходит довольно продолжительная перестрелка в деревне и близлежайшем лесу. А на фоне этого происходит бой взвода Т-34 и 2-х взводов STUG-III, из которого самоходки выходят чистыми победителями. В деревне тоже успех сопуствовует немцам, ни Т-34, поддерживающие бой, ни рукопашная, в которую пошли Советы (и в которой шансы боевое качество сторон сравнивается) не смогли исправить ситуацию. Во многом этому также способствовали отменные броски немецкого игрока, отряд за отрядом косившие бойцов Красной армии. Расправившись с Т-34, STUG-и обошли оставшиеся Т-34 с фланга, и Совествкий игрок предпочел сдаться, т.к. перевес уже был критический.

 

Окончание игры: победа немцев

 

Отличная игра, добавляю к желанной для покупки, когда ее переиздадут (ее out of print случился за год после старта продаж, если я не ошибаюсь). Следующим шагом из тактики по ВОВ думаю опробовать Combat Commander, так постепенно дорасту и до ASL. 

 

EastFront 2

У игры эта партия была своего рода последним шансом. До этого я опробовал Курскую дугу, в которой фронт вообще не двигался: было несколько крупных сражений, в которые постоянно подгонялись резервы с обеих сторон, и которые закончились почти ничем, и Барбароссу, где немцы смогли дойти до Ленинграда и Смоленска и встали без перспектив продвинуться дальше. В результате этой партии игра прошла тест - фронт в ней бывает подвижным, но тезис о ее "черепашности" не снимается. Во многом тому, что тяжело добиться исторических результатов в игре способствует:

- сильное ограничение в пропускной способности гексов,

- значительная ограниченность в командных ресурсах- армии в этой игре задействуются за счет активации штабов, что в этой игре стоит дорого (восстановление штаба на единицы = восстановлению пехоты на 5 единиц для Советов), а восстанавливаются они долго (максимум одну единицу за ход, причем при каждой активации они теряют как раз единицу, а число активаций может достичь 4 за ход), а без задействования штабов можно только продолжать уже начатые битвы, причем они будут менее эффективны для вас,

- живучесть отрядов: пехота попадает по врагу только на 6, танки на 5-6. У нас пару раз случалась ситуация, когда 4 полных танковых армии по месяцу не могли справиться с одной полной пехотной, 

- усиление защиты практически в любой местности, кроме полей. В таких местах у защитников действует правило: 2 попадания по защитникам = 1, что превращает их в непроходимые места - одно пехотное подразделение может удерживать леса годами,

- погода, которая ухудшает атаку и движение, улучшает защиту и негативно влияет на способности штабов: вообще останавливает всякую активность на фронте.

 

В итоге атаковать в игре становится очень невыгодно, это можно делать только с огромным перевесом, который обычно невозможно создать из-за ограничений движения, а также не безграничным количеством гексов полей- где можно эффективно атаковать, ведь противник создает на них значительные группировки войск.

 

В нашей партии мы опять играли Барбароссу, я был за немцев и у меня уже был план, как можно достичь победы. У немцев всего 4 штаба и OKH, который не считается полноценным штабом, зато отлично работает для переброски войск в труднодоступных местах. Помня опыт прошлой партии, когда немцам критически не хватало мощности штабов, я бросил 3 штаба на центральную часть фронта (один из которых пришлость перебрасывать на 1-м ходу через стратегическую передислокацию) и организовал "чехарду": пока 2 штаба вели части в наступление, 3-й отдыхал и восстанавливался. Вместе с этим мне удалось сосредоточить практически все танковые подразделения на одном участке. Они позволяли совершать прорывы в 1-2 точках, в то время как другие отряды сковывали боем врага. А затем танки замыкали кольцо за уже начавшимися боями, Советские войска в этих сражениях оставались без снабжения и медленно умирали. Мои же войска проходили в это время дальше, по правилам враг не имел возможности выйти из таких боев, а мои части могли, оставив одного для сдерживания окруженных. За это я платил тем, что на севере и юге мои войска практически бездействовали: 5 армий мне так и не получилось ввести на территорию СССР до конца игры. Вот что получилось в результате использования этой стратегии:

 

Первый ход - последствия первой атака немцев в июне 1941-го: фронт прорван танками в 3 местах. Маркеры BLITZ рядом со штабами говорят о том, что штабы будут активированы 2-й раз в течение данной фазы, что позволит армиям углубиться в создавшиеся бреши. 

