![]() |
С миру по нитке [17.03.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Пачка анонсов ... | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Assassin's Creed: Brotherhood of Venice - Apocalypse |
Стелс-кооператив по популярной компьютерной игре. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Ion Core |
Постапокалиптическая соревновательная/соло песочница. | |
![]() |
Идут сборы на Zombie Horde |
Кооператив в духе "Зомбицида" с трехмерной местностью. | |
![]() |
Идут сборы на Into the Godsgrave |
Масштабное кооперативное приключение с приложением от Lucky Duck Games. |
![]() |
9.7010 |
![]() |
- |
Любители ли вы евро-игры так, как люблю их я? Если ответ положительный (или даже такой: «Я евро-мастер, а ты сопляк»), то вы наверняка знаете кто такой Штефан Фельд. Мужик делает хорошие настолки на «посчитать-подумать», и топовым его изобретением на сегодняшний день является «Замки Бургундии» (Castles of Burgundy), о которой и пойдёт сегодня речь.
А начнём обзор, пожалуй, с такого заявления – кубики это круто. А кубики в евро – это ещё круче. Но только если они «правильные». Что под этим понимается, думаю, ясно – случайность в «экономических» играх обычно является злом, но как приправа, в виде управляемого хаоса, идёт только на пользу. Любители подобного типа механик сразу должны вспомнить Alien Frontiers, Troyes и Bruges (тоже, кстати, игра Фельда). Вспомнили? Ну, вот Castles of Burgundy из то же оперы, плюс тут игроку предоставляется возможность застраивать немаленький такой гексагональный надел земли различными гексагональными же постройками и получать за это очки, конечно же.
«Евро, евро, евро» — этим бы можно было и ограничится и принять как данность, что нам просто надо набрать больше условных очков, чем противник. Но, если вам очень уж хочется «атмосферы», то в этой игре мы дворяне, управляющие своими землями. Застраиваем их всякими мастерскими, верфями, рудниками, церквями, банками, ратушами и прочими замками с курятниками. Цель, как обычно – обскакать конкурентов в эпичности и масштабности стройки, выраженной в победных очках.
Я, честно говоря, никогда не понимал и до сих пор не понимаю, почему европейцы так любят всякие оригинальные названия на коробках с настольными играми, типа «Замки Бургундии», или «Труа», или «Брюгге». Наверное, национальная гордость или что-то такое. Типа как назвать очередную версию UNO «Москва» и нарисовать на картах изображение памятников и улиц. Хз, что в этом хорошего, наверное, глуп я ещё для осознания сакраментального смысла таких выкрутасов маркетинга.
Давайте первым делом рассмотрим жетоны, которых просто до фига (>200 штук), и по поводу которых было столько негатива, относящегося к русской версии Castles of Burgundy (а у меня именно такая).
Тут 164 постройки и куча всяких других жетонов (серебро, товары, рабочие и прочее), и вырублено всё это… В общем-то мнения разделились: кто-то в рунете кричал что это катастрофа и играть невозможно, кто-то говорил, что вполне себе хорошо. Я же, как водится, встану посерединке, чтобы не задело :D. У меня выдавливалось всё очень неплохо и даже хорошо, но да, попалось несколько плохопрорезанных ножом экземпляров. Два жетона даже пришлось потом обрезать ножницами. Так что не всё радужно, но и катастрофы никакой нет. Просто когда будете выдавливать жетоны, делайте это аккуратнее обычного, чтобы ненароком не порвать их задники. Выше на фото сами видите, что всё хорошо, но в самом конце обзора заценим рубашки жетонов-зданий.
Опять таки насчёт фотографий, блуждающих в сети, с ужасными рубашками жетонов с «помятыми» краями – когда выдавливал, то обращал на это внимание, так как на этом заострили в интернете мой взор. Но в процессе игры это вообще никогда неудобства не доставляло (не настолько оно ужасно в естественном виде как на увеличенных на весь монитор фотографиях), так как жетонов очень много и за ними попросту некогда и незачем следить. Как факт неприятно, но делу не мешает.
Так, погнали дальше. Помимо двухсот+ жетонов в коробке имеется игровое поле. Картонное, складное, 41×30 см. На нём раскладывается всякое важное, о чём коротенько поговорим в разделе с правилами.
Шесть индивидуальных игровых полей-вотчин для каждого игрока. Тут стоит отметить, что «топография» каждого из этих кусков местности отличается (причём поля двусторонние). Четыре из двенадцати сторон полей сделаны одинаковыми (для того, чтобы жаждущие играли в абсолютно равных условиях), что в итоге это даёт нам 9 различных местностей – приятность, позволяющая играть от партии к партии разными раскладками, со своими чуть меняющимися стратегиями.
