BSG. Этот мега ультра кооператив ездит со мной по разным странам и стабильно собирает пати из 6-7 человек. Он по-прежнему заходит практически всем. 9 из 10. И по-прежнему, даже постоянные игроки не в состоянии охватить все правила. Они знают какие-то урывки и играют по наитию. А я, будто голос за кадром, постоянно напоминаю и уточняю. Какие-то механики, карты, очередности действий живут исключительно в моей голове - их даже не пытаются запоминать. Но в целом - и ладно. Получается что-то вроде D&D, где ты стреляешь в Газебо, а что-то там к чему прибавить и на что помножить - дело GMа. И это нормально, этого хватает. Я и не знаю, как преподносить эту игру по-другому. Каждый получает короткий брифинг - и вперед. Смотри, что делают другие, повторяй, задавай вопросы. Сам ищи себе место и призвание. Как правило, ни у кого не возникает желания бросаться разбираться во всем. Вместо этого новички находят себе узкие специализации: стрельба из пушек, починка, управление беспилотниками и пр. А те, кто не находит, рискуют оказаться в тюрьме. За бродяжничество и бесполезность.
Корабль (три вообще-то) - тот еще лабиринт. Какие-то каюты, рубки, палубы понятны с первых ходов. В них постоянно кто-то толпится, играются экшены, отдаются приказы, их ремонтируют в случае пробоин. Ну, или хотя бы переживают, если пробоина случается. Другие места изучены плохо, в них бывали только президенты и ветераны особенно трудных полетов. Есть совсем уж темные переулки, назначение которых не знает никто. Не не помнит, а именно не знает - на их памяти в них никто не бывал. Никто, кроме меня. Я знаю все и бывал везде, иногда меня это даже пугает. С таким объемом знаний в другой области мог бы защищать докторскую. Корабль огромен, я даже не пытаюсь объяснять назначение всех его уголков, несмотря на то, что все они полезны в определенных ситуациях.
Окружающий космос - тоже место на любителя. Поначалу их много, этих любителей - все хотят быть пилотами. И звучит хорошо, и цель ясна: вот гашетка, вот враги. В действительности пилотировать вайперы чертовски трудно. Нужно знать колоду боевых карт, собирать сильную руку, грамотно ее использовать, предугадывать движение и возможности врагов. Нужно кооперироваться с другими членами экипажа - получать приказы и огневую поддержку с бортов Галактики и Пегаса. В одиночку здесь сложно что-либо успеть. Побывав в паре драк и проснувшись на больничной койке в очередной раз, пилот-новобранец разочаровывается в профессии. Нужно налетать кое-какой опыт, чтобы понять, что здесь к чему. Крутой пилот способен сдержать внушительный флот. Я иногда беру себе персонажа с пилотированием, просто чтобы показать класс. Впрочем, не всегда это получается и у меня.
Короче, это крутая игра, требующая задростства всего от одного ее участника. Остальные - будто герои интерактивного кино. Плывут по постепенно усиливающемуся течению, изучая правила и принимая решения по обстоятельствам. BSG вышла из тиража, но, может быть, FFG сделает что-нибудь с этим. Все известные мне аналоги уступают глубиной и проработкой баланса. Говорят, что лицензия на сеттинг истекла. Но что мешает переиздать в другом?
Партия раз
Это была странная партия, в которой я оказался сайлоном с самого начала. Еще четверо были полными новичками. По доброте душевной решил упростить игру людям и сыграть без симпатайзера, заменив его мятежником. Почему по доброте? Потому что симпатайзер - довольно злой парень. Он заставляет экипаж жертвовать ресурсами в первой половине партии. А мятежник - добряк, лишенный минусов для человеческой половины эмм... человечества. Вдобавок я забыл, как это - быть мерзавцем, и совершенно не вредил в кризисах. Не стремился, вернее. Хотел дать остальным прочувствовать слаженность в прохождении голосований. Пытался стрелять по рейдерам из кабины своего вайпера с ощущением жажды смерти и скренности. Но выбрасывал единицы, и все считали меня плохим. Просто за факт плохой удачи на кубике. И когда я вскрылся, то было заявлено, что все же очевидно с самого начала. Ну, знаете эти "я же говорил!" и "я так и знала!" уже по факту. Не то чтобы я жаловался. Сам ведь создал атмосферу радушия и взаимопомощи на корабле. Не вкинул ни одной плохой карты в голосования. Не посеял ни одного зерна сомнения и паранойи в неокрепшие умы. Думал, что у меня еще полно времени. Я ошибался.
