![]() |
Женский топ — 2025 / Голосование |
Начинаем принимать голоса! | |
![]() |
Идут сборы на Bardsung: Tale of the Forsaken Glade |
Улучшенный лесной сиквел к кооперативному данжен кроулеру Bardsung. | |
![]() |
Идут сборы на The Waste of Parts |
Оборона гигантского меха в условиях поастапокалипсиса от авторов Isofarian Guard... | |
![]() |
Предзаказ на «Трудванг: Легенды» и дополнения |
База и новые допы к сюжетному приключению от CMON. | |
![]() |
Предзаказ на «Охоту: Найти и Уничтожить» |
Асимметричная дуэль немецкого крейсера и британской флотилии. |
игры |
Space Hulk (third edition)
|
проекты |
Настольные игры ON-LINE
Цифровой формат |
Дата: | 18 октября 2013 |
![]() |
7.3330 |
![]() |
- |
Если к миру Neuroshima до знакомства с андроид-инкарнацией тактики “Hex!” я был квантово-неопределён, если «Эволюция» была первой любовью и, в принципе, таковой остаётся (то есть, случайно натолкнувшись на её взгляд в фотоальбоме (!), ты, может быть, с усмешкой вздохнёшь, но вряд ли кинешься звонить), то мир Warhammer 40k вызывал у меня лютую неприязнь. Начиная от невероятного количества пафоса (да-да, та самая шутка про танки, которые начинают круче мочить неприятеля, если их покрасить в красный цвет), заканчивая уж очень откровенной скомпилированностью из множества литературных и иных фантастических штампов.
Кто-то скажет, что в верхнем правом углу беспристрастная камера сняла Брата Лоренцо, вид с тылу (ну никак нельзя сказать «вид сзади» про здоровенного мужика в бронекостюме — это чревато!). Но нет! — это кубок чаптера Кровавых Ангелов по спортивной ходьбе гуськом в тёмных коридорах. Команда победителей как всегда доставляет его в Самую Чёрную и Дальнюю Комнату.
Казалось бы, рецензент в начале обзора может признаться в нелюбви к сеттингу пытуемого только для того, что дальше заявить: «Но как я ошибался, я понял, только встретив эту игру!» Чёрта-с два, синьоры и синьориты! (Как будто большое количество синьорит будет читать обзор гипертрофированно-бронекостюмированного маскарада в красном цвете на отдельно взятой космической калоше).
Всё тут: и пафос, и штампы. С другой стороны, получившийся коктейль если и не тянет на историческое «для Молотова!», то, хотя бы на слоенный B-52 — вполне.
Слой 1: Kahlúa (Калуа). Это кофейный ликёр из Мексики, который наливают первым. А перед нами как раз AA-проект, который существенно не дотягивает до добавления ещё одной А перед названием. Ааааааа! — скажет читатель и будет не прав. Потому что вы наверняка подумали о графике. Да, и в ней дело тоже. Ангелы получились не Кровавые, а Угловатые. Или даже скорее Угольные. Или ещё точнее —явно полигональные. Сравнивать их с современными стандартами — всё равно что рубленную топорищем (и это не увеличительно-ругательное название топора, а самое прямое указание на то, какой именно частью топора рубили) рожу безымянного морпеха из Doom III сравнивать с бликующей в неверном свете Бухты Мясников лысину Риддика.
И всё-таки ещё раз: нет, речь идёт не только о графике. Речь идёт обо всем. Прежде всего — об отсутствии чувства меры: ролик с терминатором крупным планом, анфас, изрыгающим пули и пламя, как ГосДума —скандалы, вам надоест уже где-то в конце первой миссии. Особо терпеливым — в середине второй. Но придётся смотреть его снова и снова. И ещё раз. И ещё каждый раз, когда люди-в-красном будут заливать кровью поганых ксеносов переборки космического скитальца.
Перефразируя бородатый антисемитский анекдот: «Уважаемые граждане отдыхающие, в особенности — генокрады! Сегодня вечером на нашей космической дискотеке DJ Пулемётчик Ганс специально для вас прокрутит два свежих диска!»
Кампания скучна. Миссии — однотипны, проходятся по принципу: вычленяем ключевые точки и идём от одной до другой, прикрывая друг дружку. Режим overwatch, при котором пугливые богатыри в бронекостюмах, заставляющих Тони Старка плакать (от жалости, а не восторга), начинают стрелять на каждый мышиный шорох — ваш лучший друг. Может быть, на Hard AI что-то меняется, но не думаю, что кардинально — простите за тавтологию, но, вероятнее всего, просто подкрутят вероятности.
