Оценка пользователей
9.2548
Оценить:
-

Новый год, старые игры

время: 01 января 2016 место: дома

Всем привет и всех с Новым Годом!

 

1 января у нас с женой была уйма свободного времени, поэтому решили наиграться вдоволь. Под Новый Год ничего нового не приобрели, потому что так и не дождались хороших распродаж. Так что играли вдвоем в старые, проверенные, любимые игры.

 

 

Терра Мистика


Terra Mystica 

 

Наша с женой первая серьезная и самая любимая настольная игра. На двоих игра идет более медитативно, можно попробовать реализовать свои самые замысловатые затеи (правда, с учетом нехватки энергии). Однако борьбу за лучшие действия силы и лучшие жетоны бонусов никто не отменял. Да и испортить планы сопернику, если он вырывается вперед, тоже всегда можно. При раскладке получились следующие тайлы раундов и бонусов.


    

 

Итак, в игре предполагалась нехватка денег, большое количество очков за торговые посты и крепость/святилище. Жена выбирала расу первой и сделала упор на второй аспект, решив развивать Свормлингов (Амфибий). Интересный выбор, с учетом того, как у них все дорого. Но жена ими одержала не одну уверенную победу в прошлом и была уверена в своих силах и в этот раз.

 

Вообще, мне такая раскладка показалась довольно благоволящей Алхимикам, которые могут превращать очки в деньги при нехватке вторых. Также можно было сразу с первого раунда начать терраформировать земли после постройки замка в (действие силы за 6 энергии после получения 12 энергии). Также почти универсальные Дарклинги (Колдуны) могли перелопатить земли 2+ раза в первом раунде, взяв бонус и/или действие силы со жрецом, построить святилище в третьем ходу, замок в четвертом. Но так принято в наших партиях на двоих, что второй игрок выбирает расу, чьи земли находятся хотя бы через одну (лучше - две) на круге терраформирования, чтобы не претендовать на родные земли друг друга.

 

Через две земли находились земли Гигантов/Магов Хаоса и Факиров/Кочевников. Гигантами играть вдвоем не имеет смысла, так как основная их задача - не дать сильно расширять территории другим игрокам, а когда такое разнообразие в выборе направлений, как при игре вдвоем, этого сделать практически невозможно. Факиры - вообще очень слабая раса и на классической карте ими делать вообще нечего, никого удовольствия от игры все равно не получишь, если как бы ты не старался - не победишь. Для Кочевников и Магов Хаоса тайлы бонусов и раундов были, как мне показалось, неподходящими. Таким образом, учитывая предстоящую нехватку денег, мной были выбраны Инженеры - одна из моих любимых рас, потому что, во-первых, я и сам инженер, во-вторых, из-за дешевизны построек, в-третьих, из-за очень интересной особенности после строительства замка (свиток +3 победных очка за каждый их мост на карте). Итак, выбранные нами расы представлены ниже.


    

 

В первом раунде я взял бонус с лопатой и двумя монетками, построил еще один дом, построил два храма, взяв благословения культа земли (+2 ПО за строительство дома и +1 рабочий +1 энергия в фазу дохода), взял действие силы с двумя рабочими. Второй храм обеспечил меня хорошим приростом энергии на всю игру. Жена взяла бонус с двумя рабочими и свитком 4 ПО за замок/святилище, построила замок, преобразовала дом в бесплатный торговый пост и построила еще один дом. Жена построила свой первый город в третьем ходу, взяв единственный бонус за город +2 ПО и +2 во всех культах. Жена постоянно брала бонусы со свитками +2 ПО за каждый торговый пост и +4 ПО за замок/святилище, получив таким образом больше 30 очков (может даже и все 40). Я построил замок в четвертом ходу и получил всего за мосты 24 ПО. К концу игры оба построили по 3 города. При подсчете очков пользовались "дополнительными игроками" (idle players): один занимает все третьи места на треке культов, второй - все пятые, один настроил 12 соединенных зданий, второй - 15. Игра закончилась со счетом 164:163 в мою пользу, причем решающее очко принесли не использованные мной ресурсы - 3 монеты (что на самом деле больше говорит о не очень эффективном их использовании). Финальная расстановка показана на следующей картинке.

