С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
9.0839 |
- |
А вы не были на Таити… знали, что у такой, казалось бы, самодостаточной и сбалансированной игры как «Агрикола» есть большое дополнение, заметно меняющее механику игры? Признаюсь честно — я нет! Если дополнения к двум большим коробкам Уве Розенберга — «Одину» и «Каверне» — были на слуху и их вроде бы даже обсуждали в Интернете, то о дополнении к «Агриколе» я узнал, можно сказать, случайно — запустив видео на youtube какого-то канала, посвящённого настольным играм. Там обсуждались игры из первой сотни рейтинга BoardGameGeek и авторы делились впечатлениями о сыгранных партиях.
Чистая случайность, что в тот вечер мне нечем было заняться, и я открыл это длиннющее видео, в котором, как и полагается, обсуждение начиналось с сотого места. И большая удача, что мне настолько нечего было делать, что я досмотрел то видео до двадцать какого-то места, на котором тогда и располагалась «Агрикола». Но раз уж я узнал действительно что-то стоящее, то час жизни потрачен не впустую!
Те, кто читает мои обзоры, возможно, уже знает, как я достал базовую «Агриколу» старого издания. В этот раз предстояло пройти ещё более интересный квест...
В России дополнение НИКОГДА не издавалось, не издаётся, а насчёт «будет издаваться» лучше, наверное, спросить в издательстве Hobby World как у издателя базовой игры. Итак, первый шаг — найти коробку с игрой хоть где-нибудь. Этот шаг получилось выполнить на удивление легко и быстро. Игру нашёл практически с первой же попытки, выкупив последнюю коробку со склада немецкого магазина :) Тактично промолчим, что цена доставки была чуть ли не больше цены самой игры.
А вот дальше началось самое интересное! Я не зря сказал, что магазин был немецкий. И торгует он в том числе и играми на немецком языке. Угадайте с трёх раз, на каком языке была игра, которую я успешно получил на почте, спустя примерно три недели после заказа?
Ну, а теперь самое пикантное во всём в этом. Ich spreche deutsch nicht. «Агрикола» — игра, которая не так чтобы совсем уж языконезависимая, а в Сети удалось накопать только англо-русский перевод 132 карточек различных улучшений. Для карточек на немецком нашёлся англо-русский перевод… Естественно, без номеров карт, картинок и прочих опознавательных знаков.
Ну что же… В наличии имелось 132 карточки с картинкой, которая давала примерное представление о том, что же тут происходит, и текстом карты и требованиями розыгрыша на немецком языке, в котором куча узкоспециализированных терминов из настольной и земледельческой тематики. И 132 англо-русских перевода, расположенных в случайном порядке без опознавательных знаков. А! Ну, и сильное желание поиграть в одну из самых любимых игр с очень редким в России дополнением.
Цели наши благородны, задачи ясны, и я принялся за работу. 3 недели ушло на то, чтобы подобрать шрифты и их размеры, отсканировать карты и попросить брата сделать на основе сканов фоновые картинки со всеми значками. Ну и, конечно же, сопоставить переводы. Где-то справлялся гугл-переводчик, где-то приходилось сопоставлять по числам, встречающимся в тексте, где-то помогали значки на картах, где-то картинки. Ну а в конце парочку совсем уж непонятных карт удалось сопоставить методом исключения. К концу третьей недели я слегка выучил немецкий язык — никому начинающий переводчик не нужен? :)
После того, как текст сопоставлялся с верной картой, нужно было ещё заверстать его, так чтобы он умещался в ограниченное пространство фоновой картинки и был читаем. И опять где-то удавалось уменьшить шрифт, ну а где-то и сами слова, или и вовсе стараться перефразировать, чтобы всё уместилось.
На фоне всего этого ещё 3 недели, потраченные на то, чтобы распечатать это всё в цвете на самоклеющейся бумаге, аккуратно вырезать и наклеить на карты, кажутся совсем уж пустяком. Зато теперь у меня есть русскоязычное дополнение к «Агриколе»! Получилось неплохо! (А то ж себя не похвалишь — никто не похвалит.)
Переведённые карточки являются самой объёмной, но не единственной фишкой дополнения.
Чтобы сыграть в «Агриколу» с допом, мы так же, как и в базе, подготавливаем поле действий, карты раундов, личные планшеты с двухкомнатной хижиной и двумя родичами в ней. В начальной раскладке меняется только подготовка поля особых улучшений — к нему добавляются две плашки, на которые кладутся четыре карты новых особых улучшений. На каждую плашку кладётся по две карты, одна под другую. Более того, под все 10 карт базовых начальных улучшений кладётся по 1 карте особого улучшения из дополнения. Какую карту под что подсовывать, указано прямо на них.
