-AdRiver-
Ksedih написал 6 минут назад к игре Descent: Legends of the Dark: # А чего набрал. Что дельное там у тебя припасено из того, что можно дос...
Angvat написал 8 минут назад к игре Немезида: # Не понравилось. Потому что внезапно есть с чем сравнивать. Ну и ценник...
Rosovsky написал 20 минут назад к игре Descent: Legends of the Dark: # Как сказал, один человек в чате по Дисценту: так можно и всю игру в пл...
SokolovES написал 21 минуту назад к игре Маракайбо: # Купил Маракайбо вчера. Плюшки тоже выдали. Возможно, с 15го ноября их ...
Floky написал 22 минуты назад к игре Descent: Legends of the Dark: # Imperial Assault пожалуй самый лучший и универсальный тактический крау...
Голосуем кошельком [22.10.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [20.10.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Крылья:...
Calico — локализация
Calico будет выпущена компанией Crowd Games на русском языке.
Обзорная башня [20.10.2020]
В этом выпуске: обзор игры Glen More II, сравнение 2-го и 3-го изданий «Ужаса Ар...
Голосуем кошельком [15.10.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

Ksedih

Обзор игры «Поселенцы. Наброски империи»

19 февраля 2020

Информация

добавить
игры Поселенцы. Наброски Империи
персоны Игнаций Тшевичек
компании Portal Games
Дата: 19 февраля 2020
Оценка пользователей
9.2045
-

В обилии выпускаемых сейчас настолок формата roll-and-write запутаться хоть и сложно, но уже наступил тот момент, когда можно осознанно что-то выбирать, а не покупать новинку только потому, что она из непонятного жанра и «вообще такого никогда не было раньше». Я, честно говоря, весьма скептически отношусь к направлению, играл всего в шесть разных игрушек (захватил как самые топовые, так и совсем никому неизвестные), у себя дома держу две, которые попали туда совершенно случайно. Про злую «Солнечную долину» уже писал обзор, сегодня на повестке дня вторая — «Поселенцы. Наброски империи» (Imperial Settlers: Roll & Write).

 

Сразу скажу, что из всех пяти опробованных мною игр эта самая играбельная в том плане, что здесь отлично сочетаются механика и «антураж», который приманивает адептов любого уровня подготовки и не отталкивает прожжённых игроков, которым подавай математическую модель, способную увлечь их мозг. Есть где поразвлечься, не то что в «Долине» — уж простите за очередное упоминание, но впечатления как будто вчера играл. Да, знаменитая Ganz schön clever куда более хитра в плане математики, но это же её проблема, так как многие игроки попросту не хотят сидеть и зачёркивать какие-то циферки и… собственно, это всё, что им предстоит делать в игре. Многих воротит от подобной ничем не прикрытой математики. Тут же и картиночками постарались увлечь, и базой-подоплёкой, мол, строим своё поселение, возводя домики, добывая для них различные полезные ресурсы, и вообще на столе разворачивается градостроение. 

 

 

О чём это?

 

Тшевичек продолжает давить милотой и переносит своих маленьких человечков-колонизаторов из Imperial Settlers в новинку. В этой настолке мы снова постараемся отстроить мощную империю (правда, всего из нескольких построек), способную забороть противников своей многоочковостью. Добываем ресурсы, тратим их на возведение зданий — всё посредством бросков кубиков и зачёркивания на своих листочках клеточек и кружочков.

 

С учётом того, что отстройка производится всеми игроками одновременно и у каждого на собственной территории (листочке), настолка весьма мирная и находится в русле чистого евро-соревнования, известного как «кто лучшую модель по добыче очков составит». Какие-то агрессивные вкрапления настолько незначительны и редки, что можно считать «Поселенцы. Наброски империи» абсолютно бесконфликтной игрой.

 

 

Что в коробке?

 

Толстый здоровенный блокнот (язык не поворачивается его так называть — книжка скорее) с общими для всех игроков постройками. Формат 165х165 мм.

 

 

Два блокнота форматом помельче: 105х150 мм. Один — это ещё общие постройки (ниже объясню что к чему), второй — листы разных наций.

 

 

Миленькие деревянные кубики с рисунками.

 

 

Карандаши и жетончики.

 

 

Как в это играть?

 

Каждому выдаётся большой лист империи и личный лист поселения. Тут сразу поясню про комплектность. Дело в том, что все листы империи одинаковые для всех игроков и не меняются от партии к партии, они являются базовой механикой игры. А вот листы поселений у каждого игрока могут отличаться: на каждом изображено шесть построек, и их свойства работать могут по-разному. Однако разработчики решили, что будет честно положить в коробку толстенький блокнотик с «общими» поселениями, то есть одинаковыми, и такой же толщины блокнотик, в котором все 48 листов-поселений различаются, то есть несут на себе уникальные имперские здания.