В далёком будущем организация GreenPeace поменяет название на RedSpace, и задачи её тоже будут совсем иными. Перед вами карта миссии по истреблению редких, но отказывающихся вымирать до конца видов дальне-космических животных.
В результате игровой процесс тянется, как... тесто в руках полуторагодовалого ребенка (уж простите молодому отцу эту весьма животрепещущую для него аналогию). Полностью пошаговые тактические игры этим страдают. Кто не верит мне, может запустить десяти-с-чем-то-летней давности «Код доступа: РАЙ» (“Paradise Cracked”) от тогда ещё просто «Мистлэнд» без добавки «ЮГ» и посмотреть, во что можно превратить Fallout или Jagged Alliance, если вырезать ржавым ножом режим реального времени. Поверьте, я люблю неторопливые игры (иначе бы не прошёл тот же «КД:Р» раз 5-6). Но есть разница между неторопливостью насыщенного событиями геймплея компьютерных тактик нулевых годов XXI в. (кроме творения зеленоградцев я бы, пожалуй, ещё вспомнил “Operation “Silent Storm” с её неторопливыми панцеркляйнами) и ужасами нашего городка в лице “SH: Sin of Damnation”.
В итоге во рту остаётся горькое послевкусие. Но, возможно, создатели стремились воссоздать атмосферу оригинала. И вот тут вскрывается второй слой.
Слой 2: Baileys (Бэйлис). Это уже продукт из Ирландии. Не будем долго рассусоливать о питательных и вкусовых качествах этого ликера, скажем прямо: смешение продукта тройной перегонки (ирландского виски) и молочных сливок противоречиво, как... как солёные огурцы с молоком. Большая часть бед SH также проистекает от того, что игра так и не может определиться — осталась она настольной или пытается выглядеть по-серьёзному компьютерной. Так и Бэйлис остался ликёром, но имеет «мягкий сливочный вкус». Я понимаю, что нельзя сравнивать ККИ с тактической игрой с миниатюрами, однако же давнишняя реализация отечественного «Берсерка» от “Mail.ru Group” вызывала ощущение того, что ты просто играешь в настольную игру на компьютере, а SH вызывает ощущение того, что какой-то злодей с аль-пачиновской ухмылкой спрятал от тебя важные сведения о механике игры. Найти сведения о результатах текущего дайсометания — та ещё задачка для людей со зрением от «минус трёх» или тех, кто вообще не в курсе, что надо искать результаты броска кубиков. Почему их нельзя визуализировать? И это раздражает, чёрт побери, не только меня, настольщика, но и представителей компьютерного братства.
Интерфейс и система управления заставляют иногда скрипеть зубами. Необходимое прячется, ненужное выпирает. Хаос силуэтов при отдаче терминатору приказа о движении с поворотом в конечной точке достоин кисти Василия Осиповича Кандинского.
Иногда думается, что игре стоило бы забыть о том, что она — настольная, и добавить чуть-чуть разнообразия: режимов стрельбы, положений сферического туловища терминаторов в вакууме, видов оружия. Потом понимаешь — не стоило бы.
Слой 3: Cointreau (Куантро). Это продукт из Франции — страны победившего на последних выборах социализма и депортации цыган, рассадника европейского абсолютизма и одной из первых европейских республик, короче — страны контрастов. Апельсины с Антильских островов дают нам крепость в 40 градусов как раз в тот момент, когда уже складывается ощущение, что Space Hulk от студии Full Control — это full shit. И ты вдруг понимаешь, что это не так. Через 3-4 миссии происходит адаптация к темпу игры. Все элементы интерфейса обнаруживаются на своих местах, а взгляд автоматически падает на последнюю строчку лога, где тебе сообщают, что твой пулеметчик только что выкинул трибль (ну нельзя же сказать дубль про идентичный бросок трёх кубиков?) и изобразил из себя дирижабль (тот, который «Гинденбург»), феерично взорвавшись.
Брат Заэль жжёт! И это, друзья мои, отнюдь не фигура речи, а констатация факта.