Как многие уже догадались, чтобы в процессе игры сыграть улучшение, лежащее внизу, необходимо, чтобы кто-то сначала забрал карту, лежащую сверху.
После того, как базовая подготовка завершилась, все получают 7 карт занятий и 7 карт простых улучшений. Только если занятия мы получаем из базы, то вот улучшения из базы мы берём только по 3 штуки. Оставшиеся 4 карты сдаются из колоды (а точнее, двух — E и F) дополнения. Правила их розыгрыша ничем не отличаются от правил базы. Единственное, что следует помнить: действием первого раунда теперь всегда выступает карта «Простое или особое улучшение».
Ну и, наконец, начинается самое интересное. Всем сдаётся по одной карте стартовой раскладки.
На них изображён план нашей фермы. А точнее, взаимное расположение хижины, тайлов леса и болот на нашей ферме. Как вы видите, стартовые раскладки у всех отличаются. «Что тут такого?» — спросите вы. Дело в том, что хоть целых 8 клеток нашей фермы теперь покрывают ландшафты, непригодные для земледелия (что по мне, так очень даже жизненно), но правила размещения новых комнат, новых полей и выпасов из базы никто не отменял! Все новые объекты должны соприкасаться с таким же объектом, выложенным ранее.
Как теперь с этим жить? А очень просто! Дело в том, что помимо новых карточек улучшений в игру добавили карточки особых действий. Выглядят они так:
Все действия теперь разделены на личные и особые. Личное действие — это именно то, что мы делали в базе. Взял рабочего, поставил на планшет действий, выполнил то, что написано на занятой ячейке. Если же у нас остался хотя бы один рабочий, который ещё не совершал личных действий в этом раунде, то вместо выполнения личного действия теперь можно просто взять карту особого действия и выполнить его. Что приятно — для этого не нужно никуда отправлять рабочих, они остаются на планшете, готовые к свершениям следующих ходов. Что неприятно — из всех изображённых действий придётся выбрать только одно и выполнить только его. Что ещё более неприятно — после выполнения действия карточка остаётся у игрока лицом вверх. Он её второй раз в этом раунде сыграть не сможет, остальным же придётся потратить 2 еды и сыграть её по тем же правилам, что и первому игроку. После этого карта переворачивается и становится недоступной никому до конца раунда.
При выполнении действия валить деревья мы убираем с фермы 1 из тайлов леса и получаем 2 дерева. Если у нас есть какие-то особые или простые улучшения, связанные с этим действием, то леса можно получить 3 или даже 4, или и вовсе получить приятный бонус вместе с этим действием.
А это действие вырубить и сжечь. Подсечное земледелие во всей красе. Убираем тайл леса и на его место кладём поле (вы же помните, что все выкладываемые поля должны соприкасаться со вспаханными ранее?). И для этого действия есть свои полезные улучшения.
Резать торф. Тайл болота убираем и получаем 3 топлива. А! Вы же ещё не знаете, что в игре появился такой забавный ресурс как топливо! Потерпите немного — скоро я про него расскажу. А пока же помним про возможные бонусы с улучшений.
Торговец лошадьми за 1 еду продаст нам 1 лошадку. Лошади подчиняются всем правилам размещения прочих животных, но чтобы покушать конину, придётся обзавестись либо лошадиной скотобойней (из-под очага), либо кухней (ищите её под плитами повара). Есть парочка улучшений и в новых картах простых улучшений, но тут как повезёт. Каждая лошадь в конце игры приносит ровно 1 победное очко. Никаких прогрессий, как с остальными животными, тут нет.
3 оставшихся действия соответственно просто дают 1 халявную еду, возможность сбросить 1 топливо и разыграть любое простое улучшение (естественно, цену на карте улучшения тоже надо заплатить), а если вместе с топливом сбросить ещё и 1 еду, то можно замахнуться и на особое улучшение.
А теперь, как и обещал, расскажу вам, что такое топливо и с чем его едят. Топливо можно получить из торфа на болотах, либо же из дерева. И топливо, как ни странно, нужно сжигать... для обогрева комнат! Да-да! Теперь в каждую фазу урожая нужно не только прокормить родичей, но и как-то обогреть их дом! На каждую комнату в хижине уходит ровно 1 единица топлива, в мазанке уходит почти столько же, а точнее, на 1 топливо меньше, чем число комнат. Энергоэффективность каменного дома самая высокая, поэтому для поддержания в нём комфортной температуры достаточно потратить на 2 топлива меньше, чем число его комнат.
