Обзор жетонов Kingdom Builder (+ 4-х дополнений)

08 мая 2020

bolero написал 4 года назад: # скрыть ответы
Есть ли мнение по поводу игры Winter Kingdom?

Не было ли возможности пробежать глазами правила новой игры Winter Kingdom? Не показалось ли что старая игра получше будет?
В Kingdom Builder я не играл и пытаюсь решить, хочу ли я заплатить X за Winter Kingdom или 2.4X за Kingdom Builder Big Box. Разумеется, за меня это никто не решит, но и спросить мнения игрока со стажем знакомства с KB - тоже не самый плохой шаг.

Razorvi_KapbITo написал 4 года назад: #

bolero, встречал противоречивые отзывы по Winter Kingdom. Если вам нравятся реиграбельные и быстроиграемые абстракты, берите проверенный временем Kingdom Builder.

Желательно до покупки сыграть партейку-другую, что бы понять а ваше ли.

Alxndr1978 написал 4 года назад: #

Стоял тот же выбор буквально недавно. Winter Kingdom заочно не впечатлил. По итогу была по случаю куплена база КВ с первыми двумя допами, последние два все равно очень спорные в плане решений по механикам, а громоздкая коробка не очень располагает к тому, чтобы на всякий случай прихватить бигбокс с собой. Два допа влезли в коробку базы беспроблемно

Ksedih написал 4 года назад: #

Именно что "пробегал", отметил только что это игра на механике Kingdom Builder, где жетоны заменены картами способностей, что по сути одно и то же. Какого-то мнения пока что нет, пока не попробовал. Вернее, оно очень расплывчатое, типа "глянуть можно, но кажется то же самое, что и было, в новой обёртке". Надеюсь только на какие-то новые ощущения, которые появятся в процессе не только от визуала обновленного и подачи в виде гексов и фишек домов + фортов, но и от геймплея. Больших надежд на новшества и уж тем более откровение не питаю, ибо по правилам то же самое.

Razorvi_KapbITo написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Да уж. С дополнениями реиграбельность игры улетает куда-то за стратосферу... И это хорошо.

Ksedih, если позволите, несколько вопросов:
1. На какой состав игроков вам больше всего нравится в неё играть?

2. Водяная мельница и Горная база интересны именно для логистики?
Домики на воде не дают очков за Рыбаков. Домики на горах не дают очков за Miners?

3. Правильно ли я понял, что Храм позволяет выставлять домик на том же типе местности которую игрок получил на свой ход, но он отменяет условие по которому необходимо граничить со своими домиками? Жесть какая-то.

4. Если Воин, Повозка и Кораблик и человечки-скауты из Хижины разведчиков считаются домиками, то можно ли на них воздействовать действием Гавани (спустить Воина/Повозку на воду), Загоном, Караваном, Университетом и творить с ними другую забавную дичь? Игрок получает за них очки при подсчёте 3 карт целей в конце игры?

И, спасибо, было весьма познавательно!

Ksedih написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Согласен, реиграбельность космическая. Кстати, интересно заметить, что в этом немалая заслуга общей простоты игры. Тут у меня проводится параллель с шахматами/го, где по меркам современных настолок правила ну совершенно незамороченные, однако интерес к ним не теряется уже, скажем так, очень долгое время. Пусть он отчасти и продиктован традицией, но комбинаторика в такой доступной форме настолько увлекательна, что поклонники этих игр вряд ли когда-либо вымрут. Kingdom Builder отношу к этой же категории игр.


1. По составу игроков – последнее время играем исключительно втроём. 2012 был ознаменован несколькими сотнями партий дуэльно, это у меня хорошо в памяти отложилось, так как игра как раз только вышла и за весну, всё лето и часть осени коробка была страшно затаскана и измочалена. Сейчас переключились на троих, так как это самый легкособираемый состав (заинтересованность должна быть у людей, когда садишься откатать пяток партий за раз, согласитесь).

Раньше казалось, что дуэль – это идеал (как и для любой соревновательной игры), так как ходы просчитывать можно точнее. Но сейчас уже не скажу, что втроём намного хуже как-то планируется. У каждого варианта есть свои особенности, которые могут нравится или не нравится, но в игре столько возможностей/вариантов и хорошо контролируемого рандома, что сегодня кажется, что играть втроём ничуть не хуже, чем вдвоём.

Причём механика настолько соревновательная, стремительная и заставляет бороться за каждое победное очко, что мысли о каких-то там временных коалициях ни разу не возникает, каждый сражается только за себя, на другое попросту нет времени.

На четверых и пятерых, думаю, хуже, так как в игре есть важные в каждой партии локации и их может оказаться гораздо меньше, чем претендентов на них. Всё же карта и условия партии никак не изменяются и не масштабируются при изменении количества игроков. В результате чего стандартные разрывы в дуэльной партии на победном треке – 1-4 очка; в партиях на троих – 3-7 условно; а на четверых может вылетать за десятку легко.