Окошко камеры в левом верхнем углу экрана, показывающее тебе спину брата-храбреца (простите, не удержался от «типа-цитаты» из совсем другого источника), становится единственной настоящей реальностью. Коридоры тёмные и узкие. Генокрады — стремительны, как рак лёгких и страшны как Вупи Голдберг. Очков действия мало, а шансы попасть по смутной тени столь же смутны.
В этот момент в игре обнаруживается атмосфэра. И своеобразный драйв. И тяжёлое, жгущее нервы напалмом напряжение. Ради этого, собственно, и стоило играть, привыкать, болеть душой от вида малоугольных терминаторов.
«По сообщению Новостного Агентства «Мёртвый Ксенос» ордена Знак Почёта Его Бого-Императорского Величества вчера прошли переговоры между мирными терминаторами чаптера Кровавых Ангелов и галактическими экстремистами из партии Космических скитальцев. В результате проведения «прямых переговоров» все террористы были уничтожены. Ни один мирный спэйсмарин не пострадал». Новости всегда врут — во время «прямых переговоров» при малейшей ошибке термосы начинают мереть как мухи...
После такой долгой барной преамбулы перейдём непосредственно к амбуле. Её, увы, придётся излагать кратко (что, отчасти, искупается тем, что впечатление от игры я изложил выше).
Графика. Морально устарела и находится где-то на уровне развитого мезолита. Однако же перед нами серьёзый 3D-проект, с претензией на кинематографические сцены, и, самое главное — вообще-то настольная игра. Так что — 7 из 10.
Он просто посмотрелся в зеркало и увидел, сколько полигонов распилили коррумпированные девелоперы при его создании. Хотел было написать: «Редкий кадр 1/2 ксеноса», — но в миссии, где вам наконец-то доверят DJ Пулемётчика Ганса этот кадр вы сможете наблюдать постоянно.
Интерфейс. После короткого периода адаптации не вызывает серьёзных нареканий. Иконки интуитивно понятны. Лог мелковат, но в целом вполне читабелен. Задачи миссии подвешены на нужном месте. Переключаться между терминаторами — удобно. Я бы дал 10 из 10.
Ошибки. В оконном режиме глючит скроллинг экрана. Сразу после выхода в течение некоторого времени невозможно было прохождение 6-й миссии основной кампании. 1 раз игра вылетела по неустановленной причине, так что не исключаю, что проблема была не в ней. Памяти жрёт немного (по крайней мере объём сожранной памяти в данном случае не вызывает появления на вашем лице выражения а-ля вечно-удивлённый Киану, в отличие от постоянно поминаемой мной келдоновской RftG — за 120 Mb!). 8 из 10, и то, исключительно по моему произволу — вряд ли большинству будет необходим экранный режим.
Звук. Тут стоит остановиться поподробней. Он как бы соответствует процессу. Тяжёлые шаги плохо смазанных металлических суставов. Скрипучие крики «иностранцев». Всё на месте. Но, во-первых, он забывается. Во-вторых, звуковой фон окружающего мира беден. Может на космических скитальцах нет вращающихся деталей или давление понижено, но всё равно — ощущение не гробовой напряжённой тишины, а просто выключенных колонок. В-третьих, отсутствует музыка. При чём тут музыка, спросите вы? — а вот при чем: хорошо подобранный саундтрек через пару минут перестаёт восприниматься как чужеродная деталь, зато очень активно участвует в создании атмосферы. До сих пор помню, как в страшненьком даже по меркам своего времени «Коде доступа: РАЙ» начинала при обнаружении более 5 противников играть PunkZone005 — мороз по коже! В SH вы такого не переживёте. Ну и радуйтесь — седых волос в паховой области будет меньше. 6 из 10.
Атмосферность. Всё уже сказано. Поэтому 8 из 10. Ибо субъективизм, да. Но как говорил Витька Корнеев из ПНС АБС: «Нутром чую — чего-то не хватает, где-то капельку не докручено, где-то чуть-чуть недотянуто. То ли у второй скрипки первая струна фальшивит, то ли саксофонист насморк подхватил».
AI является достойным учеником Джорджа Уокера Буша мл. Прямолинеен и нагл. Как говорил его биологический прототип: «Я не намерен ехать в Афганистан с дружественным визитом. Сперва бомбардировки и ввод миротворческого контингента, потом уже — дружественные визиты». Живой партнёр заставляет нервничать гораздо больше. Тем не менее совсем уж тупых ошибок AI не совершает, а на харде, люди бают, становится чуть более изобретателен. 7 из 10.