А знаете, почему отапливать дома в «Агриколе» важно? А потому, что если мы не сможем отопить хотя бы 1 комнату в доме, то у нас в семье обязательно кто-нибудь заболеет простудой, ОРВИ и прочими радикулитами. За каждую неотапливаемую комнату мы получаем вот такие забавные жетоны:
Эти жетоны размещаются на наших родичах и означают, что они в следующем раунде должны лечиться. Единственное действие, доступное для таких родичей — сходить в местный лазарет, получить там касторку, снять жетон постельного режима и даже получить 1 еду. В общем, болеть, как всегда, плохо и из-за этого можно лишиться нескольких рабочих рук на целый раунд (1 еда — неважная замена возможности огородить новый выпас или засеять парочку полей).
А ещё топливо может понадобиться, чтобы гореть в печи или поддерживать огонь в очаге! Есть в игре и такой режим для самых ярых хардкорщиков. Все улучшения, в которых готовится еда (очаги, плиты, печи и прочее), строятся неактивированными. Чтобы их активировать и иметь возможность пользоваться их свойствами, нужно отдать 1 топливо. Реализм как он есть!
Казалось бы, не так много изменений, но на деле игра просто преображается!
И вот, значится, спустя полтора месяца после покупки сели мы играть в «Агриколу» с торфом… Правила рассказал, показал, объяснил… Глаза разбегаются! Сейчас рабочим дерево забрать с ячейки действий или увести бесплатно карту спецдействия? А если я комнату пристрою и потрачу дерево, мне потом дров-то хватит на отопление? А тайл леса снимать отсюда или пусть он собой пустую ячейку загораживает и штрафное очко не даёт получить? И таких вопросов была масса!
Это была моя первая проигранная партия в «Агриколу» в принципе :) И главное, самое что обидное — у меня, значит, скучная равнина с несколькими полями и таким себе урожаем, а у соперника целое ранчо с кучей лошадок и даже парочкой полей. И, как вишенка на торте, прямо посередине тайл леса — типа парк для прогулок… Красиво блин!
Но при этом восторг был полнейший! Более жизненной игры я не знаю. Вряд ли помещики давали крестьянам идеальные луга вида «пахай — не хочу»! И вот вам! Пожалуйста! Леса и болота! Сперва выруби и осуши... Болели люди и не могли работать в поле? Сколько угодно! Вот вам механика болезней… Печку топить надо? Надо! Сперва загрузите в неё дрова, а потом уже можете готовить пищу! В общем, всё как в реальной жизни! Прям умиляет!
Но и это не главное! Больше всего в этом дополнении мне нравится то, как оно добавляется в игру. Сейчас трудно будет объяснить, но я попробую. Все виденные мною дополнения до этого несомненно привносили что-то новое в свою игру. Они обеспечивали приятное разнообразие, реиграбельность и новые способы достижения победы. Но всё равно они располагались как будто сбоку от основной игры. Например, те же «Колонии» в «Покорении Марса». Механики интересные, карты интересные, но вот у нас основное поле, где мы что-то терраформируем, а вот рядом плашки колоний. Там безусловно происходят какие-то активности, но на основное поле они практически не влияют. По крайней мере напрямую.
А вот «Торфяные фермеры», они не рядом, они внутри игры! Эти механики очень элегантно вплетены в саму игру — и при всём желании игнорировать их ни у кого не получится. И при этом не происходит разбалансировки самой игры! Все так же есть множество путей к победе и все они рабочие.
«Торфяные фермеры» — лучшее дополнение, что я видел. И оно стоит того, чтобы его попробовать! Тем более квест по переводам я прошёл за вас и с радостью покажу, где брать файлик для печати.
Старое издание сейчас, скорее всего, не найти, но всё сказанное справедливо и для нового издания. Более того! Судя по картинкам из Интернета, новое издание «Торфяных фермеров» ещё более жизненное, чем старое! Теперь мы заболевших родичей не накрываем жетонами, а кладём их в кроватки!
И насколько я знаю, карты в старом и новом издании плюс-минус совпадают. Только вот 132 новые карты в старом издании добавляются к колоде из 360 карт, а в базе нового издания карт всего около сотни. То есть разнообразия по сравнению с основной игрой добавится больше.
В общем, если вы любите «Агриколу», обязательно постарайтесь достать и дополнение! Не пожалеете!
Ну а мы тем временем сыграли очередную партию в «Агриколу: Торфяные фермеры». Чтобы было лучше представление, чего ждать от этой игры — оставлю видео тут. Вдруг и правда кто заинтересуется :)