Черт побери, они работали как слаженная команда. Адмирал плохо справлялся с расчетами дистанции прыжков, мы прыгали на минимальные расстояния. Но не теряли топливо. Мы его, напротив, набирали. Мы поднимали мораль, проходя кризисы. Я никогда еще не видел такого достатка в ресурсах, но утешал себя мыслями, что еще только начало партии. Все напряженные моменты были удачно порешаны супер способностями персонажей.
И вдруг все завертелось слишком стремительно. После третьего прыжка адмирал выдал целых 3 единицы расстояния, и вслед за этим читерная Хелена Кайн применила свою способность досрочного прыжка. И Галактика сиганула еще на 3 единицы, оказавшись на финишной прямой.
Пришлось позорно вскрываться и мне, и второму сайлону. Который тоже был таковым с самого начала. Он же был втором опытным галактиководом, наравне со мной. Полный провал. Мы кое-как посоздавали видимость борьбы, опустили какой-то ресурс до двойки и чуть не взяли Галактику на абордаж центурионом. Но это были жалкие потуги по сравнению с тем, что бывает обычно. Тем не менее, все новички-люди прониклись, всем понравилось. Они-то не знали, как бывает обычно - для них наши барахтанья в конце показались серьезным испытанием. Моя бравада вот-вот выиграть не казались им беспочвенной. Буквально сразу договорились на следующую партию.
Партия два
В этот раз играли с симпатайзером. Чтобы было тяжело с самого начала. Чтобы мы все ломали голову над тем, как и какой ресурс загнать в дефицит до второй раздачи карт лояльностей. В этот раз на нас сразу насели рейдеры и бейзстар, и все очень напряглись. Воцарила легкая паника: кто-то хотел стрелять по кораблям, кто-то - по бейзстару, президент начал рыться в кворумах, пилоты не могли набрать нужные карты... Потом все улеглось, но в каком-то из кризисов обнаружилось 3 минусовые карты. Это дал о себе знать сайлон. Впору было рассроиться, но тут люди научились отдавать приказы (карты Executive order), что ощутимо подняло их сопротивляемость проблемам и научило вытаскивать друг друга из больницы. Проблемы отступили.
Вторая раздача принесла мне карту сайлона, а какой-то из кризисов - титул президента. Вдобавок, вскрылся второй сайлон. Память о прошлой игре была свежа, а время - дорого. Решив присоединиться к нему поскорее, я начал вкидывать всякий негативный мусор в голосования. Делать это было легко и приятно, т.к. каждый из наз успел запачкать руку коричневыми картами предательства (премерзские карты, если кто не знает, но почему-то дочитал аж до сюда). Дела людей резко ухудшились. Рядом с Галактикой маячило два бейзстара, которые регулярно пробивали нужные всем каюты. Больница была переполнена. Получив какой-то очередной приказ, я отправил кого-то картой кворума в тюрьму. Т.е. расписался в том, что я сайлон. Но дела были так плохи, что у экипажа не было ни карт, ни времени со мной разбираться. И я решил остаться на Галактике еще на кружок. Я запускал скауты, чтобы скидывать хорошие карты навигации, играл какие-то сомнительные кворумы, раздавал карты мятежа и откровенно вредил в голосованиях - и никто ничего не мог поделать. Двое сидели за решеткой, остальные латали дыры в обшивке и прогревали движки, чтобы хоть как-то двигаться к прыжкам. Где-то в самом конце закончилось топливо. Люди просто проиграли во время прыжка. Хотя основной корабль тоже дышал на ладан и казался более вероятной причиной поражения.
Третья, самая интересная
Мне достался Гай Балтар на пару с президентским титулом. Обе карты лояльностей человеческие. И я, чтобы сразу обозначить свои склонности, направился в президентскую комнату и потребовал приказов. Один executive order позволяет набрать от 2 до 4 кворумов за раз и сыграть до 2. Если команда не жмется на приказы, то довольно быстро можно собрать неплохую руку кворумов и неплохо влиять на игру. При наличии преданного электората в лице команды президент - очень клевый и полезный парень. Надо только завоевать эту преданность.
Кризисы один за другим проверяли нашу мораль на стойкость. Некоторые мы умышленно или не совсем заваливали, избрав мораль тем самым ресурсом, который позволит нам сохранить в симпатайзере человечность после второй раздачи карт лояльности. Это чертовски важно, ибо выиграть против троих сайлонов практически невозможно. Мне не удавалось ни разу. А чтобы их осталось два, один из ресурсов должен быть израсходован на 50% к середине игры. Мораль - плохой выбор, но терять ее в начале данной партии было легче всего.