 

 

Обобщенно об игре. Терра Мистика заслуженно занимает 3-е место в рейтинге главного международного портала настольных игр. Отличная композиция механик, которые очень органично взаимодействуют друг с другом. Кажущаяся при первом знакомстве однозначность развития в каждой партии разбивается о действия других игроков, имеющих планы, идущие вразрез с вашими. При игре вчетвером (оптимальный, на мой взгляд, вариант) на поле достаточно тесно и борьба за лакомые кусочки территорий приводит к вынужденным принятиям субоптимальных решений, которые могут и неслабо навредить, потому как каждая копеечка может помочь в наладке мощной машины по производству победных очков. Игра плохо масштабируется на двоих и становится другой. Однако становится возможным непосредственно воздействовать на всех оппонентов сразу, взяв необходимое оппоненту действие силы (и необязательно с деньгами, которые итак все хотят взять, а, например, с мостом или жрецом, если их можно удачно применить) или захватив ключевой для соединения территорий гекс, и считать исключительно относительный прирост очков. Для игры вдвоем есть некоторые домашние решения, как озвученные выше "idle players", так и модификация (сужение) карты. Второе мы никогда не используем, так как, на наш взгляд, очень страдает баланс рас по территориям, но многие игроки успешно его применяют.

 

Поселенцы

 

 

Отличная дуэльная игра, которую мы достаем чаще остальных из-за почти моментальной подготовки и оптимального времени партии. А еще ее запросто можно разложить на мягкой кровати. Дополнения пока покупать не собираемся, реиграбельность и так на высоте.

 

Я хотел сыграть матч-реванш Римлянами, которыми в прошлый раз позорнейше слил партию Варварам, едва перевалив за 50 очков, что является, наверное, антирекордом за последние несколько партий. Жребий жене указал на Египтян, которых она любит меньше всего.

 

Я активно тянул факционную колоду (к счастью, в этой партии проблемы у меня со Сторожевыми Башнями (производство 1 карта) и Замками (1 карта за 1 человека) не было), но администрации (+1 ПО или +1 золото за постройку факционного здания) все никак не хотели выходить. В то же время, мне очень повезло с общими картами: я построил Мельницу (+1 золото и +1 ПО за постройку красного здания) и Статую (+1 золото и +1 ПО за постройку серого здания). В итоге, набрав толстенную руку я пришел к последнему раунду с двумя или тремя построенными факционными зданиями и с ~5 победными очками, в то время как жена набрала уже ~25. Вообще, у жены были проблемы с производством, но из раунда в раунд переносилось большое количество золота. Агрессии от соперника я не испытывал, ввиду нехватки у него оружия, зато сам был не прочь разрушить довольно полезного для нее Купца Монти (+1 золото и +1 ПО за постройку желтого здания), да и другие здания тоже (особенно, приносящие за разрушение карты).

 

В последнем же раунде я наконец начал отстраиваться (сперва с двумя Штабами (+1 золото или +1 ПО за постройку серого здания) и одной Администрацией) и этот снежный ком превратился в безумную лавину. Не помешало и то, что я сумел отстроить Статую (по 1 ПО, но не больше 6, за каждое построенное серое здание) и Дровяной Склад (по 1 ПО, но не больше 6, за каждое построенное коричневое здание). В этот ход жена захватила Храмом Ра одного из моих Подрядчиков себе на выручку, но меня было уже не остановить. В итоге, последние минут десять жена просто смотрела, как я продолжаю отстраиваться, когда она уже давно спасовала. Игра закончилась со счетом 123:79 в мою пользу. К концу игры у меня осталось 5 общих зданий. Это был мой большой просчет. Не знаю почему, но я неправильно посчитал и тянул общую колоду, боясь, что у меня не хватит фундаментов (и это при том, что за игру у меня было 3 или 4 карты Руин), в то время как в факционной колоде еще остались 4 карты (в том числе одна и Администрация). В ином случае, предполагаю, что можно было приблизиться к 150 (что являлось бы абсолютным нашим рекордом). У жены были построены оба Сфинкса (+1 ПО при получении 2+ ПО), что способствовало неплохому, в принципе, результату, при том, что цивилизация жены выглядела более чем куце из-за нехватки ресурсов. Финальное положение дел представлено ниже, как и упомянутые выше карты.