 

 

Июль 1941-го. Советские части за линией фронта окружены, они будут терять по единице силы после каждой фазы немцев (за ход-месяц каждый игрок имеет по 2 фазы действий). Притом, что танковые армии уже готовы двигаться вперед, немецкие тылы еще не готовы организовать им бесперебойное снабжение, нужно добить врага на узловых станциях железных дорог).

 

 

Вид сверху: Восточная Польша занята, действия переходят в Белоруссию и Украину.  

 

Советам удается восстановить линию фронта.

 

В августе 1941-го шести танковым армиям ОСИ удается прорвать фронт в двух местах...

 

... и создать котел в районе Брянска. В то же время южнее начинается операция по окружению Киева и прорыва к Днепропетровску.

 

 

В сентябре немцы расширяют брешь и доходят до Тулы. На юге Киев окружен, бои за Одессу продолжаются, порт в этой игре окружить невозможно, пока море контролируется противником.

 

 

В октябре 1941-го немцам сильно везет с погодой: весь месяц солнечно. Это позволяет взять Калинин и создать угрозу окружения Москвы.

 

 

В это время в районе Риги Советы начинают контр-атаку с целью отрезать ушедшие далеко вперед немецкие части от снабжения. Несмотря на то, что в этой игре штурм через реку практически невозможен, Советской ударной армии удается закрепиться и отбросить немцев назад.

 

В это время войска Рейха завершают окружение Москвы и захватывают Днепропетровск. Фронт на востоке перестает существовать, но немецкие штабы настолько измотаны, что не в силах развить дальше успех.

 

В ноябре наступает распутица, боевые действия и продвижение останавливаются, ситуация на фронте больше не меняется. В итоге немцы одерживают убедительную победу во многом благодаря огромным невосполненным потерям Советов. Действительно, стратегия оказалась рабочей, эта игра может превращаться в динамическую при правильном подходе. С другой стороны, если бы моему сопернику хватало бы ресурсов на постоянное восстановление линии фронта хотя бы даже пехотой единичной силы, то для продвижения немцев это было бы очень критично: фактически достичь того, что им реально удалось сделать в 1941-м в этой игре крайне затруднительно. Ну и не буду забывать, что мне чертовски повезло с погодой, что сделало возможным захват Калинина и Москвы, а так же хороших результатов на кубиках (за исключением пары неудач при прорывах epic fail-ов в этой партии не случалось), ну а один из бросков вообще был фантастическим:

 

 

Таким образом, мысль о прадаже игры я пока отбросил. Хочу сыграть еще хотя бы 3 сценария, чтобы сформировать окончательное мнение: еще раз Барбароссу за СССР с опытным немцем, сценарий с контр-наступлением Советов в 1942-м и наступлением немцев на Сталинград. Возможно вывод о "черепашности" игры созрел из-за неумения играть...

Michael написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Ух ты, какой-то нелюбитель "двигать картон" оказался мелким пакостНиком: синхронная единица в оценке темы и минусы на каждый мой пост - прямо старуха Шапокляк в нем процветает, не удивлюсь, что его девиз "хорошими делами прославиться нельзя".

До этого полагал, что он не настолько опустился...

chuikov85 написал 7 лет назад: #

Ставлю тебе +1 для проверки =)

http://nafycuk.narod2.ru/shapoklyak.jpg

fonfrost написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Как обычно, просто отлично... :)
За обзор твердая десятка, но вот за этот конкретный пост -1. Не буди лихо, пока оно тихо :)

Michael написал 7 лет назад: #

Спасибо за отзыв, побуждает писать еще.
Про лихо очень верно замечено, больше будить не буду, может не накроет...