Первый прыжок продвинул нас всего на 1 единицу расстояния, но без потери топлива. Как бы, и хорошо, и плохо. Топлива в игре впритык, и любая его экономия - помощь людям. Но единица… Так уж вышло, что президенту удалось проверить аж двоих игроков на предмет лояльности. Адмирал попал под данный аудит и с треском провалил его. Оказался сайлоном и скоропостижно вскрылся. Новый адмирал обеспечил нам прыжок на 3 ценой 3 единиц топлива. Опять же, хорошо и плохо, только наоборот.
Вторая раздача лояльностей сохранила во мне человечность. Почти сразу после нее я использовал свою разовую способность, чтобы проверить лояльность нового адмирала - и снова бинго. Второй сайлон был вскрыт, как банка горошка.
Дальнейший план был ясен: прыгать с минимальной подготовкой, не жалея отстающих. С помощью моих кворумов удалось набрать аж 14 единиц населения, вот этим буфером (звучит крайне по-сайлонски) мы и собирались жертвовать. Неудивительно, что мораль была в красной области.
Сайлоны взялись за нас как-то уж очень основательно. К тому моменту мы собрали изрядный хвост из рейдеров, и пилоты ничего с этим не делали. Один вскрылся, другой сидел в тюрьме за подавленную симпатию к сайлонам (симпатайзер), третий был новичком и не справлялся. Да и хватало других дел.
Даже с двумя открытыми сайлонами мы все еще проходили особо важные кризисы, хотя силы были на исходе. Один из таких кризисов дал нам единицу расстояния. Я очень надеялся прыгнуть вслед за этим на 3. Это дало бы нам суммарно 8 единицы расстояния, т.е. финишную прямую. Мы сильно проседали по морали и топливу. Сайлоны всеми силами давили на больные точки, и довольно успешно находили способы снизить дефицитные ресурсы.
Увы, мы прыгнули на 2. Вдобавок, сайлоны крайне метко подбили нам FTL Control. В общем, где-то там на 7 единицах расстояния мы и проиграли по морали. Шансы были неплохие - не повезло. Надо было бросить все силы на штудирование колоды навигации скаутами и приберечь одну карту Repair на всякий случай. Но было интересно.
Года полтора назад решил приобщиться к великому: отсмотреть сериал, а после - закупиться картоном. В итоге домучал до середины второго сезона и бросил - всё-таки большинство сериалов (даже хороших) надо смотреть, когда они выходят. Через 5/10/15 лет уже не то пальто. До картона дело так и не дошло.
Сериал на любителя. Сам я только 2 сезона выдержал, дальше сюжет как-то расфокуссировался и стало неинтересно. Играть это не мешает. Думаю, если бы у игры был свой собственный сеттинг без художественной составляющей, ничего бы не изменилось
кстати говоря, это одна из тех немногих игр, которая оказалась лучше чем первоисточник. многие это подтвердят.
сериал сам смотрел. до конца второго сезона досмотрел (уже уставая) сделал перерыв и заставил себя досмотреть весь.
и то ради того что игра есть с дополнениями всеми.
Полностью посмотрел сериал года 4 назад)
Он устаревший, согласен.
Третий сезон показался особенно скучным. Но досмотрел до конца и в целом остался доволен, как фанат космической тематики.
Но даже фанату тематики, ну и сериала. Я не смог осилить его в 2018.
Игра тоже хороша, как по мне "Дюну" и "Звёздный крейсер Галактику" надо переиздать, пусть и в другой одёжке. Игры хорошие.
Одна из любимейших игр. При этом, ни разу не играл с дополнениями, о чем ужасно жалею. Куплю\выменяю дополнения (угу, размечтался).
Белая зависть. :)
Я как-то писал про дополнения: они хороши, но сильно усложняют базу и требуют каллибровки (надо аккуратно добавлять модули, чтобы не поломать баланс). База тоже ничего - я довольно много в нее играл, прежде чем обзавелся допами
У нас в базу несколько десятков партий, уже хочется разнообразия, а допы нигде не достать. Не понимаю, почему FFG не занимается переизданием, пусть и по другой вселенной, такой проект был бы обречен на коммерческий успех.
Спасибо за отчет, о любимых играх всегда приятно читать)
Отличная игра! Играем в нашем клубе в локализованную базу.
Завидую когда читаю отчеты по ней. Раскладывал на четверых в своей компании, двоим не зашла. Так до конца партии никто и не понял, в чем прикол. Тянем карты, скидываем карты, куда стреляем, куда летим? Второго шанса пока давать не хотят.
Вот то ли я неудачно провел, то ли просто как игра не их.
Все может быть: игра большая, долгая и сложная. Лучше всего найти кого-то опытного и сыграть под его руководством - он покажет, что делать и на чем ставить акценты, поможет прочувствовать атмосферу. Атмосфера тут - самое главное. Ну, и 4 человека - это маловато. Самое лучшее количество - 6.