 

 

 

Обобщенно об игре. Приятная во всех отношениях колодостроительная игра. Расы довольно хорошо сбалансированы, у каждой есть как свои основные механизмы добычи победных очков, так и методы воздействия на противника. Игра, на мой взгляд, плохо масштабируется на 3-х и 4-х, так как потратив ресурсы и темп на пакости другому игроку, не участвовавшие в конфликте зачастую получают относительное преимущество, и теряется смысл в таких действиях, игра становится значительно более пасьянсовой. Игра ощутимо зависит от вытянутых карт, что многие ставят ей в укор. В то же время, в любом случае необходимо тянуть как можно больше карт, чтобы обеспечить более гибкую стратегию развития, и шанс того, что будешь вытягивать только неподходящие, минимизируется.

 

 

Мертвый Сезон. Перекрестки

 

  

 

 

 

До сыгранных в тот день партий у меня за плечами было 3 партии (2 из которых были сыграны на четверых (одна из них с женой), 1 - вдвоем с женой), у жены - 2. Игра оставила положительное впечатление, не в последнюю очередь из-за того, что это лишь одна из двух кооперативок, в которые нам вообще приходилось играть.

 

Решили сыграть короткую партию, поэтому выбрали сценарий М02 - УБЬЕМ ИХ!, в котором нужно оставить только одного зомби во всех локациях, кроме колонии, и иметь по одной баррикаде в каждой из локаций, кроме колонии. Только один из 8 выживших, из которых мы выбирали стартовый состав, был заточен под атаку - ниндзя Майк Чо, который не кидает кубик повреждений при атаке. В предыдущих партиях нам приходилось иметь дело и с более подходящими для данного сценария выжившими (например, атакующие 2+ зомби за раз солдат Томас Харт, химик Эдвард Уайт, шериф Дэниел Смит), но надо было играть теми, кто есть. Мой стартовый состав выживших: строитель Эшли Росс (добавляет баррикаду бесплатно, хорошо атакует, плохо ищет), уборщик Брэндон Кейн (убирает 5 мусора вместо 3, что полезно в любой игре, хорошо атакует), официантка Дженни Кларк (может посмотреть один раз за ход 3 дополнительные карты при поиске, что мне показалось очень полезным умением). У жены: юрист Аннали Чан (абсолютно бесполезное для полностью кооперативной игры умение посмотреть одну карту противника, хорошо ищет, хорошо атакует), ниндзя Майк Чо (хорошо атакует), студент Джон Прайс (копирует умение других выживших в локации). 

 

В первый ход я повел Дженни в полицейский участок искать оружие, жена отправила туда же Джона, чтобы копировать ее способность, отправила Майка убивать зомби в больницу и Аннали в школу за книгами и вечно не хватающей едой. Таким образом кормить оставалось только Эшли и Брэндона, и добавляющийся 1 зомби в колонию нивелировался бесплатной баррикадой. В процессе игры мы нашли две снайперские винтовки в полицейском участке, потеряли при заражении всех выживших жены, кроме Майка, нашли мне в команду бухгалтера Дэвида Гарсию (может посмотреть 1 дополнительную карту при поиске) и психиатра Джеймса Мейерса (может перебросить несколько неиспользованных кубиков действий), которого жена сбросила при стартовом выборе выживших. Винтовки очень помогали, но мы поняли слишком поздно насколько неправильным было решение отправить в локации так много выживших в игре, в которой самое главное уменьшать количество зомби. В последний ход мы уже видели, что не справляемся ни при каких обстоятельствах, так как мораль была 1, кризис мы не могли предотвратить, а в локациях еще оставалось 9 зомби, и мы закончили игру, не доиграв последний раунд. Финальное расположение и упомянутые карты представлены в конце этого раздела.