Nelud написал 7 лет назад: # скрыть ответы

А я вот, сомневаюсь что это Др.Ник (но тоже сразу его заподозрил). Долой анонимные оценки! Даёшь прозрачные!

Michael написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Полностью поддерживаю: нет анонимности!

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Ждём. Я тоже жду. (:

Gravicapa написал 7 лет назад: #

А представляете, если сделают персонализацию оценок, да ещё и с учётом ранее выставленных (они же в профиле каждого сохраняются - можно вытащить) :)

Вот это будет шоу - все, кто сейчас ставит "минусы" бросятся их стирать. Главное успеть посмотреть оценки в дайджесте, где вообще полная вакханалия творится с "единицами" :) Веселья будет, эмоций :)

VDmitry написал 7 лет назад: #

Не только анонимные. Минусы без комментариев практически бесполезны.

oranged написал 7 лет назад: #

Такого рода комментарии расцениваются как провокационные.

MakVlad написал 7 лет назад: #

Спасибо, отличный отчёт! Я первым поставил девяточку :) А потом, когда под фотками и подписи появились, поднял до десятки. Так держать!

Imago написал 7 лет назад: # скрыть ответы

А что же Eastfront 2? Может авторы как раз и хотели показать позиционную борьбу, как думается динамики при моделировании такого масштаба игры, ждать не приходится. Обозначьте претензии по-конкретней...

Michael написал 7 лет назад: #

Моя основная претензия: невозможно добиться исторических результатов. Причем из-за зашитой в игру механики.

Повторюсь, что возможно такой вывод созрел из-за недостаточного опыта игры.

Alxin написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Очень хотелось бы услышать мнение о ФФ после игры не в учебный сценарий.
Я был слегка ошеломлен вторым сценарием (который на самом деле третий, поскольку учебный нулевой), который предполагает использование всех фишек в игре, при этом игровая карта состоит из двух полей. И даже намека на то, как лучше расположить войска нет. Как результат у нас был epic fail, когда мы полтора часа фасовали фишки и расставляли куда захочется, а потом за полтора хода игрок за Советы понял, что проиграл, даже не успев, по сути, начать играть - для такого размаха сценарий надо бы хотя бы предполагаемый ход боя обрисовывать.

Michael написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Забавная история, прямо заинтриговал- в след. раз будем тогда его раскладывать.

А в исторической справке по сценарию намеков на ход боя не было?

Alxin написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Ну намеки есть, куда ж без них. Но карта в итоге все равно очень большая. А без должного опыта (читай - не только игры в базовый сценарий, который всем нравится) понимание куда кого посадить, чтобы не быть статистом - я бы не рискнул. Да и меня слегка в дрожь бросает от того количества фишек на столе, когда начнется активный артобстрел и распадание на отделения взводов.

Michael написал 7 лет назад: #

По ссылке, которую дал Mori (за что огромное спасибо) - это получается XXL и самый сложный сценарий, действительно может быть страшно. Что-то я передумал его вторым играть, наверно надо правда идти в порядке по списку, чтобы не пытаться сразу запрыгнуть наверх лестницы.

MoriQuessir написал 7 лет назад: #

Тут есть рекомендованый порядок сценариев для постепенного увеличения масштабов http://boardgamegeek.com/file/download/7v3yroa0h1/FF_Scenarios.doc

Игра хорошая. Будет интересно за канадцев покататься в следующей игре серии)

MakVlad написал 7 лет назад: #

Поскольку игра повествует о боевом пути конкретной дивизии, сценарии расположены в хронологическом порядке. Играть их лучше в порядке сложности. А второй сценарий как раз самый сложный в игре.

Victor34 написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Михаил спасибо за отчет!
Подскажите а кто-нибудь перевод правил делал на русский, хотя бы краткий?

Michael написал 7 лет назад: #

Виктор, FF не видел, EastFront отличный перевод сделал MakVlad, лежит в карточке игры.