 

Получается, что либо все играют одинаковыми империями, начиная в равных условиях и придерживаясь примерно одинаковых стратегий, либо берут себе разные листы и начинают «играть по-своему», отталкиваясь от свойств своих особых имперских зданий. С учётом того, что листы одноразовые (ладно, трёх-четырёхразовые, так как бумага у них качественная глянцевая, выдерживает несколько стираний ластиком), уникальные империи будут расходоваться гораздо быстрее обычных, что печалит.

 

Ладно, о грустном хватит, ещё вернёмся к нему в конце обзора. Теперь о правилах. В игре ровно 10 раундов. В начале каждого бросаем четыре кубика и смотрим, какими ресурсами располагают империи в текущем. На выданные игрой три ресурса и 3–5 действий (в зависимости от значения на кубике поселенцев) каждый игрок выполняет всяческие манипуляции на своих листах, черкая карандашиком по клеточкам.

 

 

Количество действий говорит о том, сколько клеточек можно зачеркнуть. На некоторых клеточках нарисованы ресурсы, и чтобы их зачеркнуть, требуются соответствующие, как несложно догадаться, ресурсы, выпавшие на кубах. Иногда еда-камни-дерево очень нужны, а кубики не хотят их давать, поэтому можно тратить действия на добычу в своих угодьях (к которым ещё нужно получить доступ, отстроив мосты) — там много залежей, причём чем обширнее ваши угодья (вы построили много мостов), тем больше и эффективнее сможете добывать камни/дерево/еду.

 

Постепенно-постепенно игроки зачёркивают всё больше клеточек, добираясь до больших значений очков.

 

И это было бы скучно-однообразно, если бы не лист империи, на котором изображены шесть зданий с особыми свойствами. Отстроив любое из них, вы получаете доступ к его свойству. Например, Ферма даёт вам каждый раунд дополнительное яблоко, а Поселенцы позволяют получать дополнительные действия при выпадении на кубиках ресурсов одинаковых значений. В общем, каждая постройка сулит какой-то свой бонус, и именно здесь, на этапе планирования, пути игроков в партии могут разойтись по разным тропам по набору очков. А уж если выбраны различные империи, то можно совсем не говорить о похожести.

 

 

Но даже свойства построек — это ещё не всё. Ведь есть ещё улучшения построек. Делаются они особым способом. Во-первых, нужно иметь здание, которое вы хотите улучшить. Во-вторых, нужны общие постройки (те, которые на большом листе империи изображены), которые будут посредством обведения жирной графитовой чертой объединены вашей рукой правителя (с карандашом в ней) в тетрисо-блок, усиливающий соответствующее строение.

 

 

Впечатления

 

На сегодняшний день «Поселенцы. Наброски империи» для меня самая настольная игра из всех roll-and-write. Под этим я понимаю, что всё игранное до этого представляет собой некие кубомёты, призванные показать игрокам, как работает теория вероятности. Игры для математиков, кайфующих от записи/вычёркивания/записывания цифр. Особенно подчеркну, что не считаю это чем-то плохим, так как сам отношу себя именно к этой категории игроков. Но объективно настолка Игнация Тшевичека, записанная им и играющаяся как типичный на сегодняшний день roll-and-write, больше всех остальных представителей жанра похожа на настольную игру.

 

Здесь мы не просто метаем кубы и смотрим, чего там понавыпадало, а ещё и выстраиваем стратегию за свою нацию, выбираем путь развития в пределах допустимого игровыми рамками, да, в конце концов, исследуем возможности разных цивилизаций (листов). В общем, коробка из жанра, подразумевающего что-то лёгкое и ненапряжное, взяла от него саму суть и была приправлена авторским умением создавать по-настоящему хорошие настолки в классическом понимании.

 

 

Поначалу, когда играл в неё дуэльно и нечасто (перед Новым годом), я оценил коробку достаточно низко — ну, как низко, рол-энд-райт, да и ладно. Но вот на новогодних выходных смог наиграть гораздо большее количество партий и разным составом игроков. Вот там стало интереснее, чисто потому, что разные люди предлагали разные возможности по набору очков, и «Поселенцы. Наброски империи» превратились для всех заинтересованных в некую головоломку, которую нужно разгадать и найти правильные пути к победе.