И остались деревянные жетоны и кубики, на каждого игрока по две штуки того и другого, плюс один нейтральный белый кубик. С помощью кубов в Castles of Burgundy и совершаются все действия.
Берём свой кусок земли. Тыкаем там куда угодно, на тёмно-зелёную территорию (в цвет жетона постройки), замок и начинаем от него расстраиваться по всей нашей территории.
В свой ход швыряем два куба и за выпавшие числа что-нибудь делаем. Например, чтобы возвести здание, для начала необходимо купить его «проект» с общего игрового поля.
Сначала нужно приобрести «проект» нужной постройки. В начале каждого из пяти раундов игры, куча зданий раскладывается по кругу на общем поле. У каждого соответствующего сектора имеется числовое значение от 1 до 6. Как приобретать «проект» здания, думаю вы уже поняли — за соответствующее выпавшее число на кубике вы можете взять одно здание из группы, лежащей около соответствующего числа.
Как только «проект» куплен, его можно построить на своей территории, рядом со своими зданиями, на гексе соответствующего цвета, для чего нужен кубик с определённым значением. Собственно, покупка «проектов» и их возведение в своих владениях и есть два основных действия.
Фишка в том, что как только вы построили здание в своих землях, сразу же происходит какое-то событие, соответствующее только что выставленному домику. Это может быть как дополнительный ход, так и получение бонусного халявного проекта с общего поля, или получение халявного серебра, или начисление очков и т.д. Самыми интересными являются жёлтые здания, которые часто наделяют вас какими-то бонусными возможностями, например, строить на ячейках, не только соответствующих выпавшему числу на кубике, но и в диапазоне -1...+1. Или, например – возможностью получать дополнительные победные очки за постройку определённых зданий и т.д.
Кубики — это рандом, но в Замках Бургундии он управляется не только при помощи специальных жёлтых построек, но и с помощью общедоступного действия – траты жетонов рабочих, которые могут подкручивать кубики в нужную сторону. Рабочих же можно получить просто потратив в качестве действия один из двух своих кубов – за это вам полагает два жетона новых работничков. Плюс некоторые здания также позволяют нанять дополнительных крутильщиков дайсов. Вот это и есть управляемый хаос.
Мужик за работой — крутит куб.
Необходимые постройки так же можно получить при помощи денег — тратя по два серебра за «проект». Добыть местную валюту можно из рудников в конце каждого раунда, или же продавая товары (это ещё одно доступное игрокам действие).
В общем, книга правил написана русским языком, думаю, разберётесь 🙂 Общая же картина такая – швыряем два куба и совершаем на выпавшие числа два действия – либо, строим здание и совершаем соответствующее ему действие, либо покупаем «проект» будущего здания с общего игрового поля, либо нанимаем двух рабочих для подкрутки кубов в нужную сторону, либо продаём товары, чтобы получить очки и деньги на покупку необходимых построек без траты кубов.
Самые положительные. Из минусов, озвучиваемых всеми теми, с кем я играл, выделю парочку, которые могут стать для кого-то важными. Во-первых, это оформление. Как заявили некоторые, оно пестровато. То есть, на игровом поле столько всего — циферок, шестиугольничков, квадратов, – и всё это, раскиданное по полю, смешано-перемешано друг с другом так, что сливается в пёструю картинку какую-то.
Я с этим не до конца согласен, да и те, кто предъявлял эту претензию, впоследствии перешли на мою сторону. Не согласен потому, что именно такое же первое впечатление когда-то было и у меня, но после одной партии все эти слоты под постройки и товары, вкупе с обозначениями действий строений, кажутся отлично продуманными и находящимися на своём месте. Да и игроки, хорошо знакомые с евро-играми вряд ли вообще заметят такой «минус».
Уверен, что дизайнеры вместе с тестерами в своё время на славу поработали над оформлением, чтобы привести его к удобному и верному во всех отношениях итоговому виду. Но с первого взгляда да, новичку может показаться «чё-та тут нифига непонятно, что понарисовано». Понять и осознать, что всё на своём месте можно уже после первой партии.
