В минувшее воскресенье нам удалось собраться вчетвером и отыграть (первую для большинства) партию в настольную игру BIOS: Megafauna (2nd edition). Лично меня подстегнуло познакомиться с этим детищем Фила Эклунда отыгрыш в Dominant Species: Marine, и обсуждение этой партии со своим другом Анатолием. Именно он предложил мне хоть краем глаза обратить свое внимание на трилогию BIOS, а также более маленькие его творения, такие как Neanderthal и Greenland.
Мое образование было сопряжено с биологией, и поэтому посмотрев небольшой видеобзор по игре Neanderthal, мне захотелось познакомиться с ней поближе. За неделю я перевел правила, читая которые я словно побывал на лекции по антропологии. В качестве небольшого отступления отмечу, что правила у Фила Эклунда, сродни научной работе, испещрены сносками, которые описывают и поясняют процессы и явления, которые не настолько уж на слуху у среднего человека. И сделано это не для того, чтобы «обводнить» правила лишней информацией, напротив, подобный Wikipedia-style позволяет глубже проникнуться игрой-симулятором, и лучше понять ее в целом.
Итак, после того, как с правилами для игры Neanderthal было покончено, а сама игра заказана с amazon.com, я дерзновенно решил прикоснуться к трилогии автора. Огромное спасибо Елене Глотовой, которая перевела правила для BIOS: Megafauna (2nd edition), хотя, на мой взгляд, их оформление грешит переизбытком цветовой палитры, из-за чего они воспринимались мною с большим трудом, но это не суть…
С другом, который натолкнул меня познакомиться с этой игрой, мы приняли решение не приобретать ее, пока не отыграем в нее с тем, у кого она есть, и кто сможет нам разъяснить ее правила. Нам посчастливилось обнаружить наличие этой игры у нашего общего знакомого – Алексея, который, предупредив нас о ее специфике, о продолжительности партии и, заручившись уверенностью в том, что мы не сойдем с дистанции на середине партии, дал свое согласие сыграть с нами вчетвером (к нам присоединилась наша общая знакомая – Мира). Мы наметили дату встречи, и у нас было 2 недели на подготовку.
Благодаря YouTube-каналу «Heavy Cardboard» у меня появилась возможность отсмотреть партию на троих, продолжительность которой (вместе с разъяснением правил) составила без малого 5 часов. Если вас уже отпугнула эта цифра, хочу еще раз подчеркнуть, что игры Фила Эклунда – это симуляторы (в частности, эволюционных процессов), которые следует отыгрывать фаново, наслаждаясь самим процессом, а не гонясь чисто за победой (хотя есть у этого автора есть игры, в которых на одном фане далеко не уедешь, например, BIOS: Origins). Принимая за внимание этот фактор, и тот факт, что в игровом процессе не малое значение отдано на волю судьбы ("рандома", или случайностей, здесь хватает), мы были все еще настроены на оговоренную партию.
Отсмотрев вышеозначенное видео, я понял, что мне не обойтись без более тесного знакомства с правилами. Тут я должен выразить огромную благодарность всем тем, что выложил на небезызвестном сайте BGG (boardgamegeek.com) несколько памяток (по символам событий, по доступным действиям игроков и полноценную памятку по игровому процессу), которые были мной прочитаны, переведены и осмыслены. После этих трудов я вновь пересмотрел игровую партию от "Heavy Cardboard" с гораздо более глубоким осмыслением происходящего, но тем не менее некоторые вопросы были для меня все еще не ясны, и я чаял, что они будут разрешены во время нашей игровой встречи.
Итак, вечер и всю ночь («ночер», как у нас принято говорить) за день до встречи я посвятил танцам, заснув лишь в 5 утра, но, несмотря на это, мы все, как неофиты, примерно в час дня, уже со вниманием были погружены в экскурс по правилам, который любезно провел владелец коробки с игрой. Никто кроме него из нас четверых ранее не играл в эту игру, и мы были несказанно рады, что он осветил основные аспект игрового процесса, опуская мелкие детали, с которыми мы могли и не столкнуться в процессе, или те моменты, которые он возложил исключительно на свои плечи (в частности, разрешение всех событий, с которыми мы сталкивались в начале каждого раунда).
До того, как начать саму партию, у нас разгорелся небольшой спор, кто будет отыгрывать за растения (они сильнее прочих отличаются от остальных). Ни я, ни владелец игры особого восторга от перспективы играть за «зеленых» не испытывали, и бремя сие принял Анатолий, показывая нам всем в течение партии не раз «кузькину мать», так что да, растения были еще теми суккулентами… =)
В итоге я расположился на крайне левом плато, Мира – на крайне правом, а Анатолий и Алексей между нами, и волею судьбу два их плато столкнулись, сформировав единый континент, на котором разгорелось нешуточное противостояние между цитоскелетными (зелеными) и экзоскелетными (черными) видами.