 

Imperial Settlers предлагает игроку испытать то, что встречается в обычных настолках: ощущение полноты — вы не просто бросаете кубы, а ещё что-то строите, настраиваете движок по добыче ресурсов/очков/действий, применяете его. Аналогичные же ролл-энд-райты — это просто генераторы случайности, со своими фишками, но плохо (а чаще никак) маскирующими свою суть. Повторюсь, что не пытаюсь их принизить (некоторые мне очень нравятся), а просто даю своё сравнительное видение. В общем ключе сегодняшняя пациентка — это настольная игра, в отличие от остальных представителей жанра.

 

Полнота — именно то, что отличает данную настолку от подобных же. Именно поэтому она показалась мне в своём роде уникальной. Пытающейся вскочить на модного коня r-&-r и при этом старающаяся взять лучшее от условной классики. Другими словами, когда я сажусь за «Поселенцев. Наброски империи», в голове не крутятся мысли: «Эх, щас накидаю — и пусть мне повезёт на тройки (или шестёрки)», — а есть мысль: «Так, попробую сегодня сыграть через много-много еды японцами». Разница в прямом смысле ощущается.

 

 

От некоторых игроков слышал мнение, что игра однообразна через какое-то количество партий. И тут можно согласиться, ведь, как сказал выше, листочки с различными зданиями у каждой империи представляют собой, по большому счёту, головоломку. Она призвана в первую очередь бросить вызов игроку по своему разгадыванию и нахождению оптимального пути развития именно для данной империи. Ведь когда решение будет найдено, большинство партий начнёт происходить по одной — плюс-минус — схеме. Различия, несомненно, будут встречаться, но происходит это из-за бросков кубов ресурсов и действий, корректирующих ваши выборы.

 

Так что, если вы любите игры-головоломки, то мне почему-то кажется, что эта штука тоже зайдёт. В сумме у игроков получается 49 различных стартовых условий (48 листов в блокноте поселений и 1 начальное, одинаковое у всех поселение). Единственная проблема — все листы, кроме начального, в единственном экземпляре. И тут на помощь должен прийти ламинатор. Да-да. После N-ного количества партий стартовыми поселениями у меня появилось желание начать осваивать необычные нации и… задушила жаба. Ну, как это я сыграю каждой нацией всего пару раз? А что потом, выбрасывать? Да я даже как следует не разберусь с ней, не обсосу все косточки и не получу полного удовлетворения. А игра куплена для удовольствия, поэтому было решено сделать его максимально продолжительным с помощь ламината.

 

Костыль, конечно, но если вам придутся по душе «Поселенцы. Наброски империи», обойтись без ламинации вряд ли удастся. Можно, конечно, распечатывать на принтере новые листы, но это не только менее оптимально, но и выгода от ламинации очевидна — удобство игры в разы повышается за счёт легкостираемости нарисованного, прямо новый уровень ощущений. Надеюсь издатель когда-нибудь догадается выпустить какую-нибудь делюкс-версию с уже заламинированными листами, благо они не очень большие.

 

 

Как итог по игре, выдвину следующее: головоломность «Набросков империи» является одновременно как плюсом, так и минусом. Каждый лист нации имеет различные возможности и предоставляет некие вариации действий в партии, что очень интересно, однако всегда есть некое финальное решение «загадки нации», назовём её так. Да, мы наиграли одними только базовыми листами более десятка партий, прежде чем полностью решили их (99 очков было добыто чемпионом нашей компании) и перешли к другим. Это много, но всё равно есть некая конечность, достичь которой для остальных листов легче, ведь чем лучше вы понимаете игру, тем быстрее находите решения. Хотя с учётом того, что большинство игроков и десяти партий в настолку одну не играют…

 

В общем, не знаю, как относиться к заявлениям об однообразии. Разносторонности наций вполне достаточно, я даже не думаю, что когда-нибудь смогу освоить их все на 100 %, очень уж много на это заходов нужно. У меня чувство полной удовлетворённости от коробки есть — осваивать и осваивать ещё листочки.

 

 

Итог

 

Любите находить пути к победе и не чураетесь жанра roll-and-write — вам сюда, 49 листов ждут, чтобы вы оптимизировали свои действия и выжали максимум. Пока что одна из самых «настольных» и играбельных коробок этого всё ещё свежего направления. Тут вам и «сюжет», и геймплей, имеющий вес, и картиночки-оформление на листах наций приятные. Не перевариваете жанр? Вес геймлея не скрасит для вас черкание клеточек, всё же жанр выполняет несколько иные цели, чем удовлетворение потребностей консервативного настольщика.

 

P. S. Гениальное, кстати, название на русском. Прям прусь от него, насколько оно точно передаёт суть, дух и даже отсылает к оформлению игры.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
likvi139 написал полгода назад: #

Спасибо за статью, было интересно почитать!
И как раз искал какую-нибудь интересную roll-and-write игру. Побежал покупать :)