 

После ужина мы хотели сыграть в эту игру еще раз. Я настоял на том, чтобы мы отыгрались в этом сценарии, хотя жена хотела попробовать другой. В этот раз мне достались следующие выжившие: мэр Брайан Пи (один раз за ход можно увеличить значение неиспользованного кубика на 1), врач Оливия Браун (один раз за ход вылечить одному выжившему в одной с ней локации одну рану), гадалка Талия Джонс (может смотреть карты предстоящих кризисов и манипулировать ими, отлично ищет, мой любимый персонаж и из-за арта, и из-за способностей). Жене снова достался ниндзя Майк Чо, фитнес-инструктор Бадди Дэвис (4 жизни вместо 3, хорошо атакует), и санта Форест Плам (может быть убран из игры за +1 к морали, хорошо атакует). Опять только один атакующий, на этот раз ни одного активного поисковика, да и баррикады Эшли из прошлой игры пригодились бы.

 

Я увел Талию в полицейский участок за оружием, жена отправила Майка на заправку, остальные выжившие остались в колонии. Удивительно, но нам удалось снова найти две снайперские винтовки, а также пистолет и дробовик, добавился очень полезный выживший щериф Дэниел Смит (один раз за ход убивает 2-х зомби за раз за 4+ кубик, хорошо атакует). При переходе Талия погибла, санту мы прогнали под одобрительные возгласы остальных выживших (я же в этот момент почувствовал себя неуютно, помогать же нужно друг другу, людьми оставаться), в остальном партия шла довольно гладко благодаря манипуляциям с кризисами, да и большому количеству оружия. В последнем раунде был кризис, который добавлял целую стаю зомби, если не набрать два топлива, в то время как трагикомичный уход санты позволял нам пережить еще один голод. Майк поставил баррикаду в библиотеке, в которой оставался один зомби, и убежал в колонию, Бадди пришел в школу, вынес из дробовика двух мертвяков и поставил две баррикады. От успеха экспедиции Дэниела в больницу за топливом зависел исход игры. И (о, чудо!) с первого раза он нашел там заветную канистру! Иначе пришлось бы шуметь, что также ставило под угрозу результат всей деятельности за последние 1,5 часа. Убив там двух ходящих бывших докторов, он молотком соорудил целые две баррикады последним действием. Это был фурор! После тщательной перепроверки всех рутинных мероприятий в фазу колонии наши лучшие опасения подтвердились, мы победили! Раскладка и карты представлены ниже.

 

 

 

Первая партия

 

 

 

 

Вторая партия

 

Должен сказать, что в процессе игры все действия были впритык. Единственным лишним действием была уборка колонии, когда там было всего 6 мусора, что чуть не стоило нам игры. Как бы мы справились без целого арсенала оружия, инструментов (навесного замка, молотка) я не представляю. Поэтому очень странным показалось, что сценарии делятся только по длине, а не по сложности тоже, так как прошлый сценарий М03 - НАЙТИ ВАЦИНУ мы прошли также вдвоем задолго до окончания раундов и с запасом морали и карт. Как возможно было бы выиграть этот сценарий, когда один из участников еще и саботирует ваши действия - еще только предстоит нам выяснить, но предполагаю, что весьма непросто.

