Отгремели предзаказы Войн Ктулху и новоприбывшие жалуются, что им придется ждать их коробки на несколько месяцев дольше, чем им обещало издательство. Мой Ктулховоз на столе, но сердце моё отдано другой настольной игре того же семейства, которая находится в производстве с 27 марта 2019 года.
Жизненный цикл любой кампании на Кикстартер можно разделить на период тизеров и подогрева интереса к новой настольной игре, период хайпа, когда блогосфера и форумы заполнены восторженными отзывами, снимаются летсплеи, печатаются статьи. Всегда после этого наступает период затишья и долгого ожидания доставки. Чаще всего до доставки проходят годы, и даже случается, что ты даже не помнишь почему ты проспонсировал ту или иную игру, коробка с которой доставлена сегодня тебе на порог. Так получилось, что мой этап хайпа по Хайперспейсу не спадал никогда.

Иногда бремя ожидания было слишком невыносимо и приходилось пользоваться возможностью игры через интернет, что привело к 15 наигранным партиям. Я против сухого перечисления правил, но для людей ничего не слышавших об игре, мне придется это сделать. Для любителей Войн Ктулху будет интересно почитать почему я считаю Хайпер лучше КВ.

Итак, Hyperspace , - это 4х стратегия о космическом конфликте на 2-6 игроков с 25 асимметричными фракциями. (4 игрока в базе, 5-6 игроки добавляются в допе). Игроки открывают новые кластеры с планетами, строят свои колонии, изучают технологии, добывают ресурсы и ОЧЕНЬ МНОГО ВОЮЮТ. Представьте себе смесь Войн Ктулху с Сумерками империи, которая играется за 2 часа на шестерых, и вы сразу поймёте о чём я. Исследования новых кластеров, технологий и битвы добавляют игрокам победные очки. При достижении 15 ПО, игрок имеет право остановить партию и тогда считаются планеты с вашими колониями и количество ваших звёздных баз.

В игре есть 3 типа ресурсов: метал, атомик и органика. Метал необходим для строительства, атомики для передвижения, объявления войны и покупки новых технологий. Органика же выступает в виде джокера, используемого как атомик или метал .Также есть Хайперы, которые ресурсом не являются, но их можно обменять на любой ресурс, 3 хайпера обменивают на 1 ПО, а 5 хайперов – на карточку секрета с бонусом и очками победы. У каждого игрока есть 3 ключевых и бесконечное количество дополнительных действий в их ход. Первоначально вся карта закрыта и логично было бы начать с описания передвижения. Передвижение здесь производится не каждым юнитом в отдельности, а группой юнитов с одного тайла. Перемещение На закрытый тайл стоит 2 атомика, на открытый -1. Если вы перемещаетесь в систему со своей звёздной базой, то вы также тратите 1 атомик, но действие становится дополнительным.
Каждая колония, которая здесь представляет пластиковую миниатюру с тремя прорезями под жетоны может производить ресурсы. Во время действия производства, игрок выбирает что бы он хотел произвести – метал или атомик и добавляет себе столько ресурсов, сколько суммарно производят его колонии. Органика всегда автоматически производится гражданами, которые представлены павнами граждан на планете.

В действие строительства можно построить 1 колонию или 1 звёздную базу в системе, которой есть 1 ваша колония, или 1 гражданина на континенте с колонией или корабли общей стоимостью до 4 металлов рядом со своей звёздной базой. Одним из важнейших отличий от ВК является способность строить колонии в любом месте карты без привязки к своим юнитам. Кто-то открыл в свой ход богатую ресурсами систему, - значит вы можете поставить там свою колонию. Вместе с более дешевым передвижением группами, это сокращает возможность отсиживаться в своём углу. Интересы игроков переплетены по всей карте, несколько игроков могут делить одну планету. (Ограничением выступает количество континентов . 1 континент – 1 колония). Сложнее получить ситуацию, когда кто-то на другом конце карты тупит под боком у лидера. Все могут дотянуться до всех.

Справа на планшете игрока есть 4 слота под технологии. 2 обычные и 2 специфические для каждой расы. Каждый слот имеет цену в атомиках. Кроме этого, игрок должен решить кто из его противников получит одну органику в качестве бонуса. Тут следует отметить, что Войны Ктулху и Хайперспейс- это настолки с непрописанной дипломатией, тем не менее, в каждой созданы условия для её проявления. В хайпере она выражена более явно. Изучение новых технологий, карточки секретов, способности фракций – всё будет подталкивать игроков к решениям, кому дать бонус, а у кого отобрать. Причем такого рода дипломатия вплетена настолько органично, что она присутствует буквально каждый ход в игре, но не оттягивает на себя время партии, не отягчает её. Здесь нет фазы дипломатии, как в Сумерках Империи под негласным названием «сейчас у нас тут будет 15 минут срача по поводу того какие законы в галактике мы принимаем». Здесь это происходит как « давай я тебе дам органику за эту технологию или даже ПО с карты секретов, а ты не будешь использовать на мне вот эту свою сильную спецспособность, ок?».
На орбитах планет болтаются остатки космических кораблей и хайперы, планеты густо заросли органической жизнью. Всё это можно собрать действием реконструкции. При выполнении действия реконструкции колонии, на континентах которых находятся жетоны органики собирают её, звёздные базы – дрейфующие в окрестностях жетоны хайпера или космические корабли. Из ремонта выставляются поврежденные корабли. Таким образом каждую планету с её орбитой можно «ободрать» только один раз.