2. Домики на горах не дают за Шахтёров, аналогично Рыбакам. Интересны прежде всего эти две локации для выполнения заданий, потому что обычно ими можно «протянуть» свои поселения. Логистически же тот же Оазис и аналоги лучше, ведь они не привязываются к конкретным гексам. Ну, вернее, привязываются к типу, но выборов обычно гораздо больше. Но, как и всё в Kingdom Builder-е, это условно и зависит исключительно от топографии и выпавших задач на партию.

3. Абсолютно верно. Да, эта способность появляется только при двух Храмах в одних руках, но это не великое условие. И да, жесть =)

4. Да, можно, автор разъяснял. Но, например, кораблик не может плавать по горам, хотя его туда и можно запульнуть. А вот трюк с «поставить на гору рядом с далёкой рекой, а затем весело спустить с горы на воду» вполне допустим.

Razorvi_KapbITo написал 5 лет назад: # скрыть ответы

0) Поддерживаю.

1) Играли на 4-рых - это "мясо". На пятерых даже страшно представить. Значит - идеал 2-3 игрока.

2) Понял, спасибо.

3) Возможно Храм ввели для создания некой точки "напряжённости"/соревновательного элемента... Но... как-то всё равно слишком сильно.

4) А можете, из практики, рассказать чуть подробнее какие комбинаторные связки можно провернуть с этими жетонами?

А что будет, если с помощью жетонов закинуть Воина туда, где в зоне его влияния будет домик/Повозка/Кораблик? Может ли он "захватить" вражескую Повозку и Кораблик запретив им двигаться? С домиком ничего не произойдёт?

И, если Воин, Повозка и Кораблик и человечки-скауты из Хижины разведчиков считаются домиками, то получает ли игрок за них в конце игры победные очки в соответствии с 3 картами-целями?

Ksedih написал 5 лет назад: # скрыть ответы

1. Да, вчетвером-то я тоже играл. Просто не было достаточного количества партий, чтобы рассуждать насколько это мясо может быть адекватным. По тем нескольким непродолжительным заходам, что были, показалось, что идея хреновая.

3. Задумка, может, такая и была, но, честно говоря, я сомневаюсь, что Ваккарино могло такое прийти в голову. Прямо не верится. Реально же, Храм по факту говорит вам "игнорируйте основное правило игры, на котором она держится и в котором заключается весь интерес". Не знаю, что тут думать.

4.

а) Если воина закинуть в такую зону, где уже есть фигурки/домики, то ничего не будет - они останутся там стоять. Это ИМ нельзя двигаться ЧЕРЕЗ и В гексы, охраняемые воином. ИЗ этих гексов можно выбраться по обычным "передвигательными" правилам.

Можно представить ситуацию, когда воин, например, запирает кораблик в каком-нибудь углу с водой, откуда нельзя выплыть. Но действием жетона Маяка, можно не только выставлять и перемещать корабль, но и снять его с поля, чтобы потом выставить в новом месте.

б) Все перечисленные жетоны считаются за домики и будут приносить очки по обычным правилам. Кроме человечков-скаутов, они выставляются ровно на один ход, чтобы добраться до куда-то, откуда можно продолжить строительство. После хода игрока, они исчезают и могут быть использованы другим игроком или вами в последующие ходы.

в) Связки с жетонами. Из самых зрелищных, например, когда воин выставлялся так, что два жетона Каравана «чеканят» дома своими верблюдами о его охранную зону, чтобы добраться до нужных точек. Повозка + Кораблик бывало стыковались: повозка выставляется, едет до реки, где на воду спускается кораблик (раньше нельзя было сделать, так как привязка к воде уже была в другом месте) и отправляется в плаванье к замку на острове. Ну, и, конечно, комбинация маяка/повозки с Базаром, который был назван в статье самым неинтересным. Свойство неинтересное, но за счёт удвоения/утроения действия позволяет устраивать веселье: например, та же повозка не может быть выставлена на поле и тут же куда-то поехать, приходится на это тратить два хода. А вот с Базаром, можно сразу отправиться в путешествие, что критично важно в игре, где всего ~10 ходов.

Razorvi_KapbITo написал 5 лет назад: #

Благодарю за развёрнутый ответ!

Ещё, наверное, хорошей идеей будет для пересечения одногексовых рек спускать Повозку на воду Гаванью (причём таким способом можно её запулить в разные места на карте, если есть свои прибрежные домики).

Вообщем, пора уже замешивать допы в базу :) Уже, после 30 партий, бывают частично похожие ситуации по расстановке.