Обобщенно об игре. К сожалению, не могу сказать много об игре, потому как и сам пока еще в процессе формирования собственного мнения. Про качество компонентов было много комментариев в карточке игры, поэтому повторяться не стану. Игра очень чувствительна к компании: воображению людей, коллективному обсуждению, а в полукооперативном режиме еще и к способности правильного психологического восприятия "партнеров, пока не доказано обратное". В описании партий я упустил одну из самых главных механик игры - перекрестки, ставящие игроков перед выбором, от которого зачастую зависит дальнейшее развитие игры, а также ответственные за изрядную долю атмосферы бзнадеги и отчаяния. Для еще большего погружения в процесс можно воспользоваться приемом, который я перенял из Watch It Played: каждый игрок перед началом партии рассказывает историю про своих выживших, кем они были, как оказались вместе. Также настоятельно рекомендую если и не называть каждого выжившего по имени, то хотя бы по роду деятельности, избегая "этот мужик" или "вот эта", что также помогает погрузиться в процесс. Про масштабирование механических аспектов игры ничего точно сказать не могу, вроде бы играется вполне комфортно и вчетвером, и вдвоем. Могу предположить сильный даунтайм при игре впятером. Также могу предположить, что игра втроем - самый хардкорный вариант, так как стартовых выживших столько же, сколько и при игре вдвоем, стартовых предметов всего на 1 больше, а кризисы решать уже намного сложнее. Обсуждение в хорошей компании, безусловно, интересней, чем вдвоем.

 

 

Замки безумного короля Людвига

 

 

Безумная игра про безумное строительство. Играем в нее достаточно часто из-за малого времени партии и хорошего баланса простоты игрового процесса и стратегичности решений. В этот раз король желал побольше столовых и жилых помещений пообширнее. Хоть я и более успешен был в исполнении его капризов, жена набрала больше бонусов и закрыла больше помещений, в то время как я часто испытывал нехватку денежных средств. Игра закончилась со счетом 64:61 в пользу жены. Если бы я не увел у жены из-под носа Салон площадью 350 квадратных футов, она бы сумела закрыть бонус за помещения всех площадей и убежала бы на недосягаемую высоту. ~60 очков является достаточно посредственным результатом, обычно мы ориентируемся хотя бы на 70-80 очков. Финальная раскладка представлена ниже. 

 

 

Мой замок получился более жилым, но пробираться к основным помещениям придется через Теплицу и Театр. Восточный гобеленный зал оказался на севере, что неудивительно, если вспомнить о хозяине замка. Есть даже Прихожая перед Спальней королевы. И Салон неподалеку. А также лестница, ведущая в никуда.

 

 

Замок жены получился очень складным и уютным. В зал заседаний попадают через секретное логово и зал героев. Очень по-заговорчески. Много зеленых территорий. Из развлечений только фортепианная. Рядом с Тронным залом есть Буфетная и рядом Приемная, что на удивление разумно.

 

Замок жены

 

Обобщенно об игре. Практически идеальная игра для ненапряжных посиделок. Для пущего веселья в процессе игры желательно комментировать свои действия и расположение своих помещений. Одна из тех игр, в которых можешь настолько быть поглощен процессом, что забудешь о том, что вообще нужно и выигрывать. Сложилось впечатление, что игра неплохо масштабируется на 2-4 игроков. Но веселья в компании, конечно же, будет поболее. В зависимости от компании может наблюдаться сильный даунтайм при выставлении цен на помещения. У меня же к игре реально лишь одна претензия: тайлы капризов короля неудобно мешать. Все. Ну и качество компонентов хромает, но оно вполне терпимо.

 

 

Вот и все. Насыщенный интересный настольный день. Если верить людской молве, год будет приятным. Всем счастья в новом году!

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Migelius написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Отличный выбор игр. Но все кроме Поселенцев желательно играть большим составом.

trbvm написал 9 лет назад: #

Согласен. Я об этом так и написал после каждого раздела в "Обобщенно об игре".

futb_all написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Не соглашусь, мне играть в Поселенцев втроем-вчетвером веселее, чем вдвоем.