Второй минус, отмечаемый некоторыми моими сопартийцами, который, может быть, даже плюс – это время партии. Оно довольно продолжительно. Действий и решений, принимаемых игроком на минуту времени, много, поэтому порой приходится даунтаймить, обдумывая свою стратегию. Но в сложных играх всегда так – пока игра не стала родной и досконально изученной, нужно сидеть и выдумывать «а как бы тут лучше подействовать?» Вот и в Castles of Burgundy так же.
Доступных действий очень много: можно купить и то, и это, можно построить, можно продать товары, чтобы тут же что-то прикупить, а иногда стоит взять рабочих, чтобы последующие ходы были более оптимальными. Все эти действия накладываются друг на друга, и привести их последовательность к правильному (как вам кажется) порядку – это и есть задача и удовольствие игрока.
В сумме, всё течение партии в Castles of Burgundy – это секундный бросок своих двух кубов и затем обдумывание/прикидывание что и как можно сделать с выпавшими числами при имеющихся возможностях. Смотрим что есть хорошего на рынке «проектов», затем думаем что нужно нам, что нужно противнику, и что же надо срочно забрать с общего игрового поля, а что можно пока оставить, в надежде, что эта вкусность останется лежать на месте до вашего следующего хода.
Помимо всех этих напряжённых размышлений дизайн игры может похвастаться таким аспектом как «интерес от застройки доступной территории». Назвал, как бог на душу положил, но смысл попытаюсь донести. Все эти свободные в начале партии гексы вашей личной территории очень приятно застраивать зданиями. Этакий процесс созидания в настольной игре, приносящий удовольствие любому человеку, как в том же, хм… тетрисе, например, где хочется заполнить пустоты падающими фигурами. Стремление к идеальной форме и как следствие –удовлетворение. Только в отличии от тетриса, заполнение пустых земель своей вотчины происходит по более сложным правилам и с более интересными последствиями в виде активации каких-либо свойств построек.
Что ещё отметил для себя, так это то, что в Castles of Burgundy нужно учиться играть. То есть, это не какое-то там жёстко-забалансированное евро, тут если ты делаешь что-то неправильно, ты проседаешь по очкам. Если же вы делаете всё как надо, то и сражаться будете с противником на равных, вырывая друг у друга единицы-десятку очков, определяющих вашу победу или проигрыш. Правильный ход и последовательность ходов приведёт к отрыву по победному треку, в то время как пропуск хорошего хода-действия может стать решающим. Всё это не столь очевидно в первых париях, но по мере набора опыта приходит понимание. Причём от партии к партии оно всё растёт и растёт. Так что, это однозначно огромный плюс для, не побоюсь этих слов, большой сложной игры.
Затем, что это отличная евро-игра с большой вариативностью за счёт кубиков и выходящих на игровое поле в случайном порядке зданий. Каждый ход принимаются важные решения, зависящие от текущей ситуации на игровом поле и от положения дел лично у вас, как то наличие нужных чисел на кубах, доступного количества рабочих и серебра для покупки дополнительных построек. Взаимодействие между игроками достигается за счёт «подрезания» друг у друга при покупках «проектов» зданий и за счёт гонки в застройке территорий определённого цвета.
То есть соревновательность ровно такая же как и в других играх, типа «обгони в том-то и том-то», «не дай сделать то-то и то-то». Но плюсом, по сравнению со множеством других евро-настолок, является добротное разнообразие партий, вытекающее из четырёх аспектов:
В общем, если вы большой любитель евро-игр, то Castles of Burgundy – экземпляр как раз для вашей коллекции. Я, конечно, не пытаюсь продать вам эту игру :D, а просто высказываю мнение, но оно именно что такое. Возьмёте – не пожалеете. У меня коробка на почётном месте – нижняя полка, откуда достаётся легко и часто.
Та самая неудачная вырубка, смутившая/взбесившие многих, на деле оказалась не больше, чем досадной неприятностью. Из всех моих шести сопартийцев никто ни разу не заметил ровным счётом ничего. Не хочу оправдывать локализаторов, так как это явный и неприятный косяк (думаю, во втором тираже, коли такой предвидится, поправят), но, чес слово, на партию это никак не влияет. Покупать или нет, дело ваше, говорю только для тех, кто очень жаждет, но сомневается в играбельности — даже не парьтесь, не заметите эти рубашки, после того как выдавите аккуратно две сотни жетонов. Лично отыграл уже больше десятка партий в разных компаниях именно в локализацию, и нареканий ничего не вызвало. Но если коллекционируете именно красивые коробочки, то тогда, наверное, стоит взять идеальную зарубежную версию, ну, или подождать второго нашего тиража.
А игра бесподобна. Фельд молодец.