-AdRiver-

Путешествие по Средиземью: Escape From Dol Guldur

Выпуск 3, 31 августа 2014

Saibre написал 4 года назад: #

Шикарная статья. С другом сейчас активно играли базу - он купил сразу ее и кучу дополнений, так что колоды составляли с использованием не всех, но некоторых маленьких коробочек. Читать одно удовольствие!

Сценарий взяли со второй попытки с небольшим огрехом, но, полагаю, будем еще раз уже чисто проходить, прежде чем перебираться дальше)

Brutalik написал 4 года назад: # скрыть ответы

Пару слов ещё хочется сказать о прохождении данного сценария соло, так как обзор по большей части написан по игре в кооперативе. Так вот, если использовать только карты базы, пройти данный сценарий соло - практически невозможно. Даже скорее невозможно.

Лично мне ни разу не удавалось. Мой рекорд - это 3-я стадия квеста, где в начале этой стадии герои изрядно поранены, уровень угрозы почти под 50, а тут ещё и назгул вовсю летает, который совсем не прост (и это ещё с изрядной долей везения). Да и на заморских форумах я так и не нашёл таких людей. Все сходились к тому, что либо надо расширять свою колоду картами дополнений, либо играть сразу за двоих игроков.

Сложность составления соло колоды ещё состоит в том, что попадая в плен, ты часто лишаешься половины своих карт на время, если в плен попал не тот герой (если играть в две сферы, про моноколоды не говорим, т.к. в базе 30 карт на сферу). Есть вариант играть в 3 сферы, при заключении одного из героев целостность такой колоды не теряется (именной такой колодой я и поставил для себя рекорд), но проблема тут в том, что в колоду при этом попадаю в основном карты с низкой стоимость, которых не достаточно в итоге, чтобы справиться со всеми проблемами сценария (элементарно нечем было убить назгула).

Если кто-то прошёл данный сценарий базовыми картами соло, будет очень интересно увидеть состав вашей колоды))

aelephante написал 4 года назад: # скрыть ответы

в теории колодой из 35-40 карт, с Теодредом, Эовин и каким-то третьим недорогим героем (лучше всего Леголас или Денетор) это будет реально. на назгула нужно накопить Sneak atack и Гэндальфа, в качестве chump blocker'ов использовать Snowborn scout'а и кого-то из парочки Erebor Hammersmith/Gondor Spearman. сфера тактики будет предпочтительнее в качестве третьей в силу хороших event'ов

самое сложное, конечно, пережить начало, но если в стартовой руке будет Steward of gondor и Теодреда не схватят, жизнь может наладиться

а колодой с картами из Shadow of Mirkwood (у вас в профайле весь цикл вижу) вы уже сценарий прошли?

Brutalik написал 4 года назад: # скрыть ответы

уровень сложности данного сценария (если говорить о соло игре) всё же очень велик, нужно много везения и много много партий, чтобы пройти Дол Гулдур базой)) Даже в 30 карт при правильно собранной колоде это будет практически нереально, на мой взгляд. Это сделано не зря ребятами из FFG, подстёгивает купить дополнения и всё же пройти этот нелёгкий путь)

Что касается набора героев, то сложно сказать - в сценарии нужен и хороший баланс силы воли среди 3-х героев (если в плену Эовин, то Теодред и Леголас с их силой воли в 2 далеко не уйдут, а недорогие союзники быстро расходуются), и хороший урон для назгула - а тут либо недешёвый гендальф, либо ждать каких то комбо, вроде Sneak Attack и того же гедальфа, что тоже не всегда приходит (особенно в колоде на 50 карт и 3 сферы).

Shadow of Mirkwood я приобрёл весь, но пока начал только первый доп из него, так что к дол гулдуру с новыми картами вернусь ещё не скоро, когда цикл пройду - я по порядку люблю играть)

aelephante написал 4 года назад: # скрыть ответы

мы тоже всегда играем по порядку, и вот сегодня повторно доиграли первый цикл (включая базу). Escape From Dol Guldur даже сейчас не показался лёгким, хотя за три партии новыми колодами ни разу не проиграли (но два раза были на волоске)

если вы играете в основном соло и в одну руку, то, боюсь, финал Shadows of Mirkwood может разочаровать - он заточен именно под кооперативную игру. при этом последний сценарий там совершенно грандиозный

Brutalik написал 4 года назад: # скрыть ответы

ну никто не мешает играть за двоих)

aelephante написал 4 года назад: #

возможность подглядывать другому в руку серьёзно упрощает игру всё же. хотя можно, например, на одну карту меньше на старте брать

_laz написал 4 года назад: # скрыть ответы

У меня есть одна победа (на огромнейшую кучу поражений) соло на дол гулдуре картами только из коре. Взял измором, с огромной долей везения :-). Для упрощения - так как хотелось хоть один раз именно выиграть - сдавал определенного героя в темницу. К сожалению, статистику по колодам не веду, а что там было - уже и не вспомню, кроме того, что Эовин была точно (у меня она вообще везде была очень долго) :-)))). Вроде колода была Спирит-Спирит-Лоре.