Slim_Slam_Snaga написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Чем же?

futb_all написал 9 лет назад: #

Вдвоем обычно оба сидят и сосредоточенно втыкают в карты. А чем больше народа, тем больше веселья и общения.

error111 написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Дико извиняюсь за свою скорее всего глупость, но появился вопрос.
Как можно в первый ход в мистике построить дом, два торговых поста, а потом еще и в храмы их переделать имея всего 4 рабочих и 12 монет. Вопрос больше про монеты. Ведь даже если оба поста строить со скидкой это будет 1(дом)+4(два поста со скидкой)+8(два храма)= 13 монет. Или вы брали 7 монет за ману? Не могу просто понять как так.
За отчет спасибо. Внушительно вы поиграли.

trbvm написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Нечего тут извиниться. Мы ничему не научимся, если не будем задавать вопросы. Давайте считать вместе. Вот карта, чтобы понятно было про месторасположение зданий:
https://boardgamegeek.com/camo/1d71ad47ce3ef07a5f959b80f2cbe86e08ecb082/687474703a2f2f63662e6765656b646f2d696d616765732e636f6d2f696d616765732f706963313530383939335f6d642e6a7067

Я взял бонус с лопатой + 3 энергии, то есть вся энергия уж вначале перешла во 2-ю чашу.

Один из стартовых домов у меня был на Е7, у жена - на D5, то есть мы сразу же личили много энергии с превращений друг друга.

Я хожу первым и строю торговый пост, жена строит торговый пост - у меня 2 энергии, я строю храм, беру благословение с домом. Жена строит замок, у меня еще четыре энергии - хватает на двух рабочих, которых я и беру. Дальше в процессе жертвую либо 3 энергии и перевожу их в недостающие монеты, либо 4 - и беру действие с 7 монетами. Вот и все. Жертва 4 энергии в первом раунде, вполне оправдана, если это приносит такой буст на старте.

Как вариант, чтобы личить еще больше, можно было построить дом до храма и перевести его в торговый пост. Теряешь несколько дополнительных очков, но энергия в первые ходы настолько важна, что это может очень сильно пригодиться.

Вообще, очень рекомендую к прочтению серию статей на форуме bgg "opening statistics" https://boardgamegeek.com/forum/1203580/terra-mystica/strategy . Возможо, вы будете также сильно удивлены, что можно выжать из каждой расы на первом ходу, как когда-то я.

Удачи!

error111 написал 9 лет назад: #

Спасибо за разъяснения. Статьи почитаю. Что-то раньше не обращал на них внимания. Прочитал только общую по тактике.

trbvm написал 9 лет назад: #

+разумнее, конечно брать не действие на 2 рабочих и 3 монеты за 7 энергии, а действие с 7 деньгами и одного рабочего. Просто я точно помню, что первым действием взял двух рабочих. Значит, взял и действие с деньгами за 4 энергии. Просто я точно знал, что жене нужна лопата, поэтому не боялся, что она возьмет действие с деньгами первой.

trbvm написал 9 лет назад: #

Так, с утра все напутал. Бонус с лопатой же не +3 энергии, а 2 монеты. Таким образом мне ужно было получить 7 энергии на рабочих и 1 энергию на 1 монету. 4 я заличил, еще четыре пожертвовал. Вроде бы так.

trbvm написал 9 лет назад: #

Даже, скорее всего, не пожертвовал 4, а еще немного энергии получил от строительства дома рядом с моим новым домом, так что пожертвовал меньше. Но точно уже не вспомню.

Dimon80 написал 9 лет назад: #

Спасибо за статью! :-) с новым годом!

Tinyamber написал 9 лет назад: # скрыть ответы

А правильно ли я понял, что при постройке статуи и дровяного склада в IS вы получаете максимум 6 ПО? Ведь на картах ничего такого не написано.

trbvm написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Правильно поняли. В сентябре была опубликована официальная эррата: http://portalgames.pl/new_en/errata-imperial-settlers/

gozik написал 9 лет назад: #

ого вот это я пропустил. Спасибо за ссылочку.

ThunderWolf написал 9 лет назад: #

Долго смеялся над названием статьи - "старые игры".

Людвиг (2014/2015)
Мертвый сезон (2014/2015)
Поселенцы (2014/2015)
Терра Мистика (2012/2014)

*Глядит на свои коробки "Survive: Escape from Atlantis! 30th Anniversary Edition" (2012) и "The aMAZEing Labyrinth 20th Anniversary Edition" (2006).

А вообще, радует скорость, с которой издатели начали локализовывать новинки.