Gorthauers написал 5 лет назад: #

Нам нравится вчетвером играть. Обычно за круг как раз хватает времени спланировать ход, даунтайма нет, а взаимодействие становится жестким и злым - то, что надо)

zuzubun написал 5 лет назад: # скрыть ответы

На двоих всё-таки слишком просторно на мой взгляд. Да, играется нормально, но например меньше ощущается гонка за жетоны локаций, много мест и меньше конкуренции для получения ПО Шахтёрами и Рыбаками, некоторые цели вроде Лордов сильно страдают (чаще всего за них получают одинаково), а также другие подобные казусы.

Мы одно время довольно часто играли вчетвером, и в целом я бы не сказал, что были особые проблемы. Да, бывало, что другие игроки рушили все планы, приходилось перепланировать, ходить менее эффективно, но это добавляло азарта и эмоций в игровой процесс.

Если говорить про базу, то на BGG, кстати, общее голосование склоняется в сторону 3-4 игроков:
2 - Best(19.7%) Recommended(61.0%),
3 - Best(35.7%) Recommended(63.1%),
4 - Best(67.4%) Recommended(28.4%).

Ksedih написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ну, вот мне сейчас втроём кажется отличным вариантом, хотя в те времена, когда мы в неё сурово дуэлились, варианты с бОльшим количеством игроков воспринимались в штыки, так как слишком рандомными казались. Но подобная ситуация в любых играх встречается, когда соперники именно что соревнуются и сражаются за каждое победное очков - любое введение посторонних факторов мешает планам и приходится подстраиваться под гораздо большее количество условий.

Но раз уж несколько сотен человек считаю игру лучше на 3-4 игрока (причём на четверых нравится больше людям), стоит, наверное, осваивать и попробовать проникнуться этим вариантом. Зато впятером не нравится почти никому.

В общем Kingdom Builder получается хорош почти на любое число игроков. =)

Patrick_Verona написал 5 лет назад: #

На троих и на пятерых не играли ни разу, мы в 98% случаев играли дуэльно, но да, на четверых показалась чуть интереснее

zuzubun написал 5 лет назад: #

Вспомнил, у нас однажды при игре на троих в местном турнире выпали Торговцы (на соединение локаций). Первый и второй игроки пошли строиться в потенциально прибыльный регион, где было много близкорасположенных локаций, а третий - отделился подальше. В итоге всё вышло практически по классике - двое дерутся, а третий выигрываает :)

Denlerien написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Храм, безусловно, штука сильная, но иногда такого эффекта можно добиться комбинируя другие жетоны. Не скажу, что он введён зря. Теоретически, с ним можно бороться до того, как один игрок возьмёт оба жетона. Т.е. при игре меньше чем в четвером пытаться отрезать доступ к одному храму, попутно пытаясь дотянуться до другого, а при игре вчетвером просто пытаясь взять хотя бы один. Сама такая борьба может не принести очков, это нужно учитывать.

Из неупомянутого - не рассмотрены кочевники. Тоже жетоны, хоть и разовые. Но как минимум пару абзацев про них набросать стоило.

Ну и ещё хотелось бы упомянуть Family box - стоит чуть дороже базы, значительно дешевле Big Box включает кочевников и два мини-дополнения. Т.е. если не вы из-за цены можете быть не уверены брать ли Big Box, то причин не брать Family Box вместо базы просто нет. К тому же в стандартной коробке, а не гроб Big Box, у которого размер коробки - главный недостаток. Ещё один - не слишком удачная организация хранения, но я её для себя доработал покрасив маркерами рёбра жетонов-подсказок и наклеив на органайзер полоску-подсказку для маленьких жетонов.

Ksedih написал 5 лет назад: # скрыть ответы

1. Хм, "комбинируя эффекты", конечно, можно добиться, но это же комбы, которые вы строите и стараетесь как-то реализовать по-хитрому. Они выпадают при стечение обстоятельств, их нужно увидеть, составить, применить правильно. Храм же не требует ничего комбинироваться, а заявляет "игнорируй правила и выигрывай". Можно сказать, что для этого тоже надо скомбинировать 2 жетона (взяв их оба с поля), но это такая себе комбинация. Довод типа "с этим можно бороться" (теоретически!) всегда намекает на то, что штука, с которой хоть как-то бороться, где-то поломана.

Но спасибо за видение. Однако всё же склоняюсь ко мнению, что надо выкинуть это кусок поля из игры. Или лучше оставить, но без "двойного" свойства.

2. По поводу кочевников хотел рассказать в следующей статье, поэтому сюда не включил. Думаю, там они будут уместнее.

3. А как в Family Box-е кочевники сочетаются со стандартными девятью кусками поля? Там же нет под них места.

Razorvi_KapbITo написал 5 лет назад: #

Хм... Кто-то удалил карточку игры Kingdom Builder Family Box. Забавно.

В Family Box-е 8 базовых кусков поля и 4 поля из дополнения Nomads. Сама коробка 29,5х29,5х8 см. Всё спокойно влезает и даже место под какие-нибудь игронайзеры остаётся.