_laz написал 4 года назад: # скрыть ответы

да, и начальные мои колоды все были 35-40 карт, это тоже, я думаю, помогло.

Brutalik написал 4 года назад: # скрыть ответы

значит моя теория о том, что картами базы, с колодой по правилам в 50 карт, пройти данный сценарий соло невозможно пока в действии))

35-40 карт это огромный бонус для игрока, который позволяет отсечь ненужные или малопригодные в данном сценарии карты, и сосредоточится на определённых комбо.

А Эовин, это да, мало того что сама многое решает, так ещё и сфера духа неплохо может уровень угрозы снижать, что особенно актуально в данном сценарии

aelephante написал 4 года назад: #

плоха та колода, в которой есть ненужные или малопригодные карты. поэтому для базы большинство игроков рекомендуют составлять колоды с меньшим количеством карт. это не какой-то обман; 50 карт - "турнирное" правило, оно не оправдывает себя в масштабах одной только базы

поверьте, через несколько дополнений ненужных карт в вашей колоде, скорее всего, уже не будет вовсе, придётся ещё и отсекать некоторые хорошие, чтоб 50 было

VitarZ написал 4 года назад: # скрыть ответы

Не знаю сколько раз играл в этот сценарий, но все-таки я его прошел=). Играл по правилам, 50 карт в колоде сетапом Theodred - Gloin - Glorfindel. С самого начала в руку попалась комба на Gandalf'a и Sneak Attack. Ну и первые из 3 Guard'ов легли очень удачно - шершни, локация (не помню какая) и Caught in a web, ее я повесил на Gloin'a, который впоследствии рандомом! оказался захвачен (я же ничего не напутал последовательность применения правильная?). Ну а дальше все просто, наращивал ресурсы (Steward of Gondor, Theodred) и карты (Gleowine). Копил на 1-ом этапе мощь, в этом мне очень помог Henamarth Riversong. Собственно когда был готов (иссушив колоду почти полностью). С легкостью за 1 ход убил Назгула, и за пару ходов закончил игру с уровнем угрозы - 38 (4 раза карта Гендальфа сработала для уменьшения угрозы). В конце игры у меня находилось порядка 10 союзников на поле.

aelephante написал 4 года назад: # скрыть ответы

браво, поздравляю! стартовая рука, конечно, замечательная, и Глеовин в соло игре очень хороший союзник

кстати, два вопроса по ситуации с Глоином у меня возникли. после освобождения вы оставляли его запутанным в паутине? ведь карта квеста не указывает, что он уходит из игры (и тем самым паутина скидывается), а лишь требует перевернуть его рубашкой вверх. и второе: как вам кажется, получает ли Глоин ресурс при освобождении из темницы за ранение?

VitarZ написал 4 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за поздравление=).
Глоин у меня оставался запутанным в паутине до самого конца игры=). По поводу получения ресурса я считаю, что да Глоин должен его получить, т.к. если мне не изменяет память, в карте сценария указывается, что герой сначала возвращается под управление игрока, и затем получает 1 единицу ранения.
У меня встречный вопрос, можно ли выбрать целью для сброса паутину или кандалы, если теневой эффект гласит что необходимо скинуть довесок? (причем есть 2 формулировки: Довесок находящийся под контролем и довесок защищающегося персонажа; карты - 96, 103 и 92 соответственно)

aelephante написал 4 года назад: # скрыть ответы

существует ключевой параграф FAQ'а на эту тему, он гласит:
Players do not gain control of encounter cards unless control of the card is explicitly granted by a card effect. When an encounter card (such as Caught in a Web, CORE 86) becomes an attachment and attaches to a character, that character's controller does not gain control of the attachment.