Центральное место в каждой партии занимает планшет подсчета очков с тремя шкалами. По первой вы продвигаетесь при открытии новых неисследованных кластеров, по второй – при исследовании новых технологи, по третьей – если в ходе битвы вы были атакующим и при атаке вы убрали с поля хотя бы один юнит. Первые две шкалы конечны, а третью можно использовать многократно, получая по хайпертокену за каждую битву и по 1 ПО за каждые 8 очков защиты убранных с поля. ( максимум 2 ПО за битву. Можно не только уничтожить юнита, но и нанести ему недостаточный для уничтожения урон, отправив его в ремонт. Позднее владелец вернет его действием реконструкции). Игра провоцирует игроков на частые конфликты, так как это один из основных движков на получение ПО в игре. Сочетание дешевого перемещения и бесконечного трека битвы провоцирует игроков вступать в битву максимум во 2 раунде. Как же они проходят?

Хотя, в одном кластере могут мирно сосуществовать юниты нескольких игроков и автоматический бой не начинается, игрокам выгодно стричь ПО за битвы. Потратив 1 Атомик для начала битвы, игроки бросают количество и тип кубов, соответствующим кораблям и строениям находящимся на гексе. В битве участвуют даже граждане, находящиеся на планете. Производится подсчет суммы всех кубиков каждой стороны и каждый выбирает ЮНИТЫ ПРОТИВНИКА, которые он хочет убрать с поля. Здесь видно одно из ключевых отличий ХС от КВ. Дополнительным элементом стратегии является правильное распределение урона. Тематически это оправдано, куда стрелял, - туда и попал. Юниты, которые впитали в себя значение своей защиты (например, 8 у дестроера) -уничтожены. Если юнит впитал в себя меньше урона, чем его значение защиты (например, 9 из 10 у круизера), то он подбит и отправляется в ремонт в зону справа от планшета противника. Юниты, со значком башни на планшете не могут быть ранены. Их можно убрать с поля только полностью уничтожив. Бои быстрые и многочисленные, нет смысла не только проводить генеральные сражения, но и иметь слишком большой флот на карте, так как автоматически становишься целью для других игроков, желающих срубить очков за счет уничтожения твоих жирных юнитов. Ещё одно отличие от Войн ктулху, которое не очевидно при первом рассмотрении. В ВК игроки не имеют возможности запасаться энергией на следующий раунд (кроме ВВ), поэтому им приходится строиться, обрастать юнитами. Всегда подсознательно понимаешь, что воевать - дорого. Если тебе снесут пару дорогих юнитов, то ты будешь восстанавливаться весь следующий раунд, Великие Древние мощны, но в тоже время они «стеклянные». Это то, над чем ты трясешься, защищаешь их, так как они скорее всего связаны с движком фракции на получение ЗД. Используются они только в крайних случаях, когда порог выгоды сильно превосходит риск. Лидирующих игроков легко вынести объединившись и развалив несколько зон, которые они контролируют. В Hyperspace же ресурсы переносятся в следующие раунды. Вы можете отсутсвовать на поле, отстроиться, переместиться и атаковать, получив ПО. Юниты приобрели разную ценность в уроне, который им надо нанести и дорогие юниты не равнозначны дешевым. Потеря любого, даже самого дорогого юнита не может сломать вам игру из-за чего сражаться в ХС весело, быстро и не слишком фидлёво.
Игровой процесс не прерывается на другие фазы. Каждый игрок делает по 3 действия, и так по кругу. Никаких фаз обновления, фазы мифа или формальной фазы дипломатии. Из-за этого партия на 6 занимает 2-2.5 часа. За 15 партий мне удалось поиграть разными составами и с уверенностью говорю, что настолка играбельна даже в дуэльном варианте, так как раскладка разная на разное количество игроков. Правда, некоторые расы начинают «играть» только при большом количестве игроков. Места всегда столько, чтобы соблюсти баланс и не надо покупать дополнительные карты!