Сетевая игра. Онлайн-мультиплеер устроен неудобно и работает нестабильно. По крайней мере таково моё мнение. Через месяц-другой я планирую вернуться и устроить разбор «Space Hulk: 9 с половиной недель спустя» (эдакий микс из эротической мелодрамы и мушкетёрского остерна). Hot Seat устроен удобно, но, чёрт побери, это хот-сит. Хотя за его существование — отдельная благодарность. 8 из 10.
Бонусы и дополнения. На текущий момент о таковых ничего не знаю, но, вероятно, лишь по тому, что не слежу. А вот отсутствие кажется обещанного на стадии пре-продакшена редактора миссий — огорчает. Оценивать по сути пока что нечего. Правда, есть довольно большой список ачивок, но при первом прохождении он не особенно цепляет. А будет ли интерес сесть в ближайший год за Sin of Damnation ещё раз — вопрос, что называется, «из бронхов» («Да уж, не из лёгких» (с) старая Сборная Пятигорска). Или стоит поставить виртуальную машину, на неё — Win'98, а на неё — Gorky-17: тамошние жертвы злоупотребления генетически модифицированными сэндвичами не намного отстали по графике, зато серьёзно разнообразнее. Так что, 6 из 10.
Список ачивок. Где-то там я видел «Убить 40 000 генокрадов». Боюсь предположить, сколько партий в мультиплеере и сколько раз надо будет сыграть кампанию, чтобы завершить это замечательное достижение.
Внутреняя справка. В отличие от “Neuroshima Hex!”, не вызывает восторга. Её чуть-чуть есть, но, чёрт побери, даже из карточной версии “Space Hulk: Angel of Death” я узнал больше про своих спэйсмаринов, чем из компьютерной Sin of Damnation. 2 из 10.
Фан от игры в цифре / соответствие настольному оригиналу. Игра — как синусоида — оставляет весьма периодическое впечатление: местами радует, местами огорчает. Но в целом я скорее доволен, нежели нет. Повторюсь, желание получить более компьютерную тактику с большим спектром возможностей довольно быстро проходит по мере адаптации к тёплой (затхлой) атмосфере и плохому освещению космического мусоровоза («Ксеносов — на помойку истории!» (с) брат Йозеф). Соответствие настольному оригиналу... увы, за плечами у меня всего 4 партии в оригинал и 6 миссий в компьютерную инкарнацию. Но насколько я могу судить по книгам правил и миссий и пройденному пути, попадание точно в яблочко. 10 из 10.
Обоснованность цены. Самый тяжёлый пункт. Сейчас я бы, наверное, не заплатил бы 499 рублей (признаться, я их не платил: игру мне на данный момент подарил одноклассник и большой дружище, соавтор наших настольных проектов и прекрасный художник Антон, и я уже несколько недель не могу вернуть ему потраченное в Steam XD). Ждал бы распродажи. Кстати, сейчас она как раз идёт. Как по мне, за 10-12 часов геймплея, страшную графику и кривой мультиплеер отдавать 500 рэ жалко. С другой стороны, видал я и гораздо большие разочарования за гораздо большую цену. (Да, за бесплатный 20-типроцентный предпросмотр фильмов перед тем как идти в кинотеатр — я так и вовсе бы мизинец отдал, не задумываясь.) Пусть будет 6 из 10.
Итого: 71 из 100.
Результат достойный. Он мог бы быть лучше и, я надеюсь, таковым станет: добавят редактор миссий и докрутят мультиплеер — сразу добавлю +20 баллов.
Если вы раздумываете, не купить ли мультикилограммовую коробочку, то не жмитесь — купите сперва компьютерную версию и взвесьте хорошенько «за» и «против».
Если вы большой фанат вселенной Warhammer 40k, то покупайте не раздумывая.
Если вы большой любитель пошаговых тактических игр, то она того стоит — давно в наших краях не было достойных игр этого жанра в чистом виде.
Если вы большой поклонник оригинала... то не знаю, стоит ли.
Ну и наконец, если вы сотрудник Full Control и читаете эту статью (шансы на это больше, чем выкинуть семь на 1d6 XD), то обязательно сделайте продолжение. Дополнение. Ну хоть что-то сделайте, чтобы улучшить продукт в принципе качественный, но звёзд с неба — не хватающий. Dixi.