Следовательно, эффекты Cavern Guardian и Forest Spider точно не влияют на сброс паутины/кандалов (там указано про контроль). Что касается Driven by Shadow, то здесь мы ориентируемся на пояснение в скобках, согласно которому при атаке без защитника игрок сбрасывает, опять же, все контролируемые им attachment'ы. И защищающийся персонаж у нас в таком случае всё равно сбросить паутину не может - это противоречит логике shadow effect'а.

Про Глоина и ресурсы соглашусь, на карте квеста указано flip the "prisoner" hero card face-up, and place 1 damage token on it. Другое дело, если бы говорилось, что карта возвращается под контроль игрока with 1 damage token on it.

VitarZ написал 4 года назад: #

Ну я собственно так и думал, и так и играл, но было сомнение, особенно по поводу Driven by Shadow

akafess написал 4 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за отличную статью

aelephante написал 4 года назад: # скрыть ответы

вам спасибо за чтение. я вижу, что у вас есть несколько дополнений к LotR. а как часто вы при этом играете в базовые сценарии? они остаются интересными?

_laz написал 4 года назад: #

Андуин с троллем - единственный сценарий, который выдержал проверку временем для меня, в него до сих пор интересно играть. Дол Гулдур не люблю с тех пор, когда я на него убил кучу времени, чтобы пройти хоть раз соло - сам факт, что забирают героя почему-то отталкивает от переигрывания. Passage through Mirkwood - использовался долго для тестирования новых колод - как взаимодействуют карты и тд - но теперь чаще использую другие сценарии - для колод с новыми картами они уже не такие сложные - но при этом более разнообразные.

Brutalik написал 4 года назад: # скрыть ответы

Небольшая поправка к статье: "Nazgul of Dol Guldur заставляет убрать из игры одного персонажа, если розданная ему в качестве shadow карта была разыграна, даже если не имела эффекта;".

Способность Nazgul of Dol Guldur убирать персонажей из игры не срабатывает, если shadow-карта не имела shadow-эффекта (т.е. на карте отсутствовало поле с shadow-эффектом). Согласно официальному FAQ к назгулу - The Forced event only occurs if the shadow card has something to resolve
on it (i.e. a Shadow keyword at the bottom). If you use a card effect to
cancel the shadow effect, the event is never triggered and the Forced
event never occurs (official FAQ v1.1)

Спасибо огромное за статьи, очень приятно было читать! С нетерпением жду обзора дополнений)

aelephante написал 4 года назад: #

о, это крайне приятная новость! уберу пунктик про "даже если не имела эффекта". спасибо вам за внимательное чтение

Leks написал 4 года назад: # скрыть ответы

Просто восхитительная статья! Кажется, даже превосходит предыдущие,хотя, казалось бы... Жаль, что максимальная оценка 10:)
Теперь что касается вопросов: По моему мнению, базовая коробка вполне себе самодостаточная игра, и по ней можно получить вполне полное и ясное впечатление. А дальше-то ещё лучше! Насчёт второго вопроса - тут каждый решает сам. Но игра стоит того, чтобы попробовать её хотя бы в Октагоне, а уж если игра "зашла", то вопрос - покупать или нет - вообще не стоит:)

aelephante написал 4 года назад: # скрыть ответы

спасибо! кстати, о том, как LotR играется в OCTNG, мало кто говорит, и многие, думаю, про эту возможность просто могут не знать. насколько это удобный способ попробовать игру?

Leks написал 4 года назад: #

Да ничего там сложного нет. Я, например, за вечер полностью освоил с нуля интерфейс. Правда, уже давно там не играл, но думаю, что только лучше стало. И колоду довольно удобно собирать.

kastaneda написал 4 года назад: # скрыть ответы

Присоединяйтесь. Вот тут есть и про установку, и откуда изображения для карт брать и горячие правила с описание интерфейса - http://octgn.gamersjudgement.com/wordpress/lotrlcg/

aelephante написал 4 года назад: #

спасибо, как-нибудь попробуем, наверно

vladimirs написал 4 года назад: # скрыть ответы

По вопросам: в базе очень мало сценариев, хотелось бы не 3, а хотя бы 5, причём, чтобы ещё два были уровня сложности, как первый, иначе очень сильный разброс сложности получается. Игру однозначно стоит попробовать всем, а тем, кто играет, в основном, вдвоём, вообще must have.

aelephante написал 4 года назад: #

согласен, что сценариев могло бы быть и больше. это, наверно, главная претензия к базе, наряду с тем, что в ней не все карты игроков имеют по три копии. но в крайней случае тем, кто играет без дополнений, можно найти любительские сценарии, которые одну базу и используют