Мне, как игроку (оранжевому) за гидроскелетные виды, повезло в самом начале партии отхватить карту Speech, которая заложила основу моей стратегии – добиться формирования языка (что является «тригерром» завершения игры, т.е. одним из условий, по достижению которого происходит окончание партии), и при этом вел себя довольно обособленно («у тебя это Австралия», как сказал Анатолий) и очень долгое время не мог переродиться в летающую форму. Мира же напротив, играя за амфибий (белых), быстро училась выживать и распространяться, плотно заселяя вначале свое плато, а потом активно перебралась на континент и добралась даже до моего плато.
Как я уже говорил, без фанового отыгрыша, как минимум приобретения карт-мутация для своих видов, мы померли бы со скуки, а игровой процесс представился бы нам в виде «сухого» собирания кубов-органов, количество которых играем весомую роль при оспаривании территорий. Поэтому не могу не поблагодарить Анатолия, которому удалось так ярко зажечь нашу игровую встречу, и мы не раз заливались смехом, обсуждая перспективы приобретения той или иной мутации для своих видов, чего только стоил обыгрыш термина «суккулент», когда цитоскелетные обзавелись мутацией, наделяющей их шипами для защиты! =)
Чего только не случалось за эту партию, которая, кстати, могла закончиться уже на 4 или 5 ходу за счет возможного решения Анатолия, который мог так разыграть свои возможности, что нам бы всем не поздоровилось от неконтролируемого парникового эффекта (еще одного триггера окончания партии), но он все же посчитал, что ему это будет не настолько выгодно и милостиво позволил нам продолжить партию, не доводя состояние атмосферы до предела.
Мои оппоненты ревностно «отжимали» у меня возможность приобретения карт-мутаций, которые позволили бы мне завершить развитие языка, но все же под конец партии мне удалось урвать (хотя я склонен думать, что друзья просто мне это позволили) одну из таких карт, что привело к финальному подсчету очков и моей победе.
Моя голова на этот момент уже была настолько «квадратной» (от недосыпа и многочасовой партии), что я не смог даже адекватно порадоваться такому исходу… Собирая компоненты игры обратно в коробку, мы живо обсуждали партию, делились эмоциями, пытались проводить аналоги с другими играми, но при этом прекрасно осознавали, что для получения от нее истинного удовольствия, нам потребуется хотя бы еще одна такая же встреча.
Подводя итог, могу сказать следующее:
Завершая свой отзыв, хочу порекомендовать эту игру для ознакомления, и посетовать на то, что ее никогда официально не издадут на русском языке (уж, к больно нишевой категории относится это продукт), ведь автору этой игры, который трудится над ней вот уже более 20 лет (и 2nd edition – это далеко не вторая ее инкарнация) фактически пришлось самому организовывать издательство, чтобы к его творениям смогли прикоснуться многие по всему свету.
Понравилась дли мне эта игра? Однозначно, да!
Буду ли я приобретать ее для своей коллекции? Скорее всего нет.
Возможно, что я отыграю еще в более конкурентный BIOS: Origins, и обращу свой взор на грядущее воплощение второй части трилогии, которая должна увидеть свет в этом году под названием BIOS: Mesofauna, партия в которую представляет собой гонку и завершается при достижении одним из игроков 14 очков. Посмотрим, мне еще предстоят партии в Neanderthal и Greenland, которые на днях уже окажутся в моих руках.
У вас ошибка в заголовке
это просто парафраз к устойчивому выражению, которое у многих на слуху...
Аллюзия вполне очевидна, но оригинал пишется через "Не", как и все фразы где нет двойного отрицания.
Я занудствую, конечно, но писать большой содержательный текст и в первом же слове ошибиться...
Ну так и в самом тексте ошибок немало.
Почитать отзыв было интересно.
Да, согласен, ошибся, простите
Алексей, привет. Спасибо за обзор. А с Bios: Genesis уже знаком? Как она? Или если незнаком, есть ли в планах?
Приветствую!
Нет, в Bios: Genesis не играл, и не планирую, если честно. Мельком читал про нее, что она слабейшая в трилогии, но если отыгрывать от одноклеточного создания и до упора, то в нее тоже необходимо сыграть. Мне вообще нравится, что в трилогии игры не просто калька друг друга, а потому каждый может подобрать игру именно под себя и свое окружение.
Насколько я понимаю, вам Bios: Genesis зашел настолько, что вы поставили этой игре 10/10. Не представляю, как вам быть, когда вы отыграете в Мегафауну... ))
Ну я начал изучать сначала, а Genesis первая игра в серии BIOS, про зарождение жизни, потом уже остальные. Спасибо Сергею, которому не без труда удалось нас в неё усадить. И да, примерно всё что написали к Megafauna к Genesis применимо, да, играть для фана, да, проникаться атмосферой, да, симулятор жизни, ну и да, рандом может подвести, надо с честью это принять. Но привлёк меня Genesis ещё и другим, у Эклунда это сочетание большая игра в маленькой коробке, меня очень зацепило. Я считаю это изящно, гениально и уникально, что Genesis, что PAXы, что Survival, сейчас он уже стал отходить от этого, коробки стали большими, появились поля, а жаль..
спасибо за отзыв, интересно.
немного не хватает фоток :)
честно признаюсь, во время партии было немного не до них... ))