Теперь – самое интересное. Какие возгласы раздавались про Войны Ктулху? Правильно!- дорого и огромные бестолковые миньки! Куча дополнений за много денег! РРЦ Войн Ктулху 200$. РРЦ Хайперспейса 115! Но это не всё! Если у КВ РРЦ дополнительных фракций 50$, то у ХС – это 15$ за фракцию! За счет чего удалось сократить стоимость? Дело в том, что фракционные коробки, содержащие уникальные миниатюры будут «надстраиваться» на стандартные миниатюры корветов, дестроеров, крузеров из базовой коробки! Корабли, колонии и старбазы у всех одинаковые, различается только цвет! Стоимость и живучесть кораблей может отличаться за счет разных показателей на планшетах. Также, будет продаваться отдельное расширение на 5-6 игроков, содержащее дженерик юнитов 2 новых цветов. Однако, удалось сохранить асимметричность фракций, так полюбившуюся нам по Войнам Ктулху! У каждой фракции свои уникальные супер-корабли, планшет и технологии. Некоторые даже имеют свои жетоны и дополнительные планшеты! У каждой фракции на планшете написаны слабость, бонус, который они могут использовать и движок на получение ПО или хайпертокенов. Забудьте о куче коробок с нейтралами. Здесь будет предлагаться одна коробка, содержащая космических монстров. Здесь они не совсем воюют за вас. Они могут как помогать фракциям, стоящим с ними в одном гексе, так и мешать. Кроме того, с ними можно воевать для получения победных очков.
Штрихом к общей картине является увлечённость Сэнди Питерсена энтомологией, что помогло ему создать правдоподобные разнообразные расы. Да, здесь нет эпичных битв львят с черепашками на космических кораблях, зато есть расы – вампиры, расы – машины, расы паразиты и расы, существующие в нескольких измерениях! Что и говорить, есть даже люди). Градус асимметричности здесь немного падает по сравнению с КВ, но они всё также играются по-разному, у них разные ульты, движки для достижения победы, всё это отлично интегрировано с их внешним видом и лором. Например, здесь тоже есть фракция ктулху, которая начинает на Земле, а люди начинают на астеройдов без родной планеты, интересно, почему?) Предсказываю вопрос о том, какие фракции надо взять в первую очередь и ответ будет – берите все. Вот так. Дополнения с фракциями конечно будут после выхода кикстартера, но не все и не в том количестве, чтобы хватило всем желающим. Если всё-таки хотите услышать мои предпочтения – посмотрите в сторону zepzeg, daldath, collectors и людей
Почему же я написал эту статью после 4 лет ожидания кикстартера? Так как Petersen games закончило рассылать Войны Ктулху, следующий проект в очереди – Hyperspace! И недавно я узнал, что пледж будет открыт ещё 7-10 дней! Желающие приобщиться , прошу - https://www.pledgemaster.games/l/Hyperspace Для тех, кто читает эти строки сильно позже даты написания этой статьи – долбите Фабрику Игр) Эта игра достойна быть изданной в России.
"... Штрихом к общей картине является увлечённость Сэнди Питерсена энтомологией, что помогло ему создать правдоподобные разнообразные расы. ..."
Я не так хорошо знаком с господином Сэнди, но читал дневники по Гиперспейсу по мере их выхода. Там в инспирейшенах куча другой живности помимо жуков.
"...И недавно я узнал, что пледж будет открыт ещё 7-10 дней!..."
И эта информация откуда? Я в феврале переписывался с их менеджеров. У меня всю зиму у них на сайте с пледами не работает кнопка "pay". Их менеджер отвечал, что это повсеместная проблема, что-то с системой оплаты и они это решат скорее всего уже когда с Cthulhu Wars разберутся. Цитата: " счастью, у нас много времени, потому что Hyperspace еще не сделан."
В информации на кике только то, что они общаются с производством и очень хотят начать отправку летом этого года. Но может там где-то и спряталась информация.
Я сижу в их discord. Там всегда быстрее информация. Кнопка оплаты работает с впн.
Человек с Кипра пытался оплатить. Но не знаю зачем, но через впн я тоже сам пробовал.
У нас в чате точно 1 чел оплатил через иностранного друга.
"у нас в чате", это на дискорде?
Рылся в заметках своих, наткнулся на запись по Thoth'у. Там вдохновением служит винегрет Египта, пустыни и смерти: https://www.evernote.com/l/ARLmUjyatNJKMbDH40JmKrjG4r-ASft6xSo
А так, по-моему все дневники на кикстартере есть.
Эоо вк
у системы оплаты скорее всего региональные ограничения :)
Без ВПН из РФ форма оплаты не появляется, только кнопка PAY и не нажимается она из за того, что форма не заполнена.
С ВПН (пробовал турецкий, финский) появляется и можно оплатить если есть не российская карта
А чем космические вампиры или роботы реалистичнее львов и черепах?)
Тем, что надоело отсутствие воображения у авторов игр. Надоело смотреть на антропоморфных животных- инопланетян от фуррилюбов.