а вы, кстати, знаете, что сейчас для каждого сценария уже выпускается вариант easy mode - аналогично nightmare, только часть карт просто убираются из колоды, ничего лишнего не добавляется. плюс герои начинают с дополнительным resource token'ом. этот вариант интереснее того, что FFG предлагали сначала (с удалением shadow - всё-таки это важная часть механики), он более-менее должен сохранять сами ощущения от сценария. например, из Escape From Dol Guldur не убирается назгул, но в колоде не будет тюремщиков, пчёл и паутины

vladimirs написал 4 года назад: # скрыть ответы

Огроменно спасибо, в особенности за советы.

aelephante написал 4 года назад: #

вот хотя тексты эти про сценарии, в итоге всегда хочется сказать что-то и про то, как против них конкретно игралось. не то чтобы советы давать, но, во-первых, как-то определить, чего дизайнеры ожидали от игроков, когда разрабатывали то или иное приключение, а во-вторых, собственный опыт освежить

то есть понятно же, что в третьем сценарии почти автоматом нужны герои лидерства и Эовин, и мы их, естественно, тоже использовали (Арагорн работает за себя и за того парня, Теодред даёт ресурсы, Эовин вообще в большинство колод желательно включать). но вот если какую-то менее очевидную взять историю из нашего прохождения сценария, то это как раз выбор между Беравор и Дэнетором. а точнее, сначала мы использовали Беравор и Эовин (идея: первая даёт дополнительные карты, вторая их сбрасывает за свою способность), потом Дэнетора и Элеанор (такой суперосторожный стиль, когда ничего не страшно, потому что их способности большинство гадостей останавливают), но ни та ни другая комбинация не работали толком. а Дэнетор с Эовин хоть и не коррелируют особенно друг с другом, почему-то прекрасно ужились. в итоге со второго раза с ними мы сценарий одолели

_laz написал 4 года назад: # скрыть ответы

После покупки базового набора сложность и качество сценариев была оценена положительно (хотелось бы больше, разве что :-). Но в дополнениях сценарии, на мой взгляд, лучше и интереснее! Разработчики игры достаточно креативны и каждый раз (за исключением пары раз :-) им удается придумать интересную механику, которая особенно хорошо передает суть сценария.

Сложно советовать тем, кто не является поклонником игр подобного формата - потому как аналогов игры нету. При всей кажущейся похожести на другие картостроительные игры - это что-то особенное. Множество любителей условно МТГ и ЛотР практически не пересекается. Тем не менее, пробовать тем, кто КАТЕГОРИЧЕСКИ не готов периодически покупать дополнения не советую, так как игра раскрывается после покупки хотя бы нескольких дополнений.

Тем не менее, базовая коробка вполне себе самоиграбельна - ее хватает без всяких проблем на партий 30-40, а то и больше, но в этом случае получаешь процентов 10 от игры - хоть и хороший, но пробник.

Тем, кому денег жалко :-), советую пока пропускать большинство дополнений и смотреть в сторону так называемых Сага-дополнений - выходят они редко, а карт и интересных сценариев добавляют много. Лучший вариант по отношению цена/положительные эмоции.

aelephante написал 4 года назад: #

как я понимаю, единственным конкурентом LotR в глазах игроков был (или есть?) карточный Pathfinder. однако схожесть их, конечно, крайне относительная, а идейное наполнение и вовсе прямо противоположное. судя по отзывам, практически никому не нравятся одновременно обе эти игры. вот и нас Pathfinder смутил - однообразием сценариев и игрового процесса в первую очередь

мне лично очень нравится формат распространения LotR, в первую очередь тем, что из-за богатства сценариев и возможностей в колодостроении при покупке нового расширения есть ощущение, что покупаешь едва ли не новую игру; при этом привыкать к ней уже не надо - всё знакомо и сделано на очень высоком уровне

кстати, на GenCon'е дизайнеры, которые занимались разработкой всех последних сценариев, дали отличное интервью, в котором в том числе рассказали о подходах к созданию приключений: http://www.youtube.com/watch?v=0YtDOVrlre8

Nelud написал 4 года назад: # скрыть ответы

Отличная статья! И спасибо за информацию по сбору колоды. А то мы уже попытались из базы собрать смешанные колоды на 50 карт. А, оказывается, нужно 30-40 карт!

aelephante написал 4 года назад: #

благодарю вас! по нашему опыту, через три-четыре расширения проблемой становится уже то, как вместить всё добро в 50-карточную колоду. для базы же порядка 40 карт в колоде - совершенно не преступление